Программа внеурочной деятельности "Истоки"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Истоки"

Оценка 4.8
doc
19.05.2024
Программа внеурочной деятельности "Истоки"
Истоки. Программа.doc

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»       

 

 

 

Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»)

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: социально-педагогическое

Название: «Истоки»

1-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)

 

 

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина, А.В.Камкина «Истоки».

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, программы развития и фор­мирования универсальных учебных действий, которые обес­печивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся, ком­муникативных качеств личности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью, связанной с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, призванных обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов учащихся и их родителей.

 В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Новизна программы определяется подходами к целям, приоритетным направлениям развития, условиями воспитания и обучения. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Социокультурный   системный   подход в образовании позволяет:

·       развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в начальной школе;

·       осуществлять присоединение семьи и начальной школы, начальной школы и основной школы;

·       создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи.

            В основе преподавания учебного курса лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

·       содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса;

·       коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

·       управленческий – развитие управленческих способностей;

·       психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

·       социокультурный – осознание смысла служения Отечеству.

      Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. 

Цель курса:

- освоение и накопление школьником системы ведущих ценностных ориентиров, свойственных отечественному образу жизни, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути Истоков.
  2. Развивать мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию.
  3. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  4. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
  5. Обеспечить взаимодействие с родителями, с социальными партнерами на основе традиционных семейных ценностей.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностные результаты:

1.Формирование внутренней позиции, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

2.Формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

3.Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

5.Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений.

2.Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление.

3.Освоение норм коммуникативного взаимодействия, готовность вести диалог, в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, способность аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

4.Умение работать в паре и группе, выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей), договариваться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

1 класс

Учебный курс «Истоки» для первого класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.

Тематический блок «Мир» осуществляет социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. От внешнего восприятия семьи, школы, круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (щит и герб, святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Тематический блок «Слово» Ценностный смысл Слова раскрывается через пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово душу лечит.   С добрым словом жить в радость. Честное слово делу основа. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Труд и подвиг характер закаляют. Каждый человек должен ценить сказанное Слово или оно станет «медью, звенящей».

Тематический блок «Образ» Истоки предполагают обучение через Образ. Развитие способности различать Образ и безобразное. От образа Родины (Род. Родные люди. Родная культура) к Образу Отечества. Запечатление значимых для нашей культуры образов защитников Отечества (русские богатыри, святой Владимир, святой Александр Невский) и великих поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин). Образ праздника (Образ Великой Победы).

Тематический блок «Книга» Книга – главный инструмент в школе. Книга - живое существо. Книга – семья Слова и Образа. Библиотека – семья книг. Книга – способ разговора со многими людьми сквозь время.

2 класс

Учебный курс «Истоки» со 2 класса начинает вводить млад­шего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. Базовое содержание курса «Истоки» во втором классе объединено в четыре тематических блока – «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

Тематический блок «Родной очаг» Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Семейные реликвии и святыни. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков?

 Тематический блок «Родные просторы» Нива и поле. Родные просторы. Труд земной и труд души на ниве.  Зеленый друг. Царство природы. Дары и тайны леса. Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени. Гостеприимство. Разлуки и встречи. Дорога жизни.

Тематический блок «Труд земной» Сев и жатва. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Умей строить мир в душе. Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Тематический блок «Труд души» Слово. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? В сказке живет житейская мудрость. Главные праздники года. Книжная мудрость. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Храм в жизни человека.

3 класс

В центре внимания оказыва­ются ценности внутреннего мира человека. Базовое содержание курса объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

Тематический блок «Вера» Вера и верность. Присяга и клятва. Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости.

Тематический блок «Надежда» Надежда на силы и опыт. Сила воли. Согласие в человеке. Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи.

Тематический блок «Любовь» Любовь к ближнему. Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? Милосердие в слове. Милосердие в деле. Доброе слово. Доброе дело. Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние?

Тематический блок «София» Ум без разума беда». Сердечный ум. Истина в слове. Истина в образе. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Единение Веры, Надежды, Любви, Софии.

4 класс

В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преем­ственности культуры в ее самом широком понимании.

Тематический блок «Традиции Образа» Традиции образа, слова, дела, праздника. Род. Отец. Родовое дерево. Родословие. Отечество. Родные просторы. Памятники истории. Мир – согласие. Мир – сообщество. Добро и свет.  Свеча. Лампада. Просветители. Праведная жизнь.

