Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №40 г. Нижний Тагил
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МАОУ СОШ №40
Протокол №___ от _____ ___________ Л.М. Чернявская
Приказ №____ от __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Филологической (гуманитарной) направленности
«ЗНАТОКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»
возраст обучающихся 11 - 15 лет
срок реализации - 5 лет
Автор-составитель:
Загвозкина Екатерина Афонасьевна,
учитель немецкого языка
Нижний Тагил
2022г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
4. Организационно-педагогические условия 6
4.1. Учебный план 6
4.2. Календарный учебный график 6
4.3. Материально-технические и кадровые условия 6-7
5. Оценочные материалы 7-11
6. Методические материалы 12
Приложения (рабочие программы модулей по годам обучения) 13-29
2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
В условиях перехода на ФГОС нового поколения
необходимо искать пути и механизмы, создавать такие условия в школе,
так направлять инновационную деятельность, чтобы немецкий
язык стал языком, необходимым для общения.
Для того чтобы учащимся хотелось изучать немецкий язык,
учителю надо заинтересовать ребят изучением своего предмета,
влюбить их в эту чудесную страну, имя которой Германия. Нужен благоприятный
психологический климат на занятиях, т.е. такие условия, когда учащемуся
нравится выполнять упражнения, задания, когда он чувствует к себе
доброжелательное отношение со стороны преподавателя и одноклассников, когда он
вовлечен в полезную деятельность и испытывает чувство радости и удовлетворения
от того, что он делает и что может делать на иностранном языке. В
результате изучения немецкого языка у обучающихся:
-формируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция;
-будут заложены основы коммуникативной культуры;
-сформируются положительные мотивации и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету;
Очень важно удержать интерес ребенка к языку. И тут огромную роль должна быть отведена внеурочной работе по предмету.
Направленность: социально-гуманитарная
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только образовательные, научные, но и этнокультурные вопросы. Программа ориентирована на системное освоение материала: ученик приобретает образовательные и общекультурные навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Образовательная программа соответствует образовательной программе нормативным правовым актам и государственным программным документам.
Актуальность программы заключается в том, что сегодняшнее жизненное пространство обусловлено стремительным развитием международной коммуникации, возможностью обучения не только в пределах России, но и за ее границами. Такой подход в освоении дисциплин нацеливает ребят на осознанный выбор профессии связанной с не только с языками, но и работой в будущем в международных объединениях и фирмах. Таким образом, программа способствует осознанию возможностей профессионального выбора на этапе школьного обучения.
Региональные социально-экономические и социокультурные потребности и проблемы: в регионе проживает большое количество российских немцев, депортированных во время Великой Отечественной войны. Некоторое количество их обучаются и в школах города, в том числе, в школе №40.
Отличительные особенности общеобразовательной общеразвивающей программы и ее педагогическая целесообразность программы «Знатоки немецкого языка» заключается в органичном соединении образовательного и этнокультурного компонента, расширению общего представления о профессиональных возможностей обучающихся. Программа эффективно развивает творческие способности, формирует модель поведения в новой языковой обстановке воспитывает у детей такие черты характера как толерантность, коммуникационные умения, расширение знаний о других народах, их культуры, нравов и обычаях.
Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы:
программа предназначена для учащихся 11-15 лет. Данный возраст – возраст активного усвоения знаний, общей активности и повышенного интереса к неаудиторной деятельности.
Число детей, одновременно находящихся в группе: 10-30 человек.
Режим занятий: понедельник, среда, пятница.
Общее количество часов в неделю, в год: 3 раза в неделю, 102 часа в год
Общий объем программы: 510 часов
Срок освоения: в течение 5 лет обучения
Уровневость: «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы
Формы организации занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, исследовательская и проектная деятельность.
Методы организации занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, исследовательский.
Методы деятельности учащихся на занятии: фронтальный, парный, групповой, индивидуальный.
Виды занятий:
- речевые и фонетические разминки;
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений;
- разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок;
- разучивание и исполнение песен;
- проектная деятельность;
- диалоги;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы подведения результатов: творческий отчет.
2.2. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы:
- формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям и обычаям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий.
