Программа «Робототехника в детском саду»
Оценка 4.8

Программа «Робототехника в детском саду»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
02.05.2021
Программа   «Робототехника в детском саду»
развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
программа Робототехника.docx

 

 

 

 

 

 

Программа 

«Робототехника в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

        Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

         В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых технологий в конструировании. Использование конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Образовательная программа «Робототехника в ДОУ» рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей (старшая, подготовительная группы).

Цель программы: развитие пространственных представлений через  конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.

Задачи программы:

1. Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

2. Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

3. Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

4. Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

5. Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;

6. Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструкторов 

7. Развитие навыков общения, коммуникативных способностей. 

 

Продолжительность программы:

Данная программа рассчитана на 2 года обучения.

Первый год обучения (старшая группа) – 72 занятия по 25 минут (два раза в неделю);

Второй год обучения (подготовительная группа) – 72 занятия по 30 минут (два раза в неделю);

Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 10-12 человек.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

           личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)

           сотрудничества;

           систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

           «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

В процессе занятий робототехникой дети:

        Развивают мелкую моторику рук;

        Развивают память, внимание, умение сравнивать;

        Учатся фантазировать, творчески мыслить;

        Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции; 

        Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

        Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Конструкторы помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Ожидаемые результаты: 

Ø  формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно – эстетическое, Социальное развитие. Физическое. 

Ø  формирование умения работать по предложенным инструкциям; 

Ø  формирование умения творчески подходить к решению задачи; 

Ø  формирование умения довести решение задачи до готовности модели; 

Ø  формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Ø  формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы: 

-            конкурс детских построек на базе детского сада 

-           совместная проектная деятельность детей и родителей 

Данная программа направлена на:

- помощь детям в индивидуальном развитии;

 - мотивацию к познанию, творчеству:

-           к стимулированию творческой активности;

-           развитию способностей к самообразованию; 

-           приобщение к общечеловеческим ценностям; 

-           организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

Основные образовательные цели

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.          Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.  Технология. Проектирование

Создание действующих моделей.

Воспроизведение иллюстраций и моделей.

Демонстрация умения работать со схемами и различными видами конструкторов.  Технология. Реализация проекта

Сборка и исследование моделей.

Изменение модели путём модификации её конструкции.

Организация мозговых штурмов для поиска новых решений.

Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

Математика

Измерение времени, ориентирование в пространстве.

Оценка и измерение расстояния.

Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Развитие речи

Использование в устной речи специальных терминов.

Подготовка и проведение демонстрации модели.

Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ.

Написание сценария с диалогами.

Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами.

Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.

В образовательной модели выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности.

Первый этап носит подготовительный характер.

1 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада 

Возрастная категория: с 5 до 6 лет

Дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы - это конструирование по замыслу. Педагоги детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре.

2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада 

Возрастная категория: с 6 до 7 лет

«Конструирование с использованием робототехники» 

На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.

В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике.

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.  Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:

1.    На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

2.    На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

3.    На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде. 

4.    Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением. 

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуют в них свои модели.

Использование робототехники в проектной деятельности ДОУ.

Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «В мире сказок и приключений», «Наш детский сад», «Транспорт», «Растительный мир и животный», «Мой двор», «День победы», «В мире профессий». Материально-технические условия внедрения конструирования и 

робототехники в ДОУ.

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе. Для эффективной организации занятий по робототехнике необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать конструкторы на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных деталей, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

  Конструкторы для робототехники (серия MRT и Lego) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Необычайная популярность объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива. 

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.

 

Тематическое планирование

 

Старшая группа

Месяц

Содержание темы

Сентябрь

1. Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

2. Исследователи  цветаLego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки.

3.Исследователи  цветаLego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки.

4. Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая.

5. Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя

6. Исследователи  Lego – деталей (форма и размер). Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление формы,  цвета, скрепления деталей. Спонтанная деятельность детей. Обыгрывание построек.

7.Спонтанная игра детей, проверочная работа по укреплению знаний конструктора LEGO.

Октябрь

1. Знакомство с конструктором для робототехники

 

2. Знакомство с игрой робофутбол

 

3. Конструируем  ворота и заборчик 

 

4. Конструируем домик

 

5. Конструируем домик с окном

 

6. Конструирование по замыслу: домик и заборчик. 

 

7. Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек. 

 

8. Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

Ноябрь

1. Конструируем мебель: диван, кровать

 

2. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.

 

3. Моделирование домашних животных: кошка, собака, лошадка

 

4. Моделирование домашних животных: цыпленок, курица

 

5. Конструирование устойчивых построек

 

6. Обыгрывание построек

 

7. Конструирование легкового автомобиля

 

8. Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме

Декабрь

1. Конструирование грузового автомобиля

 

 

2. Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ

 

3. Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна

 

4. Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна

 

5. Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку

 

6. Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ

 

7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

 

8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

Январь

1. Знакомство с MRT

 

2. Изучение блоков

 

3. Соединяем вал, втулку и муфту

 

4. Как использовать блоки

 

5. Типы колес

 

6. Пульт ДУ(Обучение выбора канала)

 

7. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки

февраль

1. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки

 

2. Конструирование пирамиды одного цвета

 

3. Конструирование пирамиды двух цветов

 

4. Учимся строить объемный домик

 

5. Мой любимый мульт-герой

 

6. Выставка работ

 

7. Подарок для мамы. Моделируем цветок

 

8. Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ

Март

1. Свободная игровая деятельность детей

 

2. Развивающие игры с использованием конструктора

 

3. Зоопарк. Моделируем диких животных 

 

4. Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных

 

5. Сборка. Обыгрывание построек.

