Ковалева Марина Ивановна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» (в соответствии с ФГОС)
для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 3 класса разработана на основе:
Программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Вдумчивое чтение» в 3 классе.
Для реализации программы «Вдумчивое чтение» разработаны учебные пособия «Читательский портфель».
Методический аппарат «Читательского портфеля» формирует читательские умения обучающихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении заданий и упражнений, представленных в учебных пособиях. Основными являются задания репродуктивного характера, которые проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя на детали текста, которые он мог пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.
Важнейшее место в учебных пособиях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В учебных пособиях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия обучающимися художественного текста в учебных пособиях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.
Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия): после прочтения художественного текста ученик закрашивает одну или несколько из пяти звездочек, как бы выставляя отметку прочитанной книге. Чем больше звездочек закрашено, тем больше книга понравилась читателю; если ребенок не закрасил звездочки, значит, он не прочитал предложенные ему тексты. Так формируется ценностное отношение к своим читательским впечатлениям и своеобразная читательская «ответственность» за свое собственное мнение. В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.
В каждом пособии представлены читательские анкеты, позволяющие педагогу провести стартовую и итоговую диагностику литературного развития учащихся, определить его читательские приоритеты и жанровые предпочтения, выявить уровень читательской самостоятельности школьников.
Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
· возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Задачи:
· совершенствование навыка чтения обучающихся;
· формирование читательской компетенции младших школьников;
· формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
· знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
· формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
· формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
· формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
· выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
· формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
· развитие нравственных чувств, воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
«ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТФЕЛЬ»
В помощь обучающимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия – «Читательский портфель».
Задачи учебного пособия:
§ «Читательский портфель» обеспечивает каждого обучающегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения;
§ «Читательский портфель» позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды);
§ «Читательский портфель» помогает учителю организовать контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;
§ с помощью «Читательского портфеля» учитель может организовать эффективную работу обучающихся на занятии (смена видов деятельности и форм работы);
§ «Читательский портфель» позволяет организовать самостоятельную читательскую деятельность школьников дома;
§ с помощью «Читательского портфеля» можно эффективно формировать читательские умения обучающихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);
§ с помощью «Читательского портфеля» школьник может оформить читательское портфолио;
§ «Читательский портфель» помогает школьникам выполнить и оформить творческие работы и литературные проекты;
§ «Читательский портфель» помогает сформировать адекватную читательскую самооценку учащегося.
Создание Портфолио – требование современного учебного процесса, с его помощью педагог может индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, помочь личностному и читательскому самоопределению школьников, формировать у них мотивацию на достижение определенных результатов читательской деятельности. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки обучающихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
Читательское портфолио обучающихся – это перечень документов (грамоты, дипломы, свидетельства и т.д.) и результатов различных видов деятельности читательской деятельности обучающегося. В «Читательском портфеле» элементы Читательского портфолио размещены в разделах «МОИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ», «МОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ», «МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД», «МОИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ». К ним ученикам придется обращаться на протяжении всего учебного года, они помогают увидеть результаты и перспективы читательского развития каждого ученика.
Все это позволяет отследить индивидуальные читательские достижения и личностный рост младшего школьника. Портфолио содержит мнения и отзывы учителей, родителей, одноклассников о читательской деятельности школьника, что дополняет общую оценку уровня обученности и развития учащегося.
Как лучше организовать работу с Читательским портфелем на занятии?
Прежде всего нужно не забывать о главной форме работы с учебным пособием – о самостоятельной работе обучающихся, которая может быть как индивидуальной, так и групповой (в парах). Обучающиеся должны самостоятельно вести необходимые записи в Читательском портфеле, при необходимости они могут обратиться за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям).
Самостоятельная работа детей в Читательском портфеле стимулирует мыслительную и творческую деятельность читателей, развивает интерес к перечитыванию и анализу текстов, формирует веру в собственные силы при решении учебных задач. Не лишайте детей радости самостоятельных открытий, даже если они не всегда будут однозначно правильными.
Однако настаивать на обязательном письменном выполнении всех заданий не стоит: жесткие авторитарные требования могут погасить интерес ребенка к самостоятельной читательской и творческой деятельности, которая сугубо интимна и не всегда поддается рационально-логической мотивации, особенно когда речь идет о гуманитарно-художественной области.
Необходимо подчеркнуть, что ребенок занимается в собственном учебном пособии, поэтому оно может быть использовано по его усмотрению: обучающийся может раскрасить рисунки в нем, он может писать в нем с ошибками, исправлениями, помарками. Учитель же должен исправить орфографические ошибки, встречающиеся в письменных ответах детей, но наличие ошибок ни в коей мере не должно влиять на его оценку детских работ, потому что оцениваться должна литературно-аналитическая, читательская, а не лингвистическая деятельность обучающихся.