Задачи:
· Обучающие:
- развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;
- способствовать активному закреплению полученных на занятиях знаний и развитию творческой активности учащихся;
- готовить учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке.
-реализовать учащимся своих знаний по предмету в активной деятельности;
-создать реальные условия для выполнения коммуникативных задач;
· Развивающие:
- развивать мотивацию к познанию мира, других народов;
- развивать общий кругозор;
- развитие способности грамотно излагать свои знания.
· Воспитательные:
- способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты;
- содействовать творческому развитию личности;
- привить навыки коллективной работы;
- расширить страноведческий кругозор подростков и их общей эрудиции.
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.
2.3 Планируемые результаты
Предметные результаты (после прохождения курса)
Говорение.
Диалогическая речь
Выпускник научится
вести диалог в стандартных ситуациях, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
брать и давать интервью.
Монологическая речь
Выпускник курса научится:
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• делать сообщение на заданную тему.
• кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник курса научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных текстов
• воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество незнакомых;
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
Чтение
Выпускник курса научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и полностью понимать несложные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник курса научится:
• заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка;
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам)
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы
Метапредметные результаты:
· развивать умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
· взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
· развивать навыки работы с информацией: поиск и выделять нужную информацию, обобщать и фиксировать ее содержание, уметь определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
· осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе иноязычной коммуникативной деятельности.
Личностные результаты:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами двух иностранных языков;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность,
трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
2.3. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы
№ |
Модуль |
Часов в неделю |
Часов в год |
Теория |
Практика |
Формы аттестации/контроля |
1 |
1 год обучения |
3 |
102 |
15 |
87 |
Творческий Отчет |
2 |
2 год обучения |
3 |
102 |
20 |
82 |
Тест |
3 |
3 год обучения |
3 |
102 |
25 |
77 |
Практическая работа |
4 |
4 год обучения |
3 |
102 |
30 |
72 |
Собеседование |
5 |
5 год обучения |
3 |
102 |
35 |
67 |
Исследовательский проект |
|
Итого: |
|
510 |
125 |
385 |
|
2.4. Учебный (тематический ) план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Заочное путешествие по Германии. |
18 |
2 |
16 |
|
11.1. |
Флаг, герб Германии |
|
1 |
2 |
|
11.2. |
Берлин –столица Германии. |
|
1 |
2 |
|
11.3. |
Достопримечательности Берлина |
|
0 |
3 |
|
11.4 |
Мюнхен, Дрезден, Кельн |
|
0 |
5 |
|
1.5. |
Проектная работа «Германия далекая и близкая» |
|
0 |
4 |
Презентация |
22. |
Мир песен, рифмовок, пословиц |
15 |
1 |
14 |
|
22.1. |
Песенки, рифмовки, считалочки |
|
1 |
3 |
|
12.2. |
Скороговорки |
|
|
2 |
|
2.3 |
Пословицы |
|
|
2 |
|
2.4 |
Рэп |
|
|
2 |
|
2.5. |
Конкурс на лучшего исполнителя |
|
|
5 |
Фестиваль |
3. |
Семья и друзья |
12 |
1 |
11 |
|
3.1. |
Составление рассказа о себе |
|
1 |
2 |
|
3.2 |
Моя семья |
|
|
3 |
|
3.3. |
Мой друг |
|
|
1 |
|
3.4 |
Наши любимые занятия |
|
|
2 |
|
3.5. |
Проектная работа «Моя семья» |
|
|
3 |
Защита проекта |
4. |
Мой дом |
12 |
2 |
10 |
|
4.1. |
Улица, на которой я живу |
|
1 |
2 |
|
4.2. |
Двор и сад у дома. |
|
1 |
2 |
|
4.3. |
Наша квартира.
|
|
0 |
2 |
|
4.4. |
Моя комната.
