I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях школы-интерната - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в школу-интернат в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В школе-интернате воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакая школа, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Государственной программы развития и воспитания ребенка в школе-интернате пока не существует. Многие школы-интернаты разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в школе-интернате, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.
Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках школы-интерната.
В каждой такой семье 8 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в школе-интернате (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома).
Программа «Семейный очаг» включает в себя пять теоретико – практических блока:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).
Программа циклична, ребенок находясь в школе-инттернате, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
1. Специально организованные занятия:
· Беседы;
· Рассказы воспитателя;
· Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
· Семейные чтения;
· Разбор ситуации на определенную тему;
· Дискуссия диспут;
· Устный журнал;
· Разговор за семейным столом;
· Демонстрация фильмов;
· Выставка высказываний на определенную тему;
· Практические занятия;
· Составление рукописной семейной газеты;
· Сочинение детей на заданную тему;
· Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
· Создание семейных фильмов;
· Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
2. Семейные походы, экскурсии.
3. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
4. Семейные вечера на выбранную тему.
5. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
6. Семейные игры.
7. Анкеты, тесты.
8. Час семейного отдыха.
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологическими основами программы являются:
► идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
► «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
► «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
► основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
► основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
►
положения
педагогики саморазвития о характеристиках, структуре,
особенностях
становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко),
► концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
► «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
► основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности - неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.
Основные принципы воспитания:
· Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
· Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
· Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
· Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.
· Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
· Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
· Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
· Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
· Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
Практические задачи программы:
1. Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.
2. Активизировать и развивать социальные наклонности.
3. Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.
4. Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
5. Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
6. Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Программа воспитательно-образовательной
работы в семейной группе:
Задачи |
Темы и рассматриваемые вопросы |
Кол -во часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Расширять знания, формировать представления о семье, её функциях и значении в жизни каждого человека.
Дать теоретические и практически представления о духовны и нравственных ценностях семьи.
|
Блок 1 «Семья и её функции» |
||
Темы занятий:
|
Всего 33 часа (теоретических -28 часов, практических – 6 часов) |
||
Блок 2 «Духовно - нравственные основы семьи» |
всего 26 часов (теоретических-26, практических -1 час) |
||
Темы занятий: Тема 1.Нравственные ценности Тема 2.Доброта в моем сердце Тема 3.Человеческие качества Тема 4. Справедливость и сочувствие. Тема 5.Давайте жить справедливо . Тема 6. Уважение человека, как важнейшая ценность культуры общения . Тема 7.Фантазия и ложь Тема 8. Справедливое отношение к себе и другим. Тема 9. Как уважать человека. Тема 10. Совесть. Тема 11. Правила доверия. Тема 12. Семейное счастье. Тема 13. Добро и зло. Тема 14. О чести, долге и совести. Тема 15. Красивая ложь , да от правды не уйдешь Тема 16. Благодарность. Тема 17. Дружба и любовь. Тема 18. Добросердечность. Тема 19. Мудрость. Тема 20. Вежливость. Тема 21. Легкомыслие. Разумность. Тема 22.Трудолюбие и лень Тема 23. Что такое щедрость Тема 24. Бережливость. Тема 25. Этикет, или просто хорошие манеры Тема 26. Благотворительность и милосердие Практические занятия: посещение церкви, встречи с иереем |
|||
Дать теоретические знания и сформировать практические умения и навыки ведения домашнего хозяйства
|
Блок 3: «Домашний труд в семье» |
||
Раздел 1: Домашний труд в семье» Тема 1. Труд-красит человека Тема 2. Навыки самообслуживания Тема 3. Воспитание эстетики быта Тема 4. Величие человека в труде Тема 5. Ремонт одежды Тема 6. Уход за обувью Тема 7. Домашний труд Тема 8. Каждой вещи свое место Тема 9. Без труда ничего не дается Тема 10. Новое время — новые профессии Тема 11. Как принять гостя Тема 12. Мой портфель для книжек дом – наведем порядок в нем Тема 13. Кто любит труд, того люди чтут Тема 14. Самый чистый класс Тема 15. Труд человека кормит, а лень портит Тема 16.Радость от труда Тема 17.Труд украшает человека. Тема 18. Жизнь – это труд Тема 19.Человек и труд Тема 20.Счастлив тот, кто трудится Раздел 2: Использование различных видов труда в семейном воспитании» - практические курсы: - «Кулинария и здоровье» - «Золушка» - «Русские сувениры»
