МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧИЧЕРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю». Директор школы: ________ Симакова Л.А. Приказ № ___ от _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«Эрудит»
(интеллектуальное направление)
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5-6 классы.
Количество часов: по 1 часу в неделю, по 33 часа в год.
Учитель: Крыжанкова Галина Викторовна
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования по математике, основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
п. Чичерино
2019 – 2020 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «Эрудит» составлена на основе:
- Примерных рабочих программ по математике под редакцией Е.А.Бунимович, автора А.Г.Мерзляк. Математика, 5-6 класс, М.: «Просвещение», 2018.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Чичеринская ООШ Красносулинского района Ростовской области.
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету математика в 5 – 6 классах. При проведении занятий планируется использование УМК под ред. Е.А.Бунимович, УМК автора А.Г.Мерзляк и др.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
В курсе математики 5 - 6 классов можно выделить две относительно самостоятельные содержательные линии: арифметическая и геометрическая. Кроме того, в программу органично включен материал, знакомящий учащихся с математикой в историческом развитии.
Арифметическая линия призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрическая линия в значительной степени связана с изучением величин и действий с ними, с построением геометрических образов и развитием пространственных представлений. В ходе освоения учебного предмета учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Программа внеурочной деятельности «Эрудит» обеспечивает дополнительную поддержку изучения предмета «Математика», а конкретно арифметическую и геометрическую составляющую данного предмета. Содержание программы направлено на дополнительное развитие логического мышления, подготовку обучающихся к составлению моделей решения задач повышенной сложности.
В соответствии с планом внеурочной деятельности программа рассчитана на преподавание в 5-6 классах в объеме по 1 часу в неделю, по 35 часов в год. Данная рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Чичеринской ООШ на 2019-2020 учебный год и с учётом государственных праздничных дней реализуется за 33 и 33 учебных часа (праздничный день 05.05.2020 и каникулярный день 31.03.2020 г.).
Планируемые результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
· находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
· уметь решать и составлять занимательные задачи;
· применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;
· рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· целеполагать (ставить и удерживать цели);
· планировать (составлять план своей деятельности);
· моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
· самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
· самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
· учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Ученик получит возможность для формирования следующих УУД:
Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные – целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.
Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5класс
I. Основы математики (16 часов).
Счет у первобытных людей; числа разных народов; в мире больших чисел, метрическая система мер; происхождение математических знаков. Цифры и числа. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Запись цифр у разных народов. Числа-великаны. Натуральные числа. Некоторые виды натуральных чисел и их свойства. Построение математиками фигурных чисел. Как возникла арифметика. Происхождение арифметических действий. Из истории возникновения нуля.. Интересные приёмы устных и письменных вычислений. Один из старинных способов вычисления на пальцах. Сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда. Вычисления посредством таблиц. Вспомогательные средства вычислений. Простейшие электронные и счётные приборы, их историческое значение. Весёлый счёт. Леонард Эйлер – идеальный математик. Логические и традиционные головоломки. Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности.Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты.
Практика. Решение задач и примеров с использованием различных систем счисления, старинных мер длины. Составление задач и примеров с использованием данного теоретического материала. Решение примеров и задач с использованием приемов устного счета.
II. Знакомство с геометрией (5 часов).
Геометрические иллюзии, фокус «Продень монетку», геометрическая смесь, геометрия на клетчатой бумаге, разрезание на равные части; геометрия в пространстве. Геометрические путешествия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы.
Практика. Решение задач с использованием геометрического материала. Простейшие задачи прикладного характера. Геометрические соревнования. Оригами.
III. Метрическая система мер (4 часа).
Метрическая система мер. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.
Практика. Решение занимательных задач.
IV. Логические задачи, их типы и особенности (8 часов).
Виды логических задач: задачи на «переливание»; задачи на «взвешивание»; задачи на «движение»; задачи на внимание; задачи-шутки, задачи на сравнение, задачи со спичками. Использование таблиц при решении логических задач. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. Занимательные задачи. Задачи математического содержания на основе народных сказок. Некоторые задачи русских писателей. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки
Практика. Решение логических задач. Решение различных олимпиадных задач. Разбор олимпиадных задач прошлых лет. Разгадывание головоломок.
6 класс
1. Числа вокруг нас (4 ч.).
Знакомство с историей возникновения чисел. Интересные свойства чисел.
2. Старинные задачи сквозь века и страны (4 ч.).
Математика Магницкого. Старинные меры массы, расстояния и старинные русские деньги. Задачи древнего Вавилона и Индии.
3. Волшебные дроби (4 ч.).
Из истории дробей. Решение логических задач на дроби. Использование дробей в литературе.
4. Проценты (5 ч.).
Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Решение практических задач на проценты.
5. Танграм (5 ч.).
Знакомство с математическими головоломками. Что такое танграм. Изготовление танграма и конструирование фигур.
6. Рациональные числа (2 ч.).
7. Геометрические задачи (3 ч.).
Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Задачи со спичками.
Решение занимательных задач со спичками. Из истории геометрии: Архимед.
Геометрические головоломки. Из истории математики: Л. Эйлер.
8. Великие математики (3 ч.).
Знакомство с великими математиками. Евклид. Софья Ковалевская. Декард.
9. Координатная плоскость (3 ч.).