Тематический блок «Традиции Слова» Заповеди Божии. Заветы. Благодарение. Родительское благословение. Родительское благословение. Доброе слово. Праздничное поздравление. Слова любви и совести. Примирение. Традиции священного, сердечного, честного слова. Сила слова. Любовь. Мудрость.

Тематический блок «Традиции дела» Земледелие. Взаимопомощь, опыт. Ответственность. Традиции ремесла. Традиции деловых людей. Меценатство (благотворительность). Воинские традиции. Управление государственное и местное. Талант. Иконописцы. Научное исследование. Достоверные знания. Традиции научного творчества.

Тематический блок «Традиции праздника» Праздник.

Земледельческий календарь. День ангела. Дни рождения. Памятные события и даты. Православные праздники. Традиции праздника. Гостеприимство, любовь, уважение.

 

Формы внеурочной деятельности

- практические задания;

- деловая игра;

- проекты;

- выступления с презентацией;

- творческие задания;

- комплекс проблемных ситуаций.

 

Виды внеурочной деятельности

- практическая деятельность;

- игровая деятельность;

- читательская деятельность;

- познавательная деятельность;

- частично-поисковая деятельность.

-творческая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 1 класса

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1-8

Мир

 

Солнышко, мама и папа. Мир и лад.

Истоки и школа. Истоки и радуга.

Сказки Пушкина. Родной край. Щит и герб. Илья Муромец.

8

9-18

Слово

 

Слово. Весна и слово. Золотое сердечко.

Серебряное копытце. Добрыня Никитич.

Слово о родителях. Алёша Попович.

Чаша жизни. Родник. Родник.

10

19-24

Образ

 

Образ Родины.

Защитник Отечества.

Образ праздника.

6

25-33

Книга

 

Книга. Книга книг. Живое слово книги.

Первая книга. Мир книги.

Обобщающее занятие по теме: «Истоки»

9

Всего

33 ч

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2 класса

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1-10

Родной очаг

 

Вводный урок «Социокультурные истоки». Имя. Семья. Род. Дом. Деревня.

Город. Обобщающий урок «Родной очаг».

10

11-18

Родные просторы

Нива. Поле. Лес. Река. Море.  Океан.

Путь – дорога. Обобщение по теме «Родные просторы».

8

19-26

Труд земной

Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга.

Икона. Храм.

8

27-34

Труд души

 

Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга.

Икона. Храм.

8

Всего

34 ч

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 3 класса

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1-10

Вера

 

Вводный урок. Вера. Вера. Верность. Верность. Правда. Правда. Честь. Честь.

Обобщающий урок по разделу.

10

11-19

Надежда

 

 

Надежда. Надежда. Согласие. Согласие. Терпение. Терпение. Послушание. Послушание. Обобщающий урок по разделу.

9

20-27

Любовь

 

Любовь. Милосердие.  Доброта. Покаяние. Обобщаю­щий урок по теме.

8

28-34

София

 

Ум да разум. Истина. Знание и мудрость.

Почему Ве­ра, Надежда и Любовь - родные се­стры? Обобщение.

7

Всего

34 ч

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 4 класса

 

п/п

Разделы

Темы

Кол-во часов

1-    9

Традиции Образа

 

Вводный урок. Первые образы. Отец.  Мать. Родители. Отечество. Мир. Священные образы. Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель. Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. Образы-знаки.

9

10-18

Традиции слова

 

Священные слова. Заповеди и заветы.

Молитва. Сердечные слова.  Родительское благословение.

Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. Честные слова. Правила честного слова. Обобщающий урок.

«Традиции слова». Труд. Земледельцы.

9

19-26

Традиции дела

 

Ремесленники. Купцы и предприниматели. Служение. Воинство.

Священство. Суд и управление. Творчество. Искусники. Книжники.

Обобщающий урок. «Традиции праведного дела»

8

27-34

Традиции праздника

 

Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством.

Молиться всей церковью. Потрудиться душой. Традиции Отечества.

8

Всего

34 ч

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Отечеству. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации…

Отечеству. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации…

Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных

Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных

Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души»

Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души»

Тематический блок «Традиции Слова»

Тематический блок «Традиции Слова»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 1 класса № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 1 класса № п/п

Вера Вводный урок. Вера

Вера Вводный урок. Вера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024