|
Всего 20 часов раздел 1 теоретических-10 часов –раздел 2 «Азбука кухни» - 33 часа «Мужчина в доме» - 40 часов «Рукодельница»- 36 |
||
Дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности
|
Блок 4: «Хозяйство семьи и бюджет»
|
Всего 7 часа (практических – 7 часов) |
|
Практическое занятие 1. Экскурсия в продовольственный магазин. Приобретение продуктов. Практическое занятие 2. Ориентировка в таблице международных размеров одежды, белья, обуви. Практикум 3 Знакомство с Законом РФ «О защите прав потребителя» Экскурсия 4. « Посещение сберегательного банка РФ » Практическое занятие 5. Как открыть счет в банке. Практическое занятие 6. Заполнение бланков страхового полиса. Практическое занятие 7. Игра «Социальная защита населения»
|
|||
|
Блок 5: «Самосовершенствование личности» |
|
|
Для старших детей – курс «Утверждай себя» |
Курс «Утверждай себя» - 25 часов Курс «Сделай себя сам» - 33 часа |
||
|
|||
Для младших детей – курс « «Сделай себя сам» |
|||
|
|||
Практическая часть по формированию и развитию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства
(«Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница»)
«АЗБУКА КУХНИ»
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
1. |
Пища, ее значение для человека. |
1 |
2. |
Витамины и их роль в сохранении здоровья человека. |
1 |
3. |
Кухонные помощники (оборудование современной кухни) |
1 |
4. |
Предметы сервировки стола (особенности сервировки стола в соответствии с назначением: день рождения, новый год, повседневное принятие пищи и прочее) |
1 |
5. |
Этикет за столом (с практическим показом) |
1 |
7. |
Правила и сроки хранения продуктов. Признаки недоброкачественности и испорченности продуктов. |
1 |
8. |
Основные приемы тепловой обработки продуктов (варка, варка, бланширование, тушение, запекание). |
1 |
9. |
Соусы из муки (майонез, заправки, маринады). |
1 |
10. |
Использование пряностей и приправ. |
1 |
11. |
Бутерброды (практическое занятие) |
1 |
12. |
Салаты (теория и практика) |
2 |
13. |
Разнообразие 1 блюд (супы, теория и практика) |
1 |
14. |
Разнообразие первых блюд (борщи, теория и практика) |
2 |
15. |
Вторые блюда (с использованием фаршей) |
2 |
16. |
Вторые блюда (использование цельного мяса говядины, свинины, дичи) |
2 |
17. |
Блюда из субпродуктов |
1 |
18. |
Каши. |
1 |
19. |
Запеканки |
1 |
20. |
Чай, кисели, компоты |
1 |
22. |
Дрожжевое тесто (теория и практика) |
2 |
23. |
Пресное тесто (теория и практика) |
2 |
24. |
Торты, пирожные, кексы. |
1 |
25. |
Консервирование огурцов, помидоров. |
2 |
|
Итого: |
33 |
«МУЖЧИНА В ДОМЕ»
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
1. |
Сам себе мастер (зачем нужно иметь практические навыки) |
1 |
2. |
Устройство рабочего уголка в доме (инструменты, хранение). |
1 |
3. |
Техника безопасности при работе с инструментами и различными материалами. |
1 |
4. |
Ремонт квартиры: - ремонт и побелка потолков (теория); - наклейка обоев (теория и практические занятия по ремонту обоев); - заделка трещин и щелей пола; - краски, красители, растворители, и их назначение, меры безопасности при работе с ними; - покраска (дверей, окон, батарей, изделий из металла и т.д.);
|
1
3 2 1
3
|
5. |
Ремонт мебели: - стола, стульев, тумбочек |
4 |
6. |
Как отремонтировать кран? (сантехническое оборудование, эксплуатация, ремонт). |
2 |
7. |
Несложная мебель из древесины: -полки под цветы,; - скамейка или другая простая мебель (практические занятия) |
4 3 |
8. |
Кухонное оборудование – лопатки, доски, скалки (практические занятия). |
4 |
9. |
Домашний инвентарь и его назначение (теория и практика). |
3 |
10. |
Деревянные игрушки для дошкольников (кубики, тележки и т.д.) |
3 |
11. |
Выпиливание и выжигание (теория с показом) |
3 |
12. |
Правила техники безопасности работы с электробытовыми приборами. |
1 |
|
Итого: |
40 |
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
1. |
Природные и химические ткани и изделия из них. |
1 |
2. |
Азбука моды |
1 |
3. |
Моющие средства. Стирка белья из разной ткани (хлопок, шерсть, шелк, объемная пряжа, кружева, тюль). |
2 |
4. |
Отбеливающие, подсинивающие и подкрашивающие средства. (теория и практическое занятие) |
2 |
5. |
Научись гладить правильно (общие правила, если остались подпалины, уход за утюгом). |
2 |
6. |
Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях |
2 |
7. |
Требования к хранению вещей. Виды ремонта одежды. |
2 |
8. |
Уход за ковровыми изделиями. |
2 |
9. |
Уход за изделиями из меха, кожи, бархата. |
1 |
10. |
С вниманием к обуви (уход, ремонт, окраска). |
2 |
11. |
Как чистят подушки? |
1 |
12. |
Продлите добротность вещей (новая «жизнь» одежды и белья). |
3 |
13. |
Все о нижнем белье. |
1 |
14. |
Использование изделий из ткани для создания уюта и красоты дома (покрывала, шторы, скатерти и пр.) |
1 |
15. |
Ящик для рукоделия, его виды, содержание. |
1 |
16. |
Виды украшений: -вышивка гладью (английская, швейцарская, простая, выпуклая, теневая и другие) – 1 чес (теория); - вышивка крестом (1 час, теория); - аппликация (3 часа, практические занятия); - аппликация (3 часа, практические занятия); - вязание бисером (1 час, теория); - искусственные цветы (3 часа, практические занятия).
