Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Оценка 4.8
Документация
docx
математика
03.02.2020
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Рабочая программа ВД по математике "Эрудит"
ВД матем ЭРУДИТ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИЧЕРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

 

«Утверждаю».

                                                                                                                   Директор школы: ________

                                                                                                                                          Симакова Л.А.

Приказ № ___ от _________________

                                                                                                                                                               

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   внеурочной деятельности

«Эрудит»

(интеллектуальное  направление)

 

Уровень общего образования (класс): основное общее образование,  5-6 классы.

Количество часов: по 1 часу в неделю, по 33 часа в год.

 

Учитель: Крыжанкова Галина Викторовна

 

Программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования по математике, основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

 

 

 

 

п. Чичерино

2019 – 2020  учебный год

1.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности по математике  «Эрудит» составлена на основе:

- Примерных рабочих программ по  математике  под редакцией Е.А.Бунимович, автора А.Г.Мерзляк. Математика,  5-6  класс, М.: «Просвещение», 2018.

Рабочая программа разработана в соответствии  с  основной  образовательной  программой  основного  общего  образования  МБОУ Чичеринская ООШ Красносулинского района Ростовской области.

Рабочая  программа  предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  по общеинтеллектуальному  направлению   по  предмету  математика  в  5  –  6  классах.  При проведении занятий планируется использование УМК под ред. Е.А.Бунимович, УМК автора А.Г.Мерзляк и др.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

В  курсе  математики  5  -  6  классов  можно  выделить две  относительно самостоятельные содержательные линии: арифметическая и геометрическая. Кроме того, в  программу  органично  включен  материал,  знакомящий  учащихся  с  математикой  в историческом развитии.

Арифметическая  линия  призвана  способствовать  приобретению  практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения  математики,  способствует  логическому  развитию  и  формированию  умения пользоваться алгоритмами.

Геометрическая  линия в  значительной  степени  связана  с  изучением  величин  и действий  с  ними,  с  построением  геометрических  образов  и  развитием  пространственных  представлений. В  ходе  освоения  учебного  предмета  учащиеся  развивают  навыки  вычислений  с натуральными  числами,  овладевают  навыками  действий  с  обыкновенными  дробями,  продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Программа  внеурочной  деятельности  «Эрудит»  обеспечивает дополнительную  поддержку  изучения  предмета  «Математика»,  а  конкретно арифметическую и геометрическую составляющую данного предмета. Содержание  программы  направлено  на  дополнительное  развитие  логического  мышления, подготовку обучающихся к составлению моделей решения задач повышенной сложности.

 В  соответствии  с  планом  внеурочной  деятельности  программа рассчитана на преподавание в  5-6  классах в объеме по 1 часу в неделю, по 35 часов в год. Данная рабочая программа в соответствии с календарным учебным  графиком МБОУ Чичеринской ООШ  на 2019-2020 учебный год и с учётом государственных праздничных дней реализуется за 33 и 33 учебных часа (праздничный день  05.05.2020 и каникулярный день 31.03.2020 г.).

Планируемые результаты:

Обучающийся  получит возможность научиться:

·                    находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы;

·                    оценивать логическую правильность рассуждений;

·                    распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

·                    уметь решать и составлять занимательные задачи;

·                    применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;

·                    рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·                    целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                    планировать (составлять план своей деятельности);

·                    моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·                    проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

·                    вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

·                    самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

·                     самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

·                    учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

              

  Ученик получит возможность  для формирования следующих УУД:

Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные –   целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.

Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  анализ объектов  с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5класс

I. Основы математики  (16 часов).

Счет у первобытных людей; числа разных народов; в мире больших чисел, метрическая система мер; происхождение математических знаков. Цифры и числа. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Запись цифр у разных народов. Числа-великаны. Натуральные числа. Некоторые виды натуральных чисел и их свойства. Построение математиками фигурных чисел. Как возникла арифметика. Происхождение арифметических действий. Из истории возникновения нуля.. Интересные приёмы устных и письменных вычислений. Один из старинных способов вычисления на пальцах. Сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда. Вычисления посредством таблиц. Вспомогательные средства вычислений. Простейшие электронные и счётные приборы, их историческое значение. Весёлый счёт. Леонард Эйлер – идеальный математик. Логические и традиционные головоломки. Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности.Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты.