Особенно это касается творческих работ, оценивать которые желательно не в балльной, а в словесной форме: «Молодец!», «Ты замечательно справился с заданием», «Хорошо», «Сегодня ты не очень постарался», «Своей работой ты огорчил меня» и т.д. Также не следует требовать обязательного выполнения творческих работ, особенно на начальном этапе. Лучшая стимуляция детского творчества – коллективное обсуждение детских работ, их «публикации» в форме красочно оформленных журналов, выставочных стендов, газет. Именно это «общественное признание», а не боязнь получить двойку лучше всего мотивирует творческий процесс и компенсирует творческие муки ребенка.
Учитель должен систематически осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов Читательского портфеля обучающимися (не реже одного раза в месяц), совместно с школьником отслеживать и оценивать динамику его читательского развития, поддерживать его творческую активность и самостоятельность. Учитель также помогает школьникам готовить и фиксировать в Портфеле итоговые документы (грамоты, дипломы, отзывы и т.д.).
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин.
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
9ч. |
35ч. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Тема занятия |
Кол-во час. |
1. |
Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие. |
1
|
2. |
«Все мы родом из детства...» |
6 |
3. |
«Думают ли звери?..» |
5 |
4. |
«Вверх ногами» |
4 |
5. |
«Школьные годы чудесные…» |
7 |
6. |
«Преданья старины глубокой…» |
4 |
7. |
«Обыкновенное чудо» |
8 |
|
Итого: |
35ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С «ЧИТАТЕЛЬСКИМ ПОРТФЕЛЕМ»
Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа. Заполнение читательской анкеты «Какой ты читатель?». Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.
ТЕМА 1. «ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА...»
Занятие 2. «Странички дневника нашего детства»
И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке». из сб. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»». Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.
Занятие 3. Наши самые близкие люди
С. Г. Георгиев. Рассказы «Ошейник», «Дедушка». Чтение «Письма читателю» С. Георгиева. Антиципация перед прослушиванием рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка». Беседа, характеристика главного героя. Выставка книг писателя.
Творческая работа №1: «Закончи рассказ».
Занятие 4. Что такое счастье?
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ. Выставка книг писателя. Антиципация. Выразительное чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Читательский рейтинг.
Творческая работа №2: «О самом счастливом дне в моей жизни».
ТЕМА 2. «ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ?..»
Занятие 5. «Думают ли звери?..»
A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи. Выставка книг, посвященных животным. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов.
Творческая работа №3: «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
Занятие 6. Мы хозяева нашей земли
B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ. Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя. Антиципация, выразительное чтение рассказа. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы.
Занятие 7. Друзья моего детства
Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ. Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка».
Занятие 8. Наши соседи по планете
Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия. «Таинственный ночной гость». Рассказ.
Подготовка и защита исследовательских проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.
ТЕМА 3. ВВЕРХ НОГАМИ
Занятие 9. Все наоборот
Тим Собакин. Стихи. Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе.
Занятие 10. Веселые игры со словами
Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.
Л. Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка. Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.
Занятие 11. «Хохотальная путаница»
Ю.П. Мориц. Стихи. Выставка книг. Прослушивание стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора (пластинка «Сто фантазий», Мелодия», Всесоюзная студия грамзаписи. 1980 г.). Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.
Занятие 12. Странные сказки о вещах
М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» («Союзмультфильм», режиссер Федор Хитрук, 1965 г.). Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.
Творческая работа №4: «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
ТЕМА 4. «ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ…»
Занятие 13. Трудно ли учиться в школе?
Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть. Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести.
Занятие 14. Школьные рыцари
В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ. Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Антиципация. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь».
Занятие 15. Учитель-волшебник
О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка. Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последовательность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану.
Занятие 16. Поиграем в школу
Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Подготовка и презентация информационных литературных проектов по темам: Кто такой Эдуард Успенский? Сколько книг написал Э.Успенский? Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского.
Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки.
ТЕМА 5. «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
Занятие 17. Откуда мы родом? Мы – славяне?
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов по темам: Что такое энциклопедия? Какова история создания энциклопедий? Какие энциклопедии бывают? Моя любимая энциклопедия.
А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия.
Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах.
Занятие 18. Кто наши предки? Великие русские князья
«Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение.
Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Занятие 19. Героические страницы нашей истории
«Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть. Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.
ТЕМА 6. «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
Занятие 20. Сказки для добрых сердец
Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки. Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес.
Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа.
Занятие 21. О чудесах дружбы
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть. Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.)
