Программа работы школьного клуба «Основы православной культуры семьи»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа занятий школьного клуба «Основы православной культуры семьи» направлена на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций): на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях. В процессе работы клуба подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Своей основной целью школьный клуб «Основы православной культуры семьи» считает: приобщение учащихся к сокровищнице русской православной семейной культуры.
Иконка файла материала Программа работы школьного клуба.docx

Программа работы школьного клуба «Основы православной культуры семьи»

 

С 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации с привлечением общественности разрабатывается «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Необходимость этой «Концепции» вызвана глубоким кризисом российской семьи. Среди проблем, которые государство стремится решать, - нестабильность современной семьи, девальвация ценностей супружества, наличие факторов и рисков, приводящих к утрате семейных связей.

Государственная семейная политика, являющаяся неотъемлемой частью социальной политики Российской Федерации, предусматривает целую систему мер, направленных на укрепление и развитие института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей1.

Обо всех этих проблемах и подходах к их решению должны знать старшеклассники.

Программа занятий школьного клуба «Основы православной культуры семьи» направлена на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций): на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях. В процессе работы клуба подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.

Своей основной целью школьный клуб «Основы православной культуры семьи» считает: приобщение учащихся к сокровищнице русской православной семейной культуры. Основываясь на этом, мы получаем первоочередные задачи, которые призван решить школьный клуб:

ü  способствовать формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения учащихся;

ü  развивать навыки здорового (духовного) образа жизни;

ü  способствовать восстановлению традиционной крепкой российской семьи как прочной основы российского общества;

ü  содействовать воспитанию юношей и девушек в русле православных семейных традиций;

ü  помочь юношам и девушкам подготовиться к одному из самых важных событий в их жизни — созданию семьи;

ü  оказать помощь в определении собственной позиции, направленной на искоренение сквернословия, табакокурения, алкоголизма и наркомании в окружающей среде и недопущение этих негативных явлений при построении собственной семьи.

Почему же речь идет именно о культуре православной семьи? На протяжении десятка веков в России сохранялся твёрдый уклад семейной жизни. Необходимость традиционных семейных ценностей не нужно было доказывать: о них свидетельствовала сама жизнь людей, которая была порой очень тяжёлой, но крепкая православная вера и твёрдый семейный уклад помогали выстоять и сохраниться русскому народу даже в самых тяжелых испытаниях. К сожалению, сегодня почти утрачено понимание, зачем вообще люди женятся, выходят замуж. Наступившее во второй половине XX века отвержение традиционных семейных ценностей свидетельствует о пустоте, бесцельности и бесплодности человеческой жизни. Однако без нормальной семьи в обществе создаётся странная и тревожная атмосфера нестабильности, неустойчивости и разложения. Только там, где возрождается крепкая и счастливая семья, - там начинается жизнь, полная сил и надежд. Для работы клуба используются различные формы работы и привлекаются специалисты различных профилей: священнослужители, медработники, психологи, экономисты, педагоги школы и родители (лица, их заменяющие) обучающихся.

Формы занятий клуба:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа, коллективное чтение с комментариями, создание письменных комментариев по прочитанному, экскурсия (заочная или очная), создание проектов, подготовка к участию в различных конкурсных мероприятиях.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия – написание творческих работ - и занятие по обобщению знаний.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, которые в чередуются во время занятия. Теоретическая часть представляет собой чтение отрывков из произведений, статей, рассказов по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы педагога, а также – участие в конкурсах, творческих мастерских.

     Режим работы клуба:

По данной программе проводится два занятия в месяц продолжительностью 40 - 60 минут.

Основные содержательные линии работы клуба:

  1. Особенности межличностного общения.
  2. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций (Цель и смысл семьи, секреты семейного счастья, готовность к браку).
  3. Семейное воспитание.
  4. Быт и экономика молодой семьи.
  5. Конфликты в семье.
  6. Главные угрозы семье.

 

Планирование занятий клуба

 

п/п

Тема занятия

Содержание

Примечание

 

Личность, общество, семья. Особенности межличностных отношений.

1

 

Что такое личность?

Психологические характеристики личности.

Беседа с психологом

2

Типы дружеских отношений.

 

Дискуссия

3

Личность и общество.

Ответственность за совершенные правонарушения.

 

Встреча с представителем УВД

4

Эгоизм и гордость как источники зла в мире

Примеры эгоизма и гордости в межличностных отношениях и их последствия.

Встреча со священнослужителем.

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций

5

Современная семья в обществе.

 

Педагог-психолог

6

Христианская семья.

