Программа развития познавательных процессов 5-6 лет
Оценка 4.7

Программа развития познавательных процессов 5-6 лет

Оценка 4.7
Документация
docx
психологическая работа
Взрослым
07.12.2022
Программа развития познавательных процессов 5-6 лет
В программе представлен практический материал по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет
Программа развития познавательных процессов 5-6 лет.docx

 

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет

 

Пронина Н.Р.,

 педагог-психолог, МОУ ДО ЦДТ «Витязь»

Актуальность программы. В основу программы легла притча, о том, как правители разных стран вели дела. Первые укрепляли границы, вторые – обучали войска, а третьи – строили мосты и дороги, чтобы учиться взаимодействовать с миром, который их окружает. Но труды были напрасны – «пути дружбы» разрушились, потому что никто никому не верил.

Однажды появился добрый Великан и помог людям поверить друг другу, научил понимать себя, свои чувства и желания, правильно их выражать, чтобы быть понятым и услышанным окружающими, способам и приемам необходимым для развития произвольной памяти, внимания и мышления. Мы не Великаны, но нам хочется научить детей понимать себя и окружающий мир.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие познавательной сферы. Основными компонентами познавательной сферы являются познавательные процессы и способности – динамические компоненты, а также познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка.

Работа по данной программе рассчитана на 1 год. Занятия для детей простроены с учетом их психофизиологических особенностей и направлены на развитие динамических компонентов познавательной (познавательные процессы) и эмоциональной сферы детей. Занятия для каждой группы детей имеют свою логическую последовательность, где степень сложности материала, варьируется в зависимости от психоэмоционального состояния группы и возможностей детей, находящихся в данной группе. Каждое занятие учитывает зоны актуального и ближайшего развития детей.

На каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности. Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другому, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов. К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов. В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений. Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака. Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие времени ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события. Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок. Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали. Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

Комплексный подход к изучению учебных способностей школьников, анализ, разработка, систематизация упражнений направленных на развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы даёт возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные особенности развития, понять причины проявлений негативного развития, их взаимосвязь и взаимовлияние. Необходимым условием эффективности программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность. 

Направленность программы: социально-педагогическая

Цель программы: Способствовать повышению уровня развития познавательных процессов и эмоционального интеллекта у дошкольников.    

Задачи программы: 

-                   Повышать познавательный интерес обучающихся.

-                   Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь.

-                   Формировать знания, умения и навыки, необходимые для выражения эмоционального состояния по внешнему проявлению и выражению с помощью мимики, пантомимики, интонации голоса.

-                   Воспитывать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершаемое действие или поступок.

Принципы организации занятий:

1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

На занятиях применяются интерактивные и тренинговые методы работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь; социально-психологический мониторинг, анкетирование, использование аудиовизуальных материалов, наглядных пособий;

В ходе работы использовались такие технологии:

-       арт-терапия,

-       телесно-ориентированные техники,

-       психогимнастика (этюды на выражения эмоций),

-       моделирование и анализ проблемных ситуаций,

-       групповая дискуссия.

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия по данной программе организуются для обучающихся 5-6 лет. Оптимальный размер группы 6-8 человек. Время занятий 20-25 мин. Цикл занятий рассчитан на учебный год с сентября по май (всего 36 занятий), из них: 8 занятий – диагностическое обследование и индивидуальная работа с родителями.

Структура занятия:

Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие эмоциональной сферы и познавательных процессов: развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и правилам детской группы, овладение способами взаимодействия с другими детьми.

Заключительная часть.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы детей на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Содержание программы

Блок 1. Диагностический этап. Индивидуальное и групповое диагностическое исследование, проводиться в начале и конце освоения программы:

1.     Методика «Лесенка» (самооценка) (Приложение 1).

2.     Диагностика уровня развития познавательных процессов (внимание – «Найди такую же картинку», память – «10 предметов», мышление - «Найди семью» «Рыбка» «Установи последовательность», восприятие – «Разрезные картинки», воображение «На что похоже») (Приложение 2).

3.     Методика В.М.Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» (Приложение3).

Блок 2. Развитие эмоционального интеллекта.

Знакомство (вводное занятие)

Теория. Игра «Меня зовут…», игра «Это про меня», игра «Волшебный колокольчик», игра «Наш дом», игра «До свидания».

Эмоция «Радость»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки. 

Практика. Мимика, пантомимика, речь. Радостный – грустный. Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции. Рефлексия.

Эмоция «Страх»

Теория. Сказочная история о эмоции. Сказочный театр. Укротители

Практика. Приветствие. Нарисуй эмоцию. Рефлексия.

Эмоция «Гнев (злость)»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки.

