Программа школьного лесничества "Зелёная волна"
Оценка 4.8

Программа школьного лесничества "Зелёная волна"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
7 кл—11 кл
14.04.2020
Программа школьного лесничества "Зелёная волна"
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
программа ШЛ.doc

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1

_____________Вяземского района Смоленской области________________

215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1, тел.8(48131) 3-26-68

     

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО 

на  педагогическом  совете                                                                                        Приказом  директора  школы 

Протокол                                                                                                                                                                         

 от   30 .08 . 2018 г.  №1                                                                                                                          Приказ  от  31.08. 2018 г  № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

школьного лесничества «Зелёная волна»

на базе МБОУ Семлевской СОШ №1

Вяземского района Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г

Раздел 1. Содержание

            Актуальность введения программы школьного лесничества бесспорна,  лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации сократились до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность.    

             Освоение программы является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению  гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

            Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение.  При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.)В содержание предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего города и края  и междисциплинарность,  предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения,   экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики.

            Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии,  развитие экологического мышления,  воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.        

Задачи:

1.      формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности;

2.      воспитание  бережного отношения к природе;    

3.      вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;

4.      расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии,

5.       получение знаний о  видовом составе растений и животных своего края,

6.       умение  давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;

7.      пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;

8.      помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;

9.       изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве.

         Формы организации образовательного процесса

         Занятия проводятся в форме:  традиционные занятия;  практические занятия  конкурсы;  консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация;  презентация; научно-практическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.

Осуществляется работа по направлениям:

1.Природоохранная деятельность:

·    Охрана лесов от пожаров (патрулирование).

·    Проведение природоохранных рейдов.

2.Лесохозяйственная деятельность:

·   Прополка посевов.

·   Сбор лесных семян.

3.Эколого-просветительская деятельность:

· Изготовление  средств  наглядной  агитации  (аншлагов,  плакатов, листовок, видеофильмов и т.д.).

· Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание видеофильмов.

 Проведение экологических игр, викторин, вечеров

4.Учебно-исследовательская деятельность:

· Теоретические занятия.

· Проведение опытов.

·  Проведение исследовательских работ.

5.Организационная деятельность:

·     Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.

   Программа рассчитана на три года обучения  и предназначена для детей 11-17 лет.

       Режим занятий: Недельная нагрузка – 3 часа для каждого из трех курсов обучающихся, 34 недели, итого 102 часа

Раздел 2. Планируемые результаты

Предметные результаты:

Ø  основные понятая о лесе и лесоводстве;

Ø   причины нарушения лесных экосистем;

Ø   последствия нарушения окружающей среды;

Ø   роль биогенных элементов и органических веществах в жи­вых организмах, биосфере;

Ø  устройство светового микроскопа; ведущих естествоиспытателей и их заслуги;

Ø  существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

Ø  представителей царств живой природы;

Ø  основные среды обитания живых организмов;

Ø  природные зоны нашей планеты, их обитателей;

Ø  выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

 Метапредметные результаты обучения включают в себя:

Ø  умение проводить  наблюдения, измерения, опыты;

Ø  постановка учебных задач самостоятельно и  под руководством учителя;

Ø  составление плана выполнения учебной задачи;

Ø  систематизация и обобщение разных видов информации;

Ø  использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;

Ø   самостоятельная  подготовка сообщений;

Ø   участие в совместной деятельности.

Личностные результаты обучения:

Ø  формирование ответственного отношения к обучению;

Ø  познавательных интересов и мотивов к обучению;

Ø  навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

Ø  осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Ø  формирование основ экологической культуры.

 

Раздел 3. Тематическое планирование

Тематический план занятий

1-й год обучения

 

Тема

Количество часов

Количество практических работ

  1.  

Введение

1

0

  1.  

Лес и его структура

28

12

  1.  

Лес как часть биосферы

24

8

  1.  

Экология леса

10

6

  1.  

Лесопользование

39

19

  1.  

ИТОГО

    102

45

 

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

Дата

Тема

1.       

