Программа "Стирая границы (Воспитание этнической толерантности)"

  • docx
  • 14.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Программа Этническое воспитание детей с нарушениями слуха. 1docx.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Адрес: 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, дом 19

Тел. 43-54-53  E-mail: hibs15@yandes.ru

 

 

 

Утверждена педагогическим советом ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Протокол № 2 от «29» октября 2019 г.

Директор

_____________Н.В. Филиппова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по воспитанию этнической толерантности на 2019-2024 гг.

 

«СТИРАЯ ГРАНИЦЫ»

                                                                              

(целевая аудитория: обучающиеся младшего школьного  возраста с нарушениями слуха – 1-5классы)

 

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители:

Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог,

Т.Н. Дутова – учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2019 г.

Паспорт программы

 

Озаглавливание Программы

«Стирая границы», на 2019-2024 гг.

Создатели Программы

Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог, Т.Н. Дутова – учитель начальных классов

Дата принятия Программы

Педагогический совет ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» от 29  октября 2019 г., протокол № 2

Доказательство необходимости принятия Программы

В современных условиях развития общества, в социально-психологическом аспекте развивающаяся личность находится в проблемном состоянии малой значимости, в отторжении своей этнокультурной идентичности. Важным направлением программы определено воспитание этнической толерантности на ценностях и традициях народностей, населяющих Томскую область.

Цель Программы

Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наосновеценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи Программы

1. Уважать культурное наследие и самобытность общества глухих в контексте культуры страны, потребность к вербальному общению.

2. Принимать национальные культуры, традиции и обычаи разных народов Томской области.

3. Содействовать национально-этническому взаимодействию в школе-интернате.

4. Вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур разных народностей Томской области.

5. Воспитывать солидарность и справедливость на национальном и  правовом уровне равных возможностей.

6. Формировать навыки сознательного гуманного поведения познание своего Я.

7. Развивать интерес к человеку другой национальности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

1.   Пополнение обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста с нарушениями слуха, охваченных дополнительным образованием по воспитанию этнической толерантности на 30-40%.

2. Накопление и расширение количества проведённых этно-тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции.

3. Расширение числа специалистов, организующих методические мероприятия этнической направленности с младшими школьниками по вопросам формирования установок толерантного отношения в образовательной организации.

Сроки реализации Программы

2019-2024 гг.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение доли обучающихся, охваченных программой по воспитанию этнической толерантности, от общего количества обучающихся до 100 %.

2. Прирост доли школьников-участников в профилактических мероприятиях, направленных на формирование толерантности и культуры мира в школе-интернате.

 

№ п/п

          Содержание Программы

Стр.

I.

Пояснительная записка

4

 

1.1. Актуальность

5

 

1.2.Новизна

6

 

1.3.Направления

6

 

1.4.Реализация

6

II.

Цель и задачи Программы

7

III.

Нормативно-правовая база Программы

7

IV.

Прогнозируемый результат

8

V.

Участники Программы

8

VI.

Этапы реализации программы

8

VII.

Функции категорий сотрудников школа в процессе реализации программы

 

9

VIII.

Сотрудничество школы с другими организациями

10

IX.

Структура Программы

11

X.

Ресурсное обеспечение программы

11

XI.

План реализации программы

11

XII.

Организация и контроль управления

13

Литература

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.         Пояснительная записка

 

Если человек шагает не в ногу с остальными – это,

возможно, потому, что он слышит другого барабанщика.

Пусть себе шагает под ту музыку,

которая звучит для него, какой бы она ни была.

Генри Дэвид Торо

В современном обществе существуют разные группы людей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из многочисленных групп – это люди с нарушениями слуха. Сообщество глухих и слабослышащих людей имеет свою символику, традиции, речь (жестовая речь). Традиции, сформированные в раннем возрасте и поддержанные совместно с родителями, имеют более устойчивый характер формирования духовно-нравственных аспектов. Заложенные ценности в раннем возрасте дают представления и развивают склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние аспекты порядочности.

На современном этапе развития человечества важным аспектом является смысл слова «Толерантность». Какой смысл вложен в слово толерантность?Является ли толерантность признаком высокого духовного и интеллектуального развития?Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, миру, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Человека необходимо воспитывать так, чтобы он стремился к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, с обществом, ведь на русском языке толерантность означает – умение принять другого таким, какой он есть.Россия многонациональна, есть необходимость поддержания традиций, обычаев и культурных   ценностей.Работа в этом направлении по воспитанию неслышащих должна начинаться в младшем возрасте с серьёзной поддержкой семьи, со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Задача педагога заключается в оказании младшему школьнику с нарушениями слуха необходимой педагогической поддержки,при этом важно соблюдать основные принципы:

ü  проявлять доброжелательность, терпение, уважение;

ü  относиться уважительно к ученикам, не возвышая одних, не унижая других;

ü  стимулировать полученные знания, умения и навыки посредством вербального, психо-эмоционального,толерантного взаимодействия;

ü  учитывать интересы всех участников воспитания;

ü  поощрять и поддерживать самодеятельностьобучающихся;

ü  формировать паритетные отношения, вместо командных отношений.