Подготовка и презентация информационных литературных проектов по темам: Что я знаю об Астрид Лингрен? Сколько книг написала А. Линдгрен? Сколько наград у Астрид Линдгрен?
Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану.
Занятие 22. Детская фантастика
Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического мультфильма «Тайна третьей планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева («Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). Выставка книг.
Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини.
Занятие 23. Заключительное занятие
Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио.
Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года.
Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов.
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
· Углубление интереса школьников к чтению
· Перспективы читательского роста детей.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
§ обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
4) Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Использование знаково-символических средств представления информации.
4) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
6) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы с информацией:
1) Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2) Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
3) Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
4) Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
5) Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
6) Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
7) Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
8) Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
9) Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Предметные результаты:
1) Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
2) Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
3) Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
4) Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
5) Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
6) Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
7) Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
8) Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.
9) Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности. Школьники могут принять участие в организации литературных концертов, инсценировок, праздников на уровне класса и школы.
10) Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьников в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях и др.
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.
4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
5. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007.
6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
7. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
8. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
9. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
10. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
11. Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011.
12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М., 2011.
13. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
14. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
15. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
16. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
17. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
18. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
19. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова-тельных учреждений. – М., 2011.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ |
Тема занятия |
Кол-во час. |
|
|
|||||
1. |
Вводное занятие. (Знакомство с «Читательским портфелем») |
1 |
|
|
|||||
Тема 1. «Все мы родом из детства...» |
|||||||||
2. |
«Странички дневника нашего детства» (И. М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сб. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса». Рассказы) |
2 |
|
|
|||||
3. |
«Наши самые близкие люди» (С.
Г. Георгиев. «Ошейник», |
2 |
|
|
|||||
4. |
«Что такое счастье?» (А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ) |
2 |
|
|
|||||
Тема 2. «Думают ли звери?..» |
|||||||||
5. |
«Думают ли звери?..» (A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи) |
1 |
|
|
|||||
6. |
«Мы хозяева нашей земли» (B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ) |
1 |
|
|
|||||
7. |
«Друзья моего детства» (Г.А. Скребицкий. «Кот Ива-ныч». Рассказ) |
2 |
|
|
|||||
8. |
«Наши соседи по планете» (Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия. «Таин-ственный ночной гость». Рассказ.) |
1 |
|
|
|||||
Тема 3. Вверх ногами |
|||||||||
9. |
«Все наоборот» (Тим Собакин. Стихи. Рассказы.) |
1 |
|
|
|||||
10. |
«Веселые игры со словами». Кто такие «пуськи бятые»? (Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Л. Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка) |
1 |
|
|
|||||
11. |
«Хохотальная путаница» (Ю.П. Мориц. Стихи. Прослушивание
стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора (пластинка «Сто фанта-зий»,
Мелодия», Всесоюзная студия граммзаписи. 1980
г.). |
1 |
|
|
|||||
12. |
«Странные сказки о вещах» (М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Просмотр фрагментов из мульт-фильма «Каникулы Бонифация» («Союзмульт-фильм», режиссер Федор Хитрук, 1965 г.). |
1 |
|
|
|||||
Тема 4. «Школьные годы чудесные…» |
|||||||||
13. |
«Трудно ли учиться в школе?» (Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть) |
2 |
|
|
|||||
14. |
«Школьные рыцари» (В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ) |
1 |
|
|
|||||
15. |
«Учитель-волшебник» (О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка) |
2 |
|
|
|||||
16. |
«Поиграем в школу» (Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть) |
2 |
|
|
|||||
Тема 5. «Преданья старины глубокой…» |
|||||||||
17. |
«Откуда мы родом? Мы – славяне?» (Обзор современных энциклопе-дий. А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия) |
2 |
|
|
|||||
18. |
«Кто наши предки? Великие русские князья» («Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Стихи) |
1 |
|
|
|||||
19. |
«Героические страницы нашей истории» («Сказание о Мамаевом побоище». Отрывки из воинской повести) |
1 |
|
|
|||||
Тема 6. «Обыкновенное чудо» |
|||||||||
20. |
«Сказки для добрых сердец» (Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки) |
2 |
|
|
|||||
21. |
«О чудесах дружбы» (А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.) Просмотр интерактивной презен-тации об Астрид Линдгрен «Не хочу писать для взрослых» (http://www.lit-studia.ru/method/present.html) |
2 |
|
|
|||||
22. |
«Детская фантастика» (Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фанта-стического мультфильма «Тайна третьей планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева («Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). |
2 |
|
|
|||||
23. |
Заключительное занятие (Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?» Итоговая читательская конференция. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературнотворческих работ, исследова-тельских и творческих проектов учеников. |
2 |
|
|
|||||
|
Итого: |
35 ч. |
|
|
|||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.