|
|
0 |
2 |
|
4.5. |
Коллаж «Моя комната». |
|
0 |
2 |
|
5. |
Праздники. |
15 |
3 |
12 |
|
5.1. |
Праздник урожая. |
|
1 |
2 |
|
5.2. |
День народного единства. |
|
1 |
2 |
|
5.3. |
Рождество в Германии. |
|
1 |
2 |
|
5.4. |
Новый год. |
|
0 |
2 |
|
5.5. |
Праздник Пасхи. |
|
0 |
2 |
|
5.6. |
Презентация «Праздники в Германии». |
|
0 |
2 |
Презентация |
6. |
В мире сказок |
15 |
3 |
12 |
|
6.1. |
Сказки братьев Гримм: |
|
1 |
2 |
|
6.2 |
«Золушка» |
|
1 |
2 |
|
6.3. |
«Красная Шапочка» |
|
0 |
2 |
|
6.4. |
«Бременские музыканты». |
|
0 |
2 |
|
6.5. |
Сказочные места Германии. |
|
1 |
2 |
|
6.6. |
Инсценирование сказки «Бременские музыканты». |
|
0 |
2 |
Театральная постановка |
7. |
Немецкая кухня |
15 |
3 |
12 |
|
7.1. |
Время приёма пищи в Германии. |
|
1 |
2 |
|
7.2. |
Традиционные блюда и напитки немцев. |
|
1 |
3 |
|
7.3. |
Рождественский стол. |
|
1 |
3 |
|
7.4 |
Проектная работа «Готовим штрудель по-немецки». |
|
0 |
4 |
Практическая работа |
2.5. Содержание учебного (тематического) плана (1 год обучения).
1. Заочное путешествие по Германии – 18 часов.
Флаг, герб Германии.
Берлин – столица Германии.
Достопримечательности Берлина.
Мюнхен, Дрезден Кёльн.
Проектная работа «Германия, далёкая и близкая».
2. Мир песен, рифмовок, стихотворений – 15 часов.
Песенки, рифмовки, считалки.
Скороговорки.
Пословицы.
Рэп.
Конкурс на лучшего исполнителя.
3. Семья и друзья – 12 часов.
Составление рассказа о себе.
Моя семья.
Мой друг.
Наши любимые занятия.
Проектная работа по теме «Моя семья».
4. Мой дом – 12 часов.
Улица, на которой я живу.
Двор и сад у дома.
Наша квартира.
Моя комната.
Коллаж «Моя комната».
5. Праздники – 15 часов.
Праздник урожая.
День народного единства.
Рождество в Германии.
Новый год.
Праздник Пасхи.
Презентация «Праздники в Германии».
6. В мире сказок – 15 часов.
Сказки братьев Гримм:
«Золушка»;
«Красная Шапочка»;
«Бременские музыканты».
Сказочные места Германии.
Инсценирование сказки «Бременские музыканты».
7. Немецкая кухня – 15 часов.
Время приёма пищи в Германии.
Традиционные блюда и напитки немцев.
Рождественский стол.
Проектная работа «Готовим штрудель по-немецки».
Формы проведения занятия
· Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
· Самостоятельная работа.
· Работа в парах.
· Коллективные обсуждения и дискуссии.
Тематическое планирование (1 год обучения).
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Заочное путешествие по Германии. |
18 |
2 |
Мир песен, рифмовок, стихотворений. |
12 |
3 |
Семья и друзья. |
15 |
4. |
Мой дом |
12 |
5. |
Праздники. |
15 |
6. |
В мире сказок. |
15 |
Итого: |
70 |
Результаты обучения внеурочной деятельности (2 год обучения)
Личностные результаты:
-
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого
иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской
художественной литературы, традиции).
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: - поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
-
овладение умением координированной работы с разными компонентами
учебно-методического комплекта (учебником, диском и т.д.).
Предметные результаты:
Аудирование:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов;
основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;
воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера;
Говорение:
Диалогическая речь
- участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто?что?где?когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
Монологическая речь:
- уметь рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж;
- рассказывать о старом немецком городе, составлять перечень достопримечательностей немецкого города, представлять мини рекламный проспект;
- составлять небольшие описания по образцу и с применением опор;
Чтение:
- читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с опорой на словообразовательные элементы;
-читать с полным пониманием,
- читать по ролям;
Письмо:
- владеть техникой письма;
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова;
- письменно фиксировать элементарные сообщения (о городе);
- использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при письменном общении с «носителями» языка в доступных школьникам этого возраста пределах;
- подписывать приглашение на праздник, поздравительную открытку;
Социокультурная
осведомлённость:
- знание названия стран и городов изучаемого языка, некоторых
литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых
популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений
детского фольклора (песен, стихов);
-знание
элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого
языка.