В работе «Многокультурное образование» профессор Т.Д. Дмитриев выделил следующие уровни развития толерантности в образовании, которые явились определёнными ступенями в процессе составления Программы «Стирая границы».

I. Обучение толерантности – первая ступень: 

ü  развитие у школьников с нарушениями слуха терпимости в отношении культурных особенностей других этносов;

ü  формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры – вторая ступень: 

ü  больше узнавать о культуре другой этнической группы через понимание и принятие культурного плюрализма;

ü  плавно переходить к следующему уровню много культурности.

III. Уважение культурных различий – третья ступень: 

ü  становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий – четвёртая ступень:

ü формирование поликультурного и культурного становления;

ü понимание необходимости активной позиции в отношении этнической толерантности.

Национальный состав населения Томской области достаточно пёстрый:

русские – 950222 – 90,84%;

татары – 20145 – 1,93%;

украинцы – 16726 – 1,60%;

немцы – 13444 – 1,29%;

чуваши – 5881 – 0,56%;

белорусы – 5294 – 0,51%;

азербайджанцы – 4354 – 0,42%;

армяне – 2336 – 0,22%;

башкиры – 1953 – 0,19%;

мордва – 1808 – 0,17%.

Предлагаемая Программа по этническому воспитанию «Стирая границы» обладает большим воспитательно-образовательным потенциалом, служит основой для разработки урочных и внеурочных занятий, общешкольных мероприятий, организующих досуг младших школьников.

Актуальность программы «Стирая границы»обусловлена необходимостью учёта традиций  национально-этнического воспитания и экологии детства, а также определена необходимостью формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой. Заключается ввыработке таких взглядов, убеждений и привычек, составляющих  сущность нравственного воспитания. Для категории детей с особенностями развития слухового  анализатора это важно и ценно, поскольку уровень нравственности отражается на поведении ребёнка, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.

Новизна Программы «Стирая границы» заключается в  направленности   на поддержку становления и развития нравственного, творческого, равноправного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с нарушениями слуха для подержания  и формирования своей этической стороны личности, собственной культуры.

Направления  Программы «Стирая границы» предусматриваютизучение истории, традиций, культуры народов Томской области, изучение государственной символики своего региона, участие в предметно-практической деятельности,  декоративно-прикладном и изобразительном  искусстве, национальных праздниках, конкурсах, выставках посвящённых малым народностям Томска и Томской области.

Реализация Программы «Стирая границы»заключается, прежде всего,в приобщении детей младшего школьного возрастак народным ценностям. Программа составлена с учётом этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории Томска и Томской области, при возможности  включения этнокультурных особенностей, в том числе, и в содержание уроков: развития речи, литературного чтения, грамматики, изобразительного искусства, трудового обучения. С первых дней обучения педагоги раскрывают этнокультурные особенности Томска и Томской области. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о животных и растениях Томска и Томской области. Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.

На уроках «Внеклассного чтения», параллельно с русскими народными сказками, изучаются башкирские, белорусские, татарские, мордвинские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» ребята пишут, воспринимая речевой материал за экраном, диктанты,  содержащие информацию о родном Томском крае.

Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками Томского региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляются достижимыми на предмете «Трудового обучения», где младшие школьники не только получают яркие представления о декоративно-прикладном искусственародов Сибири, Томска и Томской области, а также демонстрируют своё творчество.

Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников.Внеурочная деятельность даёт широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками малых народов, проживающих на территории Томска и Томской области.Реализация Программы также заключается в приобщении детей к активному участиюв конкурсах, викторинах, олимпиадах, культурологических мероприятиях с получением призовых мест.

II.     Цель и задачи Программы

 

Цель Программы – Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наоснове ценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи:

1.     Уважать культурное наследие и самобытность общества глухих в контексте культуры страны, области, потребность к вербальному общению.

2.     Принимать национальные культуры, традиции и обычаи разных народов Томска и Томской области.

3.     Содействовать национально-этническому взаимодействию в школе-интернате.

4.     Вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур разных народностей Томска и Томской области.

