Программа тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия (для учащихся 6 – 8 классов) "Шаги на встречу"
Оценка 4.8

Программа тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия (для учащихся 6 – 8 классов) "Шаги на встречу"

Оценка 4.8
doc
психологическая работа
24.01.2022
Программа тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия (для учащихся 6 – 8 классов) "Шаги на встречу"
+Шаги на встречу.doc

 

 

 

 

 

 

 

Программа тренинговых занятий по обучению

навыкам конструктивного взаимодействия

(для учащихся 6 – 8 классов)

 

 «Шаги на встречу»

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Липовка В.А. – педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2021

 

 

Пояснительная записка к программе

 

Подростковый возраст. Дети 6 – 8 классов (11 – 14 лет)

         Подростковый возраст – период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11 - 12 до 14 - 15 лет).

        Другое определение, подросткового возраста – это период онтогенеза, который является переходным этапом, между детством и юностью.

        В этот период, ребенок  проходит великий путь в своем развитии. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения он может обрести  чувство личности.

         В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная.  Поэтому, в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство взрослой неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира, как ценности человеческого бытия, благодаря тому, что входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых попадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности и независимости.

          Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей, и в первую очередь, это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме. Стремление противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.

          Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

          Отрочество – это период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Именно через общение со сверстниками подросток усваивает черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, и т.п. Дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познавать и себя, и другого.

          Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, он писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим  выбором полного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основой жизненной линией, избираемой подростком».

         Л. С. Выготский перечислил  несколько основных наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоистическая доминанта» интерес подростка к собственной личности. «Доминанта дали» установка подростка на обширные,  большие  масштабы,  которые  для  него  гораздо  более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние. «Доминанта усилия» тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях. «Доминанта романтики» стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

        Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

       Самосознание в отрочестве.

       В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают и негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным  и неуверенным в себе.

         Подросток  стремится понять себя самого:  «Кто Я?» – основной вопрос возраста.

         Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в будущее; определиться в социальном пространстве  - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлектирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением у сверстников и взрослых.

         Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.

         Притязания на признание в отрочестве направлено на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому эффективно подросток соединяет эго позицию «Не путайте меня с другими» и комфортную позицию «Мы – группа сверстников» – ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.

         Отрочество – возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяет противоположные тенденции в проявлениях подростков. От глубинной идентификации с другими (человеком или животным, растительным и прочим миром) к резкому отчуждению от других, от альтруизма к жестокости, от страха смерти до суицидальных попыток. Все эти позиции могут преломляться в сознании подростка и как условие реализации его притязаний на признание.

          Опросы, проведенные на детях подросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности, связанные со своей внешностью. Между 11 и 15 годами подросток  для указания  нелюбимых черт своего характера часто обращается к физическим характеристикам: позднее они отмечают в качестве таковых   личностные       черты   или   особенности   социального поведения.

            Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

            Притязания на признание в отрочестве распространяется на такие ориентации  в мире, как    приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовка к профессии; подготовка к браку и семейной жизни.                        

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Шаги на встречу» направлен на развитие у подростков навыков конструктивного взаимодействия.

 

Цель тренинга: создание условий для развития коммуникативных, рефлексивных способностей и позитивной Я-концепции у подростков.

Задачи:

1.     Сформировать ориентацию на социально приемлемое поведение;

2.     Закрепить положительное отношение к общественно одобряемым качествам и формам поведения;

3.     Выработать у подростков собственную точку зрения на жизненные ценности;

4.     Научить отстаивать свою позицию;

5.     Сформировать навыки  конструктивного выхода из различных ситуаций.

Для решения поставленных задач используются методы:

·       беседы;

·       игровое моделирование.

Принципы проведения занятий:

·        добровольность;

·        активность;

·       партнерское взаимодействие;

·       конфиденциальность.

 

Продолжительность: 10 часов – 5 занятий по 2 часа каждое.

Регулярность занятий 1-2 раза в неделю.

Форма проведения занятий:  групповая.