Практика. Мимика, пантомимика, речь. Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции.  Рефлексия.

Эмоция «Удивление»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки.

Практика. Мимика, пантомимика, речь.  Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции. Рефлексия.

Эмоция «Стеснение»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки.

Практика. Мимика, пантомимика, речь. Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции. Рефлексия.

Эмоция «Обида»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки.

Практика. Мимика, пантомимика, речь. Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции. Рефлексия.

Эмоция «Стыд»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки.

Практика. Мимика, пантомимика, речь. Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции. Сказочный театр. Рефлексия.

Эмоция «Вина»

Теория. Приветствие. Чтение сказки. Изучение сюжетной картинки.

Практика. Мимика, пантомимика, речь. Нарисуй эмоцию. Сказочная история о эмоции. Рефлексия.

Итоговое занятие блока 1. Сказочная страна

Практика. Встань по пальцам. На цветочной полянке. Рефлексия.

Блок 3. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь).

Упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления, внимания, памяти обучение способам расслабления

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Приветствие. Найди мяч, непохожий на остальные. Купи в магазине. Снеговик. Эстафета дружбы.

Упражнения на развитие мелкой моторики, произвольного внимания, образной памяти, обучение мнемическому способу запоминания повторение

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Приветствие. Колечко. Найди 10 отличий. Запомни предмет. Рожицы. Эстафета дружбы.

Упражнения на развитие речи и внимания, образной и двигательной памяти, закрепление умения пользоваться мнемическим способом повторение

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Приветствие. Колечко. Продолжи стихотворение. Запомни картинки. Изобрази явление. Отдых на море. Эстафета дружбы.

Упражнения на развитие мелкой моторики, памяти (вербальной, образной, двигательной), образного мышления, способам снятия мышечного напряжения (саморегуляция).

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Приветствие. Колечко. Повтори мое слово и придумай свое. Какие звуки ты слышишь? Сосулька. Тяни. Бабочка. Черепаха. Пяточки. Носочки. Бяка –бука. Буратино. Эстафета дружбы.

Упражнения на развитие двигательной и оперативной памяти, логического мышления, речи, слухового внимания.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Рука в руке. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Запомни картинки. Размышляйка. Сосулька. Тяни. Бабочка. Черепаха. Пяточки. Носочки. Бяка –бука. Буратино. Эстафета дружбы.

Упражнения на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, логического мышления

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий

Практика. Рука в руке. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Размышляйка. Что исчезло. Кто знает, пусть дальше считает. Дыхание.

Упражнения на развитие творческого мышления, памяти, внимания

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий

Практика. Рука в руке. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Что исчезло. Будь внимателен. Радуга. Дружные ребята.

Упражнения на развитие логического мышления, речи, репродуктивного воображения

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Рука в руке. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Что сначала, что потом. Кто знает, пусть дальше считает. Дыхание.

Упражнения на развитие мелкой моторики, репродуктивного воображения, умения выделять существенные признаки предмета или явления.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Рука в руке; Колечко; Ладонь-кулак-ребро; Лезгинка;

Убавилось или прибавилось; Составь предложение; Лишняя картинка;

Тепло ладоней.

Упражнения на развитие памяти, внимания, обучать способности мысленно перегруппировывать элементы объекта

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Рука в руке. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Лезгинка. Убавилось или прибавилось. Что сначала, что потом. Придумай сам. Тепло ладоней.

Упражнения на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Рука в руке; Колечко; Ладонь-кулак-ребро; Лезгинка; Пары картинок; Отгадай загадку; Бабушка укладывает в свой чемодан; Тепло ладоней.

Упражнения на развитие памяти, внимания, обучать способности мысленно перегруппировывать элементы объекта.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Рука в руке. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Лезгинка. Пары картинок. Головоломка с палочками. Радуга.

Упражнения на развитие мелкой моторики, репродуктивного воображения, умения выделять существенные признаки предмета или явления.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Комплименты. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Лезгинка. Ухо-нос. Пары картинок. Четыре стихии. Головоломка с палочками. Радуга.

Упражнения на развитие мелкой моторики, логического мышления, речи, зрительного восприятия.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. На что похоже мое настроение? Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Лезгинка. Найди отличия. Слушай хлопки. Слово и картинка Сосулька. Тяни. Бабочка. Черепаха. Пяточки. Носочки. Бяка –бука. Буратино. Эстафета дружбы.

Упражнения на развитие мелкой моторики, логического мышления, речи, зрительного восприятия.

Теория. Знакомство с правилами выполнения заданий.

Практика. Ласковые слова. Колечко. Ладонь-кулак-ребро. Лезгинка. Слово и картинка. Четыре стихии. Выкладывание узора из мозаики. Прощание.