Содержание кружка по немецкому языку развивает интересов к овладению
иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной
деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком,
знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной
самобытностью, нравами и обычаями, знаками с фольклором, народными танцами и
пением. Создание нестандартной обстановки для изучения иностранного языка
(праздничная программа, чаепитие, игра) делает освоение языка более успешным,
способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии,
способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности.
Содержание программы внеурочного курса (2 год обучения)
Немецкоговорящие страны (16 часов).
Австрия. Федеративная республика Германии. Швейцария. Лихтенштейн. Люксембург. Работа с картой. Экскурсии. Подготовка и защита проекта.
О Германии подробно (20 часов).
Государственные символы Германии (гимн, герб, флаг). Берлин – столица Германии. Крупные города (Дрезден, Мюнхен, Кёльн, Веймар, Бремен). Коллаж и его защита.
Праздники Германии (16 часов).
День Святого Николауса. Рождество. День 3-х святых королей. Пасха. Троица. Карнавал. День воссоединения. Подготовка и защита проекта.
Мой город, моё село (15часов).
Сельская улица. Наша область. Биробиджан, городские достопримечательности, экскурсия по городу. Составление и защита коллажа.
Великие люди Германии 20 часов).
Великие изобретатели и учёные: Рентген, Дизель, Кох, Бенц. Знаменитые сказочники: Гауф, Гофман, Гримм. Известные композиторы и художники: Бах, Бетховен, Дюрер, Кранах.
Играем в театр (15 часов).
Подготовка и постановка сказки «Бременские музыканты». Подготовка к маскараду. Концертная программа (бал-маскарад).
Виды деятельности:
- Речевые и фонетические разминки.
- игровая деятельность( в т.ч..подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений;
- разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок;
- разучивание и исполнение песен;
- проектная деятельность;
- диалоги;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Знакомимся с Германией – 23 часов
Федеральные земли и их столицы.
Достопримечательности Берлина.
Достопримечательности Бонна.
Нравы и обычаи немцев
Традиции немцев.
Проектная работа «Моё знакомство с Германией. Что мы знаем о Германии?»
Песни, рифмовки, стихотворения для детей – 20 часов
Рифмовки и считалки.
Разучивание рифмовок.
Разучивание считалок.
Фразы и жесты приветствия.
Фразы и жесты прощания.
Разучивание песни «Drei Hinesen».
Разучивание песни «Ich bin cool».
Разучивание песни «Sonne in der Hand».
Музыкальные игры «Die Eisbahn, die Eisbahn», «Wunderinstrument
Немецкие народные песни.
Мини-концерт для начальной школы.
Моя семья – 20 часов.
Рисуем генеалогическое древо. Портретная галерея «Моя семья».
Проектная работа по теме «Мама, папа, я и вся моя семья».
Диалоги «Доброе утро», «Как дела в школе?», «Сходи в магазин», «Чем займёмся в выходные?».
Рождество – семейный праздник в Германии.
Готовим вечеринку.
Куда поедем отдыхать?
Добро пожаловать в сказку! – 20 часов.
Сказки братьев Гримм
Путешествие по сказочным местам Германии.
Подготовка постановки сказки «Die goldene Gans».
Репетиции сказки «Die goldene Gans».
Презентация сказки «Die goldene Gans».
Подготовка постановки сказки «Die zwölf Monate».
Репетиции сказки «Die zwölf Monate».
Презентация сказки «Die zwölf Monate».
Немецкая национальная кухня – 19 часов.
Традиционные блюда и напитки немцев.
Рождественский стол немцев.
Меню на обед.
Готовим стол к дню рождения.
Игра «Немецкий завтрак».
Игра «Приятного аппетита!»
Готовим традиционный немецкий Strudel.
Чаепитие по-немецки.