Практика. Решение задач и примеров с использованием различных систем счисления, старинных мер длины. Составление задач и примеров с использованием данного теоретического материала. Решение примеров и задач с использованием приемов устного счета.

II. Знакомство с геометрией (5 часов).

Геометрические иллюзии, фокус «Продень монетку», геометрическая смесь, геометрия на клетчатой бумаге, разрезание на равные части; геометрия в пространстве. Геометрические путешествия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы.

Практика. Решение задач с использованием геометрического материала. Простейшие задачи прикладного характера. Геометрические соревнования. Оригами.  

III. Метрическая система мер (4 часа).

Метрическая система мер. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Старые русские меры. Как измеряли в древности.  Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.

Практика. Решение занимательных задач.

IV. Логические задачи, их типы и особенности (8 часов).

Виды логических задач:  задачи на «переливание»; задачи на «взвешивание»; задачи на «движение»; задачи на внимание; задачи-шутки, задачи на сравнение, задачи со спичками. Использование таблиц при решении логических задач. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. Занимательные задачи. Задачи математического содержания на основе народных сказок. Некоторые задачи русских писателей. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки

Практика. Решение логических задач. Решение различных олимпиадных задач. Разбор олимпиадных задач прошлых лет. Разгадывание головоломок.

 

6        класс

1. Числа вокруг нас (4 ч.).

Знакомство с историей возникновения чисел. Интересные свойства чисел.

2. Старинные задачи сквозь века и страны (4 ч.).

Математика Магницкого. Старинные меры массы, расстояния и старинные русские деньги. Задачи древнего Вавилона и Индии.

3. Волшебные дроби (4 ч.).

Из истории дробей. Решение логических задач на дроби. Использование дробей в литературе.

4. Проценты (5 ч.).

Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Решение практических  задач на проценты.

5. Танграм (5 ч.).

Знакомство с математическими головоломками. Что такое танграм. Изготовление танграма и конструирование фигур.

6.  Рациональные числа (2 ч.).

7. Геометрические задачи (3 ч.).

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками. Из истории геометрии: Архимед.

 Геометрические головоломки. Из истории математики: Л. Эйлер.

8. Великие математики (3 ч.).

Знакомство с великими математиками. Евклид. Софья Ковалевская. Декард.

9. Координатная плоскость (3 ч.).

Изображение фигур в координатной плоскости. Знакомство с созвездиями и легендами о созвездиях. Изображение созвездий в координатной плоскости.

 

 

Тематическое планирование

 

5 класс

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

 

 

 

I. Основы математики

16

 

1

Как люди научились считать.

1

03.09

2-3

О разных системах счисления.

2

10,  17.09

4

Числа-великаны.

1

24.09

5-6

О льняной нити и линиях.

2

01,  08.10

7-8

Приёмы рационального счёта.

2

15,  22.10

9-10

Знаменитые математики.

2

05,  12.11

11

Язык, понятный всем.

1

19.11

12-13-14

15-16

Логика и смекалка.

Математические игры.

3

2

26.11, 3-10.12

17, 24.12

 

II. Знакомство с геометрией

5

 

17

18

19

Геометрия вокруг нас.

Геометрия на плоскости и в пространстве.

Геометрические задачи.

3

14.01

21.01

28.01

20-21

Оригами как моделирование объектов.

2

04-11.02

 

III. Метрическая система мер

4

 

22

От локтей и ладоней к метрической системе.

1

18.02

23

Старые русские меры. Как измеряли в древности.

1

25.02

24

25

Меры других стран.

Решение задач.

2

03.03

10.03

 

IV. Логические задачи

10/  8

 

26

27

Задачи на внимание.

Решение и составление кроссвордов.

2

17.03

07.04

28

Задачи на «переливание».

1

14.04

29

Задачи на «взвешивание».

1

21.04

30

Задачи на «движение».

1

28.04

31/ 30

Задачи на сравнение.

