Программа "Стирая границы (Воспитание этнической толерантности)"
Оценка 5

Программа "Стирая границы (Воспитание этнической толерантности)"

Оценка 5
docx
14.10.2021
Программа "Стирая границы (Воспитание этнической толерантности)"
Моисеева Программа Этническое воспитание детей с нарушениями слуха. 1docx.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Адрес: 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, дом 19

Тел. 43-54-53  E-mail: hibs15@yandes.ru

 

 

 

Утверждена педагогическим советом ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Протокол № 2 от «29» октября 2019 г.

Директор

_____________Н.В. Филиппова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по воспитанию этнической толерантности на 2019-2024 гг.

 

«СТИРАЯ ГРАНИЦЫ»

                                                                              

(целевая аудитория: обучающиеся младшего школьного  возраста с нарушениями слуха – 1-5классы)

 

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители:

Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог,

Т.Н. Дутова – учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2019 г.

Паспорт программы

 

Озаглавливание Программы

«Стирая границы», на 2019-2024 гг.

Создатели Программы

Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог, Т.Н. Дутова – учитель начальных классов

Дата принятия Программы

Педагогический совет ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» от 29  октября 2019 г., протокол № 2

Доказательство необходимости принятия Программы

В современных условиях развития общества, в социально-психологическом аспекте развивающаяся личность находится в проблемном состоянии малой значимости, в отторжении своей этнокультурной идентичности. Важным направлением программы определено воспитание этнической толерантности на ценностях и традициях народностей, населяющих Томскую область.

Цель Программы

Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наосновеценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи Программы

1. Уважать культурное наследие и самобытность общества глухих в контексте культуры страны, потребность к вербальному общению.

2. Принимать национальные культуры, традиции и обычаи разных народов Томской области.

3. Содействовать национально-этническому взаимодействию в школе-интернате.

4. Вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур разных народностей Томской области.

5. Воспитывать солидарность и справедливость на национальном и  правовом уровне равных возможностей.

6. Формировать навыки сознательного гуманного поведения познание своего Я.

7. Развивать интерес к человеку другой национальности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

1.   Пополнение обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста с нарушениями слуха, охваченных дополнительным образованием по воспитанию этнической толерантности на 30-40%.

2. Накопление и расширение количества проведённых этно-тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции.

3. Расширение числа специалистов, организующих методические мероприятия этнической направленности с младшими школьниками по вопросам формирования установок толерантного отношения в образовательной организации.

Сроки реализации Программы

2019-2024 гг.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение доли обучающихся, охваченных программой по воспитанию этнической толерантности, от общего количества обучающихся до 100 %.

2. Прирост доли школьников-участников в профилактических мероприятиях, направленных на формирование толерантности и культуры мира в школе-интернате.

 

№ п/п

          Содержание Программы

Стр.

I.

Пояснительная записка

4

 

1.1. Актуальность

5

 

1.2.Новизна

6

 

1.3.Направления

6

 

1.4.Реализация

6

II.

Цель и задачи Программы

7

III.

Нормативно-правовая база Программы

7

IV.

Прогнозируемый результат

8

V.

Участники Программы

8

VI.

Этапы реализации программы

8

VII.

Функции категорий сотрудников школа в процессе реализации программы

 

9

VIII.

Сотрудничество школы с другими организациями

10

IX.

Структура Программы

11

X.

Ресурсное обеспечение программы

11

XI.

План реализации программы

11

XII.

Организация и контроль управления

13

Литература

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.         Пояснительная записка

 

Если человек шагает не в ногу с остальными – это,

возможно, потому, что он слышит другого барабанщика.

Пусть себе шагает под ту музыку,

которая звучит для него, какой бы она ни была.

Генри Дэвид Торо

В современном обществе существуют разные группы людей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из многочисленных групп – это люди с нарушениями слуха. Сообщество глухих и слабослышащих людей имеет свою символику, традиции, речь (жестовая речь). Традиции, сформированные в раннем возрасте и поддержанные совместно с родителями, имеют более устойчивый характер формирования духовно-нравственных аспектов. Заложенные ценности в раннем возрасте дают представления и развивают склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние аспекты порядочности.