Формы проведения занятия
Виды деятельности:
- Речевые и фонетические разминки.
- игровая деятельность (в т.ч.подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений;
- разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок;
- разучивание и исполнение песен;
- проектная деятельность;
- диалоги;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Тематическое планирование внеурочной деятельности (2 год обучения)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Знакомимся с Германией. |
23 |
2. |
Песни, рифмовки, стихотворения для детей. |
20 |
3. |
Моя семья. |
20 |
4. |
Добро пожаловать в сказку! |
20 |
5. |
Немецкая национальная кухня. |
19 |
Итого: |
102 |
Результаты освоения программы внеурочной деятельности (3 год обучения)
Личностные результаты, формируемые при изучении иностранного языка:
· формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
· осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
· стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
· формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
· развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
· формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
· стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка :
· развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
· развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
· развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
· развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
· осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на немецком языке.
Предметные результаты освоения программы по немецкому языку:
Речевая компетенция:
1. Вести элементарные диалоги в различных жизненных ситуациях, рассказывать о
себе, своих друзьях, своих увлечениях.
2. Понимать на слух речь учителя и одноклассников.
3.
Понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также
понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом
материале.
Языковая компетенция:
1. Адекватное произношение и различение на слух звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах.
2. Распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
Общеучебные умения:
1. Развитие умения взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях.
2. Развитие коммуникативных способностей школьников, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.
3. Расширение общего лингвистического кругозора школьника.
Виды речевой деятельности:
Говорение
1. Диалогическая форма
умение вести:
2. Монологическая форма
Умение пользоваться:
· основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
аудирование
воспринимать на слух и понимать:
чтение
читать:
письмо
владеть:
· основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Тематическое планирование (3 год обучения).
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
1. |
Немецкоговорящие страны. |
16 |
|
2. |
О Германии подробно. |
20 |
|
2. |
Праздники Германии. |
16 |
|
3. |
Мой город, моё село. |
15 |
|
4. |
Великие люди Германии. |
20 |
|
5. |
Играем в театр. |
15 |
|
6. |
Итого: |
102 |
|
Результаты программы внеурочной деятельности (4 год обучения)
Предметные:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) смысловое чтение;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Планируемые результаты
К окончанию учебного года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь:
уметь осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткиесвязные сообщения о себе, своем окружении; обсуждать актуальные проблемы современной молодежи на основе текста, выражать свое мнение о прочитанном;
уметь воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений;
уметь читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров
с разной глубиной и точностью понимания;
уметь письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности
писать письмо.
работать с информацией (сокращать, создавать второй текст на основе образца).
работать с текстом: извлекать основную, полную, необходимую информацию;
работать со справочной литературой и другими источниками информации на немецком
языке, в том числе с интернет-ресурсами;
составлять план работы, анализировать, обобщать полученную информацию, разрабатывать проект как краткосрочного, так и долговременного характера, представлять его результаты в устной форме, взаимодействовать с партнерами по общению в рамках проекта;
работать индивидуально, в парах, в группе;
находить ключевые слова и социокультурные реалии в тексте;
семантизировать слова на основе языковой и контекстуальной догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарем;
участвовать в проектной деятельности.
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение новых слов;
использовать в процессе своей устной и письменной речи в качестве опоры план к тек-
сту, ключевые слова, тематический словарь;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
догадываться о значении новых слов по контексту, по используемой собеседником ми-
мике и жестам;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языков средств.
Содержание программы внеурочной деятельности (4 год обучения)
Друзья и семья – 15 часов.
Визитка. Кто я?
Моя семья.
Генеалогическое древо.
Мой друг (внешность, характер, любимые предметы, хобби).
Подготовка и защита проекта.
Свободное время – 15 часов.
Мой рабочий день.
Мои занятия в воскресные дни.
Каникулы и мой распорядок дня.
Летние каникулы и моё времяпрепровождение.
Подготовка к праздникам.
Составление и защита коллажа.
Охрана окружающей среды – 15часов.
Проблемы экологии в Германии и России.
Защита окружающей среды на Дальнем Востоке.