Количество участников: от 8 до 15 человек.

 

 

 

Тематический план занятий.

 

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы

1. Занятие  «Слушать и слышать» Знакомство. Правила-2ч

Цель: Принятие правил, которые следует выполнять во время занятий; снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

 1. создать благоприятную, комфортную обстановку.

2. создать доверительные отношения.

Приветствие

Принятие правил

Игра «Ветер дует на того кто…»

«Круг с карандашами»  Упражнение «Змея»

Игра «33»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

2. Занятие

Невербальное и вербальное общение

 - 2ч

Цель: Устранение эмоциональных барьеров между участниками через телесное взаимодействие. Освоение навыков конструктивного общения.

Приветствие 

Упражнения: «Сквозь кольцо»

«Наши цветы»

«Общение через руки»

«Рулет»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

3. Занятие

«Регуляция эмоционального состояния»

- 2ч

Цель: Познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция».

Развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний.

 

Приветствие

Упражнения: «Бумажные комочки»

«Проблемная ситуация»

Дыхательные упражнения

«Свеча»

«Мое настроение»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

4. Занятие

Взаимопонимание

 - 2ч

Цель: Формирование понимания подростками важности взаимопонимания в общении.

 

Приветствие

Упражнения: «Талисман»

 «Ладошки»

«Сплетни»

«Я дарю тебе…»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

5. Занятие «Учимся Сотрудничеству»

Подведение итогов - 2ч

Цель: Создание условий для развития коммуникативных, рефлексивных способностей учащихся.

Рефлексия опыта, полученного в процессе занятий

Приветствие

«Праздничный пирог»

«Найди общее»

«Я-высказывание»

Беседа. Что  участники тренинга считают важным при общении с людьми. Что такое сотрудничество?

Рефлексия

Ритуал прощания

Всего: 10 часов

 

 

Содержание курса

Занятие 1. «Слушать и слышать»

Цель: принятие правил, которые следует выполнять во время занятий; снятие эмоционального напряжения.

1. Все участники сидят в круге. Ведущий представляется и озвучивает

цель занятий – через игры и различные упражнения учиться конструктивно общаться с окружающими нас людьми. Затем ведущий

говорит о правилах, которые необходимо соблюдать во время занятий:

o   Отключить и отложить мобильный телефон

o   Обращаться к друг другу по именам

o   Говорить только от своего лица (Я-высказывания)

o   Уважение – слушать друг друга внимательно, не перебивая.

o   Активное участие в предлагаемых упражнениях.

o   Конфиденциальность – хранить чужие секреты

 

2. Упражнение «Ветер дует на того кто…»

Из круга убирается один стул. Ведущий говорит, обращаясь к участникам:

«Вы все сидите на стульях, а у меня стула нет. Предлагаю

сыграть в игру «Ветер дует на того кто…». Я говорю: «Ветер дует на того кто…» и называю какой-то признак, который есть у многих присутствующих, например: поменяйтесь местами те, кто любит мороженое. Желательно меняться с участником, который от вас находится подальше, а не рядом, чтобы было интересней. Кто остался без стула, тот и водит. Во время

упражнения прошу бегать осторожно».

 

Упражнение «Круг с карандашами»

Цель: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера.

Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Время:15 минут. Подготовка Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.

Описание Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга). 4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

 5.Присесть, встать.

Можно усложнить и разнообразить упражнение: Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки). Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы. Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева). Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?

Упражнение «Змея»

Участники встают, вызывается доброволец, которому предлагают отойти или отвернуться.

Инструкция: «Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась

цепь. Эта цепь изображает змею, а два крайних участника – ее голову и

хвост (одна рука у них свободна и находится за спиной). Теперь змее

необходимо запутаться».

После того, как «змея» запуталась, ведущий приглашает добровольца

распутать «змею».

 

Игра «33»

Цель: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.

