Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

  • Документация
  • docx
  • 04.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа ВД по математике "Эрудит"
Иконка файла материала ВД матем ЭРУДИТ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИЧЕРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

 

«Утверждаю».

                                                                                                                   Директор школы: ________

                                                                                                                                          Симакова Л.А.

Приказ № ___ от _________________

                                                                                                                                                               

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   внеурочной деятельности

«Эрудит»

(интеллектуальное  направление)

 

Уровень общего образования (класс): основное общее образование,  5-6 классы.

Количество часов: по 1 часу в неделю, по 33 часа в год.

 

Учитель: Крыжанкова Галина Викторовна

 

Программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования по математике, основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

 

 

 

 

п. Чичерино

2019 – 2020  учебный год

1.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности по математике  «Эрудит» составлена на основе:

- Примерных рабочих программ по  математике  под редакцией Е.А.Бунимович, автора А.Г.Мерзляк. Математика,  5-6  класс, М.: «Просвещение», 2018.

Рабочая программа разработана в соответствии  с  основной  образовательной  программой  основного  общего  образования  МБОУ Чичеринская ООШ Красносулинского района Ростовской области.

Рабочая  программа  предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  по общеинтеллектуальному  направлению   по  предмету  математика  в  5  –  6  классах.  При проведении занятий планируется использование УМК под ред. Е.А.Бунимович, УМК автора А.Г.Мерзляк и др.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

В  курсе  математики  5  -  6  классов  можно  выделить две  относительно самостоятельные содержательные линии: арифметическая и геометрическая. Кроме того, в  программу  органично  включен  материал,  знакомящий  учащихся  с  математикой  в историческом развитии.

Арифметическая  линия  призвана  способствовать  приобретению  практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения  математики,  способствует  логическому  развитию  и  формированию  умения пользоваться алгоритмами.

Геометрическая  линия в  значительной  степени  связана  с  изучением  величин  и действий  с  ними,  с  построением  геометрических  образов  и  развитием  пространственных  представлений. В  ходе  освоения  учебного  предмета  учащиеся  развивают  навыки  вычислений  с натуральными  числами,  овладевают  навыками  действий  с  обыкновенными  дробями,  продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Программа  внеурочной  деятельности  «Эрудит»  обеспечивает дополнительную  поддержку  изучения  предмета  «Математика»,  а  конкретно арифметическую и геометрическую составляющую данного предмета. Содержание  программы  направлено  на  дополнительное  развитие  логического  мышления, подготовку обучающихся к составлению моделей решения задач повышенной сложности.

 В  соответствии  с  планом  внеурочной  деятельности  программа рассчитана на преподавание в  5-6  классах в объеме по 1 часу в неделю, по 35 часов в год. Данная рабочая программа в соответствии с календарным учебным  графиком МБОУ Чичеринской ООШ  на 2019-2020 учебный год и с учётом государственных праздничных дней реализуется за 33 и 33 учебных часа (праздничный день  05.05.2020 и каникулярный день 31.03.2020 г.).

Планируемые результаты:

Обучающийся  получит возможность научиться:

·                    находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы;

·                    оценивать логическую правильность рассуждений;

·                    распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

·                    уметь решать и составлять занимательные задачи;

·                    применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;

·                    рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·                    целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                    планировать (составлять план своей деятельности);

·                    моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·                    проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

·                    вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

·                    самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

·                     самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

·                    учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

              

  Ученик получит возможность  для формирования следующих УУД:

Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные –   целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.

Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  анализ объектов  с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5класс

I. Основы математики  (16 часов).

Счет у первобытных людей; числа разных народов; в мире больших чисел, метрическая система мер; происхождение математических знаков. Цифры и числа. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Запись цифр у разных народов. Числа-великаны. Натуральные числа. Некоторые виды натуральных чисел и их свойства. Построение математиками фигурных чисел. Как возникла арифметика. Происхождение арифметических действий. Из истории возникновения нуля.. Интересные приёмы устных и письменных вычислений. Один из старинных способов вычисления на пальцах. Сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда. Вычисления посредством таблиц. Вспомогательные средства вычислений. Простейшие электронные и счётные приборы, их историческое значение. Весёлый счёт. Леонард Эйлер – идеальный математик. Логические и традиционные головоломки. Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности.Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты.

Практика. Решение задач и примеров с использованием различных систем счисления, старинных мер длины. Составление задач и примеров с использованием данного теоретического материала. Решение примеров и задач с использованием приемов устного счета.

II. Знакомство с геометрией (5 часов).

Геометрические иллюзии, фокус «Продень монетку», геометрическая смесь, геометрия на клетчатой бумаге, разрезание на равные части; геометрия в пространстве. Геометрические путешествия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы.

Практика. Решение задач с использованием геометрического материала. Простейшие задачи прикладного характера. Геометрические соревнования. Оригами.  

III. Метрическая система мер (4 часа).

Метрическая система мер. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Старые русские меры. Как измеряли в древности.  Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.

Практика. Решение занимательных задач.

IV. Логические задачи, их типы и особенности (8 часов).

Виды логических задач:  задачи на «переливание»; задачи на «взвешивание»; задачи на «движение»; задачи на внимание; задачи-шутки, задачи на сравнение, задачи со спичками. Использование таблиц при решении логических задач. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. Занимательные задачи. Задачи математического содержания на основе народных сказок. Некоторые задачи русских писателей. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки

Практика. Решение логических задач. Решение различных олимпиадных задач. Разбор олимпиадных задач прошлых лет. Разгадывание головоломок.

 

6        класс

1. Числа вокруг нас (4 ч.).

Знакомство с историей возникновения чисел. Интересные свойства чисел.

2. Старинные задачи сквозь века и страны (4 ч.).

