Программа работы с одарёнными детьми
Цель программы
-Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи программы
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
-Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
-Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
-Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
-Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
-Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
-Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
Нормативно-правовая база
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
-ФЗ « Об образовании Российской Федерации» ( принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года)
-Федеральный Государственный образовательный Стандарт Основного Общего Образования
-Приказ Министерства образования науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013г. №1252
Механизмы реализации программы
1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика
4. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными и талантливыми детьми
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
-участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
-психологические консультации, тренинги, тестирование;
-конкурсы, интеллектуальные игры, соревнования;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям
-создание детских портфолио
-ученическая конференция
Календарный план мероприятий
Этапы |
Сроки |
Организационный
-совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения; -определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения; -создание и организация деятельности творческой группы по работе с одарёнными детьми ; -создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы ; - изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей; -анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития ; - отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; - создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования. |
1-й и 2-й год |
Аналитико-диагностический этап
-Выявление направленности и степени одаренности детей, - пополнение банка данных одаренных детей с 1 по 11 класс -Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, - разработка индивидуальных образовательных траекторий -сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах |
ежегодно |
Этап реализации |
|
-апробация учебных программ для детей повышенного образовательного уровня; -отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; -отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; -углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; -методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; -отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; -систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; -пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; -психологическая, педагогическая, социальная поддержка одаренных детей; -проведение выставок детского творчества.
|
|
Рефлексивно-обобщающий этап |
|
-анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; -анализ мониторинга достижений каждого учащегося; -анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми; -определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка программ. |
Последний год |
Мероприятия по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Организационное направление |
|
|
1 |
Утверждение программы «Одаренные дети» на педагогическом совет. |
Сентябрь |
Директор школы
|
2 |
Создание творческой группы по организации работы с одарёнными детьми. |
Сентябрь – октябрь |
Зам. директора по УВР и ВР, руководители МО |
3 |
Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании на методическом совете школы |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР и ВР, руководители МО |
4 |
Заседание МС «Работа с одаренными детьми в условиях перехода на обновленные стандарты и реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». |
Декабрь |
Зам. директора по УВР и ВР |
5 |
Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми |
октябрь – декабрь |
Зам. директора по УВР и ВР |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
|
|
1 |
Утверждение календарно- тематических планов, образовательных программ предпрофильных, элективных курсов, программ индивидуальных и групповых занятий, кружковых занятий |
сентябрь , ежегодно в это время |
Директор школы, зам. директора по УВР |
2 |
Разработка Положения о школьном–интеллектуальном марафоне |
ноябрь |
Зам. директора по УВР и ВР |
|
|
||
|
Научно-методическое направление |
|
|
1 |
Организация постоянно действующего психолого- педагогического семинара по проблемам: «Технология выявления одаренности» , «Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей» Оценка результативности работы с одаренными детьми |
На протяжении всего времени |
зам. директора по УВР и ВР, педагог-психолог |
2 |
Подбор диагностических методик -по определению направленности и степени одаренности детей -для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании -для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с детьми |
август – сентябрь |
зам. директора по УВР и ВР, педагог-психолог |
3 |
Создание банка данных одаренных детей |
ежегодно |
Зам. директора по УВР и ВР |
4 |
Разработка цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать» |
сентябрь – октябрь |
Зам. директора по УВР и ВР |
5 |
Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными детьми, ведение школьного сайта |
ежегодно |
Зам. директора по УВР и ВР |
|
Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления |
|
|
1 |
1. Организация консультационных занятий с одаренными детьми |
Сентябрь – октябрь далее ежегодно в это время |
МС |
2 |
Проводить школьные мероприятия, направленные на стимулирование достижений детей: -предметные недели -школьные предметные олимпиады |
В течение всего периода |
МО |
3 |
Активизировать участие в конкурсах проектов, творческих работ, научно- практических конференциях, олимпиадах, в акциях по различным направлениям различного уровня |
В течение всего периода |
Учителя- наставники |
4 |
Активизировать участие старшеклассников в олимпиадах, организуемых вузами страны и области |
В течение всего периода |
Учителя- наставники |
5 |
Выпуск сборников детского литературного творчества, исследовательских работ, проектов на школьном сайте |
В течение всего периода |
Учителя- наставники |
6 |
Проведение научно- практических конференций |
В течение всего периода |
Учителя- наставники |
7 |
Проведение конкурса «Ученик года», «Лучшая исследовательская работа года» |
Ежегодно, январь |
Зам. директора по ВР |
8 |
Продолжить работу по совершенствованию учебного плана в части обеспечения вариативности обучения и увеличения доли внеурочной занятости в проектно- исследовательской работе |
В течение всего периода |
Администрация школы |
9 |
Продолжить работу по совершенствованию форм взаимодействия с социальными партнерами и партнерами по образовательной сети |
В течение всего периода |
Администрация школы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.