Задача участников – досчитать до 33. Ведущий начинает счет, называя первое число, его сосед – следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два правила: числа, в записи которых есть три (например, 13 или 30) и числа, которые делятся на три (3, 6, 9 и т.д.) вслух не произносятся. Вместо этого участник, которому достается такое число, должен хлопнуть. Если кто-то ошибается, счет начинается заново, начиная с того человека, который ошибся. Обычно группе не удаётся досчитать до 33 с первого раза.

 

Завершающее упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в

процессе тренинга, чувство единства.

 

Рефлексия.

Подведение итогов тренинга. Рефлексия участников тренинга, какие эмоции, впечатления в целом от тренинга, что понравилось и т. д.

 

 

Список литературы

 1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

2.Игры (под ред. Петрусинского В.В.) – М.,1995.

3.Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.

4.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – С-Пб., 1993.

5.Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – Рига, 1995.

 6. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1995.

7.Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. – М., 1992.

 

 

Занятие 2. Невербальное и вербальное общение

 

Цель: сплочение коллектива. Развитие способности участников тренинга приходить к общему мнению, умению договариваться.

Задачи:

1. Способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала подростков и стимулирование их личностных изменений;

2. формирование хорошего социально-психологического климата с

помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;

Материалы для тренинга:

1. Цветные карандаши и простые карандаши.

2. Лепестки (заготовки) из цветной бумаги.

3. Клей.

4. Лист ватмана.

5. Ручки.

6. Обруч.

7. Канат.

 

Ход тренинга

Приветствие участников тренинга.

Принятие правил группы на тренинге

Правила:

1. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь.

2. Говорить по одному.

3. Уважать чужое мнение.

4. Говорить только от своего лица

 

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Описание. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг вигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1.Поздороваться с помощью рук.

2.Побороться руками.

3.Помириться руками.

4.Выразить поддержку с помощью рук.

5.Пожалеть руками.

6.Выразить радость.

7.Пожелать удачи.

8.Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-

психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между

ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального

общения.

Обсуждение

Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать

информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от

партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы

думаете, на что было направлено это упражнение?

 

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Цель игры: снятие напряжения и волнения у учащихся, возможность

узнать дополнительную информацию друг о друге, создание положительного

настроя.

Описание. Убирается один стул и ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто (или у кого)…», и называет любой вариант или признак, который подойдет к большинству участников, все у кого есть, названное ведущим меняются местами, не договариваясь друг с другом. Тот, кто остался без стула, становится ведущим и всё повторяется, но варианты или признаки не должны повторяться.

Обсуждение

Кто, что о ком запомнил, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о

нем запомнили и т. д.

 

Упражнение «Круг с карандашами»

Цель игры: координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера.

Для игры нужны карандаши по одному на каждого участника.

Описание. Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать

подушечками указательных пальцев карандаши. Расстояние между

соседями  50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно

выполняет задания:

1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5.Присесть, встать…

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и

поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой

держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?

Примечание. Задание практически невыполнимо, если каждый

участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

 

Игра «Рулет»

Цель игры: развитие умения координировать совместные действия,

сплочение группы, развитие внимательности.

Для игры нужен канат или прочная веревка длиной 6—7 м, если в

группе более 14 человек — 2 каната.

Описание

Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого

протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно

скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает

группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии

группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой

ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения

каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после

завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему

следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать

столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения

— 2—3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно

организовать два “рулета” и устроить между ними соревнование на скорость.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями: кто испытывал дискомфорт и почему,

кто был лидером и руководил передвижением.

 

Упражнение «Сквозь кольцо»

Цель упражнения: координация совместных действий, сплочение,

тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно

выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Описание. Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается

гимнастический обруч (при отсутствии такового можно воспользоваться

подручными материалами, изготовив кольцо диаметром около 1 м из

проволоки, бумаги и т. п.). Задача участников: не размыкая рук,

«просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось

на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот,

двигаться самим, пролезая сквозь него.

При количестве участников более 12 целесообразно сформировать из

участников две команды.

Обсуждение

Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало?

Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом,

или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы

усовершенствовать способ передачи обруча?