|
7 |
17. |
Машинные швы (теория и практика). Изготовление изделий . |
5 |
18. |
Работа с альбомом «В помощь молодой хозяйке» |
постоянно |
|
Итого: |
36 |
Рекомендации по планированию и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми в семейной группе:
Тема |
Работа с детьми |
||
Тема: Понятие семьи, её функции 1.Любовь и брак, дети и их роль в семье
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Семья и её функции», «Любовь и брак» (Воспитание школьника, 1997,№3, С.51), «Семь раз отмерь» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997, С.101), «Неблагополучные семьи» (воспитание школьника, 1998, №;,С.2) Разговор за семейным столом: «С чего начинается семья?» Т.Г.Кислицина Этика и психология семейной жизни, М., 1999) Размышление: «Когда не мил родительский дом…» Психологическое упражнение «Брачное объявление» Тест «Рисунок семьи» Анализ ситуаций: «Ошибки при выборе спутника жизни» (Воспитание школьника, 1997, №1) Чтение худ. литературы: «О минувшем» С.Трубецкой, о детстве Л.Толстого, С.Аксакова Сочинение «Я и малыши в моей семье» Вечер «Любовь – праздник всех чувств» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседа «Под крышей дома своего» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997), «Я и моя семья» (домашнее воспитание, 2000,№1) Работа с пословицами: «Вся семья вместе, так и душа на месте» (Н.Сухова, В.Ярцев Книга для девочек, Новосибирск,1999) Чтение худ. литературы: Л.Воронкова Солнечный денёк Практическое занятие: «Кто есть кто в семье?» (межпоколенные связи) Сочинение «Что значит «Изба детьми весела»?» |
|||
Для всех детей |
|||
Сочинение «Моя будущая семья» Праздник семейных наук (Воспитание школьника, 1998, №4) |
|||
2.Роль отца и матери в семье
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Роль отца и матери в семье», «Искусство быть матерью» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Разговор за семейным столом: «К чему ведёт невыполнение материнских обязанностей» Работа с пословицами: «Добрая жена дом сбережёт, а худая рукавом растрясет», «От хозяйского глаза и конь добреет» Девичник «О девичьей чести» Мальчишник «Разве тот мужчина» Устный журнал: «Отец – это сила, ум, опора семьи» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Психологическое упражнение «Семейный портрет» Психологическая игра «Дружная семья» (Решение жизненных ситуаций по типу «Как поступить?» Чтение худ. литературы отрывок из «Путешествия с багажом» В.К.Железникова |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «О бабушке», «Колыбельная матери» (Воспитание школьника, 2000, №8), «Отец в семье» Практическое занятие «Мамины вечера» (Е.Ю.Сашина Азбука домоводства для больших и маленьких) Разговор за семейным столом: «Зачем человеку имама?» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Работа с пословицами: «При солнышке тепло, при матери добро», «Муж – голова, жена – душа» Чтение худ. литературы: Е.А.Благина «Вот какая мама», А.Н.Майкова «Кукушка», «Мать и дети», А блок «Снег да снег» |
|||
Для всех детей |
|||
Сочинение «Каким бы я хотел видеть отца, мать?» Беседа «Бабушка и дедушка – источник мудрости» Работа с пословицами: «У кого есть дед – у того и обед», «Была бы моя бабуся – никого не боюся» Праздник «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» (Начальная школа, 1999, №2) Практическое занятие «Письму к моему ребёнку, когда ему будет 12 – 15 лет» |
|||
3.Семейные традиции и праздники |
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: Что такое традиция?», «Воспитание традиций» (Дошкольное воспитание, 2000,№1) Устный журнал «Красный день календаря» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Разговор за семейным столом: «Наше любимое место отдыха на природе» Работа с пословицами: «Частые пирушки изведут полушки», «Ленивому всегда праздники» Рассказ воспитателя «Обряды и ритуалы семейных событий» (С использованием видеозаписей),( Л.Антипина Семейное воспитание, 1999) |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседа «Наши семейные праздники» Разговор за семейным столом «За что ялюблю праздники» Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье» Работа с пословицами: «Доплясались, что без хлеба остались», «Сердись, бранись, а за хлебом – солью сходись» Чтение худ. литературы: И.Суриков «Детсво», Л.Воронкова «Девочка из города», А.Толстой «Детство» |
|||
Для всех детей |
|||
Сочинение «Зачем нужны праздники в семье» Устный журнал «Радость семейных праздников» (Домашнее воспитание, 2000, №2) Праздник «Не здесь ли сегодня до блеска полы намыты и для каждого двери открыты?» (Начальная школа, 1999, №12) Разговор за семейным столом «Мы жили по соседству» (Взаимоотношения, совместные праздники, вечера, отдых) Рассказ воспитателя «Христианские праздники»
|
|||
Тема: Роль интеллекту-ального развития в становлении личности ребёнка» 1.Семья как фактор интеллекту-ального развития личности.
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседа «Красна птица пером, а человек – умом»,»Родители и «почемучки» (А.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова Ступени общения: от года до семи лет, М., 1992) Работа с пословицами: «Век живи – век учись», «Сырое дерево гниёт, пока не высохнет, ребёнок учиться, пока не вырастет» Устный журнал «Я познаю мир» Сочинение «Что значит «Ума палата»?» Упражнения на развитие мышления |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Что за чудо – эти бабушкины сказки!», «Зачем детям читают сказки»,»Домашняя школа», «Чтобы умнее стать, надо много знать» Сочинение «Золотая голова» Домашний Эрмитаж: выставка детских книг на познавательные темы Праздник: «Час вопросов и ответов» Размышление: «Хорошо ли быть умным?» |
|||
Для всех детей |
|||
Беседы: «Что значит «быть умным»?», «Какие знания даёт семья ребёнку?» Практические занятия по ознакомлению с окружающим миром: · Беседы: «Эти знакомы незнакомцы», «Тайны морских глубин», «Очевидное невероятное» · Семейное чтение познавательной литературы (М.Пришвин, В.Бианки, Б.Житков) · Проведение опытов (свойства воздуха, воды, тел в природе), (Н.Н.Подъяков, Ф.А.Сохина Умственное воспитание детей, М.) |
|||
2.Роль игр в семейном воспитании для интеллекту-ального развития детей.
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Игра – ключ к познанию», «Игры, развивающие ум» Разговор за семейным столом: «Мамины игры и игры с папой» Устный журнал: «Познавательные игры в семье – источник информации» Сочинение «В какие игры я играю с младшими» |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Рассказ воспитателя «Любимые игры в моём детстве» Чтение худ. литературы: отрывки из книг А.Толстого, С.Аксакова, В.Драгунского, Н.Носова Сочинение «В какие игры я бы хотел играть с мамой» |
|||
Для всех детей |
|||
Беседы: «Совместные семейные игры» Устный журнал: «Вечером, когда делать нечего» Конкурс: Самая познавательная детская игра Практическое занятие: Изготовление материалов к дидактическим играм |
|||
3.Увлечения и интересы ребёнка при формировании его познавательной активности |
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Мои увлечения», «Влияние увлечений на выбор профессий», «Увлечение и познание окружающего» Практическое занятие: Изготовление альбомов, папок по увлечениям Разговор за семейным столом: «Интересы – потенциальные способности» Сочинение: «Моё хобби» Устный журнал «Эти разные разные интересы» (А.В.Петровский Общая психология)
\\
|
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Увлечения и интересы», «Мой любимый урок в школе» Рассказ воспитателя «Интерес – путь к познанию» Сочинение «Чем я люблю заниматься»Разговор за семейным столом «Расскажи о хобби» |
|||
Для всех детей |
|||
Анкета по выявлению интересов Выставка работ «Моё хобби» Чтение худ. литературы по интересам детей) Семейный вечер «Расскажи мне обо мне» Встречи с руководителями дома творчества, спортивных центров |
|||
Тема: «Роль домашней работы в жизни семьи» 1.Домашний труд, обязанности. Родительский пример в трудовом воспитании. |
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Рассказ воспитателя «История развития домашнего труда» Беседы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Пример отца – урок для молодца» (З.П.Васильцова Мудрые заповеди народной педагогики) Разговор за семейным столом «Распределение обязанностей в обычной семье и у нас» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько Семейное воспитание. Краткий словарь) Работа с пословицами: «Дом не велик, да лежать не велит», «Дом вести – не лапоть плести», «Домом жить – обо всём тужить» |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Что мы знаем о домашнем труде», «Домашнее хозяйство – забота всей семьи», «От велика до мала – в доме каждому дела» Рассказ воспитателя: «А в моём доме делается так…» Работа с пословицами: «Где работано, там и густо, а в ленивом дому – пусто», «Что припасёшь, то и пожуёшь» |
|||
Для всех детей |
|||
Анкета: Моё участие в домашних делах» Практические занятия: · Стирка белья · Уход за комнатными растениями · Совместный труд по созданию уюта в группе Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Девочка из города», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», С.Семёнов «Первый трудный день», Л.Толстой «За ягодами» |
|||
.Проблема поощрения и наказания в трудовом воспитании детей.