Заповедные места в ЕАО.
Здоровый образ жизни – 15часов.
Спорт.
Виды спорта.
Мой любимый вид спорта.
Спорт в моей семье.
Урок физкультуры.
Здоровое питание.
Молодежь в городе и деревне –15 часов.
Занятия молодёжи в городе.
Помощь по дому.
Занятия молодых людей в деревне.
Помощь родителям по хозяйству.
Музыка – 15 часов.
Великие композиторы Германии.
Всемирно известные композиторы России.
Любимые произведения классической музыки.
Моя любимая музыка.
Разучивание песни «Sonne in der Hand».
Знакомство с немецким рэпом.
Разучивание песни-рэп.
Мир книг – 12 часов.
Известные немецкие писатели.
Современные детские немецкие писатели.
Мои любимые писатели.
Мои любимые школьные произведения.
Моя любимая книга.
Отзыв на детскую книгу.
Формы проведения занятия
Виды деятельности:
- Речевые и фонетические разминки.
- игровая деятельность (в т.ч.подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений;
- разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок;
- разучивание и исполнение песен;
- проектная деятельность;
- диалоги;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Тематическое планирование внеурочной деятельности (4 год обучения)
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Друзья и семья. |
15 |
2. |
Свободное время. |
15 |
3. |
Охрана окружающей среды. |
15 |
4. |
Молодежь в городе и деревне. |
15 |
5. |
Здоровый образ жизни. |
15 |
6. |
Музыка. |
15 |
7. |
Мир книг. |
12 |
8. |
Итого: |
102 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности (5 год обучения)
.
Предметные результаты
Говорение.
Диалогическая речь
Выпускник научится
вести диалог в стандартных ситуациях, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в
стране изучаемого языка;
брать и давать интервью.
Монологическая речь
Выпускник научится:
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее;
своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• делать сообщение на заданную тему.
• кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией
общения;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных текстов
• воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в
аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое
количество незнакомых;
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
Чтение
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих
некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в
несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и полностью понимать несложные тексты, построенные в основном на
изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по
словообразовательным элементам, по контексту;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране
изучаемого языка;
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка;
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам
(артиклям, аффиксам)
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы
Личностные результаты:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами двух иностранных языков;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность,
трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
изучения второго иностранного языка в основной школе проявляются:
• в развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
• в умении взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• в развитии навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, её
обобщение и фиксация содержания, умения определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• в осуществлении самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе иноязычной коммуникативной деятельности.
Содержание программы внеурочного обучения (5 год обучения)
Взаимоотношения в семье, со сверстниками – 15 часов.
Семья.
Профессии родителей.
Занятия семьи в свободное время.
Друзья.
Описание внешности.
Основные черты характера человека.
Домашние животные.
Автопрезентация.
Досуг и увлечения – 12 часов.
Хобби.
Книги.
Спорт.
Коллекционирование.
Виды отдыха.
Путешествия.
Транспорт.
Покупки.
Проект и его защита.
В здоровом теле – здоровый дух – 15 часов.
Распорядок дня.
Труд.
Отдых.
Спорт.
Питание.
Вредные привычки.
Коллаж и его защита.
Школьное образование – 15 часов.
Школьная жизнь.
Изучаемые предметы и отношение к ним.
Любимые и нелюбимые школьные предметы.
Переписка с зарубежными сверстниками.
Каникулы в различное время года.
Путешествия с классом.
Защита проекта.
Мир профессий – 15 часов.
Проблемы выбора профессии.
Роль иностранного языка в планах на будущее.
Предпочтения в выборе профессий у мальчиков.
Профессии, выбираемые девочками.
Самые востребованные профессии.
Коллаж.
Природа – 15 часов.
Климат в Германии.
Погода в разные времена года.
Любимые места отдыха немцев в Германии.
Куда в Германии едут иностранные туристы?
Место встречи - Бавария.
Путешествие по Рейну.
Отдых на Балтийском море.
Средства массовой информации и коммуникации –15 часов.
Пресса.
Молодёжная пресса в Германии.
Молодёжная пресса в России.
Газеты и журналы, которые я предпочитаю.