На современном этапе развития человечества важным аспектом является смысл слова «Толерантность». Какой смысл вложен в слово толерантность?Является ли толерантность признаком высокого духовного и интеллектуального развития?Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, миру, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Человека необходимо воспитывать так, чтобы он стремился к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, с обществом, ведь на русском языке толерантность означает – умение принять другого таким, какой он есть.Россия многонациональна, есть необходимость поддержания традиций, обычаев и культурных   ценностей.Работа в этом направлении по воспитанию неслышащих должна начинаться в младшем возрасте с серьёзной поддержкой семьи, со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Задача педагога заключается в оказании младшему школьнику с нарушениями слуха необходимой педагогической поддержки,при этом важно соблюдать основные принципы:

ü  проявлять доброжелательность, терпение, уважение;

ü  относиться уважительно к ученикам, не возвышая одних, не унижая других;

ü  стимулировать полученные знания, умения и навыки посредством вербального, психо-эмоционального,толерантного взаимодействия;

ü  учитывать интересы всех участников воспитания;

ü  поощрять и поддерживать самодеятельностьобучающихся;

ü  формировать паритетные отношения, вместо командных отношений.

В работе «Многокультурное образование» профессор Т.Д. Дмитриев выделил следующие уровни развития толерантности в образовании, которые явились определёнными ступенями в процессе составления Программы «Стирая границы».

I. Обучение толерантности – первая ступень: 

ü  развитие у школьников с нарушениями слуха терпимости в отношении культурных особенностей других этносов;

ü  формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры – вторая ступень: 

ü  больше узнавать о культуре другой этнической группы через понимание и принятие культурного плюрализма;

ü  плавно переходить к следующему уровню много культурности.

III. Уважение культурных различий – третья ступень: 

ü  становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий – четвёртая ступень:

ü формирование поликультурного и культурного становления;

ü понимание необходимости активной позиции в отношении этнической толерантности.

Национальный состав населения Томской области достаточно пёстрый:

русские – 950222 – 90,84%;

татары – 20145 – 1,93%;

украинцы – 16726 – 1,60%;

немцы – 13444 – 1,29%;

чуваши – 5881 – 0,56%;

белорусы – 5294 – 0,51%;

азербайджанцы – 4354 – 0,42%;

армяне – 2336 – 0,22%;

башкиры – 1953 – 0,19%;

мордва – 1808 – 0,17%.

Предлагаемая Программа по этническому воспитанию «Стирая границы» обладает большим воспитательно-образовательным потенциалом, служит основой для разработки урочных и внеурочных занятий, общешкольных мероприятий, организующих досуг младших школьников.

Актуальность программы «Стирая границы»обусловлена необходимостью учёта традиций  национально-этнического воспитания и экологии детства, а также определена необходимостью формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой. Заключается ввыработке таких взглядов, убеждений и привычек, составляющих  сущность нравственного воспитания. Для категории детей с особенностями развития слухового  анализатора это важно и ценно, поскольку уровень нравственности отражается на поведении ребёнка, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.

Новизна Программы «Стирая границы» заключается в  направленности   на поддержку становления и развития нравственного, творческого, равноправного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с нарушениями слуха для подержания  и формирования своей этической стороны личности, собственной культуры.

Направления  Программы «Стирая границы» предусматриваютизучение истории, традиций, культуры народов Томской области, изучение государственной символики своего региона, участие в предметно-практической деятельности,  декоративно-прикладном и изобразительном  искусстве, национальных праздниках, конкурсах, выставках посвящённых малым народностям Томска и Томской области.

Реализация Программы «Стирая границы»заключается, прежде всего,в приобщении детей младшего школьного возрастак народным ценностям. Программа составлена с учётом этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории Томска и Томской области, при возможности  включения этнокультурных особенностей, в том числе, и в содержание уроков: развития речи, литературного чтения, грамматики, изобразительного искусства, трудового обучения. С первых дней обучения педагоги раскрывают этнокультурные особенности Томска и Томской области. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о животных и растениях Томска и Томской области. Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.