Нравственные нормы брака. Христианское понимание роли мужа и жены в семье. Ответственность в исполнении ролей как условие благополучности семейных отношений.

Встреча со священнослужителем

7

Семья как путь к спасению

 

Заповедь Иисуса Христа «Нет больше той любви, как если кто жизнь свою положит за друзей своих» - высокий идеал любви и путь к спасению души. Семья как «место» исполнения данной заповеди о любви к ближним как к самому себе. 

Чтение статей из книги священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» и размышления над прочитанным; Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России».

 

 

8

 

Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи. Готовность к созданию семьи

Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение. Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи. Значение заповеди «Не прелюбодействуй» в добрачном периоде жизни молодых людей.

Творческая лаборатория «Образ будущей семьи»

Семейное воспитание

9

Заповедь о почитании родителей как залог семейного счастья

 

Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».

 

Чтение статьи «Почитай отца своего и матерь свою» из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»;

Слайд-фильм «Любовь к родителям не знает границ!»

10

 

 

Отцы и дети. О родительской любви

Проблемы в отношениях между родителями и детьми: причины и пути решения. Какой должна быть родительская любовь?

 

Аудиолекция монахини Нины «Ошибки родительского воспитания» // Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл бесед; 3) Оформление фотогалереи «Вот она какая - родительская любовь!»

11

Многодетная семья

Особенности проявления любви в многодетной семье: многодетная семья как «школа» христианской любви.

Просмотр DVD фильма-призера кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»; Творческое задание по сопоставлению параметров «Семья немногодетная и многодетная». Встреча с родителями многодетной семьи

12

Традиции православной семьи. Семейные добродетели

Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни. Религиозные, исторические и семейные традиции благочестия  как смыслообразующие основания семьи.

Заповеди Божьи. Христианские нормы отношений. Воспитание чести и долга в семье. Патриотическое и трудовое воспитание в семье.

Встреча со священнослужителем

Док/ф. «Возвращение к истокам»; Творческое задание «Добродетели, формируемые в семье». 

Быт и экономика молодой семьи

13

Понятие «Экономика семьи». Потребности семьи

Доходы и расходы семьи. Беседа о потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)

 

Деловая игра «Бюджет молодой семьи»

14

Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства.

Режим семьи, отдых и развлечения в семье.

 

Конфликты в семье

15

Понятие «семейный конфликт». Предотвращение конфликтов.

Причины конфликтов в семье. Нравственные способы разрешения. Зоны возможных конфликтов в семье. Механизмы согласования, рассогласования и примирения. Спор или ссора? Кризисные периоды становления семьи. Развод как трагедия.

Беседа с психологом

Творческая лаборатория «Как избежать развода?»

 

Главные угрозы семье

16

Охрана безопасности семейной жизни

Понятие «охрана безопасности семейной жизни» (ОБСЖ); опасности, угрожающие семье: созидающая взаимная благодарность супругов, разрушающая семью неблагодарность; супружеская измена — не просто угроза семейному счастью, а реальное разрушение семьи; недопустимость абортов - страшного греха, наносящего удар по благополучию и счастью семьи; опасность для целостности семьи от разговоров про развод.

Беседа со священнослужителем

17

Не убий

Искусственное прерывание беременности. Каковы основные последствия аборта?

Беседа с медработником.

 Док/ф. «Безмолвный крик» и «Сны»; Творческая лаборатория «Мои аргументы против абортов».

18

Заповедь «не сотвори себе кумира»:

о красоте внутренней и внешней; внешние и внутренние «кумиры» как источники семейных раздоров

Беседа с психологом

19

Словом можно убить….

О вреде сквернословия

Беседа со священнослужителем

Анкетирование

Учащихся

20

Скверные привычки и их последствия

О вреде  табакокурения, алкоголя, наркотиков

Беседа с медработником, со священником

Заключительные занятия

21

Семейные ценности в свете Евангелия

Притча о блудном сыне и заблудшей овце; православное учение о грехе и покаянии; Святые Покровители семьи.

Чтение и дискуссионное

Обсуждение

22

Традиции русской семьи. Домашний очаг

Представление своих семейных традиций

Праздник с участием родителей

 

 

Используемая литература

  1. Духанин В. Сокровенный мир Православия. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
  2. Культура семьи: Учебное пособие. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2009.
  3. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни. 10 класс: Экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010.
  4. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни. 11 класс: Экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010.
  5. Нравственные основы семейной жизни: Хрестоматия для учителя с мультимедийным приложением. 10 класс. // Сост. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010.
  6. Христианство и религии мира. Учебное пособие. – М.: Про-Пресс, 2008.
  7. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие по этике для старшеклассников. М.: «Про-Пресс», 2008.