5.     Воспитывать солидарность и справедливость на национальном и  правовом уровне равных возможностей.

6.     Формировать навыки сознательного гуманного поведения познание своего «Я».

7.     Развивать интерес к человеку другой национальности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

 

III.  Нормативно-правовая база Программы

 

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (раздел 1, статья -2). Гарантируется право человека на получение образования независимо от расы, национальности, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности (раздел 1, статья 5).

В 1999 году в России принята Национальная доктрина образования, в 2001 -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) Программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».

С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика, в том числе и коррекционная требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, то есть воспитание в целом должно быть культур сообразным, опираться на народную педагогику. В связи с этим, с 1994 года введён национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений Российской Федерации.

 

IV.  Прогнозируемый результат

 

Прогнозируемый результат заключается, прежде всего, в сотрудничестве семьи и школы, взаимодействии школы с общественными организациями по вопросам этнической толерантности, отсутствии конфликтности на национальной почве.

Прогнозируемый результат кроется в совершенствовании деятельности школьного музея как эффективного средства духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Прогнозируемый результат содержится в документировании учебно-воспитательной деятельности педагогов, классных руководителей, воспитателей.

Прогнозируемый результат включает всю предметно-практическую, культурно-оздоровительную, этно-национальную деятельность глухих и слабослышащих детей  младшего школьного возраста.

 

V.      Участники Программы

 

В Программе «Стирая границы» принимают активное участие:

педагоги, классные руководители, воспитатели, педагоги-психологи, социальный педагог, родителя, законные представители, ученические коллективы (школьники младших классов), члены Совета школьников.

 

VI. Этапы реализации Программы

 

Программа рассчитана на четыре года и реализуется в два этапа.

На первом этапе (длительность – 1 год) осуществляется:

ü мониторинг действующих механизмов профилактики этнического насилия, этнического непринятия;

ü информирование школьников, педагогов, родителей о целях, задачах и содержании Программы «Стирая границы» через школьный сайт, родительские собрания, круглые столы, индивидуально-групповые беседы;

ü обобщение и развитие имеющегося в школе конструктивного опыта по формированию толерантного сознания школьников, нравственно-этическому воспитанию, пропаганды культуры мира;

ü разработка методических основ гармонизации межэтнических отношенийклассными руководителями, воспитателями, педагогами образовательной организации;

ü проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.

На втором этапе (длительность – 3 года) осуществляется:

ü  реализация системы мероприятий по формированию этнической толерантности у младших школьников;

ü  создание и совершенствование системы контроля исполнения принятых решений и осуществления мероприятий Программы «Стирая границы»;

ü  реализация накопленного школой опыта формирования этнической толерантности, профилактики этнического непринятия, воспитания культуры мира;

ü  внедрение разработанных эффективных методик по формированию этнической толерантности, толерантного сознания и поведения;

ü  мониторинг действующих механизмов профилактики этнического непринятия;

ü  обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы «Стирая границы».

 

VII. Функции категорий сотрудников школы в процессе реализации Программы

 

Функции директора и его заместителей:

ü  общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

ü  организация контроля уроков по этнической толерантности;

ü  организация контроля внеклассных мероприятий по этнической толерантности;

ü  организация работы классных руководителей, воспитателей по Программе  и её контроль;

ü  организация банка данных о социально-неблагополучных семьях и обеспечение социально-психологической поддержки детей из таких семей;

ü  организация работы социальной, психолого-педагогической службы в школе.

Функции классных руководителей, воспитателей, психологов, социального педагога:

ü  организация и разработка мероприятий по толерантности;

ü  организация и проведение в классном коллективе мероприятий по этнической толерантности;

ü  организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике этнического непринятия;

ü  организация и  проведение профилактической работы с родителями по этнической толерантности;

ü  организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, психологами, уполномоченными по правам ребёнка и другими специалистами в рамках реализации Программы;

ü  организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, круглые столы, конкурсы, викторины и др.) в рамках Программы;

ü  организация и проведение исследования уровня этнической толерантности;

ü  сопровождение, помощь в организации и проведении мероприятий в рамках Программы.

Функции родителей и Совета старшеклассников:

ü  внесение предложений по изменению содержания Программы «Стирая границы»;

ü  участие в мероприятиях различного уровня по этнической толерантности;

ü  оказание эффективной помощи классным руководителям, воспитателя, педагогам в проведении открытых мероприятий по этнической толерантности, а также по реализации Программы.

