Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Адрес: 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, дом 19
Тел. 43-54-53 E-mail: hibs15@yandes.ru
Утверждена педагогическим советом ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» Протокол № 2 от «29» октября 2019 г. |
Директор _____________Н.В. Филиппова |
ПРОГРАММА
по воспитанию этнической толерантности на 2019-2024 гг.
«СТИРАЯ ГРАНИЦЫ»
(целевая аудитория: обучающиеся младшего школьного возраста с нарушениями слуха – 1-5классы)
Авторы-составители:
Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог,
Т.Н. Дутова – учитель начальных классов
Томск – 2019 г.
Паспорт программы
Озаглавливание Программы |
«Стирая границы», на 2019-2024 гг. |
Создатели Программы |
Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог, Т.Н. Дутова – учитель начальных классов |
Дата принятия Программы |
Педагогический совет ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» от 29 октября 2019 г., протокол № 2 |
Доказательство необходимости принятия Программы |
В современных условиях развития общества, в социально-психологическом аспекте развивающаяся личность находится в проблемном состоянии малой значимости, в отторжении своей этнокультурной идентичности. Важным направлением программы определено воспитание этнической толерантности на ценностях и традициях народностей, населяющих Томскую область. |
Цель Программы |
Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наосновеценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека. |
Задачи Программы |
1. Уважать культурное наследие и самобытность общества глухих в контексте культуры страны, потребность к вербальному общению. 2. Принимать национальные культуры, традиции и обычаи разных народов Томской области. 3. Содействовать национально-этническому взаимодействию в школе-интернате. 4. Вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур разных народностей Томской области. 5. Воспитывать солидарность и справедливость на национальном и правовом уровне равных возможностей. 6. Формировать навыки сознательного гуманного поведения познание своего Я. 7. Развивать интерес к человеку другой национальности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы |
1. Пополнение обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста с нарушениями слуха, охваченных дополнительным образованием по воспитанию этнической толерантности на 30-40%. 2. Накопление и расширение количества проведённых этно-тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции. 3. Расширение числа специалистов, организующих методические мероприятия этнической направленности с младшими школьниками по вопросам формирования установок толерантного отношения в образовательной организации. |
Сроки реализации Программы |
2019-2024 гг. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Увеличение доли обучающихся, охваченных программой по воспитанию этнической толерантности, от общего количества обучающихся до 100 %. 2. Прирост доли школьников-участников в профилактических мероприятиях, направленных на формирование толерантности и культуры мира в школе-интернате. |
№ п/п |
Содержание Программы |
Стр. |
I. |
Пояснительная записка |
4 |
|
1.1. Актуальность |
5 |
|
1.2.Новизна |
6 |
|
1.3.Направления |
6 |
|
1.4.Реализация |
6 |
II. |
Цель и задачи Программы |
7 |
III. |
Нормативно-правовая база Программы |
7 |
IV. |
Прогнозируемый результат |
8 |
V. |
Участники Программы |
8 |
VI. |
Этапы реализации программы |
8 |
VII. |
Функции категорий сотрудников школа в процессе реализации программы |
9 |
VIII. |
Сотрудничество школы с другими организациями |
10 |
IX. |
Структура Программы |
11 |
X. |
Ресурсное обеспечение программы |
11 |
XI. |
План реализации программы |
11 |
XII. |
Организация и контроль управления |
13 |
Литература |
13 |
I. Пояснительная записка
Если человек шагает не в ногу с остальными – это,
возможно, потому, что он слышит другого барабанщика.
Пусть себе шагает под ту музыку,
которая звучит для него, какой бы она ни была.
Генри Дэвид Торо
В современном обществе существуют разные группы людей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из многочисленных групп – это люди с нарушениями слуха. Сообщество глухих и слабослышащих людей имеет свою символику, традиции, речь (жестовая речь). Традиции, сформированные в раннем возрасте и поддержанные совместно с родителями, имеют более устойчивый характер формирования духовно-нравственных аспектов. Заложенные ценности в раннем возрасте дают представления и развивают склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние аспекты порядочности.
На современном этапе развития человечества важным аспектом является смысл слова «Толерантность». Какой смысл вложен в слово толерантность?Является ли толерантность признаком высокого духовного и интеллектуального развития?Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, миру, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.