Телевидение.
Программа передач в Германии.
Моя любимая телепередача.
Интернет – «за» и «против».
Выпуск газеты и защита.
Формы проведения занятий
Виды деятельности:
- Речевые и фонетические разминки.
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений;
- разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок;
- разучивание и исполнение песен;
- проектная деятельность;
- диалоги;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Тематическое планирование внеурочного обучения (5 год обучения)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Взаимоотношения в семье и со сверстниками. |
15 |
2. |
Досуг. |
12 |
3. |
Самый короткий путь к здоровью – путь пешком. |
15 |
4. |
Школьное образование. |
15 |
5. |
Мир профессий. |
15 |
6. |
Природа. |
15 |
7. |
Средства массовой информации. |
15 |
8. |
Итого: |
102 |
3 Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график на учебный год
Начало учебного года: 1 сентября.
Конец учебного года: 31 мая.
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 полугодие |
(с 01.09. по 31.12.) |
2 полугодие |
(с 10.01 по 31.05.) |
Материально-технические и кадровые условия
Оборудование и материалы (на группу):
- доска магнитно-меловая;
- карта Германии;
- игры лексико-грамматические и страноведческие;
- бумага белая и цветная А4,
- картон (цветной, белый),
- ножницы;
- кисти для рисования,
- клей ПВА,
- краски и карандаши,
- шаблоны, выкройки-развёртки,
- плакаты, схемы и т.п.,
- компьютер со сканером и принтером;
- проектор
Кадровые условия: Загвозкина Е.А., учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
Оценочные материалы
Для определения уровня освоения предметной области предлагается методика «Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеразвивающей программе»
Дважды в течение учебного года заносятся данные о обучающихся в диагностические карты № 1 и 2 (карта личностных достижений обучающегося и лист общеучебных достижений обучающегося)
Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, методы диагностики.
Для мониторинга личностного развития обучающихся используется методы наблюдения, анкетирования, результаты участия обучающихся в различных предметных акциях (олимпиады, фестивали, конкурсы и т.д) различного уровня.
Литература для обучающихся:
Учебно-методический комплекс (УМК):
1. Бим И.Л, Садомова Л.В, Крылова Ж.Я. и др. Немецкий язык 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012
2. Миллер Е.Н. Немецкая грамматика. - Ульяновск 2001
3. Карпович Л.Г. Тесты по немецкой грамматике. Издательский дом «Проспект-АП» Москва 2005
4. Методические рекомендации по грамматике немецкого языка для слушателей подготовительных курсов./Сост. Т.В Смирнова, А.М. Деряга, А.Ф.Хованский. Ульяновск: УлГПУ им. И.У.Ульянова,2009
5. Немецко-русский, русско-немецкий словари.
6. Гальскова Н.Д. нем. язык:. Просвещение, 2008. – 160с.: ил.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
8. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка: Методическое пособие. / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
9. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
10. Галай О.М.. Занимательный немецкий для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил.
11. Кирись В.Н. Игры на уроках немецкого языка: Метод. пособие. /Кирись В.Н.– М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с.
12. Стихи и пьесы для детей: сборник на немецком языке. /составители Газина О.Н. Соболевская Э.С.- М.: «Просвещение», 1089. – 176 с.
Литература для учителя.
1. Программа И.Л.Бим, Л.В. Садомовой Немецкий язык. Предметная линия
учебников И.Л.Бим 5-9 классы. - М. Просвещение 2011
2. Бим И.Л, Садомова Л.В. Крылова Ж.Я. и др.. Немецкий язык 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение,2012
3. Методические рекомендации по грамматике немецкого языка для слушателей подготовительных курсов./Сост. Т.В Смирнова, А.М. Деряга, А.Ф.Хованский. Ульяновск: УлГПУ им. И.У.Ульянова,2009
4. Страны и континенты. - М., "Дрофа", 1997г
5. Миллер Е.Н. Немецкая грамматика. - Ульяновск 2001
6. Бим И.Л., Каплина О.В. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение»2009
8. Карпович Л.Г. Тесты по немецкой грамматике. Издательский дом «Проспект-АП» Москва 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.