28.04

32/ 31

Задачи-шутки, задачи со спичками.

1

12.05

33-34/ 32

Математические фокусы.

1

19.05

35/ 33

Итоговое занятие «Творцы математики».

1

26.05

Итого:

33

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

 

1.Числа вокруг нас

4

 

1

Человек и его интеллект.  

 Числа в названиях телепередач, сказок, мультфильмов и кинофильмов.

1

03.09

2

Числа в народной мудрости.

Числа в произведениях поэтов и писателей.

Числа в астрологии.

1

10.09

 

3

Делится или не делится?

1

17.09

4

Так ли просты эти простые числа?

1

24.09

 

2.Старинные задачи сквозь века и страны

4

 

5

Всяк на свой аршин мерит.

1

01.10

6

Старинные меры массы и

 старинные русские деньги.

1

08.10

7

Индийские мудрецы

1

15.10

8

Вавилонские странники

1

22.10

 

3.Волшебные дроби

4

 

9

История дробей

1

05.11

10

Дроби в литературных произведениях

1

12.11

11

Логические задачи на дроби.

1

19.11

12

Игра «Путешествие в страну дробей»

1

26.11

 

4.Проценты

5

 

13-14-15

16

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

Как найти «золотую середину»?

3

 

1

3, 10, 17.12

 

24.12

17

Деловая игра «Проценты в современной жизни».

1

14.01

 

5.Танграм

5

 

18

Что такое танграм.

1

21.01

19

Разметка и вырезание заготовок из бумаги.

1

28.01

20

Изучение инструкции по сборке фигур.

Сборка и наклеивание фигур на картон.

1

04.02

21

Индивидуальное конструирование новых фигур. Разработка авторских инструкций.

1

11.02

22

Сборка индивидуальных проектных работ.

1

18.02

6. Рациональные числа

2

 

23

«Неразумные»  числа.

1

25.02

24

Ничто и ещё меньше.

1

03.03

 

7.Геометрические задачи

3

 

25

Задачи со спичками. Задачи на разрезание.

1

10.03

26

Круги Эйлера.

1

17.03

27

Лист Мёбиуса.

1

07.04

 

 

8.Великие математики

 

3

 

28

Евклид

1

14.04

29

Софья Ковалевская

1

21.04

30

Рене Декарт

1

28.04

 

9. Координатная плоскость

5/ 3

 

31

Знакомство с координатной плоскостью

1

12.05

32-33/ 32

Изображение фигур на координатной плоскости

1

19.05

34/ 33

Легенды о созвездиях.

1

26.05

35/ 33

Построение созвездий на координатной плоскости.

26.05

Итого:

33

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2.  Агафонова  И.  Учимся  думать.  Занимательные  логические  задачи,  тесты  и

упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3.  Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

4.  Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

5.  Симановский  А.  Э.  Развитие  творческого  мышления  детей.  М.: Академкнига/Учебник, 2002.

6.  Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

7.  Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

8. Альхова З.Н., Макеева А.В.. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.

Лист  корректировки  программы

№ п/п

Тема урока

Дата проведения (план)

Дата проведения  (факт)

Причина корректировки

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения  математического цикла.

 

Протокол  МО № ____

 от __________ 2019 г.

 

Руководитель МО___________

                         / Крыжанкова Г.В.  /

 

«Согласовано»

 

Протокол методсовета № _____

  от __________ 2019 г.

 

 

Заместитель директора по УВР

 

__________  /Шпалова В.В./

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «Эрудит» составлена на основе: -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «Эрудит» составлена на основе: -

Ученик получит возможность для формирования следующих

Ученик получит возможность для формирования следующих

Решение примеров и задач с использованием приемов устного счета

Решение примеров и задач с использованием приемов устного счета

Тематическое планирование 5 класс № п/п

Тематическое планирование 5 класс № п/п

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Рациональные числа 2 23 «Неразумные» числа

Рациональные числа 2 23 «Неразумные» числа

Лист корректировки программы № п / п

Лист корректировки программы № п / п

Рассмотрено» на заседании методического объединения математического цикла

Рассмотрено» на заседании методического объединения математического цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020