РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
3 класс
Социальное направление
2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана в соответствии, с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу разработки рабочей программы положена авторская программа Федина С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс, в 2-х частях), М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
· осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
· определять актуальные и потенциальные источники доходов;
· анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
· выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
· оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
· оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
· сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
· оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
· оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
· учить планировать личный бюджет и постановку целей;
· рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
· познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
· познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
· формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СПЛ, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Права и обязанности человека - 5 ч.
Конвенция о правах ребенка
Если нарушаются права
Права и обязанности школьника
Беречь природу-значит беречь жизнь. Бережливость лучшее богатство
Моя семья. Мои семейные обязанности.
Раздел 2 Сбережения и траты -7 ч.
Что можно и чего нельзя купить за деньги.
Современные деньги.
Деньги настоящие и фальшивые.
Учимся считать деньги.
Почему важно быть честным человеком.
Раздел 3 Откуда в семье деньги -12 ч.
Откуда деньги в семье?
Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.
Основной источник дохода современного человека
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
Пенсия. Стипендия. Пособие.
Денежный займ.
Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам. Кредиты.
Мошенничество.
Откуда в семье деньги.
Раздел 4 На что тратятся деньги -6 ч.
Обмен денег на товары и услуги.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Обязательные и необязательные расходы.
Сбережения.
Долги. Вредные привычки. Хобби.
На что тратятся деньги
Раздел 5 Как умно управлять своими деньгами -4 ч.
Бюджет – план доходов и расходов.
Учёт доходов и расходов
Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии.
Игра «Монополия»
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел (Тема) |
Ключевые воспитательные задачи |
Количество часов |
В том числе количество часов: |
|||
Контроль-ные работы |
Лаборатор-ные работы |
Практичес-кие работы |
Развитие речи |
||||
1. |
Права и обязанности человека |
-стимулирование интереса к изучению мира финансов; - активизация коммуникативной деятельности школьников; - формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; - повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями; |
5 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Сбережения и траты |
7 |
- |
- |
- |
- |
|
3. |
Откуда в семье деньги |
12 |
- |
- |
- |
- |
|
4 |
На что тратятся деньги
|
6 |
- |
- |
- |
- |
|
5 |
Как умно управлять своими деньгами - |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
|
ИТОГО |
|
34 |
- |
- |
- |
- |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Финансовая грамотность» 2 класс
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
по плану |
фактически |
||||||||
Права и обязанности человека-5 часов |
||||||||||||
1. |
Конвенция о правах ребенка .
|
Познакомиться с основными статьями Конвенции о правах ребенка. Знать права и обязанности школьника
|
Регулятивные УУД: · составление простых планов с помощью учителя; · понимание цели своих действий; · проявление познавательной и творческой инициативы; Познавательные УУД: · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; Коммуникативные УУД: · составление текстов в устной и письменной формах; · умение слушать собеседника и вести диалог;
|
· осознание себя как члена семьи, общества и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. |
|
|
||||||
2. |
Если нарушаются права
|
|
|
|||||||||
3 |
Права и обязанности школьника
|
|
|
|||||||||
4 |
Беречь природу-значит беречь жизнь. Бережливость лучшее богатство
|
|
|
|||||||||
5 |
Моя семья. Мои семейные обязанности |
|
|
|||||||||
Сбережения и траты-7 часов |
||||||||||||
6 |
Что можно и чего нельзя купить за деньги.
|
-понимать экономические термины; -иметь представление о роли денег в семье и обществе; -
|
Регулятивные УУД: · оценка правильности выполнения действий; · адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Познавательные УУД: · овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные УУД: · умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; · умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
|
Осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
|
|
|
||||||
7-8 |
Современные деньги |
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
9 -10 |
Деньги настоящие и фальшивые |
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
11 |
Учимся считать деньги.
|
|
|
|||||||||
12
|
Почему важно быть честным человеком.
|
|
|
|||||||||
Откуда в семье деньги-12 часов |
||||||||||||
13 |
Откуда деньги в семье? |
-знать источники доходов и расходов семьи; -уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; -проводить элементарные финансовые расчеты. |
Познавательные УУД: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные УУД: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; Коммуникативные УУД: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог |
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. |
|
|
||||||
14 |
Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. |
|
|
|||||||||
15. |
Основной источник дохода современного человека |
|
|
|||||||||
16 |
Основной источник дохода современного человека |
|
|
|||||||||
17 |
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. |
• понимание и правильное использование экономических терминов; • умение характеризовать виды и функции денег; |
Познавательные УУД: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; Регулятивные УУД: • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; Коммуникативные УУД: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог;
|
· понимание, что ребенок – это член семьи, общества и государства; -развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки.
|
|
|
||||||
18 |
Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. |
|
|
|||||||||
19 |
Пенсия. Стипендия. Пособие. |
|
|
|||||||||
20 |
Денежный займ. |
|
|
|||||||||
21 |
Имущество. Аренда. |
|
|
|||||||||
22 |
Проценты по вкладам. Кредиты. |
|
|
|||||||||
23 |
Мошенничество. |
• представление о роли денег в семье и обществе;
|
· развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
|
|
|
|||||||
24 |
Откуда в семье деньги. |
|
|
|||||||||
На что тратятся деньги – 6 часов |
||||||||||||
25 |
Обмен денег на товары и услуги. |
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов |
Познавательные УУД: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Регулятивные УУД: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; : • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные УУД: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
|
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
|
|
|
||||||
26 |
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. |
|
|
|||||||||
27 |
Обязательные и необязательные расходы. |
|
|
|||||||||
28 |
Сбережения. |
|
|
|||||||||
29 |
Долги. Вредные привычки. Хобби. |
|
|
|||||||||
30 |
На что тратятся деньги |
|
|
|||||||||
Как умно управлять своими деньгами -4 ч. |
||||||||||||
31 |
Бюджет – план доходов и расходов.
|
|
Регулятивные УУД: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Познавательные УУД: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные УУД: •готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
|
|
|
||||||
32 |
Учёт доходов и расходов |
|
|
|||||||||
33 |
Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии. |
|
|
|||||||||
34 |
Итоговое занятие. Игра «Монополия» |
|
|
|||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.