На уроках «Внеклассного чтения», параллельно с русскими народными сказками, изучаются башкирские, белорусские, татарские, мордвинские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» ребята пишут, воспринимая речевой материал за экраном, диктанты,  содержащие информацию о родном Томском крае.

Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками Томского региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляются достижимыми на предмете «Трудового обучения», где младшие школьники не только получают яркие представления о декоративно-прикладном искусственародов Сибири, Томска и Томской области, а также демонстрируют своё творчество.

Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников.Внеурочная деятельность даёт широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками малых народов, проживающих на территории Томска и Томской области.Реализация Программы также заключается в приобщении детей к активному участиюв конкурсах, викторинах, олимпиадах, культурологических мероприятиях с получением призовых мест.

II.     Цель и задачи Программы

 

Цель Программы – Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наоснове ценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи:

1.     Уважать культурное наследие и самобытность общества глухих в контексте культуры страны, области, потребность к вербальному общению.

2.     Принимать национальные культуры, традиции и обычаи разных народов Томска и Томской области.

3.     Содействовать национально-этническому взаимодействию в школе-интернате.

4.     Вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур разных народностей Томска и Томской области.

5.     Воспитывать солидарность и справедливость на национальном и  правовом уровне равных возможностей.

6.     Формировать навыки сознательного гуманного поведения познание своего «Я».

7.     Развивать интерес к человеку другой национальности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

 

III.  Нормативно-правовая база Программы

 

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (раздел 1, статья -2). Гарантируется право человека на получение образования независимо от расы, национальности, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности (раздел 1, статья 5).

В 1999 году в России принята Национальная доктрина образования, в 2001 -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) Программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».

С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика, в том числе и коррекционная требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, то есть воспитание в целом должно быть культур сообразным, опираться на народную педагогику. В связи с этим, с 1994 года введён национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений Российской Федерации.

 

IV.  Прогнозируемый результат

 

Прогнозируемый результат заключается, прежде всего, в сотрудничестве семьи и школы, взаимодействии школы с общественными организациями по вопросам этнической толерантности, отсутствии конфликтности на национальной почве.

Прогнозируемый результат кроется в совершенствовании деятельности школьного музея как эффективного средства духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Прогнозируемый результат содержится в документировании учебно-воспитательной деятельности педагогов, классных руководителей, воспитателей.

Прогнозируемый результат включает всю предметно-практическую, культурно-оздоровительную, этно-национальную деятельность глухих и слабослышащих детей  младшего школьного возраста.

 

V.      Участники Программы

 

В Программе «Стирая границы» принимают активное участие:

педагоги, классные руководители, воспитатели, педагоги-психологи, социальный педагог, родителя, законные представители, ученические коллективы (школьники младших классов), члены Совета школьников.

 

VI. Этапы реализации Программы

 

Программа рассчитана на четыре года и реализуется в два этапа.

На первом этапе (длительность – 1 год) осуществляется:

ü мониторинг действующих механизмов профилактики этнического насилия, этнического непринятия;

ü информирование школьников, педагогов, родителей о целях, задачах и содержании Программы «Стирая границы» через школьный сайт, родительские собрания, круглые столы, индивидуально-групповые беседы;

ü обобщение и развитие имеющегося в школе конструктивного опыта по формированию толерантного сознания школьников, нравственно-этическому воспитанию, пропаганды культуры мира;

ü разработка методических основ гармонизации межэтнических отношенийклассными руководителями, воспитателями, педагогами образовательной организации;

ü проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.

На втором этапе (длительность – 3 года) осуществляется:

ü  реализация системы мероприятий по формированию этнической толерантности у младших школьников;

ü  создание и совершенствование системы контроля исполнения принятых решений и осуществления мероприятий Программы «Стирая границы»;

ü  реализация накопленного школой опыта формирования этнической толерантности, профилактики этнического непринятия, воспитания культуры мира;

ü  внедрение разработанных эффективных методик по формированию этнической толерантности, толерантного сознания и поведения;

ü  мониторинг действующих механизмов профилактики этнического непринятия;

ü  обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы «Стирая границы».