 

VIII.                Сотрудничество школы с другими учреждениями

 

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Методисты РЦРО г. Томска

http://rcro.tomsk.ru/

Взаимодействия по организации воспитанияэтнической толерантности

Проведение мониторингов по национальному составу, тренингов, праздников и др. мероприятий

ТГПУ Познавательная академия «Успех»https://uspeh.tspu.ru

Создание условий для систематизации и применения знаний, умений и способов деятельности в различный жизненных ситуациях

Участие обучающихся  в конкурсах, викторинах, олимпиадах

ТГПУ «Педагогическая планета»https://planetatspu.ru/

Создание условий для поисково-исследовательской деятельности, способствующей развитию этнической толерантности, социальной активности школьников и формированию этических норм поведения

Участие педагогов, родителей в конкурсах, вебинарах, семинарах, конференциях по этническому воспитанию в России и за рубежом. Мастер-классы для педагогов, дистанционные мероприятия

 

IX. Структура Программы

 

Программа «Стирая границы» ориентирована на младших школьников с нарушениями слуха, охватывает учебно-воспитательную среду образовательной организации.

Достижение целей Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединённых  по следующим разделам:

ü  воспитания культуры этнической толерантности через систему воспитания и образования;

ü  укрепление этнической толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде;

ü  развитие этнической толерантной среды школы с помощью средств массовой информации, взаимодействия всех заинтересованных лиц;

ü  поддержание мира и согласия в образовательной организации, в классах, малых группах;

ü  совершенствование механизма обеспечения законности и правопорядка в школе;

ü  организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы «Стирая границы».

 

X.      Ресурсное обеспечение Программы

 

Реализация Программы «Стирая границы» осуществляется за счёт средств бюджета ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», внебюджетных средств.

 

XI.  План реализации Программы

 

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Воспитание культуры этнической толерантности через систему образования

1.

Утверждение Программыпо этническому воспитанию на педагогической совете образовательной организации

Сентябрь 1-ый год обучения

Заместители директора по УВР, ВР, составители Программы

2.

Разработка направлений этническойтолерантности в среде обучающихся и педагогов школы

Первый год действия Программы

Педагог-психолог,

Классные руководители

3.

Реализация комплекса мероприятий в рамках проведения Международного дня толерантности

Ежегодно 16 ноября

Классные руководители

Укрепление этнической толерантности и профилактика экстремизма

4.

 

Регламентация деятельности органа школьного самоуправления – Совета школьников

Первый год действия Программы

Заместитель директора по ВР

5.

Реализация Программы по воспитанию этнической толерантности

Ежегодно в начале учебного года

Классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги

6.

Организация досуга школьников

В течение всего срока действия Программы

Классные руководители, воспитатели

Развитие толерантной среды школы с помощью «Закона толерантности»

7.

Создание, утверждение и принятие в каждом классе «Закона толерантности»

Первый год действия Программы

Классные руководители

8.

Заседание круглых столов, проведение классных часов о соблюдении «Закона толерантности»

В течение всего срока действия Программы

Классные руководители

Взаимодействия с организациями по вопросам этнической толерантности

9.

 

Участие школьников в системе городских и районных этнокультурных и межнациональных мероприятиях и культурных акциях и других структур  образования

В течение всего срока действия Программы

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели

10.

Экскурсионные программы для школьников

В течение всего срока действия Программы

Заместители директора по ВР, УР

Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы

11.

Ознакомление школьников, педагогов, родителей с Программой

Первый год действия Программы

Составители программы, заместитель директора по ВР

12.

Изучение и обобщение опыта воспитания этнической толерантности у школьников  в классах и на уроках

Второй и последующие годы действия Программы

Классные руководители, заместители директора по УВР

13.

Подготовка методической подборки оэтнической толерантности для классных руководителей

В течение всего срока действия Программы

Председатель методического объединения  классных руководителей

14.

Анализ реализации Программы «Стирая границы»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

 

XII.                 Организация и контроль управления Программой

 

Руководство и контроль выполнения Программы «Стирая границы» осуществляет администрация ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»города Томска.

 

Литература

1.         Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) Издательский дом Первое сентября № 39 2002 г.

2.         Воспитание толерантности, сущность и средства. Вульфов Б.З. Внешкольник-2002 г. № 6.

3.         Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4.         Очерки истории и политики этничности в России. Тишков В.А. М. 2002

5.         Развитие этнической толерантности в школе. Громова Е.Л. Ульяновский университет. 2000 г.

6.         Справочник заместителя директора школы. № 12 декабрь 2010 г. «Пресса России». Ресурсы образования. 2010 г.

7.         Справочник социального педагога. Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. Защита детства в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс.2005 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru