Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
|
Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования») |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: социально-педагогическое
Название: «Истоки»
1-4 классы
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина, А.В.Камкина «Истоки».
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Актуальность программы обусловлена необходимостью, связанной с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, призванных обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов учащихся и их родителей.
В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Новизна программы определяется подходами к целям, приоритетным направлениям развития, условиями воспитания и обучения. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
· развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в начальной школе;
· осуществлять присоединение семьи и начальной школы, начальной школы и основной школы;
· создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи.
В основе преподавания учебного курса лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
· содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса;
· коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
· управленческий – развитие управленческих способностей;
· психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
· социокультурный – осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Цель курса:
- освоение и накопление школьником системы ведущих ценностных ориентиров, свойственных отечественному образу жизни, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Задачи:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1.Формирование внутренней позиции, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
2.Формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
3.Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
5.Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений.
2.Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление.
3.Освоение норм коммуникативного взаимодействия, готовность вести диалог, в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, способность аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
4.Умение работать в паре и группе, выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей), договариваться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
1 класс
Учебный курс «Истоки» для первого класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.
Тематический блок «Мир» осуществляет социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. От внешнего восприятия семьи, школы, круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (щит и герб, святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тематический блок «Слово» Ценностный смысл Слова раскрывается через пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово душу лечит. С добрым словом жить в радость. Честное слово делу основа. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Труд и подвиг характер закаляют. Каждый человек должен ценить сказанное Слово или оно станет «медью, звенящей».
Тематический блок «Образ» Истоки предполагают обучение через Образ. Развитие способности различать Образ и безобразное. От образа Родины (Род. Родные люди. Родная культура) к Образу Отечества. Запечатление значимых для нашей культуры образов защитников Отечества (русские богатыри, святой Владимир, святой Александр Невский) и великих поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин). Образ праздника (Образ Великой Победы).
Тематический блок «Книга» Книга – главный инструмент в школе. Книга - живое существо. Книга – семья Слова и Образа. Библиотека – семья книг. Книга – способ разговора со многими людьми сквозь время.
2 класс
Учебный курс «Истоки» со 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. Базовое содержание курса «Истоки» во втором классе объединено в четыре тематических блока – «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».
Тематический блок «Родной очаг» Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Семейные реликвии и святыни. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков?
Тематический блок «Родные просторы» Нива и поле. Родные просторы. Труд земной и труд души на ниве. Зеленый друг. Царство природы. Дары и тайны леса. Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени. Гостеприимство. Разлуки и встречи. Дорога жизни.
Тематический блок «Труд земной» Сев и жатва. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Умей строить мир в душе. Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Тематический блок «Труд души» Слово. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? В сказке живет житейская мудрость. Главные праздники года. Книжная мудрость. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Храм в жизни человека.
3 класс
В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Базовое содержание курса объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
Тематический блок «Вера» Вера и верность. Присяга и клятва. Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости.
Тематический блок «Надежда» Надежда на силы и опыт. Сила воли. Согласие в человеке. Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи.
Тематический блок «Любовь» Любовь к ближнему. Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? Милосердие в слове. Милосердие в деле. Доброе слово. Доброе дело. Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние?
Тематический блок «София» Ум без разума беда». Сердечный ум. Истина в слове. Истина в образе. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Единение Веры, Надежды, Любви, Софии.
4 класс
В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании.
Тематический блок «Традиции Образа» Традиции образа, слова, дела, праздника. Род. Отец. Родовое дерево. Родословие. Отечество. Родные просторы. Памятники истории. Мир – согласие. Мир – сообщество. Добро и свет. Свеча. Лампада. Просветители. Праведная жизнь.
Тематический блок «Традиции Слова» Заповеди Божии. Заветы. Благодарение. Родительское благословение. Родительское благословение. Доброе слово. Праздничное поздравление. Слова любви и совести. Примирение. Традиции священного, сердечного, честного слова. Сила слова. Любовь. Мудрость.
Тематический блок «Традиции дела» Земледелие. Взаимопомощь, опыт. Ответственность. Традиции ремесла. Традиции деловых людей. Меценатство (благотворительность). Воинские традиции. Управление государственное и местное. Талант. Иконописцы. Научное исследование. Достоверные знания. Традиции научного творчества.
Тематический блок «Традиции праздника» Праздник.
Земледельческий календарь. День ангела. Дни рождения. Памятные события и даты. Православные праздники. Традиции праздника. Гостеприимство, любовь, уважение.
Формы внеурочной деятельности
- практические задания;
- деловая игра;
- проекты;
- выступления с презентацией;
- творческие задания;
- комплекс проблемных ситуаций.
Виды внеурочной деятельности
- практическая деятельность;
- игровая деятельность;
- читательская деятельность;
- познавательная деятельность;
- частично-поисковая деятельность.
-творческая деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 1 класса
№ п/п |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1-8 |
Мир
|
Солнышко, мама и папа. Мир и лад. Истоки и школа. Истоки и радуга. Сказки Пушкина. Родной край. Щит и герб. Илья Муромец. |
8 |
|
9-18 |
Слово
|
Слово. Весна и слово. Золотое сердечко. Серебряное копытце. Добрыня Никитич. Слово о родителях. Алёша Попович. Чаша жизни. Родник. Родник. |
10 |
|
19-24 |
Образ
|
Образ Родины. Защитник Отечества. Образ праздника. |
6 |
|
25-33 |
Книга
|
Книга. Книга книг. Живое слово книги. Первая книга. Мир книги. Обобщающее занятие по теме: «Истоки» |
9 |
|
Всего |
33 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2 класса
№ п/п |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1-10 |
Родной очаг
|
Вводный урок «Социокультурные истоки». Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Обобщающий урок «Родной очаг». |
10 |
|
11-18 |
Родные просторы |
Нива. Поле. Лес. Река. Море. Океан. Путь – дорога. Обобщение по теме «Родные просторы». |
8 |
|
19-26 |
Труд земной |
Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. |
8 |
|
27-34 |
Труд души
|
Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. |
8 |
|
Всего |
34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 3 класса
№ п/п |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1-10 |
Вера
|
Вводный урок. Вера. Вера. Верность. Верность. Правда. Правда. Честь. Честь. Обобщающий урок по разделу. |
10 |
|
11-19 |
Надежда
|
Надежда. Надежда. Согласие. Согласие. Терпение. Терпение. Послушание. Послушание. Обобщающий урок по разделу. |
9 |
|
20-27 |
Любовь
|
Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Обобщающий урок по теме. |
8 |
|
28-34 |
София
|
Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры? Обобщение. |
7 |
|
Всего |
34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 4 класса
№ п/п |
Разделы |
Темы |
Кол-во часов |
|
1- 9 |
Традиции Образа
|
Вводный урок. Первые образы. Отец. Мать. Родители. Отечество. Мир. Священные образы. Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель. Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. Образы-знаки. |
9 |
|
10-18 |
Традиции слова
|
Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. Сердечные слова. Родительское благословение. Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. Честные слова. Правила честного слова. Обобщающий урок. «Традиции слова». Труд. Земледельцы. |
9 |
|
19-26 |
Традиции дела
|
Ремесленники. Купцы и предприниматели. Служение. Воинство. Священство. Суд и управление. Творчество. Искусники. Книжники. Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» |
8 |
|
27-34 |
Традиции праздника
|
Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей церковью. Потрудиться душой. Традиции Отечества. |
8 |
|
Всего |
34 ч |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.