Человека необходимо воспитывать так, чтобы он стремился к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, с обществом, ведь на русском языке толерантность означает – умение принять другого таким, какой он есть.Россия многонациональна, есть необходимость поддержания традиций, обычаев и культурных ценностей.Работа в этом направлении по воспитанию неслышащих должна начинаться в младшем возрасте с серьёзной поддержкой семьи, со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Задача педагога заключается в оказании младшему школьнику с нарушениями слуха необходимой педагогической поддержки,при этом важно соблюдать основные принципы:
ü проявлять доброжелательность, терпение, уважение;
ü относиться уважительно к ученикам, не возвышая одних, не унижая других;
ü стимулировать полученные знания, умения и навыки посредством вербального, психо-эмоционального,толерантного взаимодействия;
ü учитывать интересы всех участников воспитания;
ü поощрять и поддерживать самодеятельностьобучающихся;
ü формировать паритетные отношения, вместо командных отношений.
В работе «Многокультурное образование» профессор Т.Д. Дмитриев выделил следующие уровни развития толерантности в образовании, которые явились определёнными ступенями в процессе составления Программы «Стирая границы».
I. Обучение толерантности – первая ступень:
ü развитие у школьников с нарушениями слуха терпимости в отношении культурных особенностей других этносов;
ü формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.
II. Изучение и поддержка другой культуры – вторая ступень:
ü больше узнавать о культуре другой этнической группы через понимание и принятие культурного плюрализма;
ü плавно переходить к следующему уровню много культурности.
III. Уважение культурных различий – третья ступень:
ü становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.
IV. Утверждение культурных различий – четвёртая ступень:
ü формирование поликультурного и культурного становления;
ü понимание необходимости активной позиции в отношении этнической толерантности.
Национальный состав населения Томской области достаточно пёстрый:
русские – 950222 – 90,84%;
татары – 20145 – 1,93%;
украинцы – 16726 – 1,60%;
немцы – 13444 – 1,29%;
чуваши – 5881 – 0,56%;
белорусы – 5294 – 0,51%;
азербайджанцы – 4354 – 0,42%;
армяне – 2336 – 0,22%;
башкиры – 1953 – 0,19%;
мордва – 1808 – 0,17%.
Предлагаемая Программа по этническому воспитанию «Стирая границы» обладает большим воспитательно-образовательным потенциалом, служит основой для разработки урочных и внеурочных занятий, общешкольных мероприятий, организующих досуг младших школьников.
Актуальность программы «Стирая границы»обусловлена необходимостью учёта традиций национально-этнического воспитания и экологии детства, а также определена необходимостью формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой. Заключается ввыработке таких взглядов, убеждений и привычек, составляющих сущность нравственного воспитания. Для категории детей с особенностями развития слухового анализатора это важно и ценно, поскольку уровень нравственности отражается на поведении ребёнка, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.
Новизна Программы «Стирая границы» заключается в направленности на поддержку становления и развития нравственного, творческого, равноправного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с нарушениями слуха для подержания и формирования своей этической стороны личности, собственной культуры.
Направления Программы «Стирая границы» предусматриваютизучение истории, традиций, культуры народов Томской области, изучение государственной символики своего региона, участие в предметно-практической деятельности, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, национальных праздниках, конкурсах, выставках посвящённых малым народностям Томска и Томской области.
Реализация Программы «Стирая границы»заключается, прежде всего,в приобщении детей младшего школьного возрастак народным ценностям. Программа составлена с учётом этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории Томска и Томской области, при возможности включения этнокультурных особенностей, в том числе, и в содержание уроков: развития речи, литературного чтения, грамматики, изобразительного искусства, трудового обучения. С первых дней обучения педагоги раскрывают этнокультурные особенности Томска и Томской области. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о животных и растениях Томска и Томской области. Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.
На уроках «Внеклассного чтения», параллельно с русскими народными сказками, изучаются башкирские, белорусские, татарские, мордвинские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» ребята пишут, воспринимая речевой материал за экраном, диктанты, содержащие информацию о родном Томском крае.
Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками Томского региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляются достижимыми на предмете «Трудового обучения», где младшие школьники не только получают яркие представления о декоративно-прикладном искусственародов Сибири, Томска и Томской области, а также демонстрируют своё творчество.
Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников.Внеурочная деятельность даёт широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками малых народов, проживающих на территории Томска и Томской области.Реализация Программы также заключается в приобщении детей к активному участиюв конкурсах, викторинах, олимпиадах, культурологических мероприятиях с получением призовых мест.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы – Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наоснове ценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи:
1. Уважать культурное наследие и самобытность общества глухих в контексте культуры страны, области, потребность к вербальному общению.
2. Принимать национальные культуры, традиции и обычаи разных народов Томска и Томской области.
