Программа работы школьного клуба «Основы православной культуры семьи»
С 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации с привлечением общественности разрабатывается «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Необходимость этой «Концепции» вызвана глубоким кризисом российской семьи. Среди проблем, которые государство стремится решать, - нестабильность современной семьи, девальвация ценностей супружества, наличие факторов и рисков, приводящих к утрате семейных связей.
Государственная семейная политика, являющаяся неотъемлемой частью социальной политики Российской Федерации, предусматривает целую систему мер, направленных на укрепление и развитие института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей1.
Обо всех этих проблемах и подходах к их решению должны знать старшеклассники.
Программа занятий школьного клуба «Основы православной культуры семьи» направлена на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций): на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях. В процессе работы клуба подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.
Своей основной целью школьный клуб «Основы православной культуры семьи» считает: приобщение учащихся к сокровищнице русской православной семейной культуры. Основываясь на этом, мы получаем первоочередные задачи, которые призван решить школьный клуб:
ü способствовать формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения учащихся;
ü развивать навыки здорового (духовного) образа жизни;
ü способствовать восстановлению традиционной крепкой российской семьи как прочной основы российского общества;
ü содействовать воспитанию юношей и девушек в русле православных семейных традиций;
ü помочь юношам и девушкам подготовиться к одному из самых важных событий в их жизни — созданию семьи;
ü оказать помощь в определении собственной позиции, направленной на искоренение сквернословия, табакокурения, алкоголизма и наркомании в окружающей среде и недопущение этих негативных явлений при построении собственной семьи.
Почему же речь идет именно о культуре православной семьи? На протяжении десятка веков в России сохранялся твёрдый уклад семейной жизни. Необходимость традиционных семейных ценностей не нужно было доказывать: о них свидетельствовала сама жизнь людей, которая была порой очень тяжёлой, но крепкая православная вера и твёрдый семейный уклад помогали выстоять и сохраниться русскому народу даже в самых тяжелых испытаниях. К сожалению, сегодня почти утрачено понимание, зачем вообще люди женятся, выходят замуж. Наступившее во второй половине XX века отвержение традиционных семейных ценностей свидетельствует о пустоте, бесцельности и бесплодности человеческой жизни. Однако без нормальной семьи в обществе создаётся странная и тревожная атмосфера нестабильности, неустойчивости и разложения. Только там, где возрождается крепкая и счастливая семья, - там начинается жизнь, полная сил и надежд. Для работы клуба используются различные формы работы и привлекаются специалисты различных профилей: священнослужители, медработники, психологи, экономисты, педагоги школы и родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
Формы занятий клуба:
По количеству детей – форма занятий коллективная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа, коллективное чтение с комментариями, создание письменных комментариев по прочитанному, экскурсия (заочная или очная), создание проектов, подготовка к участию в различных конкурсных мероприятиях.
По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия – написание творческих работ - и занятие по обобщению знаний.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, которые в чередуются во время занятия. Теоретическая часть представляет собой чтение отрывков из произведений, статей, рассказов по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы педагога, а также – участие в конкурсах, творческих мастерских.
Режим работы клуба:
По данной программе проводится два занятия в месяц продолжительностью 40 - 60 минут.
Основные содержательные линии работы клуба:
Планирование занятий клуба
п/п № |
Тема занятия |
Содержание |
Примечание
|
|
Личность, общество, семья. Особенности межличностных отношений. |
||||
1
|
Что такое личность? |
Психологические характеристики личности. |
Беседа с психологом |
|
2 |
Типы дружеских отношений. |
|
Дискуссия |
|
3 |
Личность и общество. |
Ответственность за совершенные правонарушения.
