Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность " 3 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Финансовая грамотность 3 класс
Иконка файла материала Фин грамотность 3 класс.docx

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

3 класс

 

Социальное  направление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса  разработана в соответствии, с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу разработки рабочей программы положена авторская программа Федина С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс, в 2-х частях), М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Задачи программы:

·         осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

 

·         определять актуальные и потенциальные источники доходов;

 

·         анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

 

·         выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;

 

·         оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;

 

·         оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;

 

·         сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

 

·         оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;

 

·         оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

 

·         учить планировать личный бюджет и постановку целей;

 

·         рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);

 

·         познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;

 

·         познакомить с понятиями «право» и «налоги»;

 

·         формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.

 

 

Основные содержательные линии курса:

 

• деньги, их история, виды, функции;

 

• семейный бюджет.

 

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с основной  образовательной программой  начального общего образования ГБОУ СПЛ, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • составление простых планов с помощью учителя;
  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

 

 

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Права и обязанности  человека - 5 ч.

 

Конвенция о правах ребенка

Если нарушаются права

Права и обязанности  школьника

Беречь природу-значит беречь жизнь. Бережливость лучшее богатство

Моя семья. Мои семейные обязанности.

 

Раздел 2 Сбережения и траты -7 ч.

Что можно и чего нельзя купить за деньги.

Современные деньги.

Деньги настоящие и фальшивые.

Учимся считать деньги.

Почему важно быть честным человеком.

 

Раздел 3  Откуда в семье деньги -12 ч.

Откуда деньги в семье?                              

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.                         

Основной источник дохода современного человека                             

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.                         

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.                         

Пенсия. Стипендия. Пособие.                               

Денежный займ.                              

Имущество. Аренда.                                   

Проценты по вкладам. Кредиты.                          

Мошенничество.                             

Откуда в семье деньги.                               

 

Раздел 4  На что тратятся деньги -6 ч.

Обмен денег на товары и услуги.                         

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.                           

Обязательные и необязательные расходы.                                  

Сбережения.                        

Долги. Вредные привычки. Хобби.                                  

На что тратятся деньги                               

 

Раздел 5  Как умно управлять своими деньгами -4 ч.

Бюджет – план доходов и расходов.                                

Учёт доходов и расходов                           

Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии.

Игра «Монополия»                         

 

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

(Тема)

Ключевые воспитательные задачи

Количество часов

В том числе количество часов:

Контроль-ные работы

Лаборатор-ные работы

Практичес-кие работы

Развитие речи

1.       

Права и обязанности  человека

-стимулирование интереса к изучению мира финансов;

 - активизация коммуникативной деятельности школьников;

- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

 - повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

 - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

5

-

-

-

-

2.       

Сбережения и траты

7

-

-

-

-

3.

Откуда в семье деньги

12

-

-

-

-

4

На что тратятся деньги

 

 

6

-

-

-

-

5

Как умно управлять своими деньгами -

4

-

-

-

-

 

ИТОГО

 

34

-

-

-

-

 


Календарно-тематическое планирование по предмету «Финансовая грамотность» 2 класс

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

по плану

фактически

Права и обязанности  человека-5 часов

1.

Конвенция о правах ребенка

.

 

Познакомиться с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

Знать права и обязанности школьника

 

Регулятивные УУД:

·                составление простых планов с помощью учителя;

·                понимание цели своих действий;

·                проявление познавательной и творческой инициативы;

Познавательные УУД:

·  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

Коммуникативные УУД:

·      составление текстов в устной и письменной формах;

·      умение слушать собеседника и вести диалог;

 

·                    осознание себя как члена семьи, общества и государства;

 

·                    овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

 

·                    развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

 

·                    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

 

2.

Если нарушаются права

 

 

 

3

Права и обязанности  школьника

 

 

 

4

Беречь природу-значит беречь жизнь. Бережливость лучшее богатство

 

 

 

5

Моя семья. Мои семейные обязанности

 

 

Сбережения и траты-7 часов

6

Что можно и чего нельзя купить за деньги.

 

-понимать экономические термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-

 

Регулятивные УУД:

·                оценка правильности выполнения действий;

·                адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

·  овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·  овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

·      умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·      умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

Осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

 

 

 

7-8

Современные деньги

 

 

 

 

9 -10

Деньги настоящие и фальшивые

 

 

 

 

11

Учимся считать деньги.

 

 

 

12

 

 

 

Почему важно быть честным человеком.

 

 

 

Откуда в семье деньги-12 часов

13

Откуда деньги в семье?

-знать источники доходов и расходов семьи;

-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

Познавательные УУД:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные УУД:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

 

14

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

 

 

15.

Основной источник дохода современного человека

 

 

16

Основной источник дохода современного человека

 

 

17

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• умение характеризовать виды и функции денег;

Познавательные УУД:

• использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;

• овладение  логическими  действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные УУД:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

 

·        понимание, что ребенок – это  член семьи, общества и государства;

-развитие самостоятельности и осознание  ответственности за свои поступки.

 

 

 

18

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

 

 

19

Пенсия. Стипендия. Пособие.

 

 

20

Денежный займ.

 

 

21

Имущество. Аренда.

 

 

22

Проценты по вкладам. Кредиты.

 

 

23

Мошенничество.

• представление о роли денег в семье и обществе;

 

·                    развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

·                    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

 

 

24

Откуда в семье деньги.

 

 

На что тратятся деньги – 6 часов

25

Обмен денег на товары и услуги.

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

Познавательные УУД:

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

Регулятивные УУД:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

:

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

 

 

 

26

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

 

 

27

Обязательные и необязательные расходы.

 

 

28

Сбережения.

 

 

29

Долги. Вредные привычки. Хобби.

 

 

30

На что тратятся деньги

 

 

Как умно управлять своими деньгами -4 ч.

31

Бюджет – план доходов и расходов.      

                       

 

 

Регулятивные УУД:

формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Познавательные УУД:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

•готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

 

 

 

32

Учёт доходов и расходов   

 

 

33

Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии.

 

 

34

Итоговое занятие. Игра «Монополия»           

 

 

 


 

Посмотрите также