3. Содействовать национально-этническому взаимодействию в школе-интернате.
4. Вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур разных народностей Томска и Томской области.
5. Воспитывать солидарность и справедливость на национальном и правовом уровне равных возможностей.
6. Формировать навыки сознательного гуманного поведения познание своего «Я».
7. Развивать интерес к человеку другой национальности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.
III. Нормативно-правовая база Программы
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (раздел 1, статья -2). Гарантируется право человека на получение образования независимо от расы, национальности, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности (раздел 1, статья 5).
В 1999 году в России принята Национальная доктрина образования, в 2001 -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.
В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) Программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».
С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика, в том числе и коррекционная требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, то есть воспитание в целом должно быть культур сообразным, опираться на народную педагогику. В связи с этим, с 1994 года введён национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений Российской Федерации.
IV. Прогнозируемый результат
Прогнозируемый результат заключается, прежде всего, в сотрудничестве семьи и школы, взаимодействии школы с общественными организациями по вопросам этнической толерантности, отсутствии конфликтности на национальной почве.
Прогнозируемый результат кроется в совершенствовании деятельности школьного музея как эффективного средства духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Прогнозируемый результат содержится в документировании учебно-воспитательной деятельности педагогов, классных руководителей, воспитателей.
Прогнозируемый результат включает всю предметно-практическую, культурно-оздоровительную, этно-национальную деятельность глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.
V. Участники Программы
В Программе «Стирая границы» принимают активное участие:
педагоги, классные руководители, воспитатели, педагоги-психологи, социальный педагог, родителя, законные представители, ученические коллективы (школьники младших классов), члены Совета школьников.
VI. Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на четыре года и реализуется в два этапа.
На первом этапе (длительность – 1 год) осуществляется:
ü мониторинг действующих механизмов профилактики этнического насилия, этнического непринятия;
ü информирование школьников, педагогов, родителей о целях, задачах и содержании Программы «Стирая границы» через школьный сайт, родительские собрания, круглые столы, индивидуально-групповые беседы;
ü обобщение и развитие имеющегося в школе конструктивного опыта по формированию толерантного сознания школьников, нравственно-этическому воспитанию, пропаганды культуры мира;
ü разработка методических основ гармонизации межэтнических отношенийклассными руководителями, воспитателями, педагогами образовательной организации;
ü проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
На втором этапе (длительность – 3 года) осуществляется:
ü реализация системы мероприятий по формированию этнической толерантности у младших школьников;
ü создание и совершенствование системы контроля исполнения принятых решений и осуществления мероприятий Программы «Стирая границы»;
ü реализация накопленного школой опыта формирования этнической толерантности, профилактики этнического непринятия, воспитания культуры мира;
ü внедрение разработанных эффективных методик по формированию этнической толерантности, толерантного сознания и поведения;
ü мониторинг действующих механизмов профилактики этнического непринятия;
ü обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы «Стирая границы».
VII. Функции категорий сотрудников школы в процессе реализации Программы
Функции директора и его заместителей:
ü общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
ü организация контроля уроков по этнической толерантности;
ü организация контроля внеклассных мероприятий по этнической толерантности;
ü организация работы классных руководителей, воспитателей по Программе и её контроль;
ü организация банка данных о социально-неблагополучных семьях и обеспечение социально-психологической поддержки детей из таких семей;
ü организация работы социальной, психолого-педагогической службы в школе.
Функции классных руководителей, воспитателей, психологов, социального педагога:
ü организация и разработка мероприятий по толерантности;
ü организация и проведение в классном коллективе мероприятий по этнической толерантности;
ü организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике этнического непринятия;
ü организация и проведение профилактической работы с родителями по этнической толерантности;
ü организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, психологами, уполномоченными по правам ребёнка и другими специалистами в рамках реализации Программы;
ü организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, круглые столы, конкурсы, викторины и др.) в рамках Программы;
ü организация и проведение исследования уровня этнической толерантности;
ü сопровождение, помощь в организации и проведении мероприятий в рамках Программы.
Функции родителей и Совета старшеклассников:
ü внесение предложений по изменению содержания Программы «Стирая границы»;
ü участие в мероприятиях различного уровня по этнической толерантности;
ü оказание эффективной помощи классным руководителям, воспитателя, педагогам в проведении открытых мероприятий по этнической толерантности, а также по реализации Программы.