2.09

Введение. Игра «Лес – источник чудес»

Лес и его структура                                     

2.       

4.09

Понятие о лесе. Характерные черты леса.

3.       

6.09

Компоненты леса

4.       

9.09

Экскурсия в Вяземское  лесничество

5.       

11.09

Практическая работа «Описание компонентов леса»

6.       

13.09.

Практическая работа «Изучение компонентов леса на покрытых и непокрытых лесом землях (под пологом леса, вырубках, гарях)»

7.       

16.09

Акция «Чистый лес»

8.       

18.09

Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками»

9.       

20.09

Основы фитоценологии: ярусность, жизненность, обилие, внешний вид

10.   

23.09

Лес как растительное сообщество. Растения елового леса

11.   

25.09

Практическая работа «Описание фитоценоза Елового леса»

12.   

27.09

Лес как растительное сообщество. Растения соснового леса

13.   

30.09

Практическая работа «Описание фитоценоза соснового леса»

14.   

2.10

Лес как растительное сообщество. Растения лиственного леса

15.   

3.10

Практическая работа «Описание фитоценоза березовой рощи»

16.   

7.10

Луг как растительное сообщество. Растения луга

17.   

9.10

Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария».

18.   

11.10

Сорные растения нашей местности

19.   

14.10

Практическая работа «Сбор и монтировка гербария».

20.   

16.10

Лекарственные растения нашей местности

21.   

18.10

Практическая работа«Сбор и монтировка гербария».

22.   

21.10

Практическая работа «Поэзия природы. Поделки из гербарного материала своими руками»

23.   

23.10

Основные лесообразующие хвойные породы Сибири.

24.   

25.10

Практическая работа «Определение семян хвойных растений. Правила сбора шишек»

25.   

28.10

Основные лесообразующие породы

26.   

6.11

Древесные породы в насаждениях в подлеске

27.   

8.11

Животные нашего леса

28.   

13.11

Практическая работа «Столовая для пернатых друзей»

29.   

15.11

Акция развешивания кормушек «Синичкин день»

ЛЕС КАК ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

30.   

18.11

Краткий исторический очерк об экологии. Экологические факторы и их значение в жизни леса

31.   

20.11

Лес и климат. Лес и тепло.  

32.   

22.11

Лес и свет.

33.   

25.11

Лес и влага.

34.   

27.11

Лес и атмосферный воздух. Лес и ветер

35.   

29.11

Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу»

36.   

2.12

Лес и почва

37.   

4.12

Практическая работа «Определение типа почвы мокрым методом Качинского»

38.   

6.12

Практическая работа «Листовка в защиту леса»

39.   

9.12

Лес и насекомые. Насекомые "краснокнижники".

40.   

11.12

Представители наиболее опасных вредителей леса. Вредители молодняков.

41.   

13.12

Практическая работа «Вредители молодняков».

42.   

16.12

Представители наиболее опасных вредителей леса. Стволовые вредители. Методы борьбы.

43.   

18.12

Практическая работа «Стволовые вредители».

44.   

20.12

Представители наиболее опасных вредителей леса. Хвое- и листогрызущие вредители. Методы борьбы.

45.   

23.12

Практическая работа «Хвое- и листогрызущие вредители»

46.   

25.12

Практическая работа «Анализ повреждений растений разными группами насекомых (минёрами, галлообразователями, грызущими, сосущими, трубковёртами и др.)»

47.   

27.12

Лес и фауна. Красная книга Смоленской области.

48.   

 

Лесные           звери   (Класс млекопитающие)

49.   

 

Лесные птицы (Класс птицы)

50.   

 

Практическая работа «Определение видов животных по следам»

51.   

 

Определение птиц (до отряда, семейства и вида) по строению гнезда

52.   

 

Грибы . Правила сбора грибов и ягод.

Экология леса

53.   

 

Глобальные экологические проблемы человечества. Региональные экологические проблемы.

54.   

 

Лес и вода. Естественные водоемы. Качество воды.

55.   

 

Методы изучения водных экосистем.

