Программа
«Робототехника в детском саду»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых технологий в конструировании. Использование конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Образовательная программа «Робототехника в ДОУ» рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей (старшая, подготовительная группы).
Цель программы: развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи программы:
1. Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
2. Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
3. Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
4. Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
5. Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
6. Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструкторов
7. Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Первый год обучения (старшая группа) – 72 занятия по 25 минут (два раза в неделю);
Второй год обучения (подготовительная группа) – 72 занятия по 30 минут (два раза в неделю);
Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 10-12 человек.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
• личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
• сотрудничества;
• систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
• «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий робототехникой дети:
• Развивают мелкую моторику рук;
• Развивают память, внимание, умение сравнивать;
• Учатся фантазировать, творчески мыслить;
• Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
• Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
• Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Конструкторы помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Ожидаемые результаты:
Ø формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно – эстетическое, Социальное развитие. Физическое.
Ø формирование умения работать по предложенным инструкциям;
Ø формирование умения творчески подходить к решению задачи;
Ø формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
Ø формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Ø формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- конкурс детских построек на базе детского сада
- совместная проектная деятельность детей и родителей
Данная программа направлена на:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию, творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Технология. Проектирование
Создание действующих моделей.
Воспроизведение иллюстраций и моделей.
Демонстрация умения работать со схемами и различными видами конструкторов. Технология. Реализация проекта
Сборка и исследование моделей.
Изменение модели путём модификации её конструкции.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.
Математика
Измерение времени, ориентирование в пространстве.
Оценка и измерение расстояния.
Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Развитие речи
Использование в устной речи специальных терминов.
Подготовка и проведение демонстрации модели.
Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ.
Написание сценария с диалогами.
Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами.
Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
В образовательной модели выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности.
Первый этап носит подготовительный характер.
1 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада
Дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы - это конструирование по замыслу. Педагоги детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре.
2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада
«Конструирование с использованием робототехники»
На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуют в них свои модели.
Использование робототехники в проектной деятельности ДОУ.
Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «В мире сказок и приключений», «Наш детский сад», «Транспорт», «Растительный мир и животный», «Мой двор», «День победы», «В мире профессий». Материально-технические условия внедрения конструирования и
робототехники в ДОУ.
Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе. Для эффективной организации занятий по робототехнике необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать конструкторы на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных деталей, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы для робототехники (серия MRT и Lego) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Необычайная популярность объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Тематическое планирование
Месяц |
Содержание темы |
Сентябрь |
1. Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. |
2. Исследователи цветаLego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки. |
|
3.Исследователи цветаLego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки. |
|
4. Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая. |
|
5. Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя |
|
6. Исследователи Lego – деталей (форма и размер). Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление формы, цвета, скрепления деталей. Спонтанная деятельность детей. Обыгрывание построек. |
|
7.Спонтанная игра детей, проверочная работа по укреплению знаний конструктора LEGO. |
|
Октябрь |
1. Знакомство с конструктором для робототехники |
|
2. Знакомство с игрой робофутбол |
|
3. Конструируем ворота и заборчик |
|
4. Конструируем домик |
|
5. Конструируем домик с окном |
|
6. Конструирование по замыслу: домик и заборчик. |
|
7. Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек. |
|
8. Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик |
Ноябрь |
1. Конструируем мебель: диван, кровать |
|
2. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. |
|
3. Моделирование домашних животных: кошка, собака, лошадка |
|
4. Моделирование домашних животных: цыпленок, курица |
|
5. Конструирование устойчивых построек |
|
6. Обыгрывание построек |
|
7. Конструирование легкового автомобиля |
|
8. Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме |
Декабрь |
1. Конструирование грузового автомобиля |
|
2. Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ |
|
3. Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна |
|
4. Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна |
|
5. Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку |
|
6. Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ |
|
7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
|
8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
Январь |
1. Знакомство с MRT |
|
2. Изучение блоков |
|
3. Соединяем вал, втулку и муфту |
|
4. Как использовать блоки |
|
5. Типы колес |
|
6. Пульт ДУ(Обучение выбора канала) |
|
7. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки |
февраль |
1. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки |
|
2. Конструирование пирамиды одного цвета |
|
3. Конструирование пирамиды двух цветов |
|
4. Учимся строить объемный домик |
|
5. Мой любимый мульт-герой |
|
6. Выставка работ |
|
7. Подарок для мамы. Моделируем цветок |
|
8. Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ |
Март |
1. Свободная игровая деятельность детей |
|
2. Развивающие игры с использованием конструктора |
|
3. Зоопарк. Моделируем диких животных |
|
4. Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных |
|
5. Сборка. Обыгрывание построек. |
|
6. Обыгрывание построек. |
|
7. Конструируем нужные вещи: ваза |
|
8. Конструируем нужные вещи: подсвечник |
Апрель |
1. Конструируем нужные вещи: колокольчик. Выставка работ |
|
2. Конструирование самолета |
|
3. Конструирование самолета по схеме |
|
4. Конструирование вертолета |
|
5. Конструирование военной техники: машина |
|
6. Конструирование военной техники: танк |
|
7. Конструирование военной техники. Выставка работ |
|
8. Конструирование «Мой любимый детский сад» |
Май |
1. Конструирование «Мой любимый детский сад» |
|
2. Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание построек. |
|
3. Конструирование на военную тему «Парад военной техники» |
|
4. Конструирование по замыслу детей |
|
5. Выставка работ |
|
6. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
|
7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
|
8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
Месяц |
Содержание темы |
Сентябрь |
1. Конструирование на свободную тему. |
|
2. Вспоминаем виды блоков и скреплений |
|
3. Изучение новых блоков MRT |
|
4. Соединяем вал, втулку и муфту |
|
5. Игра «робофутбол» |
|
6. Конструируем домик |
|
7. Конструируем модель своей комнаты |
Октябрь |
1. Как использовать блоки |
|
2. Конструирование букв алфавита. |
|
3. Конструирование своего имени |
|
4. Конструирование цифр |
|
5. Конструирование своего возраста |
|
6. Свободная игровая деятельность |
|
7. Тренировка по робо – футболу. |
|
8. Игры на знание простых математических вычислений. |
Ноябрь |
1. Изучение электронных частей |
|
2. Мой любимый мульт герой |
|
3. Соединяем блоки и рамки |
|
4. Соединяем вал и втулку |
|
5. Соединяем электромотор и муфту |
|
6. Принцип рычага |
|
7. Конструирование по образцу |
|
8. Выступление по работам |
Декабрь |
1. Пульт ДУ (обучение выбора канала управления) |
|
2. Типы колес |
|
3. Типы шестеренок |
|
4. Использование шестеренок при конструировании |
|
5. Гусеничный привод |
|
6. Изучение электронных частей |
|
7. Моделируем крутящуюся новогоднюю игрушку |
|
8. Моделируем новогоднюю игрушку. Выставка работ |
Январь |
1. Виды роботов |
|
2. Конструирование робота автомобиля для гонок |
|
3. Конструирование робота автомобиля для гонок |
|
4. Конструирование робота танк |
|
5. Конструирование робота танк |
|
6. Конструирование робота Рыцарь и осел |
|
7.Конструирование робота Рыцарь и осел |
февраль |
1. Битва рыцарей |
|
2. Робофутбол |
|
3. Игры на знание простых математических вычислений. |
|
4. Конструирование робота шестиногий жук |
|
5. Конструирование робота шестиногий жук |
|
6. Моделирование ракет |
|
7. Конструирование по образцу |
|
8. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки |
Март |
1. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием блоков |
|
2. Моделирование своего имени |
|
3. Конструирование нужных вещей |
|
4. Конструирование нужных вещей. Выставка работ |
|
5. Конструирование пирамиды одного цвета |
|
6. Конструирование пирамиды двух и более цветов |
|
7. Конструирование мостов |
|
8. Игры на знание простых математических вычислений |
Апрель |
1. Конструирование на пару с отцами (братьями, дядями) |
|
2. Конструирование автомашин мечты. Выставка работ |
|
3. Конструирование самолета по образцу |
|
4. Конструирование вертолетапо образцу |
|
5. Конструирование корабликапо образцу |
|
6. Конструирование трактора на гусеницах |
|
7. Конструирование военной техники |
|
8. Конструирование военной техники. Выставка работ |
Май |
1. Свободная игровая деятельность детей |
|
2. Зоопарк. Моделируем домашних животных |
|
3. Зоопарк. Моделируем диких животных |
|
4. Конструирование по замыслу детей |
|
5. Конструирование по замыслу детей |
|
6. Выставка работ |
|
7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
|
8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
Итогом работы по освоению программирования в среде ROBOLAB RCX выделены следующие приобретаемые дошкольниками знания:
Ø правила безопасной работы;
Ø основные компоненты конструкторов MRT и Lego;
Ø конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
Ø виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
Ø основные приемы конструирования роботов;
Ø конструктивные особенности различных роботов;
Ø приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
За этой технологией - большое будущее. Робототехника (ЛЕГО) прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Соревнования по робототехнике (конструирование блоками)– это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Используемая литература по робототехнике:
1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.