 

Завершающее упражнение «Наши цветы»

Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в

процессе тренинга.

На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в

дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться

разноцветные лепестки, и в завершении получится 3 цветка). Каждому

участнику раздается по три разноцветных лепестка.

В центре первого кружка пишется «Что я узнал(а) о своих

одноклассниках», и каждый из участников на одном из трех лепестков пишет

общее впечатление, например, «Я узнал, что мои одноклассники очень

веселые»; «Я узнала, что мои одноклассники могут поддержать» и т.д.

Затем каждый из участников приклеивает свой лепесток

по краю кружка, чтобы получился цветок.

Далее, в центре второго кружка пишется «Желаю всем…», и каждый из

участников на своем лепестке пишет пожелания своим одноклассникам,

затем так же каждый приклеивает свой лепесток ко второму кружку.

В центре третьего кружка можно написать «Будет здорово, если мы…»,

каждый из участников продолжает эту фразу на оставшемся третьем

лепестке, и затем каждый лепесток также приклеивается к третьему кружку.

Таким образом, получается три цветка, в создании которых принимает

каждый участник тренинга. Ватман с цветами фиксируется на классной

доске.

 

Рефлексия.

Подведение итогов тренинга. Рефлексия участников тренинга, какие эмоции, впечатления в целом от тренинга, что понравилось и т. д.

 

 

 

Список литературы

1. Гревцов А., Бедарева Т. Психологические игры для

старшеклассников и студентов/ ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2008.

2. Гревцов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество,

общение, самопознание - СПб.: Питер,2012.

 

 

Занятие 3. «Регуляция эмоционального состояния»

Цель занятия: Развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний.

·       активизация процесса самопознания;

·       обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;

·       повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;

·       формирование навыков произвольного контроля.

Задачи занятия:

1.  Познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция»,

2.  Дать представление о различных методах саморегуляции;

3.  Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

 

Необходимые материалы: карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер), музыкальный центр.

 

Содержание занятия

Принятие правил тренинга:

   1. Конфиденциальности  (информация с тренинга не выноситься за  тренинговую группу)

2. Искренности в общении и правило сказать «нет»

3. Обращение по имени

4. Я – высказывание (говорить от 1-го лица)

5. Не критиковать участников тренинга

6. Уважать мнение друг друга

7. Быть активными (все участвуют в упражнениях)

 

Введение

 Психолог:   Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма.

    Что же такое саморегуляция?

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным  тонусом и дыханием.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка  и др.

Ответы детей…

Но многие средства нельзя, как правило, использовать на уроках, рабочем месте, на учебе в вузе или колледже непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Поэтому на сегодняшнем занятии Вы познакомитесь со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости не только в домашних условиях, но и на учебе.

Основная часть

Упражнение 1. «Здравствуйте, мое настроение цвета…»

    Инструкция:  Каждый участник тренинга по-очереди должен сказать, какого цвета у него настроение.

     «Мое настроение сейчас цвета …»

    Обсуждение: Цвета отражают наше настроение. Они могут его повышать и понижать. С помощью данного упражнения Вы не только поприветствовали друг друга, но и увидели, с каким настроением и самочувствием пришел сегодня каждый участник тренингового занятия.

Упражнение 2.  «Меня зовут…»

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

Психолог: Каждый хочет быть активным, позитивно настроенным весь учебный день. Однако, этого не всегда можно достичь. Если возникает напряжение, усталость, утомление, то мы стремимся от него избавиться.

 Сейчас давайте, вспомним: как Вы справляетесь с усталостью, напряжением, плохим настроением?

Ответы детей.

Психолог: Да. Действительно. При возникновении нежелательных эмоциональных реакций можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции:

1. Обращать внимание на свои достижения, успехи и хвалить себя за них,    радоваться достигнутым целям.

2. Плавать, танцевать, прогуливаться или просто сидеть на скамейке в парке. 3. Побаловать себя сладеньким или пораньше лечь спать.

4. Заняться физкультурой, уборкой.

