МКОУ Кондинская СОШ
Программа работы учителя-наставника
Солодяковой Ольги Викторовны (учителя русского языка и литературы)
Молодой учитель: Кузеванова Татьяна Олеговна (учитель английского языка)
Пояснительная записка
Наставничество является эффективной формой профессиональной адаптации педагога в условиях изменившейся стратегии образования. Одной из форм наставничества является «учитель – учитель», она предполагает взаимодействие молодого специалиста с опытным педагогом, способным оказывать разностороннюю поддержку. Учитель-наставник помогает в адаптации молодых педагогов к работе в школе, мотивирует, выявляет затруднения, помогает выстроить план профессионального роста.
Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации и формирование профессиональных умений и навыков молодого специалиста для применения на практике.
Задачи:
Оказание методической помощи в повышении и совершенствовании методического уровня учебной и воспитательной деятельности;
Формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности педагога;
Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном совершенствовании.
Содержание деятельности
Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
Посещение уроков молодого специалиста и посещение уроков молодым специалистом.
Планирование и анализ деятельности.
Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.
Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
высокий уровень включенности молодого специалиста в педагогическую деятельность, активное участие в жизни образовательной организации;
успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
уверенность в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Оцениваемые результаты:
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
качественный рост успеваемости;
отсутствие конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
создание собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических разработок молодого специалиста.
Этапы реализации программы
Этапы |
Содержание |
Цель |
2020– 2021 год |
Адаптация молодого специалиста |
Ознакомление молодого специалиста с деятельностью МКОУ Кондинская СОШ, обеспечить быстрое и эффективное включение педагога в образовательный процесс. Создание индивидуального плана профессионального развития |
2021– 2022 год |
Профессиональное развитие молодого специалиста |
Анализ компетенций молодого педагога, планирование мероприятий, обеспечивающих изучение основ педагогики, психологии и методики обучения, приобретение необходимых умений и навыков проведения занятий в урочное и внеурочное время, оказание помощи в разработке плана профессионального становления. |
2022– 2023 год |
Развитие потенциала молодого специалиста |
Развитие и совершенствование профессиональных и деловых качеств молодого специалиста. Способность к саморазвитию |
План мероприятий на 2022 – 2023 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Планирование и организация работы по предмету (составление календарно-тематического планирования с учетом обновленных ФГОС НОО и ООО, программ для детей ОВЗ, программ внеурочной деятельности) |
Сентябрь |
2 |
Помощь в выборе методической темы по самообразованию |
Сентябрь |
3 |
Консультация по аттестации на соответствие занимаемой должности |
Сентябрь |
4 |
Практикум «Подготовка урока. Структура урока. Технологическая карта урока. Самоанализ» |
1 раз в четверть |
5 |
Особенности внеурочной деятельности. Программа «Разговоры о важном» |
Сентябрь |
6 |
Воспитательная программа школы |
Октябрь |
7 |
Посещение уроков: анализ и самоанализ |
В течение года |
8 |
Собеседование «Основные проблемы», анкетирование на выявление профессиональных затруднений |
Октябрь |
9 |
Консультация по подготовке к олимпиаде (школьный этап)
|
Октябрь |
10 |
Использование Интернет-платформ |
Ноябрь |
11 |
Практикум по составлению тестов по предмету |
Ноябрь |
12 |
Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. |
Декабрь |
13 |
Виды контроля, их использование на различных этапах урока. |
Декабрь |
14 |
Промежуточная аттестация (подготовка материалов) |
Декабрь |
15 |
Практикум по формированию функциональной грамотности на уроках |
Январь |
16 |
Анализ работы по самообразованию по методической теме |
Февраль |
17 |
Использование в работе современных образовательных технологий |
Март |
18 |
Приемы визуализации на уроках |
Март |
19 |
Изучение материалов для аттестации на 1 категорию: самообследование, аттестационное задание. |
Апрель |
20 |
Беседа «Факторы, которые влияют на качество преподавания». |
Апрель |
21 |
Формы и методы работы с родителями (анализ воспитательной работы в классе) |
Май |
22 |
Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником. Собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в педагогической деятельности, создание собственного маршрута по совершенствованию педагогической деятельности. |
Май |
23 |
Участие в мероприятиях по плану школы |
В течение года |
Приложение
Экспертный лист адаптации молодого специалиста в школе
Этап |
Мероприятия |
Результат |
Самооценка |
Оценка педагога-наставника |
В баллах (0 - нет, 1 - да) |
||||
1 этап |
Инструктажи; собеседования с администрацией; определение педагога-наставника |
Установление партнерских отношений с коллективом и администрацией школы; |
|
|
Проведение инструктажей |
|
|
||
Знание локальных актов школы |
|
|
||
2 этап |
Включение в работу методического объединения школы, района; |
Включение в творческие группы. Реализация собственных педагогических инициатив
|
|
|
|
аттестация на соответствие занимаемой должности; |
Составление плана саморазвития |
|
|
|
проектирование и посещение уроков; |
Приобретение навыков проектирования уроков |
|
|
|
помощь в организации процесса обучения; |
Положительная динамика успеваемости |
|
|
|
становление в качестве классного руководителя |
Отсутствие конфликтов с коллегами и родителями |
|
|
3 этап |
Участие в профессиональных конкурсах; |
Победа (призовое место) в профессиональных конкурсах |
|
|
|
публикации статей и методических разработок; |
Наличие публикаций |
|
|
|
участие учеников в предметных олимпиадах и конкурсах; |
Победы учеников в предметных олимпиадах и конкурсах |
|
|
|
аттестация на первую квалификационную категорию |
Наличие публичных выступлений |
|
|
ИТОГ |
|
|
|
|
Примечание. Подсчитывается итоговый балл по самооценке и оценке педагога наставника, далее высчитывается средняя двух оценок.
0–4 балла – низкий уровень адаптации; 5–10 – баллов средний уровень адаптации;
11–15 баллов – высокий уровень адаптации.
Анкета
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки:
– да;
– нет;
– частично
2. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:
– в календарно-тематическом планировании;
– в проведении уроков;
– в проведении внеклассных мероприятий;
– в общении с коллегами, администрацией;
– в общении с учащимися, их родителями;
– другое (допишите)
4. Что представляет ли для вас трудность:
– формулировка целей урока;
– выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока;
– мотивация деятельности учащихся;
– формулировка вопросов проблемного характера;
– создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении;
– подготовка для учащихся заданий различной степени трудности;
– активизация учащихся в обучении;
– организация сотрудничества учащихся;
– организация само- и взаимоконтроля учащихся;
– организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся;
– развитие творческих способностей учащихся;
– другое (допишите)
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– cамообразованию;
– практико-ориентированному семинару;
– курсам повышения квалификации;
– мастер-классам;
– творческим лабораториям;
– индивидуальной помощи со стороны наставника;
– предметным кафедрам;
– школе начинающего учителя;
– другое (допишите)
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– типы уроков, методика их подготовки и проведения;
– методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
– приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
– учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;
– психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
– урегулирование конфликтных ситуаций;
– формы работы с родителями;
– формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
– другое (допишите)
Круглова И. В. Организация наставничества в школе (http://me № obr.ru/pri № t.aspx?co № trol)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.