VIII. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение |
Задачи и направления |
Формы взаимодействия |
Методисты РЦРО г. Томска http://rcro.tomsk.ru/ |
Взаимодействия по организации воспитанияэтнической толерантности |
Проведение мониторингов по национальному составу, тренингов, праздников и др. мероприятий |
ТГПУ Познавательная академия «Успех»https://uspeh.tspu.ru |
Создание условий для систематизации и применения знаний, умений и способов деятельности в различный жизненных ситуациях |
Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, олимпиадах |
ТГПУ «Педагогическая планета»https://planetatspu.ru/ |
Создание условий для поисково-исследовательской деятельности, способствующей развитию этнической толерантности, социальной активности школьников и формированию этических норм поведения |
Участие педагогов, родителей в конкурсах, вебинарах, семинарах, конференциях по этническому воспитанию в России и за рубежом. Мастер-классы для педагогов, дистанционные мероприятия |
IX. Структура Программы
Программа «Стирая границы» ориентирована на младших школьников с нарушениями слуха, охватывает учебно-воспитательную среду образовательной организации.
Достижение целей Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединённых по следующим разделам:
ü воспитания культуры этнической толерантности через систему воспитания и образования;
ü укрепление этнической толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде;
ü развитие этнической толерантной среды школы с помощью средств массовой информации, взаимодействия всех заинтересованных лиц;
ü поддержание мира и согласия в образовательной организации, в классах, малых группах;
ü совершенствование механизма обеспечения законности и правопорядка в школе;
ü организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы «Стирая границы».
X. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы «Стирая границы» осуществляется за счёт средств бюджета ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», внебюджетных средств.
XI. План реализации Программы
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Воспитание культуры этнической толерантности через систему образования |
|||
1. |
Утверждение Программыпо этническому воспитанию на педагогической совете образовательной организации |
Сентябрь 1-ый год обучения |
Заместители директора по УВР, ВР, составители Программы |
2. |
Разработка направлений этническойтолерантности в среде обучающихся и педагогов школы |
Первый год действия Программы |
Педагог-психолог, Классные руководители |
3. |
Реализация комплекса мероприятий в рамках проведения Международного дня толерантности |
Ежегодно 16 ноября |
Классные руководители |
Укрепление этнической толерантности и профилактика экстремизма |
|||
4.
|
Регламентация деятельности органа школьного самоуправления – Совета школьников |
Первый год действия Программы |
Заместитель директора по ВР |
5. |
Реализация Программы по воспитанию этнической толерантности |
Ежегодно в начале учебного года |
Классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги |
6. |
Организация досуга школьников |
В течение всего срока действия Программы |
Классные руководители, воспитатели |
Развитие толерантной среды школы с помощью «Закона толерантности» |
|||
7. |
Создание, утверждение и принятие в каждом классе «Закона толерантности» |
Первый год действия Программы |
Классные руководители |
8. |
Заседание круглых столов, проведение классных часов о соблюдении «Закона толерантности» |
В течение всего срока действия Программы |
Классные руководители |
Взаимодействия с организациями по вопросам этнической толерантности |
|||
9.
|
Участие школьников в системе городских и районных этнокультурных и межнациональных мероприятиях и культурных акциях и других структур образования |
В течение всего срока действия Программы |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели |
10. |
Экскурсионные программы для школьников |
В течение всего срока действия Программы |
Заместители директора по ВР, УР |
Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы |
|||
11. |
Ознакомление школьников, педагогов, родителей с Программой |
Первый год действия Программы |
Составители программы, заместитель директора по ВР |
12. |
Изучение и обобщение опыта воспитания этнической толерантности у школьников в классах и на уроках |
Второй и последующие годы действия Программы |
Классные руководители, заместители директора по УВР |
13. |
Подготовка методической подборки оэтнической толерантности для классных руководителей |
В течение всего срока действия Программы |
Председатель методического объединения классных руководителей |
14. |
Анализ реализации Программы «Стирая границы» |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
XII. Организация и контроль управления Программой
Руководство и контроль выполнения Программы «Стирая границы» осуществляет администрация ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»города Томска.
Литература
1. Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) Издательский дом Первое сентября № 39 2002 г.
2. Воспитание толерантности, сущность и средства. Вульфов Б.З. Внешкольник-2002 г. № 6.
3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
4. Очерки истории и политики этничности в России. Тишков В.А. М. 2002
5. Развитие этнической толерантности в школе. Громова Е.Л. Ульяновский университет. 2000 г.
6. Справочник заместителя директора школы. № 12 декабрь 2010 г. «Пресса России». Ресурсы образования. 2010 г.
7. Справочник социального педагога. Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. Защита детства в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс.2005 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.