5. Включить успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.

6. Почитать любимую книгу или стихотворение.

7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по учебе.

8. Принять горячую ванну.

9.  Превратить ситуацию неуспеха в шутку и смеяться.

10. Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги.

 

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

·       эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

·       эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

·       эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)

 

Упражнение 3.  Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное”

      Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

 Обсуждение ощущений:

o   какие ощущения возникли в процессе воспоминания?

o   какие ощущения были в мышцах?

o   где больше всего чувствовалось напряжение?

o   приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

Как разрядить негативные эмоции?

Ответы детей.  

Психолог: Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

      Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

Упражнение 4. «Свеча»

    Инструкция: Представьте, что перед Вами стоит большая свеча. Сделайте вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. 

    А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 

Упражнение 5. «Работа с грецкими орехами»

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами.

2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

3. Слегка помассируйте кончик мизинца.

4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

Упражнение 6. «Бумажные комочки»

Инструкция: Вспомните ситуации, когда вы испытывали чувство злости, гнева, и как вам хотелось закричать, что-то или кого-то ударить. А теперь листы бумаги, которые вам дали, сомните так, чтобы из них  получились маленькие комочки (шарики).

      У кого комочек получился самым маленьким?

Упражнение 7.  «Рисунок моего настроения»

Рисование помогает снимать напряжение и обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций.

Раскрасьте лист бумаги цветными карандашами под звуки музыки.

Упражнение 8. «Мне сегодня...»

    Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного участниками.

    Инструкция: Каждый участник группы должен завершить фразу:

«Мне сегодня...».

 

 Рефлексия

  На сегодняшнем занятии мы познакомились со способами снятия напряжения и усталости. Используйте их!

 

 

 

Список литературы

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.

4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.

5. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003. - 160 с.

 

 

 

Занятие 4.  «Взаимопонимание»

 

         Цель: Развитие понимания подростками важности взаимопонимания в общении.

Задачи:

1)    Дать определение понятиям: общение, взаимопонимание;

2)    Показать, что в общении важно понимать друг друга.

3)    Актуализация собственных установок по отношению к  своим желаниям и потребностям;

4)    Поиск конструктивных способов достижения своих целей.

 

     Содержание.

      1. Приветствие.

      2. Процедура знакомства

          Упражнение «Талисман».

          Дети встают (садятся) в круг. Ведущий называет свое имя (вариант имени), который ему нравится, говорит, что он любит, что не любит и предаёт следующему талисман (это может быть маленькая мягкая игрушка или любой интересный предмет). Следующий участник продолжает рассказывать о себе и передает талисман следующему участнику.

    Упражнение «Какой он?»

Один из участников — водящий - выходит за дверь, а осталь­ные загадывают кого-то из группы. Водящий возвращается и, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называ­емым участниками, догадаться, кто был загадан.

  Обсуждение упражнения:

Легко ли было отгадать?

Понравились ли вам описания?

 

3. Основная часть:

Ведущий: Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания.

Общение - это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д. 

Одним из важнейших аспектов общения является взаимное понимание людьми друг друга. Значит взаимопонимание – это возможность и способность понимать друг друга.

 

          Упражнение «Ладошки».

           Участники закрывают глаза, поднимают ладони на уровне плеч и ищут друг друга. Встретившись, они соприкасаются, здороваются ладошками. По окончании ребята делятся впечатлениями.

 

          Упражнение «Сплетни».

      Пять  добровольцев выходят за дверь. Шестому и остальным ребятам зачитывается  текст. Задача шестого добровольца своими словами пересказать одному из  пяти. Один из пятерки выслушав информацию, далее своими словами пересказывает ее следующему из пятерки. Ребята заходят по очереди. В конце ведущий зачитывает оригинал ещё раз.

Текст:

                                            Фисташкин.

   Заходит учитель.

   - Здравствуйте, садитесь.  Ай! Кто это мне кнопку на стул подложил?