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Человек славен трудом», «Умение в быту – радость в семье» Разговор: «Что у меня в семье не так» (Уют, чистота, порядок) Дискуссия: «Как наказывать и поощрять ребёнка» (Н.Е.Щуркова, О.В.Кардашина, М.М.Мукамбаева Собрание пёстрых дел) Сочинение: «Мне нравиться трудиться в семье (не нравиться) потому, что..» |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Зайти приятно в дом – если порядок в нём», «Благодарность семьи – самая высокая награда», «Безделье, лень и неуменье вызывают отвращенье» Сочинение: «Какие награды я хотел бы получить за домашний труд» |
|||
Для всех детей |
|||
Беседы: «За что награждают людей», «Награды за домашний труд» Чтение худ. литературы: «В.Пермяк «Пичугин мост»
|
|||
3.Роль родителей в выборе профессии ребёнком |
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Роль семьи в выборе профессии», «Формирование профессиональной пригодности в семье» Дискуссия: «Кем быть?» Профориентационная игра «Дело мастера боится» (Е.Д.Волохова,Т.А.Макарченко) Диагностика профессиональных способностей и интересов Семейный совет: «Могу? Хочу? Надо? – Что важней?» Практическое занятие: Составление карты профессий детского дома |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Организация досуга – подготовка к выбору будущей профессии», «Профессии детского дома» Сочинение «Можно ли дать ребёнку профессию в семье?» Рассказ воспитателя «Моя профессия» Игра – путешествие «В мире профессии» (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Профориентационная игра «Все работы хороши» (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Викторина знатоков профессий (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) |
|||
Для всех детей |
|||
Анализ ситуаций (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Экскурсии на предприятия и учреждения района и города Конкурс рисунков о профессии Психологические тренинги, анкеты, упражнения Встречи с представителями разных профессий |
|||
Тема: «Роль вещей в жизни человека» 1.Отношение к вещам
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «Вещи и их место во взаимоотношениях с людьми», «По одёжке встречают, по ней и провожают» Работа с пословицами: «Хвалят на девке шёлк, если в девке толк», «Сапог – то скрипит, да в горшке не кипит», «Шапка в рубль, а щи без круп» Анализ ситуаций: «Вещи, их использование» Устный журнал: «Из истории вещей – откуда взялись брюки» Сочинение: «Безразличие к вещам – хорошо это или плохо?» |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Значение одежды в жизни человека» , «Всякая вещь трудом создана» Практическое занятие: «Путешествие в мир вещей» Анализ ситуаций: «Опрятность в одежде» Разговор за семейным столом: «Мама купи мне…» |
|||
Для всех детей |
|||
Беседы: «Вещи и их место в жизни семьи»(Т.М.Афанасьева Семья) Практическое занятие «Салфетка надевает смокинг» Сочинение «Что бы я сделал, чтобы получить вещь, которую хочу» |
|||
2.Мода и вещи
|
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Рассказ воспитателя «Культура одежды» Беседы: «Быть как все или не быть», «Мода рождается на улице, а умирает дома», «Что такое вкус» Разговор за семейным столом: «Как быть красивой» Устный журнал: «Читаем журнал мод» Выпуск семейной газеты: 3»Культура внешнего вида» Практическое занятие: «Как одеваться дома» (с демонстрацией одежды) |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Моды разных времён», «Культура одежды» Сочинение: «Красота и уродливость в одежде» Дидактическая игра «Угадай вид одежды» |
|||
Для всех детей |
|||
Беседы: «Современная одежда», «Мода на и стиль» Разговор за семейным столом: «Что значит вкус и как его воспитать» Вечер: «Карнавал костюмов» Устный журнал: «Виды одежды» |
|||
3.Вторая жизнь вещей |
Для детей старшего подросткового возраста |
||
Беседы: «По одёжке – протягивай ножки», «Кто своё добро бережёт, тот хорошо живёт» Практические занятия: «Изделия из отслуживших вещей», «Правила ухода за меховыми вещами» Разговор за семейным столом: «Источники творчества на кончиках пальцев» |
|||
Для детей младшего подросткового возраста |
|||
Беседы: «Бережливость дороже богатства» Практическое занятие: «Наша обувь» Смотр: «Каждой вещи своё место» Работа с пословицами: «Как на огне горит», «Лучше скуповато, чем мотовато», «Всякая тряпица потом пригодиться» |
|||
Для всех детей |
|||
Беседы: «Хранение вещей и уход за ними» Дидактическая игра «У волшебного сундучка» Практическое занятие: «Реставрация новогодних костюмов» Смотр помещений в группе: «Рукодельные изделия в интерьере» |
|||
Тема «Приусадебное хозяйство» |
Для всех детей |
||
Беседы: «Сельский дом и сельская местность», «Домашние животные родного края», «Значение домашних животных для человека», «Зимнее и летнее содержание домашних животных» Экскурсии на подворья Практические занятия: Работа на ферме в течение лета Конкурсы, викторины, творческие проекты по теме |
|||
Тема |
Работа с детьми |
|
|
Тема: Нравственное, физическое и психическое здоровье членов семьи. 1.Взаимоотношения в семье, ценности семьи, воспитание детей в семье.