 

VII. Функции категорий сотрудников школы в процессе реализации Программы

 

Функции директора и его заместителей:

ü  общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

ü  организация контроля уроков по этнической толерантности;

ü  организация контроля внеклассных мероприятий по этнической толерантности;

ü  организация работы классных руководителей, воспитателей по Программе  и её контроль;

ü  организация банка данных о социально-неблагополучных семьях и обеспечение социально-психологической поддержки детей из таких семей;

ü  организация работы социальной, психолого-педагогической службы в школе.

Функции классных руководителей, воспитателей, психологов, социального педагога:

ü  организация и разработка мероприятий по толерантности;

ü  организация и проведение в классном коллективе мероприятий по этнической толерантности;

ü  организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике этнического непринятия;

ü  организация и  проведение профилактической работы с родителями по этнической толерантности;

ü  организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, психологами, уполномоченными по правам ребёнка и другими специалистами в рамках реализации Программы;

ü  организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, круглые столы, конкурсы, викторины и др.) в рамках Программы;

ü  организация и проведение исследования уровня этнической толерантности;

ü  сопровождение, помощь в организации и проведении мероприятий в рамках Программы.

Функции родителей и Совета старшеклассников:

ü  внесение предложений по изменению содержания Программы «Стирая границы»;

ü  участие в мероприятиях различного уровня по этнической толерантности;

ü  оказание эффективной помощи классным руководителям, воспитателя, педагогам в проведении открытых мероприятий по этнической толерантности, а также по реализации Программы.

 

VIII.                Сотрудничество школы с другими учреждениями

 

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Методисты РЦРО г. Томска

http://rcro.tomsk.ru/

Взаимодействия по организации воспитанияэтнической толерантности

Проведение мониторингов по национальному составу, тренингов, праздников и др. мероприятий

ТГПУ Познавательная академия «Успех»https://uspeh.tspu.ru

Создание условий для систематизации и применения знаний, умений и способов деятельности в различный жизненных ситуациях

Участие обучающихся  в конкурсах, викторинах, олимпиадах

ТГПУ «Педагогическая планета»https://planetatspu.ru/

Создание условий для поисково-исследовательской деятельности, способствующей развитию этнической толерантности, социальной активности школьников и формированию этических норм поведения

Участие педагогов, родителей в конкурсах, вебинарах, семинарах, конференциях по этническому воспитанию в России и за рубежом. Мастер-классы для педагогов, дистанционные мероприятия

 

IX. Структура Программы

 

Программа «Стирая границы» ориентирована на младших школьников с нарушениями слуха, охватывает учебно-воспитательную среду образовательной организации.

Достижение целей Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединённых  по следующим разделам:

ü  воспитания культуры этнической толерантности через систему воспитания и образования;

ü  укрепление этнической толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде;

ü  развитие этнической толерантной среды школы с помощью средств массовой информации, взаимодействия всех заинтересованных лиц;

ü  поддержание мира и согласия в образовательной организации, в классах, малых группах;

ü  совершенствование механизма обеспечения законности и правопорядка в школе;

ü  организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы «Стирая границы».

 

X.      Ресурсное обеспечение Программы

 

Реализация Программы «Стирая границы» осуществляется за счёт средств бюджета ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», внебюджетных средств.

 

XI.  План реализации Программы

 

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Воспитание культуры этнической толерантности через систему образования

1.

Утверждение Программыпо этническому воспитанию на педагогической совете образовательной организации

Сентябрь 1-ый год обучения

Заместители директора по УВР, ВР, составители Программы

2.

Разработка направлений этническойтолерантности в среде обучающихся и педагогов школы

Первый год действия Программы

Педагог-психолог,

Классные руководители

3.