    Кхе-кхе…

   - Фисташкин!? Ты чего на люстре повис? Кто паучок? Ты паучок? Да, какой из тебя паучок? Садись на место! Двоечник…

   Борисова! Открывай учебник, ты у нас отличница, читай,… подожди, какие перепончатокрылые? Ты, какой учебник открыла? Биологию? А, я какой предмет преподаю? Литературу.

   Ну вот, значит,… Крылов родился,… как родился? Да, как все дети рождаются, но вы этого ещё не проходили…

   -  Фисташкин?! Ты чего под потолком летаешь? Кто муха? Ты муха? Да, какая из тебя муха? Садись на место, не летай по классу! Двоечник…

   Итак, Крылов родился,… Кто сказал: «Как родился?»! как все дети рождаются, но вы это тоже будите проходить.

   Фисташкин?! У тебя чего хвост появился? Кто лев? Ты лев? Да, обезьяна ты, не лев!

   Творческий путь Крылова…

   Фисташкин?! Ты чего пол парты сгрыз!? Кто зайчик? Ты зайчик? Да, непохож ты на зайчика! Сядь на место, двоечник…

   Итак, творческий путь Крылова…

   Фисташкин?! Ты, чего в меня из рогатки целишься? Всё равно не попадёшь! Ай! Попал…, но это случайность! Кто сказал: «Ещё попаду…»!  выйди из класса! Как это: «И здесь хорошо!».  Выйди, намочи тряпку и не возвращайся! Вот. И так будет с каждым! Что значит, тряпок на всех не хватит?

   Борисова, а ты куда? Как это: «Как жена декабриста!»? вы же этого ещё не проходили!

   Ну и дети пошли…

 

Обсуждение:

- что, вы узнали из этого упражнения?

- чем полезно данное упражнение?

 

Упражнение «Треугольник, квадрат…»

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте треугольник... квадрат...ромб и т.д.»

 

Завершающее упражнение «Я дарю тебе…»

 

4. Рефлексия:

- что больше всего запомнилось?

- что нового и полезного для себя вы узнали?

 

 

 

Список литературы

1.     И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003

2.     Анн Л.Ф. Психологичекий тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2007, 271с

3.     Битяев М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - Питер. 2007.

4.     Куприянов Б. В. «Организация и методика проведения игр с подростками». – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

 

 

Занятие 5. «Учимся сотрудничеству»

Цель: создание условий для развития коммуникативных, рефлексивных способностей учащихся.

Задачи:

1.     Закрепить знания о понятии «конфликт»;

2.     Познакомить со стратегиями поведения человека в различных конфликтных ситуациях;

3.     Обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций;

4.     Обучение навыкам Я-высказывания.

Ожидаемые результаты:

·         повышение уровня осведомленности учащихся о конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций;

·         формирование культуры ответственного поведения.

Организация занятий:  групповая.

Количество участников – от 8 до 16 человек.

Продолжительность:  2 часа

Оборудование для ведущего: мультимедийная презентация «Учимся сотрудничеству»,  Ролики – Губка Боб очередь, Губка Боб Сэнди, Молчу, Про сон, Мост.

Занятия проходят в помещении, где можно сесть кругом, также должно оставаться пространство для подвижных игр.

 

Вступительное слово ведущего. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня тема нашей встречи - сотрудничество. Каждый из нас, хотим мы того или нет, встречается с  конфликтом. Если человек говорит, что у него нет конфликтов, то говорят «проверь совой пульс». Конфликты бывают разные, разные способы решения конфликтов, разные последствия конфликтов.  Чтобы наша встреча прошла интересно и продуктивно, поговорим о правилах работы.

Правила работы в группе.

o   Отключить и отложить мобильный телефон

o   Обращаться к друг другу по именам

o   Говорить только от своего лица (Я-высказывания)

o   Уважение – слушать друг друга внимательно, не перебивая.

o   Активное участие в предлагаемых упражнениях.

o   Конфиденциальность – хранить чужие секреты

Что такое сотрудничество?