Изображение фигур в координатной плоскости. Знакомство с созвездиями и легендами о созвездиях. Изображение созвездий в координатной плоскости.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Дата |
|
|
||
|
I. Основы математики |
16 |
|
1 |
Как люди научились считать. |
1 |
03.09 |
2-3 |
О разных системах счисления. |
2 |
10, 17.09 |
4 |
Числа-великаны. |
1 |
24.09 |
5-6 |
О льняной нити и линиях. |
2 |
01, 08.10 |
7-8 |
Приёмы рационального счёта. |
2 |
15, 22.10 |
9-10 |
Знаменитые математики. |
2 |
05, 12.11 |
11 |
Язык, понятный всем. |
1 |
19.11 |
12-13-14 15-16 |
Логика и смекалка. Математические игры. |
3 2 |
26.11, 3-10.12 17, 24.12 |
|
II. Знакомство с геометрией |
5 |
|
17 18 19 |
Геометрия вокруг нас. Геометрия на плоскости и в пространстве. Геометрические задачи. |
3 |
14.01 21.01 28.01 |
20-21 |
Оригами как моделирование объектов. |
2 |
04-11.02 |
|
III. Метрическая система мер |
4 |
|
22 |
От локтей и ладоней к метрической системе. |
1 |
18.02 |
23 |
Старые русские меры. Как измеряли в древности. |
1 |
25.02 |
24 25 |
Меры других стран. Решение задач. |
2 |
03.03 10.03 |
|
IV. Логические задачи |
10/ 8 |
|
26 27 |
Задачи на внимание. Решение и составление кроссвордов. |
2 |
17.03 07.04 |
28 |
Задачи на «переливание». |
1 |
14.04 |
29 |
Задачи на «взвешивание». |
1 |
21.04 |
30 |
Задачи на «движение». |
1 |
28.04 |
31/ 30 |
Задачи на сравнение. |
28.04 |
|
32/ 31 |
Задачи-шутки, задачи со спичками. |
1 |
12.05 |
33-34/ 32 |
Математические фокусы. |
1 |
19.05 |
35/ 33 |
Итоговое занятие «Творцы математики». |
1 |
26.05 |
Итого: |
33 |
|
6 класс
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Дата |
|
1.Числа вокруг нас |
4 |
|
1 |
Человек и его интеллект. Числа в названиях телепередач, сказок, мультфильмов и кинофильмов. |
1 |
03.09 |
2 |
Числа в народной мудрости. Числа в произведениях поэтов и писателей. Числа в астрологии. |
1 |
10.09
|
3 |
Делится или не делится? |
1 |
17.09 |
4 |
Так ли просты эти простые числа? |
1 |
24.09 |
|
2.Старинные задачи сквозь века и страны |
4 |
|
5 |
Всяк на свой аршин мерит. |
1 |
01.10 |
6 |
Старинные меры массы и старинные русские деньги. |
1 |
08.10 |
7 |
Индийские мудрецы |
1 |
15.10 |
8 |
Вавилонские странники |
1 |
22.10 |
|
3.Волшебные дроби |
4 |
|
9 |
История дробей |
1 |
05.11 |
10 |
Дроби в литературных произведениях |
1 |
12.11 |
11 |
Логические задачи на дроби. |
1 |
19.11 |
12 |
Игра «Путешествие в страну дробей» |
1 |
26.11 |
|
4.Проценты |
5 |
|
13-14-15 16 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Как найти «золотую середину»? |
3
1 |
3, 10, 17.12
24.12 |
17 |
Деловая игра «Проценты в современной жизни». |
1 |
14.01 |
|
5.Танграм |
5 |
|
18 |
Что такое танграм. |
1 |
21.01 |
19 |
Разметка и вырезание заготовок из бумаги. |
1 |
28.01 |
20 |
Изучение инструкции по сборке фигур. Сборка и наклеивание фигур на картон. |
1 |
04.02 |
21 |
Индивидуальное конструирование новых фигур. Разработка авторских инструкций. |
1 |
11.02 |
22 |
Сборка индивидуальных проектных работ. |
1 |
18.02 |
6. Рациональные числа |
2 |
|
|
23 |
«Неразумные» числа. |
1 |
25.02 |
24 |
Ничто и ещё меньше. |
1 |
03.03 |
|
7.Геометрические задачи |
3 |
|
25 |
Задачи со спичками. Задачи на разрезание. |
1 |
10.03 |
26 |
Круги Эйлера. |
1 |
17.03 |
27 |
Лист Мёбиуса. |
1 |
07.04 |
|
8.Великие математики |
3 |
|
28 |
Евклид |
1 |
14.04 |
29 |
Софья Ковалевская |
1 |
21.04 |
30 |
Рене Декарт |
1 |
28.04 |
|
9. Координатная плоскость |
5/ 3 |
|
31 |
Знакомство с координатной плоскостью |
1 |
12.05 |
32-33/ 32 |
Изображение фигур на координатной плоскости |
1 |
19.05 |
34/ 33 |
Легенды о созвездиях. |
1 |
26.05 |
35/ 33 |
Построение созвездий на координатной плоскости. |
26.05 |
|
Итого: |
33 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
8. Альхова З.Н., Макеева А.В.. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.
Лист корректировки программы
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения (план) |
Дата проведения (факт) |
Причина корректировки |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Рассмотрено» на заседании методического объединения математического цикла.
Протокол МО № ____ от __________ 2019 г.
Руководитель МО___________ / Крыжанкова Г.В. /
|
«Согласовано»
Протокол методсовета № _____ от __________ 2019 г.
Заместитель директора по УВР
__________ /Шпалова В.В./
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.