Реализация комплекса мероприятий в рамках проведения Международного дня толерантности

Ежегодно 16 ноября

Классные руководители

Укрепление этнической толерантности и профилактика экстремизма

4.

 

Регламентация деятельности органа школьного самоуправления – Совета школьников

Первый год действия Программы

Заместитель директора по ВР

5.

Реализация Программы по воспитанию этнической толерантности

Ежегодно в начале учебного года

Классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги

6.

Организация досуга школьников

В течение всего срока действия Программы

Классные руководители, воспитатели

Развитие толерантной среды школы с помощью «Закона толерантности»

7.

Создание, утверждение и принятие в каждом классе «Закона толерантности»

Первый год действия Программы

Классные руководители

8.

Заседание круглых столов, проведение классных часов о соблюдении «Закона толерантности»

В течение всего срока действия Программы

Классные руководители

Взаимодействия с организациями по вопросам этнической толерантности

9.

 

Участие школьников в системе городских и районных этнокультурных и межнациональных мероприятиях и культурных акциях и других структур  образования

В течение всего срока действия Программы

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели

10.

Экскурсионные программы для школьников

В течение всего срока действия Программы

Заместители директора по ВР, УР

Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы

11.

Ознакомление школьников, педагогов, родителей с Программой

Первый год действия Программы

Составители программы, заместитель директора по ВР

12.

Изучение и обобщение опыта воспитания этнической толерантности у школьников  в классах и на уроках

Второй и последующие годы действия Программы

Классные руководители, заместители директора по УВР

13.

Подготовка методической подборки оэтнической толерантности для классных руководителей

В течение всего срока действия Программы

Председатель методического объединения  классных руководителей

14.

Анализ реализации Программы «Стирая границы»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

 

XII.                 Организация и контроль управления Программой

 

Руководство и контроль выполнения Программы «Стирая границы» осуществляет администрация ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»города Томска.

 

Литература

1.         Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) Издательский дом Первое сентября № 39 2002 г.

2.         Воспитание толерантности, сущность и средства. Вульфов Б.З. Внешкольник-2002 г. № 6.

3.         Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4.         Очерки истории и политики этничности в России. Тишков В.А. М. 2002

5.         Развитие этнической толерантности в школе. Громова Е.Л. Ульяновский университет. 2000 г.

6.         Справочник заместителя директора школы. № 12 декабрь 2010 г. «Пресса России». Ресурсы образования. 2010 г.

7.         Справочник социального педагога. Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. Защита детства в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс.2005 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент общего образования

Департамент общего образования

Паспорт программы Озаглавливание

Паспорт программы Озаглавливание

Содержание Программы Стр

Содержание Программы Стр

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Программы «Стирая границы».

Программы «Стирая границы».

России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с нарушениями слуха для подержания и формирования…

России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с нарушениями слуха для подержания и формирования…

Цель Программы – Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наоснове ценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и…

Цель Программы – Создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха наоснове ценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и…

В связи с этим, с 1994 года введён национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений

В связи с этим, с 1994 года введён национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений

На втором этапе (длительность – 3 года) осуществляется: ü реализация системы мероприятий по формированию этнической толерантности у младших школьников; ü создание и совершенствование системы контроля…

На втором этапе (длительность – 3 года) осуществляется: ü реализация системы мероприятий по формированию этнической толерантности у младших школьников; ü создание и совершенствование системы контроля…

Программы; ü организация и проведение исследования уровня этнической толерантности; ü сопровождение, помощь в организации и проведении мероприятий в рамках

Программы; ü организация и проведение исследования уровня этнической толерантности; ü сопровождение, помощь в организации и проведении мероприятий в рамках

IX. Структура Программы Программа «Стирая границы» ориентирована на младших школьников с нарушениями слуха, охватывает учебно-воспитательную среду образовательной организации

IX. Структура Программы Программа «Стирая границы» ориентирована на младших школьников с нарушениями слуха, охватывает учебно-воспитательную среду образовательной организации

Реализация Программы по воспитанию этнической толерантности

Реализация Программы по воспитанию этнической толерантности

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021