Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП 01. "Сервисная деятельность"
для специальности
43.02.08 "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"
2019
Одобрена цикловой методической комиссией дисциплин профессионального цикла и мастеров п/обучения
протокол № ____ от «___» ______ 201__ г. |
|
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.08 "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"
|
Председатель ЦМК
____________ О. А. Ломакина (подпись) |
|
Зав. учебной частью _____________ Н.Б. Троян (подпись) |
Методист ______________ Е. А. Фоменко
(подпись)
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: Ломакина О. А., преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №___ от «___» __________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП01. Сервисная деятельность
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины
1.2 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код |
Наименование результата обучения |
У1. |
соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; |
У2. |
определять критерии качества услуг в профессиональной деятельности; |
У3. |
использовать различные средства делового общения; |
У4. |
управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины студент должен знать: |
|
Код |
Наименование результата обучения |
З1. |
социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; |
З2. |
потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; |
З3. |
виды сервисной деятельности; |
З4. |
сущность услуги как специфического продукта; понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности; |
З5. |
организацию обслуживания потребителей услуг; |
З6. |
правила обслуживания населения; |
З7. |
способы и формы оказания услуг; |
З8. |
нормы и правила профессионального поведения и этикета; |
З9. |
этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями критерии и составляющие качества услуг; |
З10. |
культуру обслуживания потребителей; |
З11. |
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания |
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» и подготовке к формированию профессиональных компетенций (ПК):
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Организовывать и обустраивать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде. |
ПК 1.2. |
Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия. |
ПК 1.3. |
Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета. |
ПК 1.5. |
Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства. |
ПК 2.1. |
Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений. |
ПК 2.2. |
Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ. |
ПК 3.1. |
Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий. |
ПК 3.2. |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
ПК 3.3. |
Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий. |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
|
|
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
|
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
80 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
56 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
12 |
контрольные работы |
не предусмотрено |
курсовая работа (проект) |
20 |
самостоятельная работа студента (всего) |
24 |
Итоговая аттестация в форме (указать) |
Дифференцированный зачет |
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Требования к знаниям, умениям (У1.1, З1.1) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Теоретические основы сервисной деятельности |
18 |
|
|
Тема 1.1. Сервис – особый вид человеческой деятельности
|
Теоретические занятия |
8 |
|
1.Историческое развитие сервисной деятельности Знакомство с состоянием сферы услуг на этапах развития цивилизации (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество). Изучение этапов развития сервиса при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. |
2 |
З1 |
|
2.Сервис как деятельность и потребность Определение видов сервисной деятельности, специфика. Изучение человеческих потребностей. Анализ факторов, влияющих на развитие сервисной деятельности. |
2 |
З1-3 |
|
3.Сервис как услуга. Классификация услуг Раскрытие понятий «услуга как товар», «идеальная услуга». Классификация услуг. |
2 |
У1-2, З4 |
|
4.Современный сервис: проблемы и перспективы развития Проблемы потребления услуг. Основные варианты организации системы сервиса. |
2 |
З5-7 |
|
Практические занятия |
6 |
|
|
1.Тезаурус сервисной деятельности. Социально-экономические факторы развития сферы сервиса в России и за рубежом (Семинарское занятие). |
2 |
З1 |
|
2.Охарактеризовать отдельные виды услуг в сервисе (Письменная работа). |
2 |
З3 |
|
3.Актуальные проблемы в сфере услуг на современном этапе (Практическая работа на материале публикаций периодической печати). |
2 |
У2, З5-7 |
|
Самостоятельная работа студентов Реферат по разделу 1. Теоретические основы сервисной деятельности |
4 |
З1-7 |
|
Раздел 2 Этика и психология сервисной деятельности |
10 |
|
|
Тема 2.1. Психологические и этические аспекты сервисной деятельности
|
Теоретические занятия |
6 |
|
1.Психологические аспекты сервисной деятельности Единство этики и психологии в сервисной деятельности. Понятие коммуникативной компетенции. Ведущие модальности. Типологизация личности. Психогеометрические характеристики личности. |
2 |
У3, З8-11 |
|
