Программа "Шахматы"

  • docx
  • 07.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Прил 10 Шахматы.docx

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 6 от 28.08.2020

Приложение  № 10

утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2020 № 76 о/д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

«Шахматы»

(физкультурно-спортивная направленность)

                                   

 

Возраст детей:  10 – 14 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

                                                                        Большаков Владислав Станиславович

 

 

 

 

 

 

д. Извара

2020-2021 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Цели дополнительной общеразвивающей программы: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Обучающиеся 5-7 классов последовательно осваивают премудрости игры в шахматы. На начальном этапе учащиеся получают базовые знания и навыки, прививается любовь к этой древней игре. Дети знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и др.), кроме того в процессе обучения игре у учеников должны развиваться логическое мышление и память. Дети самостоятельно учатся преодолевать трудности начальных ходов, взятие, их свойства, и решают простые задачи.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

·      Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

·      Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

·      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

·      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,  сверстниками.

·      Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, мотивации творческого  воображения, умения производить логические операции).

·      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

·      Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.

·      Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: программа рассчитана на школьников в возрасте от  10 до 14 лет и предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». 

Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.

Основой шахмат  являются развитие внимания, памяти, логического мышления, воли.

Занятия шахматами общедоступны благодаря минимальной физической нагрузки, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира    

1

 

 

2

Шахматные фигуры (повторение)

1

 

 

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

1

 

 

4

Мат. Пат. Мат в одни ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей.

1

 

 

5

Защита в шахматной партии: уход их-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

 

 

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

 

 

7

Конкурс решение позиций: как бы вы сыграли?

1

 

 

8

Тактический прием «двойной удар»

1

 

 

9

Тактический прием «связка»

1

 

 

10

Конкурс решение позиций: как бы вы сыграли?

1

 

 

11

Тактический прием «ловля фигуры»

1

 

 

12

Тактический прием «сквозной удар»

1

 

 

13

Мат на последней горизонтали

1

 

 

14

Конкурс решение позиций: как бы вы сыграли?

1

 

 

15

Тактический прием «открытый шах»

1

 

 

16

Тактический прием «двойной шах»

1

 

 

17-20

Шахматный турнир

3

 

 

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

 

 

22-23

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

2

 

 

24-25

Основы игры в дебюте: атака на короля

2

 

 

26-28

Основы анализа шахматной партии

2

 

 

29

Конкурс решение позиций: как бы вы сыграли?

1

 

 

30-33

Шахматный турнир

3

 

 

34

Шахматный праздник

1

 

 

Содержание изучаемого курса:

Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения».

На каждом из занятий прорабатывается более усложненный  шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на приемы защиты и их отработку на практике. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

·      детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

·      выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»:  фигура против фигуры;

·      широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);

·      инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;

·      применение на уроках нестандартных дидактических заданий и игр;

·      преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;

·      разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;

·      постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;

·      разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;

·      установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.

Наполняемость объединения: до 20 человек.

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Возрастной диапазон –  10-14 лет

Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.

Средства обучения:

1)        Шахматы настольные

2)        Магнитная шахматная доска

3)        Компьютер, проектор

4)        Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

5)        Магнитно-маркерная доска

6)        МФУ

7)        Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

8)        Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе –второй год обучения», М, «Просвещение», 2018

9)        И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

10)   И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

11)   Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.

12)   Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 2014.

13)   Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 2014.

 

Планируемые результаты осовоения образовательной программы

 

В результате реализации программы учащиеся должны достичь следующих результатов:

- Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка.

- Развитие коммуникативных способностей, инициативности,     толерантности, самостоятельности.

- Развитие наглядно-образного мышления и логики.

- Овладение навыками игры в шахматы.

- Результативное участие в соревнованиях различных уровней.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

- развитие любознательности и сообразительности;

- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

 

Система оценки результатов осовоения образовательной программы

 

Формы контроля уровня обученности обучающихся.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

·      текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

·      промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

·      итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.    

Требования к уровню подготовки обучающихся 6-7 классов по данной программе.

К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматную доску;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры;

- рокировку;

-двойной удар (шах);

- одноходовые задачи.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть, не нарушая шахматный кодекс;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять начальную позицию;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

- по записи на цифровую фотокамеру, определять свои ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

27 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Периоды

Продолжительность

Количество рабочих дней

(учебных недель)

1 триместр

01.09.2020-30.11.2020

58 (11)

2 триместр

01.12.2020-28.02.2021

57 (11)

3 триместр

01.03.2021-27.05.2021

55 (12)

 

Продолжительность каникул

Осенние

28.10.2020-03.11.2020

Зимние

30.12.2020-10.01.2021

Весенние

22.03.2021-28.03.2021

 

Расписание занятий в кружке «Шахматы»

Четверг: 15.05-15.45