|
Встреча с представителем УВД |
|
4 |
Эгоизм и гордость как источники зла в мире |
Примеры эгоизма и гордости в межличностных отношениях и их последствия. |
Встреча со священнослужителем. |
|
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций |
||||
5 |
Современная семья в обществе. |
|
Педагог-психолог |
|
6 |
Христианская семья. |
Нравственные нормы брака. Христианское понимание роли мужа и жены в семье. Ответственность в исполнении ролей как условие благополучности семейных отношений. |
Встреча со священнослужителем |
|
7 |
Семья как путь к спасению
|
Заповедь Иисуса Христа «Нет больше той любви, как если кто жизнь свою положит за друзей своих» - высокий идеал любви и путь к спасению души. Семья как «место» исполнения данной заповеди о любви к ближним как к самому себе. |
Чтение статей из книги священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» и размышления над прочитанным; Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России». |
|
8
|
Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи. Готовность к созданию семьи |
Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение. Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи. Значение заповеди «Не прелюбодействуй» в добрачном периоде жизни молодых людей. |
Творческая лаборатория «Образ будущей семьи» |
|
Семейное воспитание |
||||
9 |
Заповедь о почитании родителей как залог семейного счастья
|
Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».
|
Чтение статьи «Почитай отца своего и матерь свою» из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»; Слайд-фильм «Любовь к родителям не знает границ!» |
|
10
|
Отцы и дети. О родительской любви |
Проблемы в отношениях между родителями и детьми: причины и пути решения. Какой должна быть родительская любовь?
|
Аудиолекция монахини Нины «Ошибки родительского воспитания» // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл бесед; 3) Оформление фотогалереи «Вот она какая - родительская любовь!» |
|
11 |
Многодетная семья |
Особенности проявления любви в многодетной семье: многодетная семья как «школа» христианской любви. |
Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»; Творческое задание по сопоставлению параметров «Семья немногодетная и многодетная». Встреча с родителями многодетной семьи |
|
12 |
Традиции православной семьи. Семейные добродетели |
Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни. Религиозные, исторические и семейные традиции благочестия как смыслообразующие основания семьи. Заповеди Божьи. Христианские нормы отношений. Воспитание чести и долга в семье. Патриотическое и трудовое воспитание в семье. |
Встреча со священнослужителем Док/ф. «Возвращение к истокам»; Творческое задание «Добродетели, формируемые в семье». |
|
Быт и экономика молодой семьи |
||||
13 |
Понятие «Экономика семьи». Потребности семьи |
Доходы и расходы семьи. Беседа о потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)
|
Деловая игра «Бюджет молодой семьи» |
|
14 |
Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства. |
Режим семьи, отдых и развлечения в семье. |
|
|
Конфликты в семье |
||||
15 |
Понятие «семейный конфликт». Предотвращение конфликтов. |
Причины конфликтов в семье. Нравственные способы разрешения. Зоны возможных конфликтов в семье. Механизмы согласования, рассогласования и примирения. Спор или ссора? Кризисные периоды становления семьи. Развод как трагедия. |
Беседа с психологом Творческая лаборатория «Как избежать развода?»
|
|
Главные угрозы семье |
||||
16 |
Охрана безопасности семейной жизни |
Понятие «охрана безопасности семейной жизни» (ОБСЖ); опасности, угрожающие семье: созидающая взаимная благодарность супругов, разрушающая семью неблагодарность; супружеская измена — не просто угроза семейному счастью, а реальное разрушение семьи; недопустимость абортов - страшного греха, наносящего удар по благополучию и счастью семьи; опасность для целостности семьи от разговоров про развод. |
Беседа со священнослужителем |
|
17 |
Не убий |
Искусственное прерывание беременности. Каковы основные последствия аборта? |
Беседа с медработником. Док/ф. «Безмолвный крик» и «Сны»; Творческая лаборатория «Мои аргументы против абортов». |
|
18 |
Заповедь «не сотвори себе кумира»: |
о красоте внутренней и внешней; внешние и внутренние «кумиры» как источники семейных раздоров |
Беседа с психологом |
|
19 |
Словом можно убить…. |
О вреде сквернословия |
Беседа со священнослужителем Анкетирование Учащихся |
|
20 |
Скверные привычки и их последствия |
О вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков |
Беседа с медработником, со священником |
|
Заключительные занятия |
||||
21 |
Семейные ценности в свете Евангелия |
Притча о блудном сыне и заблудшей овце; православное учение о грехе и покаянии; Святые Покровители семьи. |
Чтение и дискуссионное Обсуждение |
|
22 |
Традиции русской семьи. Домашний очаг |
Представление своих семейных традиций |
Праздник с участием родителей |
|
Используемая литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.