56.   

 

Практическая работа Определение физических свойств воды в реке». (Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах)

57.   

 

 Практическая работа «Определение водородного показателя (pH) воды водоемов, сточных вод дождя, талой воды»

58.   

 

Практическая работа «Определение общей жесткости образцов воды из водопровода (холодного и горячего водоснабжения), родника, колодца, реки (озера), минеральной воды, талой воды (от снега из парка и с проезжей части дорог) и т.д.»

59.   

 

Практическая работа «Определение минерального состава природных вод (общая жесткость

60.   

 

Практическая работа «Оценка загрязненности воды нефтепродуктами и органическими соединениями (визуальная, органолептическая, по окислению экстрактов серной кислотой)»

61.   

 

Лес и воздух. Практическая работа «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам»,

62.   

 

Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа».

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

63.   

 

Таксация леса. Древостой: состав, форма, возраст.

64.   

 

Таксация леса. Древостой: бонитет, полнота, густота, запас.

65.   

 

Лесотаксационные   приборы        и инструменты

66.   

 

Практическая работа «Правила работы полнотомером»

67.   

 

Практическая работа «Измерение длины линии на местности рулеткой (мерной лентой)»

68.   

 

Практическая работа «Измерение диаметра ствола растущего дерева на высоте груди мерной вилкой».

69.   

 

Практическая работа «Определите формулы состава насаждений»

70.   

 

Рекреационное природопользование Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных  мест

71.   

 

Проведение декоративных посадок. Уход за посадками.

72.   

 

21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг»

73.   

 

Практическая работа «Дом для пернатых друзей»

74.   

 

Акция «Пернатый новосел»

75.   

 

Практическая работа «Правила посева  растений»

76.   

 

Лесная селекция

77.   

 

Первоцветы

78.   

 

Практическая работа «Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений»

79.   

 

Лесовосстановление. Естественное и искусственное возобновление лесов

80.   

 

Лимитирующие факторы лесовозобнавления (засушливость, урожай семя).

81.   

 

Лесосеменное дело и лесопитомники.

82.   

 

Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, лектехсырье, охота, подсочка).

83.   

 

Приоритетность использования, интенсивность ведения хозяйства, эффективность и организация пользования.

84.   

 

Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях.

85.   

 

Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях».

86.   

 

Экскурсия «Весенние явления в жизни леса»

87.   

 

Лес и пожары. Лесная пирология.

88.   

 

Виды лесных пожаров

89.   

 

Противопожарная  профилактика в лесах.

90.   

 

Способы тушения природных пожаров.

91.   

 

Экскурсия в пожарную часть

92.   

 

Практическая работа «Анализ горимости территории лесничества».

93.   

 

Практическая работа «Борьба с лесными пожарами»

94.   

 

Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу»

95.   

 

Практическая работа «Оценка состояния покрытий дорожек и площадок, состояния малых архитектурных форм»

96.   

 

Практическая работа «Оценка состояния газонов и цветников.

97.   

 

Практическая работа «Исследование признаков деградации (изменение видового состава травяного  покрова, исчезновение подроста древесных пород, количество больных и механически поврежденных деревьев)»

98.   

 

Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)»

99.   

 

Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования»

100.                      

 

Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников»

101.                      

 

Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом Акция «Посади дерево»

102.                      

 

Практическая работа «Красивая клумба»

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

Тематический план занятий

2-й год обучения

 

Тема

Количество часов

Количество практических работ

  1.  

Введение

2

0

  1.  

Лес и его структура

14

8

  1.  

Учение о типах леса

8

5

  1.  

Лес и климат

11

6

  1.  

Почвоведение

8

4

  1.  

Лесоводство

27

10

  1.  

Лесопользование

32

15

  1.  

ИТОГО

    102

55

 

 

дата

Тема

  1.  

2.09

Введение.  Экскурсия Лес – наше богатство.

  1.  

4.09

Игра «Лесные Робинзоны»

ЛЕС И ЕГО СТРУКТУРА

  1.  