2. Формы коммуникации в сервисе Коммуникативное воздействие. Три стороны общения. Виды общения. Стадии и средства общения. Межличностные расстояния. Программа психологического управления кадрами на предприятиях сервиса. |
2 |
У1,4, З4-6 |
|
3.Место этики в сервисной деятельности Нормы регулирование сервисной деятельности. Понятие этики. Отрасли этического знания. Социальная ответственность бизнеса. Бизнес-этика. Этико-культорологические предпосылки развития бизнеса в России. |
2 |
У3, З8-11 |
|
Практические занятия |
4 |
|
|
4.Изучение психологических свойств и качеств личности с применением тестов на темперамент, коммуникабельность, поведение в конфликте, лидерские качества и др. (Тестирование). |
2 |
У3, З8-11 |
|
5.Психология процесса обслуживания (стратегия и тактика поведения специалиста). Просмотр и анализ видеокурсов о культуре обслуживания (Ролевая игра). |
1 |
У3, З8-11 |
|
Контрольная работа по разделам 1,2 |
|
|
|
тестирование |
1 |
У1-4, З1-10 |
|
Раздел 3. Информационный сервис и интернет-экономика |
4 |
|
|
Тема 3.1. Интернет-сервис в современном обществе |
Теоретические занятия |
4 |
|
1.Понятие интернет-экономики. Информационные технологии. Иерархическая модель управления производством. Классификатор "объем информации - расстояние передачи". Сетевая структура как новая экономическая формация. Сервисные технологии в сфере информационной деятельности. |
2 |
У3, З10-11 |
|
2.Структура интернет-экономики. Фирмы и информационные услуги. Проблемы информационного сервиса. Перспективные отрасли интернет-экономики для России. |
2 |
У3, З10-11 |
|
Раздел 4. Маркетинг и определение эффективности работы сервисного предприятия в целом |
12 |
|
|
Тема 4.1. Стратегия и тактика маркетинга сервисного предприятия |
Теоретические занятия |
2 |
|
1.Маркетинг в сфере услуг Анализ маркетинговых возможностей предприятия. Комплекс этапов и процедур маркетинга. Факторы влияния на потребительское поведение. |
2 |
З5 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
6.Маркетинг услуг в сфере сервиса (Семинарское занятие). |
2 |
З5 |
|
Тема 4.2. Определение общей эффективности работы предприятия сервиса |
Теоретические занятия |
4 |
|
1.Понятие эффективности работы сервисного предприятия. Определение эффективности работы сервисного предприятия. Знакомство с основными критериями |
2 |
З5 |
|
2.Критерии и акценты в понимании эффективности работы предприятия. Разбор основных критериев и акцентов в понимании эффективности работы предприятия. Анализ и выводы. |
1 |
З5 |
|
3Итоговое занятие. Тестирование |
1 |
У1-4, З1-11 |
|
Самостоятельная работа студентов Реферат по разделу 4. Маркетинг и определение эффективности работы сервисного предприятия в целом |
4
|
З5 |
|
Примерная тематика курсовой работы |
20 |
У1-4, З1-11 |
|
1. Историческое развитие сервисной деятельности и особенности ее становления в современном мире. 2. Сервисная деятельность и потребности человека. 3. Информационный сервис: проблемы и перспективы развития. 4. Особенности развития сервисной деятельности в России: история и современность. 5. Виды сервисной деятельности. 6. Информационный сервис и Интернет-экономика. 7. Особенности психологии управления в сервисной деятельности. 8. Проблемы развития сферы услуг: теория и практика. 9. Особенности культуры обслуживания в сфере услуг. 10. Служба сервиса и ее функции. 11. Сервисный маркетинг: особенности и проблемы развития. 12. Услуги и их роль в формировании разумных потребностей человека. 13. Контактная зона и коммуникативное пространство в сервисной деятельности. 14. Сервисная деятельность в условиях глобализации: тенденции и перспективы. 15. Природа услуг и проблемы, возникающие при их оказании. 16. Место сервиса в системе маркетинговой деятельности предприятия. 17. Особенности развития сферы услуг в условиях современного рынка. 18. Этикет и его роль в развитии сервисной деятельности. 19. Сетевые сервисные компании: проблемы и особенности развития. 20. Индивидуальное обслуживание как самостоятельный вид профессиональной деятельности. 21. Цифровые технологии и коммуникация: этические особенности организации связи. 22. Сервис и основные формы человеческой деятельности. 23. Теория и практика сервиса с учетом национально-региональных особенностей обслуживания. 24. Этико-психологические особенности взаимоотношений специалиста по сервису и клиента. 25. Психологические типы потребителей. 26. Профессиональный кодекс специалиста по сервису. 27. Нравственные аспекты проблемы защиты информации в информационном сервисе. 28. Теория организации обслуживания. 29. Прогрессивные и инновационные формы обслуживания: возможности и перспективы применения. 30. Разработка системы комплексной оценки персонала в организации 31. Критерии отбора персонала для сферы сервисного бизнеса. Общие требования к системе качества и обслуживающему персоналу 32. Природа услуг и проблем, возникающих при их оказании 33. Сервисная деятельность спортивно–оздоровительного комплекса «Х» 34. Анализ сервисной деятельности Х региона (на примере конкретного предприятия индустрии гостеприимства). 35. Инновационная деятельность на предприятиях гостеприимства. 36. Особенности психологии управления в сервисной деятельности. 37. Анимационный сервис. |
|
|
|
Самостоятельная работа студентов над курсовой работой |
16 |
У1-4, З1-11 |
|
Всего |
80 |
|
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект электронных презентаций,
учебно – методическая документация,
методические пособия.