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы

1.     Повышение познавательной активности и интереса обучающихся.

2.     Повышение уровня развития познавательных процессов (восприятие, мышление и речь, внимание, память, воображение).

3.     Формирование умений необходимых для  различения эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражения, через мимику, пантомимику, интонацию голоса;

4.     Формированию навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.

Список литературы.

1.       Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебная страна внутри нас. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, Д. Фролов. – М.: Речь, 2005.

2.        

3.       Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы/ Л.А. Никифорова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. - 72 с.

4.        Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.-752 с.

5.     Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учеб.пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта ; МПСИ, 2008. – 240 с.

6.     Заика, Е.В. Комплекс игр для развития логической памяти учащихся // Вопросы психологии, 1991, №6. С. 83-89.

 


 

Приложение 1

Методика «Лесенка»

http://onln.pro/wp-content/uploads/2016/02/diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-1.jpg

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.


 

Приложение 2

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.

Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.

Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.

Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-4
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.

Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.

Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов

 

http://onln.pro/wp-content/uploads/2016/02/diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-5.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.

Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.

Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.

 

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-6

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.

Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.

Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

 

http://onln.pro/wp-content/uploads/2016/02/diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-7.jpg

 

 

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант - пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).

Критерии оценки

Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ - 2 балла.

Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности - 1 балл.

Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок - 0 баллов.

 

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-8

 

 

 

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.

Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.

Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

 

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-9

 

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.

Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.

Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

 

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-10

 

 

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.

Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.

Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

 

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-2

 

 

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.

Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.

Ребенок не понимает задания — 0 баллов.

 

diagnostika-razvitiya-detej-5-6-let-3

 


 

Приложение 3

Методика В.М.Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка»

Предложенные задания в данном тесте позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а так же определенные изменения  после окончания развивающих занятий.

Задание 1. Изучение особенностей  использования  детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Проводится индивидуально, в двух сериях.

Первая серия. Ребенку предлагается продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика, (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1.

    Ф.И. ребенка:

Веселый  

 

Печальный 

Испуганный 

Сердитый 

Удивленный

М  П

М  П

М  П

М  П

  М  П

 

М- мимика,  П- пантомимика

 

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки  или мультфильма, который был веселым, печальным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или  отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2, записывают, какой персонаж выбрал ребенок.  Знаком «+» обозначают используемое выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

 

 

 

 

Таблица 2

    Ф.И. ребенка:

Веселый  

 

Печальный 

Испуганный 

Сердитый 

Удивленный

М   П    П

М  П    П

М  П   П

М  П  П

  М  П П

М- мимика, П- пантомимика, П- персонаж

Обработка данных. Анализируется использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

 

Задание 2. Изучение выразительности речи.

( Проводится индивидуально).

Ребенку предлагают произнести фразу: « У меня есть собака» весело, печально, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+»  в соответствующей графе таблицы 3.

Таблица 3.

    Ф.И. ребенка:

Веселый  

 

Печальный 

Испуганный 

Сердитый 

Удивленный

 

 

 

 

 

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.

 

Задание 3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

(Проводится индивидуально).

Ребенку предлагают карточки с  графическим изображением чувств. Предъявляют по одной с вопросом:

« Какое это лицо».

Ответы детей записывают в таблицу 4.

Таблица 4.

 

Ф.И. ребенка.

 

Спокойствие

Радость 

Грусть   

Злость

Гнев

Обида

Удивление

Страх

Стыд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

 

 


 

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет

На каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности

На каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности

Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством

Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством

Формировать знания, умения и навыки, необходимые для выражения эмоционального состояния по внешнему проявлению и выражению с помощью мимики, пантомимики, интонации голоса

Формировать знания, умения и навыки, необходимые для выражения эмоционального состояния по внешнему проявлению и выражению с помощью мимики, пантомимики, интонации голоса

Заключительная часть. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий

Заключительная часть. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий

Практика. Мимика, пантомимика, речь

Практика. Мимика, пантомимика, речь

Практика. Приветствие. Колечко

Практика. Приветствие. Колечко

Практика. Рука в руке; Колечко;

Практика. Рука в руке; Колечко;

Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости

Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости

Приложение 1 Методика «Лесенка»

Приложение 1 Методика «Лесенка»

Приложение 2 Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия

Приложение 2 Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия

Цель : выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению

Цель : выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению

Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла

Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла

Цель : выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ

Цель : выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета

Цель : выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления

Цель : выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года

Приложение 3 Методика В.М.Минаевой

Приложение 3 Методика В.М.Минаевой

Таблица 2 Ф.И. ребенка:

Таблица 2 Ф.И. ребенка:

Таблица 4. Ф.И. ребенка

Таблица 4. Ф.И. ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022