9.09

Морфология леса. Понятие о лесе. Характерные черты леса. Компоненты леса.

  1.  

11.09

Тип леса

  1.  

13.09.

Таксационные показатели насаждений

  1.  

16.09

Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция,  биоразнообразие, эталонные леса)

  1.  

18.09

Акция «Чистый лес»

  1.  

20.09

Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками»

  1.  

23.09

Лес как растительное сообщество

  1.  

25.09

Представители семейства сосновые

  1.  

27.09

Представители семейства березовые, ивовые,

  1.  

30.09

Практическая работа «Правила фенологических наблюдений за древесными и кустарниковыми растениями леса»

  1.  

2.10

Практическая работа «Краткая характеристика растений елового леса»

  1.  

3.10

Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса»

  1.  

7.10

Практическая работа «Краткая характеристика растений лиственного леса»

  1.  

9.10

Практическая работа «Краткая характеристика растений луговых трав»

  1.  

11.10

Практическая работа  «Оценка  урожайности растений луга»

  1.  

14.10

Практическая работа  «Оценка  урожайности лекарственных растений»

  1.  

16.10

Практическая работа  «Определение запаса лекарственных растений»

Учение о типах леса

  1.  

21.10

Типология В.Н. Сукачева.  Генетическая классификация типов леса

  1.  

23.10

Типы сосновых , лиственничных, березовых лесов

  1.  

25.10

Практическая работа  «Изучение насаждений различных типов леса .

  1.  

28.10

Методика изучения насаждений различных типов леса и процессов лесовозобновления в них.

  1.  

6.11

Практическая работа  «Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна)»

  1.  

8.11

Практическая работа  «Изучение и процессов лесовозобновления в различных типах леса»

  1.  

13.11

Животные нашего леса

  1.  

15.11

Практическая работа «Столовая для пернатых друзей»

  1.  

18.11

Акция развешивания кормушек «Синичкин день»

ЛЕС И КЛИМАТ

  1.  

22.11

Лес и климат. Солнечная радиация

  1.  

25.11

Лес и климат. Тепловой режим

  1.  

27.11

Практическая работа  «Изучение динамики изменения температуры воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)».

  1.  

29.11

Практическая работа  «Изучение динамики изменения температуры почвы, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)».

  1.  

2.12

Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Типы осадков

  1.  

4.12

Практическая работа  «Изучение динамики изменения влажности воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)».

  1.  

6.12

Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Облака. Ветер.

  1.  

9.12

Особо опасные метеорологические явления и лес

  1.  

11.12

Практическая работа  «Наблюдение за облачностью. Описание основных форм облаков».

  1.  

13.12

Практическая работа  «Составление краткосрочного прогноза для своего населенного пункта, используя данные метеорологических элементов».

  1.  

16.12

Практическая работа  «Изменение климата во времени в городе. Особенности климата вашего района»

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

  1.  

20.12

Минералогия. Типы минералов

  1.  

23.12

Строение почвы

  1.  

25.12

Структура и структурность почвы. Сложение почвы

  1.  

27.12

Механический (гранулометрический) состав почвы

  1.  

 

Практическая работа  «Диагностика         почв    по механическому (гранулометрическому) составу»

  1.  

 

Правила взятия почвенных образцов и монолитов

  1.  

 

Практическая работа  «Техника заложения почвенного разреза»

  1.  

 

Практическая работа  «Описание почвы»

ЛЕСОВОДСТВО

  1.  

 

Значение леса и лесоводства. Предмет, цели и задачи лесоводства

  1.  

 

Лесоустройство (наука обустройства лесов, объекты лесоустройства, структура пользования лесом).

  1.  

 

Лесные питомники (назначение лесных питомников и их обустройство, виды лесных питомников, севообороты, расчет площади и пр.).

  1.  

 

Таксация леса

  1.  

 

Лесотаксационные   приборы        и инструменты

  1.  

 

Отвод и таксация лесосек

  1.  

 

Таксация лесосек при учете отпускаемого леса по площади. Сплошной, ленточный перечет.

  1.  