Технические средства обучения: компьютеры, принтер, проектор, программное обеспечение общего назначения:
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины ОП01. Сервисная деятельность применяются активные и интерактивные формы проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Основные источники:
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации [Текст]: в 2 т. / Российская академия наук (РАН), Институт государства и права (ИГП). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. – 315 с.
2. Романович В.К. Сервисная деятельность: Учебное пособие/ С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко, С. В. Орлов, И. П. Павлова. Под общ.ред. В. К. Романович. - 4-е изд. - СПб.:Питер, 2016. - 156 с.: ил. - ("Серия "Учебное пособие")
3. Лайко, М. Ю. Мировая индустрия гостеприимства: учебное пособие / М. Ю. Лайко, Д. А. Штыхно; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. - М.: Изд-во Российской экономической академии, 2015. - 216 с.
4. Саак, А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учебное пособие / А. Э. Саак, М. В. Якименко. - СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
5. Скобкин, С. С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учебное пособие / С. С. Скобкин. - М.: Магистр, 2015. - 493 с.
6. Уокер, Д. Р. Введение в гостеприимство [Текст]: учебное пособие для вузов: пер. с англ. / Дж. Р. Уокер. - 5-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 735 с
Дополнительные источники:
1. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Л. П. Шматько. - 4-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 352 с
Электронные источники
1. http://www.h-l.ru/gosuslugi.htm
2.http://realty.dmir.ru/articles/25150/
3. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 21.06.2005г. № 197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» // Российская газета. – 2013г. – 03 сентября (№ 174). [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/min_ec_torg/197-03.shtm
4 Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Планируемые результаты освоения дисциплины
|
Основные показатели оценки планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
У1. соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов |
У1.1. Определяет особенности психотипа клиентов. У1.2. Предупреждает заранее потребности клиентов. У1.3. Применяет на практике правила обслуживания клиентов. У1.4. Умеет сглаживать конфликтные ситуации, возникающие при работе с клиентами. У1.5. Представляет товар или услуги в полном объеме. |
устный опрос, практическая работа, курсовая работа |
У2. определять критерии качества услуг в профессиональной деятельности |
У2.1. Определяет уровень качества услуги У2.2. Определяет критерии качества услуг в зависимости от сферы обслуживания У2.3. Определяет и применяет систему обеспечения контроля качества услуг. У2.4. Осуществляет моделирование взаимосвязей между применяемой системой обеспечения контроля качества и результатами процесса контроля У2.5. Формулирует выводы. |
устный опрос, практическая работа, курсовая работа |
У3. использовать различные средства делового общения |
У3.1. Применяет профессиональную этику, основы делового этикета и имиджа на практике. У3.2 Применяет технологию встречи и приветствия гостей. У3.3. Анализирует ситуацию и осуществляет порядок размещения гостей, приветствия и представления соответственно этикету. У3.4. Применяет правила застольного этикета. У3.5. Ориентируется в предлагаемых условиях бизнес-ситуаций и определяет методику проведения переговоров и подготовку к ним. |
устный опрос, практическая работа, курсовая работа |
У4. управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности |
У4.1. Демонстрирует знание способов разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; У4.2. Контролировать собственное эмоциональное состояние У4.3. Демонстрирует доброжелательность и сдержанность в течение всего периода контакта с оппонентом (преподаватель, одногруппник или "клиент" в деловой игре). У4.4. Взаимодействует с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. |
устный опрос, курсовая работа |
З1. социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности |
З1.1. Дает определение понятий: сервисная деятельность, потребности человека и сервисная услуга. З1.2. Демонстрирует знание исторических этапов развития сервисной деятельности. З1.3. Излагает социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности. З1.4. Излагает и анализирует влияние различных факторов, приводящих к торможению развития сервисной деятельности. З1.5. Определяет роль сервисной деятельности в развитии прогресса в обществе. |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З2. потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса |
З2.1. Определяет иерархию потребностей человека. З2.2. Имеет общее представление об организациях сервиса и принципах их работы. З2.3. Имеет представление об определении человеческих потребностей в зависимости от различных факторов (национальные традиции, государственные запреты, социальный статус и т.д.) |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З3. виды сервисной деятельности |
З3.1. Классифицирует виды сервисной деятельности. З3.2. Имеет представление об индустрии гостеприимства как секторе экономики государства З3.3. Ориентируется в понятии перспективности развития какого-либо вида сервисной деятельности. З3.4. Рассуждает о перспективах развития отдельных видов сервисной деятельности в России. |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З4. сущность услуги как специфического продукта; понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности |
З4.1. Обосновывает специфичность предоставления услуг. З4.2. Имеет представление о специфичности понятия "услуга-товар" и его противоречиях. З4.3. Дает определение понятия "контактная зона" З4.4. Объясняет "межличностное расстояние" и его использование в различных ситуациях. |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З5. организацию обслуживания потребителей услуг |
З5.1. Демонстрирует знание о государственно-правовом регулировании сервисной деятельности. З5.2. Имеет представление о выполнении государством сервисных функций. З5.3. Понимает сущность, типы и классификацию подходов к обеспечению эффективного конструирования организационной структуры сервисного предприятия З5.4. Демонстрирует знание об отечественной практике разработок организационной структуры З5.5. Определяет взаимодействие с потребителями услуг как управленческую задачу |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З6. правила обслуживания населения |
З6.1. Ориентируется в различиях понятия «обслуживание» и понятия «услуга». З6.2. Определяет этапы обслуживания потребителей и их значение в организации обслуживания З6.3. Понимает особенности работы с потребителями в"контактной зоне". |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З7. способы и формы оказания услуг |
З7.1. Дает определение понятиям "способы и формы оказания услуг" и их различия. З7.2. Классифицирует способы оказания услуг. З7.3. Классифицирует формы оказания услуг. |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З8. нормы и правила профессионального поведения и этикета |
З8.1. Демонстрирует знание этических принципов и нравственных категорий сервисной деятельности. З8.2. Дает определение понятию "профессионально-служебная этика сервисной деятельности" З8.3. Перечисляет основные нормы служебной этики. З8.4. Перечисляет дополнительные нормы служебной этики работников контактной зоны. З8.5. Перечисляет недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой обслуживания. |
устный опрос, практическая работа, курсовая работа |
З9. этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями критерии и составляющие качества услуг |
З9.1. Определяет уровень качества услуги З9.2. Перечисляет критерии качества услуг в зависимости от сферы обслуживания З9.3. Имеет понятие о системе обеспечения контроля качества услуг. З9.4. Анализирует результаты применяемой системы обеспечения контроля качества и результаты процесса контроля З9.5. Знаком с этикой взаимоотношений в трудовом коллективе и понятием "корпоративная культура" |
устный опрос, практическая работа, курсовая работа |
З10. культуру обслуживания потребителей |
З10.1. Имеет представление о культуре сервиса и об истоках ее возникновения. З10.2. Демонстрирует знание современных требований к культуре сервиса. З10.3.Оценивает значение психологических особенностей процесса обслуживания потребителей. |
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
З11. психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания |
З11.1. Имеет представление об основах профессиональной этики, делового этикета и имиджа. З11.2. Демонстрирует знание технологии встречи и приветствия гостей. З11.3. Имеет представление о порядке размещения гостей, приветствия и представления соответственно этикету. З11.4. Ориентируется в предлагаемых условиях бизнес-ситуаций и определяет методику проведения переговоров и подготовку к ним. З11.5. Демонстрирует знание способов разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
|
устный опрос, практическая работа, реферат, курсовая работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.