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Нам счастья не сулит обида чья – то», «Семья – убежище души» (Классный руководитель, 2001, №3) Устный журнал: «Значение отношений супругов в воспитании детей» Работа с пословицами: «С доброй женой горе – полгоря, а радость – вдвойне», «Железо уваришь, а злой жены не уговоришь» Разговор за семейным столом: «Как стать авторитетным отцом» Сочинение: «Что такое бестактность» Анализ ситуаций: «Семейные трудности» (Воспитание школьника, 2001, №3) |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Слова – учат, примеры – влекут», «За что уважать старших» Сочинения: «Что такое «Каменное сердце» («Золотые руки»)?» Работа с пословицами: «Любовь да совет – так и горя нет», «У доброго батьки – добрые дитятки» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Поощрения и наказания в семье» (Домашнее воспитание, 2000, №2), «Уроки семейной этики» (Домашнее воспитание, 2000, №5) Анкета по изучению взаимоотношений :Воспитаний школьеика2001, №2) Чтение худ. литературы: А.Гайдар «Утренняя прогулка, «Голубая чашка», А.Алексин «Про нашу семью», рассказы из хрестоматии по этике ( В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М., 1990) Практическое занятие: «Что я выбираю: Спор, диалог, драку?» Сочинение: «Что такое счастье?» |
|
||
2.Психологический климат в семье, досуг семьи.
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Психологический климат и совместимость в семье», «Уроки семейного лада» (Классный руководитель, 2001, №3) Разговор за семейным столом: «Кого в доме интересуют мои проблемы» Устный журнал: «Семейный досуг» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: « Дом, в котором мы живём», «Что главное в семье» Психологическая игра: «Наши роли» Психологический тренинг «Обида» Сочинение: «Чем я хочу заниматься в моей семье» |
|
||
3.Физическое здоровье членов семьи. |
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «У постели больного», «Что такое Здоровая семья», «Народная медицина» Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни» Сочинение: «Как я сохраняю своё здоровье» Практическое занятие: «Создание выставки здоровья» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей», «Какое бывает здоровье» Разговор за семейным столом: «В каком возрасте нужно здоровье» Анкета: «Считаю ли я себя здоровым человеком» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Акция: «Мы выбираем Здоровый образ жизни» (Классный руководитель, 2003, №4) |
|
||
Тема: Семья и школа. 1.Школа в жизни человека, отношение к ней
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Школа – дом – семья» (Домашнее воспитание, 2000, №2), « Почему возникает желание не ходить в школу?» Сочинение: «Мне хотелось бы, чтобы учитель относился ко мне…» Анализ ситуаций: «Учитель – ученик» Устный журнал: «За что любят школу» (Воспитание школьника, 1998, №4) Разговор за семейным столом: «Влияние школьных успехов и неудач на взаимоотношения в семье» Вечер: «Учительница первая моя» с приглашением учителей (Домашнее воспитание, 2000, №1) |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы:«Что я знаю о профессии учитель?»,«Мама–учительница– я» Сочинение: «Мой любимый предмет» «Играем в школу» Разговор за семейным столом: «Мои успехи в школе» Конкурс стихов о школе |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: « Зачем нужна школа?» Разговор за семейным столом: «Моё участие в школьных делах и праздниках» Развлечение: «Весёлые истории услышать не хотите ли?» (из школьной жизни) Чтение худ. литературы: «Валенки» (Домашнее воспитание, 2001, №1), В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М, 1990 «Шпаргалка», Ю.Бондарева «Простите нас», Ю.Яковлева «Всё начинается с учителя» М, 1983 «Самая высокая лестница» |
|
||
2.Организация школьного и домашнего учебного труда. Проблема неуспеваемости.