Математика Магницкого. Старинные меры массы, расстояния и старинные русские деньги. Задачи древнего Вавилона и Индии.

3. Волшебные дроби (4 ч.).

Из истории дробей. Решение логических задач на дроби. Использование дробей в литературе.

4. Проценты (5 ч.).

Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Решение практических  задач на проценты.

5. Танграм (5 ч.).

Знакомство с математическими головоломками. Что такое танграм. Изготовление танграма и конструирование фигур.

6.  Рациональные числа (2 ч.).

7. Геометрические задачи (3 ч.).

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками. Из истории геометрии: Архимед.

 Геометрические головоломки. Из истории математики: Л. Эйлер.

8. Великие математики (3 ч.).

Знакомство с великими математиками. Евклид. Софья Ковалевская. Декард.

9. Координатная плоскость (3 ч.).

Изображение фигур в координатной плоскости. Знакомство с созвездиями и легендами о созвездиях. Изображение созвездий в координатной плоскости.

 

 

Тематическое планирование

 

5 класс

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

 

 

 

I. Основы математики

16

 

1

Как люди научились считать.

1

03.09

2-3

О разных системах счисления.

2

10,  17.09

4

Числа-великаны.

1

24.09

5-6

О льняной нити и линиях.

2

01,  08.10

7-8

Приёмы рационального счёта.

2

15,  22.10

9-10

Знаменитые математики.

2

05,  12.11

11

Язык, понятный всем.

1

19.11

12-13-14

15-16

Логика и смекалка.

Математические игры.

3

2

26.11, 3-10.12

17, 24.12

 

II. Знакомство с геометрией

5

 

17

18

19

Геометрия вокруг нас.

Геометрия на плоскости и в пространстве.

Геометрические задачи.

3

14.01

21.01

28.01

20-21

Оригами как моделирование объектов.

2

04-11.02

 

III. Метрическая система мер

4

 

22

От локтей и ладоней к метрической системе.

1

18.02

23

Старые русские меры. Как измеряли в древности.

1

25.02

24

25

Меры других стран.

Решение задач.

2

03.03

10.03

 

IV. Логические задачи

10/  8

 

26

27

Задачи на внимание.

Решение и составление кроссвордов.

2

17.03

07.04

28

Задачи на «переливание».

1

14.04

29

Задачи на «взвешивание».

1

21.04

30

Задачи на «движение».

1

28.04

31/ 30

Задачи на сравнение.

28.04

32/ 31

Задачи-шутки, задачи со спичками.

1

12.05

33-34/ 32

Математические фокусы.

1

19.05

35/ 33

Итоговое занятие «Творцы математики».

1

26.05

Итого:

33

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

 

1.Числа вокруг нас

4

 

1

Человек и его интеллект.  

 Числа в названиях телепередач, сказок, мультфильмов и кинофильмов.

1

03.09

2

Числа в народной мудрости.

Числа в произведениях поэтов и писателей.

Числа в астрологии.

1

10.09

 

3

Делится или не делится?

1

17.09

4

Так ли просты эти простые числа?

1

24.09

 

2.Старинные задачи сквозь века и страны

4

 

5

Всяк на свой аршин мерит.

1

01.10

6

Старинные меры массы и

 старинные русские деньги.

1

08.10

7

Индийские мудрецы

1

15.10

8

Вавилонские странники

1

22.10

 

3.Волшебные дроби

4

 

9

История дробей

1

05.11

10

Дроби в литературных произведениях

1

12.11

11

Логические задачи на дроби.

1

19.11

12

Игра «Путешествие в страну дробей»

1

26.11

 

4.Проценты

5

 

13-14-15

16

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

Как найти «золотую середину»?

3

 

1

3, 10, 17.12

 

24.12

17

Деловая игра «Проценты в современной жизни».

1

14.01

 

5.Танграм

5

 

18

Что такое танграм.

1

21.01

19

Разметка и вырезание заготовок из бумаги.

1

28.01

20

Изучение инструкции по сборке фигур.

Сборка и наклеивание фигур на картон.

1

04.02

21

Индивидуальное конструирование новых фигур. Разработка авторских инструкций.

1

11.02

22

Сборка индивидуальных проектных работ.

1

18.02

6. Рациональные числа

2

 

23

«Неразумные»  числа.

1

25.02

24

Ничто и ещё меньше.

1

03.03

 

7.Геометрические задачи

3

 

25

Задачи со спичками. Задачи на разрезание.

1

10.03

26

Круги Эйлера.

1

17.03

27

Лист Мёбиуса.

1

07.04

 

 

8.Великие математики

 

3

 

28

Евклид

1

14.04

29

Софья Ковалевская

1

21.04

30

Рене Декарт

1

28.04

 

9. Координатная плоскость

5/ 3

 

31

Знакомство с координатной плоскостью

1

12.05

32-33/ 32

Изображение фигур на координатной плоскости

1

19.05

34/ 33

Легенды о созвездиях.

1

26.05

35/ 33

Построение созвездий на координатной плоскости.

26.05

Итого:

33

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2.  Агафонова  И.  Учимся  думать.  Занимательные  логические  задачи,  тесты  и

упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3.  Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

4.  Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

5.  Симановский  А.  Э.  Развитие  творческого  мышления  детей.  М.: Академкнига/Учебник, 2002.

6.  Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

7.  Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

8. Альхова З.Н., Макеева А.В.. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.

Лист  корректировки  программы

№ п/п

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения  (факт)

Причина корректировки

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения  математического цикла.

 

Протокол  МО № ____

 от __________ 2019 г.

 

Руководитель МО___________

                         / Крыжанкова Г.В.  /

 

«Согласовано»

 

Протокол методсовета № _____

  от __________ 2019 г.

 

 

Заместитель директора по УВР

 

__________  /Шпалова В.В./