Программа внеурочной деятельности для начальной школы
«Светофор»
возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким.
Дети младшего школьного возраста – это особая категория пешеходов. Младшие школьники, ввиду возрастных особенностей, очень импульсивны, рассеяны, не могут здраво оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Именно сами младшие школьники чаще становятся причиной ДТП на дороге.
Первыми кто должен помочь обществу изменить статистику ДТП с участием младших школьников это образовательное учреждение, в том числе, через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность осуществляется как образовательная деятельность, в ходе которой обучающиеся не столько узнают, сколько научаться действовать, принимать решения по вопросам основ безопасности на дороге от всех источников угроз, как использовать правила дорожного движения в жизни, как фрагмента культуры личной безопасности.
Программа внеурочной деятельности младших школьников направлена на обеспечение безопасности учащихся на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, требующая безотлагательного решения задачи: сохранить жизнь и здоровье, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Цель: обучение основным правилам дорожного движения, развитие мотивации к безопасному поведению на дороге, воспитание культуры поведения на улице и в транспорте.
Задачи:
Обучающие: обучение навыкам безопасного поведения на дорогах детей младшего школьного возраста, охрана жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Развивающие: развитие умений применять полученную информацию в практической деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Светофор».
Универсальные учебные действия:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений, характерных для различных дорожных ситуаций и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления на дорогах, выделять
особенности объектов, описывать и характеризовать факты и события.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции нравственных ценностях;- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Светофор»
№ |
Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
«Безопасность на дороге» |
2 |
6 |
8 |
2 |
«Светофор» |
1 |
7 |
8 |
3 |
«Я – пешеход» |
2 |
7 |
9 |
4 |
«Транспорт на дороге» |
2 |
5 |
7 |
32 |
Содержание учебно-тематического плана программы
внеурочной деятельности «Светофор»
№ |
Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
«Безопасность на дороге» |
8 |
||
1.1 |
Вводное занятие. (Посещение театра кукол). |
- |
1 |
1 |
1.2 |
"История появления правил дорожного движения" |
1 |
- |
1 |
1.3 |
«Помощники на дороге» ( Игровая ситуация). |
- |
1 |
1 |
1.4 |
«Машины на дорогах» (Ролевая игра). |
- |
1 |
1 |
1.5 |
«Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге» |
1 |
- |
1 |
1.6 |
«Пешеходный переход» (Игровой тренинг). |
- |
1 |
1 |
1.7 |
«Правила поведения на дороге» (Встреча с инспектором ГИБДД) |
- |
1 |
1 |
1.8 |
«Что такое перекресток» (Занятие-практикум). |
- |
1 |
1 |
2 |
«Светофор» |
8 |
||
2.1 |
«Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними" |
1 |
- |
1
|
2.2 |
«Друг, помощник - Светофор» (Выпуск стенгазеты). |
- |
1 |
1 |
2.3 |
«Наш друг – светофор» (Игра-сказка). |
- |
1 |
1 |
2.4
|
«Разноцветный светофор» (Творческая работа. Изготовление макета). |
- |
1 |
1 |
2.5 |
«Что мы знаем о ПДД» (Тест). |
- |
1 |
1 |
2.6 |
«Наш друг светофор» (Создание буклета). |
- |
1 |
1 |
2.7 |
«Огни светофора» (Викторина). |
- |
1 |
1 |
2.8 |
«Светофор у нас в гостях" (Праздник) |
- |
1 |
1 |
3 |
«Я – пешеход» |
9 |
||
3.1 |
«Части (элементы) дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса». (Тематическое занятие. Рисуем схему дороги). |
1 |
- |
1 |
3.2 |
«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке» (Тематическое занятие). |
- |
1 |
1 |
3.3 |
«Пешеходы и водители» (Тематическое занятие. Разбор дорожных ситуаций на настольных играх). |
1 |
1 |
1 |
3.4 |
«Кто самый грамотный пешеход?» (Конкурс). |
- |
1 |
1 |
3.5 |
«Зебра» (Практическое занятие о переходе через дорогу). |
- |
1 |
1 |
3.6 |
«Мы играем и правила запоминаем» (Ролевая игра). |
- |
1 |
1 |
3.7 |
«Путешествие в мир дорожных знаков» (Игра-путешествие). |
- |
1 |
1 |
3.8 |
«Какие опасности нас подстерегают на улицах и дороге» (Просмотр видеофильма и разбор дорожных ситуаций). |
- |
1 |
1 |
4 |
«Транспорт на дороге» |
7 |
||
4.1 |
«Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств» (Тематическое занятие). |
1 |
- |
1 |
4.2 |
"Виды транспорта в нашем городе" (Аппликация. Изготовление макета дороги). |
- |
1 |
1 |
4.3 |
«Путешествие по городу» (Игра). |
- |
1 |
1 |
4.4 |
«Если правила не знать, то беды не миновать» (Игра-конкурс). |
- |
1 |
1 |
4.5 |
«Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве» (Тематическое занятие). |
1 |
- |
1 |
4.6 |
«Мои друзья - дорожные знаки!» (Проект). |
- |
1 |
1 |
4.7 |
«Азбука безопасности» (КВН). |
- |
1 |
1 |
Всего 32 |
Методическое обеспечение программы
Методы реализации программы:
- практические (упражнения, задания);
- наглядные (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…);
- словесные (инструктаж, беседы, разъяснения)
- видеометод (просмотр, обучение);
- методы, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- выставка художественной литературы;
- плакаты по ПДД.
Методическое оснащение:
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД;
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений, бесед;
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах;
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах.
Инструменты: ножницы, линейка, карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, нож канцелярский, пластилин.
Список литература
1. Белая К. Формирование основ безопасности у школьников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
2. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -128 с.
3. Жарченко Е. Ю. Правила безопасного поведения на улице. – М.: Ранок-игры, 2014. – 48 с.
4. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с.
5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и
поведения. Детская безопасность. – М.: Цветной мир, 2013. – 96 с.
6. Шипунова В. Детская безопасность. – М.: Цветной мир, 2013. – 96 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.