|
Для старших детей |
|
|
Беседы: «Что нужно делать в школе, чтобы хорошо учиться?», «Папы и мамы и школьные отметки» (Диалоги о воспитании) Разговор за семейным столом: «Причины неуспеваемости и как их преодолеть» Конкурс рисунков: «Как я делаю домашнее задание» Дискуссия: «Что значит пословица «Лень вперёд тебя родилась»?» Сочинение: «Почему у меня плохие оценки по…», «Роль родителей при подготовке детей к урокам» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Подготовка к урокам – основа успеха в школе», «Условия Для выполнения домашнего задания» Разговор за семейным столом: « Твой распорядок дня» Чтение худ. литературы: В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М, 1990 «Как Федя делал домашнее задание», «По капле» Сочинения: «Самый трудный урок для меня…», «Роль родителей в подготовке домашнего задания» Конкурс рисунков: «Я учу уроки» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Могу – Хочу – Надо», «Корень учения горек, а плод его сладок» Разговор за семейным столом: «А как ты делаешь уроки?» Устный журнал: «Учебный труд дома» Чтение худ. литературы на тему учебного домашнего труда |
|
||
3.Одарённый ребёнок (склонности, способности) |
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Каких детей называют одарёнными» (Семья и школа, 1999,№6), «Кто такие «Вундеркинды»?» (Крыша, 1998, №9), (Семья и школа, 1990, №12) Сочинения: «Мои увлечения» Устный журнал: «Кто такой умный человек и как им стать?» (Домашнее воспитание, 2000, №3) Тест: «Школьные успехи ребёнка» (Начальная школа, 1996, №:) Разговор за семейным столом «Что такое способности?» Работа с пословицами: «Нету таланту - пришьёшь к сарафану», «Дурака пошли, да сам следом иди», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Одарённые люди в детстве» (Дошкольное воспитание, 1996, №9) Работа с пословицами: «Где ум, там и толк», «Не копьём побивают, а умом», «Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет и рубля», «Пустой колос выше других стоит», «Не пером пишут, а умом» Сочинение: «Что означает «Ума палата» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Талантливые люди планеты» Встречи с интересными людьми города и района Чтение худ. литературы из серии «Жизнь замечательных людей» Разговор за семейным столом: «Есть ли у нас в группе одарённые дети» Вечер: «Знаменитые люди нашей страны» |
|
||
Тема: Различные виды труда при воспитании трудолюбия в семье. 1.Воспитание в семье трудолюбия у детей.
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Слагаемые комфорта», «Значение материальной стороны в жизни человека» Устный журнал: «Как поведёшь хозяйство, так и пожнёшь семейное счастье» Разговор за семейным столом: «Духовные ценности семьи» Работа с пословицами: «Горе тому, кто не порядком живёт в дому», «Любовь да совет – так и нужды нет», «Живёт в тоске и спит на голой доске» Сочинение: «Что такое трудолюбие» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Каково на дому, таково и самому» Работа с пословицами: «Где лад – там и клад», «Худо тому, у кого ничего нет в дому», Конкурс рисунков: «Мой будущий дом» Сочинение: «Что нужно иметь в доме, чтобы было приятно жить в нём» Рассказ воспитателя: «Добрые отношения в семье – уют и достаток в доме» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Как живёшь, так и живёшь», «Не дом красит хозяина, а хозяин дом» Разговор за семейным столом: «Порядок или непорядок в доме» Чтение худ. литературы Конкурс рисунков на тему: «Богат как сот, а живёт как скот» |
|
||
2.Воспитание уважения к людям и результатам труда
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Уют и красота в нашем доме» Работа с пословицами: «Коли изба крива, то хозяйка плоха», «Домом жить – обо всём тужить» Размышление: «Что такое лицо дома» Рассказ воспитателя: «Интерьер: понятие, типы» Сочинение: «Что такое «Холодный дом»?», «Мой любимый уголок дома» Практическое занятие: Работа с макетами, планами комнат, предметами обстановки |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Если выдумку приложить, ты свой дом украсить сможешь» Конкурс рисунков: «Моя комната в будущем» Работа с пословицами: «Горе тому, кто непорядком живёт в дому», «Дом не велик, да лежать не велит» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Мой красивый дом» Практическое занятие: «Домашний уют своими руками» Конкурс: «Уютный уголок» |
|
||
3.Овладение трудовыми умениями и навыками |