 

Материальная оценка лесосек

  1.  

 

Практическая работа  «Настройка мерной вилки для перечёта растущих деревьев по ступеням толщины».

  1.  

 

Практическая работа  «Определение формулы состава насаждений»

  1.  

 

Практическая работа  «Определение класса бонитета»

  1.  

 

Практическая работа  «Определение относительной полноты соснового древостоя»

  1.  

 

Практическая работа  «Признаки древостоя с точки  зрения их состава (чистые, смешанные) и возраста (одновозрастные, разновозрастные, класс возраста)»

  1.  

 

Категории защитности лесов. Рубки  леса. Основные положения.

  1.  

 

Системы рубок спелых и перестойных насаждений

  1.  

 

Особенности и экологические аспекты сплошных концентрировнных рубок

  1.  

 

Технологические схемы разработки лесосек и возобновление леса

  1.  

 

Лесовосстановительные процессы на вырубках и под пологом сосновых насаждений в условиях Сибири

  1.  

 

Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода.

  1.  

 

Практическая работа  «Реакция     деревьев   на   изменение   условий   освещения   и обосновать рекомендации  для отбора деревьев в рубку.

  1.  

 

Практическая работа  «Лесоводственные и экологические требования к технологическим процессам рубок ухода»

  1.  

 

Практическая работа  «Особенности проведения группово-постепенных рубок: в горных, засушливых условиях, в светло- и темнохвойных древостоях».

  1.  

 

Практическая работа  «Техника метода выращивания бессучковой сосны путем выщипывания почек.

  1.  

 

Практическая работа  «Необходимые       действия  лесозаготовителей, способствующие повышению производительности лесов.»

  1.  

 

21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг»

  1.  

 

Практическая работа «Дом для пернатых друзей»

  1.  

 

Акция «Пернатый новосел»

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

  1.  

 

Рекреационное природопользование

  1.  

 

Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных  мест

  1.  

 

Уход за посадками

  1.  

 

Практическая работа «Анализ функционального зонирования территории объекта и её ландшафтный анализ».

  1.  

 

Практическая работа «Инвентаризационная оценка зеленых насаждений, расположенных на территории объекта».

  1.  

 

Практическая работа «Разработка рекомендаций по уходу за насаждениями.

  1.  

 

Практическая работа «Разработка санитарно-профилактических мероприятий на исследуемом объекте.

  1.  

 

Практическая работа «Разработка мероприятий по посадке деревьев и кустарников для привлечения животных и гнездования птиц.

  1.  

 

Естественное и искусственное возобновление леса

  1.  

 

Возбудители болезней древесных пород

  1.  

 

Разработка химических методов борьбы, основанных на использовании препаратов против насекомых и возбудителей болезней древесных пород.

  1.  

 

Экскурсия «Весенние явления в жизни леса»

  1.  

 

Лес и пожары. Лесная пирология.

  1.  

 

Виды лесных пожаров

  1.  

 

Противопожарная  профилактика в лесах.

  1.  

 

Способы тушения природных пожаров.

  1.  

 

Экскурсия в пожарную часть

  1.  

 

Практическая работа «Анализ горимости территории школы и города».

  1.  

 

Практическая работа «Борьба с лесными пожарами»

  1.  

 

Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях».

  1.  

 

Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу»

  1.  

 

Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом

  1.  

 

Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике

  1.  

 

Органические и минеральные удобрения

  1.  

 

Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике»

  1.  

 

Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» Акция «Посади дерево»

  1.  

 

Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников»

  1.  

 

Практическая работа «Красивая клумба»

 

Тематический план занятий

3-й год обучения

 

Тема

Количество часов

Количество практических работ

  1.  

Введение

1

0

  1.  

Лес и человек

4

1

  1.  

Деревья – основа леса

8

5

  1.  

Растительный и животный мир

13

6

  1.  

Экологические и социальные услуги леса

12

5

  1.  

Лесовосстановление

16

10

  1.  

Экология

10

5

  1.  

Защитная санитарная безопасность в лесах

15

6

  1.  