·       Ответы детей:

·       Умение дружить

·       Вместе что-то делать

·       Помогать друг другу

·       Умение договариваться

·      

Умение сотрудничать – это не только способность соглашаться с чужим мнением, но и умение договариваться по спорным вопросам.      

Ведущий акцентирует внимание на том, что разные ситуации требуют разных поведенческих стратегий и предлагает детям продолжить высказывание:

Например, в ситуации опасности, требующих немедленного решения…

При мелких разногласиях по незначительным вопросам можно и уступить…

Со временем люди начинают по другому смотреть на спорную ситуацию…

А порой, когда люди делятся убеждениями, то рождается истина, новое знание…

У нас у каждого есть какие-то приоритетные стратегии поведения, как мы чаще всего себя ведем. (ответы детей)

Что же такое конфликт?

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов взаимодействующих между собой людей.

В повседневной жизни конфликт воспринимается как нечто негативное, тревожное. Вместе с тем конфликты – это неотъемлемая часть отношений человека с миром. Известен лозунг «Не попадает в конфликты тот, кто ничего не делает». Прожить без конфликтов нереально, но можно смягчить последствия конфликта.

Упражнение «Найди общее»

Все мы знаем, что нужно решать конфликтные ситуации мирным. Но, что происходит на самом деле?  Как большинство людей вокруг нас решают конфликты? Как это делаете Вы?

Выберите три тезиса, как на ваш взгляд, большинство людей ведет себя во время конфликта.(участники делятся на группы по 3 – 5 человек и обсуждают в группах варианты).

Во время конфликта большинство людей:

 спорят

улыбаются

-доверяют друг другу

соревнуются друг с другом

пытаются понять друг друга

дерутся

помогают друг другу

 стараются вместе уладить конфликт

кричат друг на друга

пытаются понять, что чувствует другой

сотрудничают

обвиняют друг друга

подшучивают

пытаются победить

внимательно слушают друг друга

прощают друг друга

подозревают друг друга

пытаются помочь обеим сторонам победить

лгут друг другу

обращаются к другим за помощью

стараются закончить разговор

сердятся друг на друга

 Обсуждение итогов работы групп.

Во время конфликта человек может испытывать сильные эмоции. Какие? (ответы детей)

Важно учиться контролировать свои эмоции. Контроль эмоций – это саморегуляция. Один из способов саморегуляции  - это централизация внимания на дыхании. Например, выполнить глубокий вдох и выдох, медленно посчитать до 10 … Участники обсуждают способы саморегуляции и выполняют дыхательное упражнение

Дыхательное упражнение

Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 

И. п. - сидя, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

Упражнение «Праздничный пирог»

Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию (презентация)

Теоретический блок.

Ведущий знакомит с характеристиками различных стратегий поведения в конфликтах.

Конкуренция – ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Избегание – ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, сохраняется.

Сотрудничество – ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Приспособление – этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Характеристика стратегий

Название стратегии

Достоинства

Недостатки

Конкуренция – отстаивание
своих интересов до конца,
иногда в ущерб другому

Все твои интересы соблюдены

Репутация скандалиста
и неприятного человека

Избегание – откладывание
решения конфликта

Выигрываешь время

Проблема не решена,
негативные эмоции не исчезли,
а загнаны внутрь

Приспособление – игнорирование
своих интересов в пользу другого

Не испорчены отношения 
с человеком, так как
его интересы соблюдены

Твои интересы остались без внимания

Компромисс – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все

Часть интересов обеих сторон соблюдена

Получил лишь часть того,
на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора

Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта

Учтены интересы обеих сторон

Требует много сил и времени.

Обсуждение. Можно предложить Вопросы:

- Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?

- Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?

- Какой – с родителями?

- Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?

Ведущий. Сейчас я предлагаю посмотреть ролики и определить стратегию выхода из конфликтной ситуации (каждый ролик идет примерно по одной минуте). Просмотр роликов.

Обсуждение. Предоставить учащимся возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций.