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Сам себе мастер» (Дошкольное воспитание, 1990, №5) Рассказ воспитателя: «Домашние заботы» Работа с пословицами: «Дом вести – не лапти плести», «Не чем хвалиться когда всё из рук валиться» Сочинения: «Почему ценятся ручные изделия» Практические занятия: «Рукодельные изделия» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «У умной головы сто рук», «Умелые руки не знают скуки», «Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся» (Воспитание школьника, 2001, №2) Работа с пословицами: «Тот и господин, кто может всё сделать один», «Авось да небось хоть брось» Практическое занятие: «Мастерская самоделкина» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Чтение худ. литературы на данную тему Конкурс: «Умелые руки не знают скуки!» Практические занятия: «Украшаем свою комнату» Чтение худ. литературы |
|
||
Тема: «Бюджет и хозяйство семьи» 1.Деньги, их функции
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «От чего зависят цены», «Зарабатывание и трата денег» Устный журнал: «Зачем нужны деньги» Разговор за семейным столом: «Дети и деньги» Работа с пословицами: «Денег вволю, да грехов много», «Кто деньги бережёт, тот без нужды живёт», «Не по деньгам товар» Практическое занятие: Поход в магазин |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Деньги, их роль в жизни человека», «Деньги – мера труда» Чтение литературы о роли денег в жизни человека Работа с пословицами: «Деньги – что вода, пришли и ушли», «Много денег, много и хлопот» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «История возникновения и природы денег», «Роль и функции денег в жизни человека. Виды денег» Дидактические и творческие игры «Магазин», КВН «Деньги разных народов» |
|
||
2.Экономика семейного бюджета
|
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Беседы: «Экономика», «Бедность. Причины бедности. Социальное обеспечение» Устный журнал: «Структура семейного бюджета» Работа с пословицами: «Нужда научит горшки обжигать», «Борода по колено, а дров - ни полена» Сочинение: «Мои будущие доходы и расходы» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Беседы: «Материальное обеспечение семьи» Сочинение: «Богатство – это… Нищета – это…» Выставка рисунков: «Достаток в доме» Работа с пословицами: «Худо жить тому, у кого нет ничего в дому» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Бюджет семьи. От чего он зависит» Устный журнал: «Что такое спонсорство» Практическое занятие: «Разработка семейного бюджета» |
|
||
3.Планирование бюджета: доходы и расходы |
Для детей старшего подросткового возраста |
|
|
Дискуссия: «Доходы семьи – тратить или копить?» Беседы: «Из чего складывается доход» Сочинение: «Почему говорят: Бережливость лучше богатства» |
|
||
Для детей младшего подросткового возраста |
|
||
Работа с пословицами: «По доходу и расход», «Пошёл за хлебом до рынку, а купил волынку», «Не приходом люди богатеют, а расходом» |
|
||
Для всех детей |
|
||
Беседы: «Доходы и расходы в семье», «Планирование расходов» Устный журнал: «Затраты – обязательные, желательные, приятные» Экономические игры, решение практических задач |
|
||
Тема: «Подготовка почвы. Выращивание рассады. Теплица. Парник». |
Для всех детей |
|
|
Беседы: «Природа родного края», «Подготовка семян к посадке», «Выращивание рассады» Чтение худ. литературы «В.Крутогоров «Изумрудные города» Практические занятия: «Обработка почвы и подготовка к посеву», «Посев овощных семян» Дидактическая игра «Угадай растение» (по семенам) Устный журнал: «Требования к выращиванию овощных культур» Рассказ воспитателя «Теплицы. Виды теплиц» |
|
||
Тема: «Выращивание овощей на даче» |
Для всех детей |
|
|
Беседы «Значение овощей в жизни человека», «Способы ухода за различными растениями» Практическое занятие на приусадебном участке Работа с пословицами: «Летний день – год кормит» Дидактическая игра: «Угадай, что вырастет», «Вершки и корешки» Инсценировка сказки: «Колобок» Конкурс рисунков: «Мой огород» |
|
||
Тема: «Осенние работы. Уборка урожая, сохранность и заготовка овощей» |
Для всех детей |
|
|
Беседы: «Осенний труд – сбор урожая», «Последовательность и особенности уборки урожая», «Подготовка к зимнему хранению» Устный журнал: «Переработка овощей» Практические занятия на по сбору и заготовке овощей Дидактическая игра: «От семечка до овоща» Вечер – карнавал: «Огород – хоровод» |
|
||
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Рост уровня общей социализированности воспитанников.
2. Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
3. Развитие гуманных коллективистских отношений в группах - «семьях».
4. Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы - «семьи».
5. Знание воспитанниками культуры российской семьи.
6. Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
7. Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.
8. Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.