Охрана

0

11

  1.  

ИТОГО

    102

49

 

 Календарно-тематическое планирование 3  год обучения

Дата

Тема

1.       

2.09

Введение.  Экскурсия Лес – наше богатство.

ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

2.       

9.09

Леса мира и Российской Федерации . Характеристика лесного фонда Вяземского района

3.       

11.09

Лес человеку: ценности и услуги

4.       

13.09.

Лесу нужен человек, или как эффективно вести лесное хозяйство

5.       

16.09

Экскурсия в питомник Вяземского лесничества

ДЕРЕВЬЯ – ОСНОВА ЛЕСА

6.       

20.09

Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями

7.       

23.09

Практическая работа «Деревья как отличительная особенность леса»

8.       

25.09

Практическая работа «Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы» 

9.       

27.09

Практическая работа «Определение отличительных признаков древостоя

10.   

30.09

Практическая работа «Наблюдения за сезонным развитием деревьев

11.   

2.10

 Особенности деревьев как ресурса леса

12.   

3.10

Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода.

13.   

7.10

Практическая работа «Отбор деревьев в рубку ухода»

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

14.   

11.10

Практическая работа «Лесная флора как растительный элемент леса»

15.   

14.10

Практическая работа «Изучение видового разнообразия живого напочвенного покрова как элемента лесной флоры»

16.   

16.10

Лесная флора как индикатор типов леса»

17.   

21.10

Практическая работа «Изучение видового состава подлеска как элемента лесной флоры»

18.   

23.10

Практическая работа «Изучение разнообразия лесной флоры на вырубках»

19.   

25.10

Лесная фауна как индикатор леса

20.   

28.10

Практическая работа «Изучение видового разнообразия птиц и их поведение в лесу и на лесных водоемах»

21.   

6.11

Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах.

22.   

8.11

Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища). Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных

23.   

18.11

Насекомые "краснокнижники".

24.   

22.11

Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЛЕСА

25.   

27.11

Традиционное использование лесов

26.   

29.11

Практическая работа «Традиционное использование лесов»

27.   

2.12

Практическая работа «Найти и оборудовать безопасное для леса и человека место для бивака (стоянки)

28.   

4.12

Социальные и экологические услуги леса

29.   

6.12

Практическая работа «Лес в поэзии и живописи»

30.   

9.12

Лес –дом

31.   

11.12

Практическая работа «Столовая для пернатых друзей»

32.   

13.12

Акция развешивания кормушек «Синичкин день»

33.   

16.12

Лесная рекреация

34.   

20.12

Практическая работа «Оценка рекреационной нагрузки на участок леса»

35.   

23.12

Роль гражданского общества в поддержании экологических и социальных

функций лесов

36.   

25.12

Игра «Круглый стол: Лес и гражданское общество»

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ

37.   

 

Мероприятия, обеспечивающие восстановление леса

38.   

 

Практическая работа «Оценка урожая семян хвойных пород»

39.   

 

Практическая работа «Оценка урожая желудей дуба»

40.   

 

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике

41.   

 

Практическая работа «Определение всхожести семян хвойных пород»

42.   

 

Практическая работа «Выращивание посадочного материала в лесном питомнике»

43.   

 

Искусственное лесовосстановление: посадка лесных культур сеянцами, саженцами

44.   

 

Практическая работа «Создание лесных культур»

45.   

 

Естественное лесовосстановление: учет и оценка

46.   

 

Практическая работа «УЧЕТ ПОДРОСТА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА, НА ВЫРУБКАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ВЫРУБКАХ»

47.   

 

Лесная селекция

48.   

 

Размножение сортового посадочного материала. Прививки

49.   

 

Размножение сортового посадочного материала. Черенкование

50.   

 

Практическая работа «Изучение изменчивости»

51.   

 

Практическая работа «Проведение селекционной оценки деревьев»

52.   

 

Практическая работа «Размножение селекционного материала»

53.   

 

Практическая работа «Укоренение черенков»

ЭКОЛОГИЯ

54.   

 

Экологические проблемы России и нашего региона

55.   