Упражнение «Я-высказывание»

Ты - высказывание критика другого в форме оценки, раздачи ярлыков (ты лентяй) или приписыванию мотивов (тебе не интересно). Направленно на обвинение другого. Подобное отношение вряд ли облегчает общение и помогает достигнуть нужных результатов. Я - высказывание техника конструктивного выражения собственных чувств, переживаний и отношения к какой либо ситуации, не обижая чувств другого человека.

Алгоритм я - высказывания

 «Я-высказывание» обязательно включает в себя три компонента:

1.Описание ситуации, вызвавшей напряжение;

2.Точное называние своего чувства в этой ситуации;

3.Называние причин возникновения напряжения (без их интерпретации).

Давайте потренируемся… Сейчас мы попрактикуемся в формулировании «Я-высказываний».

Вам будут предложены «Ты – высказывания», а вам надо будет их превратить в  «Я –высказывания». (упражнение можно выполнять в парах)

         Почему ты все время перебиваешь меня?

         Ты всегда опаздываешь!

         Ты ведешь себя просто отвратительно!

         Ты меня не слушаешь!

 

Подведение итогов

Если вы хотите, чтобы ваш характер был целостным, поведение было адекватным и вы сами нравились бы другим людям, то вам постоянно нужно тренировать себя на способность строить конструктивные, бесконфликтные отношения с людьми. Требуется сознательная тренировка для применения этого способа в общении или в пылу ссоры. Пусть эта тема не ограничится сегодняшним занятием в вашей жизни.

Рефлексия

-Что запомнилось?

-Какой способ решения конфликтов теперь предпочтительнее для вас?

-Какие выводы из занятия вы сделали для себя?

 

 

 

Список литературы

1.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

2.     Игры (под ред. Петрусинского В.В.) – М.,1995.

3.     Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.

4.     Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – С-Пб., 1993.

5.     Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – Рига, 1995.

6.     Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1995.

7.     Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. – М., 1992.

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия (для учащихся 6 – 8 классов) «Шаги на встречу»

Программа тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия (для учащихся 6 – 8 классов) «Шаги на встречу»

Пояснительная записка к программе

Пояснительная записка к программе

Доминанта усилия» тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях

Доминанта усилия» тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях

Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении

Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении

Тематический план занятий.

Тематический план занятий.

Всего: 10 часов Содержание курса

Всего: 10 часов Содержание курса

Цель: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера

Цель: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера

Участники встают, вызывается доброволец, которому предлагают отойти или отвернуться

Участники встают, вызывается доброволец, которому предлагают отойти или отвернуться

Список литературы 1.Бернс Р

Список литературы 1.Бернс Р

Ход тренинга Приветствие участников тренинга

Ход тренинга Приветствие участников тренинга

Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?

Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?

Наклониться вперед, назад, выпрямиться

Наклониться вперед, назад, выпрямиться

Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами

Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами

На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится…

На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится…

Гревцов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание -

Гревцов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание -

Быть активными (все участвуют в упражнениях)

Быть активными (все участвуют в упражнениях)

Упражнение 2. «Меня зовут…»

Упражнение 2. «Меня зовут…»

Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги

Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов

Раскрасьте лист бумаги цветными карандашами под звуки музыки

Раскрасьте лист бумаги цветными карандашами под звуки музыки

Занятие 4. « Взаимопонимание»

Занятие 4. « Взаимопонимание»

Ведущий: Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой…

Ведущий: Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой…

Борисова! Открывай учебник, ты у нас отличница, читай,… подожди, какие перепончатокрылые?

Борисова! Открывай учебник, ты у нас отличница, читай,… подожди, какие перепончатокрылые?

Все встают в круг и берутся за руки

Все встают в круг и берутся за руки

Обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций; 2

Обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций; 2

Что такое сотрудничество? ·

Что такое сотрудничество? ·

Все мы знаем, что нужно решать конфликтные ситуации мирным

Все мы знаем, что нужно решать конфликтные ситуации мирным

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма

Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека

Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной

Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями? -

Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями? -

Ты меня не слушаешь! Подведение итогов

Ты меня не слушаешь! Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022