 

6. Обыгрывание построек.

 

7. Конструируем нужные вещи: ваза

 

8. Конструируем нужные вещи: подсвечник

Апрель

1. Конструируем нужные вещи: колокольчик. Выставка работ

 

2. Конструирование самолета

 

3. Конструирование самолета по схеме

 

4. Конструирование вертолета

 

5. Конструирование военной техники: машина

 

6. Конструирование военной техники: танк

 

7. Конструирование военной техники. Выставка работ

 

8. Конструирование «Мой любимый детский сад»

Май

1. Конструирование «Мой любимый детский сад»

 

2. Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание построек.

 

3. Конструирование на военную тему «Парад военной техники»

 

4. Конструирование по замыслу детей

 

5. Выставка работ

 

6. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

 

7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

 

8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

 

Подготовительная группа

Месяц

Содержание темы

Сентябрь

1. Конструирование на свободную тему. 

 

2. Вспоминаем виды блоков и скреплений

 

3. Изучение новых блоков MRT

 

4. Соединяем вал, втулку и муфту

 

5. Игра «робофутбол» 

 

6. Конструируем домик

 

7. Конструируем модель своей комнаты

Октябрь

1. Как использовать блоки

 

2. Конструирование букв алфавита.

 

3. Конструирование своего имени 

 

4. Конструирование цифр

 

5. Конструирование своего возраста

 

6. Свободная игровая деятельность

 

7. Тренировка по робо – футболу. 

 

8. Игры на знание простых математических вычислений. 

Ноябрь

1. Изучение электронных частей

 

2. Мой любимый мульт герой

 

3. Соединяем блоки и рамки

 

4. Соединяем вал и втулку

 

5. Соединяем электромотор и муфту

 

6. Принцип рычага

 

7. Конструирование по образцу

 

8. Выступление по работам

Декабрь

1. Пульт ДУ (обучение выбора канала управления)

 

2. Типы колес

 

3. Типы шестеренок

 

4. Использование шестеренок при конструировании

 

5. Гусеничный привод

 

6. Изучение электронных частей

 

 

7. Моделируем крутящуюся новогоднюю игрушку

 

8. Моделируем новогоднюю игрушку. Выставка работ

Январь

1. Виды роботов

 

2. Конструирование робота автомобиля для гонок

 

3. Конструирование робота автомобиля для гонок

 

4. Конструирование робота танк

 

5. Конструирование робота танк

 

6. Конструирование робота Рыцарь и осел

 

7.Конструирование робота Рыцарь и осел

февраль

1. Битва рыцарей

 

2. Робофутбол

 

3. Игры на знание простых математических вычислений.

 

4. Конструирование робота шестиногий жук

 

5. Конструирование робота шестиногий жук

 

6. Моделирование ракет

 

7. Конструирование по образцу

 

8. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки

Март

1. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием блоков

 

2. Моделирование своего имени

 

3. Конструирование нужных вещей

 

4. Конструирование нужных вещей. Выставка работ

 

5. Конструирование пирамиды одного цвета

 

6. Конструирование пирамиды двух и более цветов

 

7. Конструирование мостов

 

8. Игры на знание простых математических  вычислений

Апрель

1. Конструирование на пару с отцами (братьями, дядями)

 

2. Конструирование автомашин мечты. Выставка работ

 

3. Конструирование самолета по образцу

 

4. Конструирование вертолетапо образцу

 

5. Конструирование корабликапо образцу

 

6. Конструирование трактора на гусеницах

 

7. Конструирование военной техники

 

8. Конструирование военной техники. Выставка работ

Май

1. Свободная игровая деятельность детей

 

2. Зоопарк. Моделируем домашних животных 

 

3. Зоопарк. Моделируем диких животных 

 

4. Конструирование по замыслу детей

 

5. Конструирование по замыслу детей

 

6. Выставка работ

 

7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

 

8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

 

 

Итогом работы по освоению программирования в среде ROBOLAB RCX выделены следующие приобретаемые дошкольниками знания: 

Ø  правила безопасной работы; 

Ø  основные компоненты конструкторов MRT и Lego;  

Ø  конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 

Ø  виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 

Ø  основные приемы конструирования роботов; 

Ø  конструктивные особенности различных роботов; 

Ø  приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

За этой технологией - большое будущее. Робототехника (ЛЕГО) прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Соревнования по робототехнике (конструирование блоками)– это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.

 

Используемая литература по робототехнике:

1.  Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»

2.  Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с. 

3.  Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

4.  Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.


 

5. 

Программа «Робототехника в детском саду»

Программа «Робототехника в детском саду»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию

Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы; 6

Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы; 6

Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции; •

Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции; •

Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов

Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов

Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре

Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре

Транспорт», «Растительный мир и животный», «Мой двор», «День победы», «В мире профессий»

Транспорт», «Растительный мир и животный», «Мой двор», «День победы», «В мире профессий»

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Декабрь 1. Конструирование грузового автомобиля 2

Декабрь 1. Конструирование грузового автомобиля 2

Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме

Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме

Игра «робофутбол» 6

Игра «робофутбол» 6

Конструирование робота автомобиля для гонок 4

Конструирование робота автомобиля для гонок 4

Май 1. Свободная игровая деятельность детей 2

Май 1. Свободная игровая деятельность детей 2

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021