 

Классификация экологических факторов. Их влияние на организм. Основные среды жизни.

56.   

 

Биологические ритмы.

57.   

 

Практическая работа «Оценка экологического состояния водных объектов.

58.   

 

Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы.

59.   

 

Типы экосистем, их гомеостаз и динамика (сукцессии), продуктивность. Факторы, ограничивающие продуктивность экосистемы.

60.   

 

Практическая работа «Изучение сукцессий.

61.   

 

Воздействие человека на окружающую среду, ее загрязнение.

62.   

 

 Практическая работа «Выпуск листовок о проблемах леса»

63.   

 

Практическая работа «Социологический опрос по экологическим проблемам села Семлево»

ЗАЩИТНАЯ САНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСАХ

64.   

 

Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах»

65.   

 

Практическая работа «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ И КАТЕГОРИИ ИХ СОСТОЯНИЯ»

66.   

 

Насекомые вредители леса (хвое- и листогрызущие, стволовые и корневые) их развитие и размножение. Признаки массового размножения насекомых в лесу.

67.   

 

Наиболее опасные моменты для леса

68.   

 

Болезни деревьев и кустарников. Меры борьбы и профилактика.

69.   

 

Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников. Определение насекомых вредителей леса, оформление коллекции.

70.   

 

 Практическая работа «Планирование и проведение учета хвое-

и листогрызущих насекомых»

71.   

 

Энтомофаги и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе

с вредителями леса

72.   

 

Зачем считать насекомых в лесу

73.   

 

Краткосрочный прогноз повреждения

74.   

 

Что такое «здоровый» лес?

75.   

 

Категория санитарного состояния дерева и древостоя

76.   

 

21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг»

77.   

 

Практическая работа «Дом для пернатых друзей»

78.   

 

Акция «Пернатый новосел»

79.   

 

Лесопатологическая таксация, понятие и методы

80.   

 

Практическая работа «ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКСАЦИЯ И УЧЕТ СТВОЛОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ

81.   

 

Насекомые-ксилофаги, их влияние на состояние леса, особенности учета и прогноза

82.   

 

Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах»

ОХРАНА ЛЕСОВ

83.   

 

Что горит в лесу

84.   

 

Почему горит лес?

85.   

 

Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность

86.   

 

Практическая работа «Разведение костров»

87.   

 

Мероприятия, предупреждающие лесные пожары

88.   

 

Практическая работа «Работа с компасом»

89.   

 

Действия людей при обнаружении пожара

90.   

 

Практическая работа «Первичные меры ликвидации пожара в лесу

91.   

 

Требования к безопасности людей при пожаре

92.   

 

Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем»

93.   

 

 Практическая работа «Выезд в район затушенного лесного пожара для выяснения причин возникновения и изучения последствий.

94.   

 

Законодательство об охране лесов.

95.   

 

Практическая работа «Противопожарные мероприятия для населения. Разработка памяток и листовок»

96.   

 

Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике

97.   

 

Органические и минеральные удобрения

98.   

 

Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике». Акция «Посади дерево»

99.   

 

Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников»

100.      

 

Практическая работа «Красивая клумба»

101.      

 

Практическая работа «Правила посадки деревьев»

102.      

 

Обобщение. Итоги года.

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Раздел 1. Содержание

Раздел 1. Содержание

Лесохозяйственная деятельность: ·

Лесохозяйственная деятельность: ·

Раздел 3. Тематическое планирование

Раздел 3. Тематическое планирование

Лес и климат. Лес и тепло. 2

Лес и климат. Лес и тепло. 2

Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа»

Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа»

Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)» 2

Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)» 2

Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса» 7

Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса» 7

Правила взятия почвенных образцов и монолитов

Правила взятия почвенных образцов и монолитов

Уход за посадками

Уход за посадками

Защитная санитарная безопасность в лесах 15 6

Защитная санитарная безопасность в лесах 15 6

Насекомые "краснокнижники". 2

Насекомые "краснокнижники". 2

Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы

Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы

Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем» 2

Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем» 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020