муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности социального направления
«Моя первая экология»
для учащихся 1-4 классов.
Срок реализации программы - 4 года.
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от _____________ 2017 г. № ____)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе нормативной базы:
· Закона РФ «Об образовании»;
· Устава школы;
· Основной образовательной программы начального общего образования школы на 2012-2016 г.г.;
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
· Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
· Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
· Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика факультатива.
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Место факультатива в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2 - 4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
1 - 2 классы — «Экология в красках и формах»,
3 – 4 классы — «Дом, в котором я живу».
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Личностными результатами освоения программы факультатива
являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Содержание программы.
1-2 классы.
«Экология в красках и формах»
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Универсальные учебные действия |
|
1кл. |
2кл. |
|||
1. |
Первые шаги по тропинке открытий |
6 |
6 |
-работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; -записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; -вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество); -применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни; |
2. |
Природа в наших ощущениях |
8 |
8 |
-изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; -проводить наблюдения за природными объектами; -работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; -выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения; |
3. |
Геометрия живой природы |
7 |
6 |
-выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; -соотносить форму и свойства различных природных объектов; -выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; -применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов; -устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды. |
4. |
Природа и её обитатели |
8 |
8 |
-планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; -составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; -находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных. |
5. |
Лесные ремёсла |
5 |
5 |
-приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; -различать предметы наиболее известных народных промыслов; -приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
|
1-2 классы. «Экология в красках и формах»
Первые шаги по тропинке открытий
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
— работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
— использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
— вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
— применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
— составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов
чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса,
коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение
объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего
«микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
— проводить наблюдения за природными объектами;
— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
— изготавливать простейшие модели приборов;
— составлять описания объекта изучения;
— выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
— оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных
от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити
длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий
прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;
— соотносить форму и свойства различных природных объектов;
— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики со-
стояния природных объектов;
— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения
живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и её обитатели
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные
или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Универсальные учебные действия:
— планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
— составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
— находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Лесные ремёсла
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Универсальные учебные действия:
— приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
— различать предметы наиболее известных народных промыслов;
— приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Примерные объекты экскурсий
1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.
2. Памятники садово-паркового искусства.
3. Памятники природы.
4. Мастерские народного промысла, студии художников.
5. Краеведческий музей.
6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе.
7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п.
8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п.
9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.
10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.
Календарно-тематическое планирование. 1-2 классы.
«Экология в красках и формах»
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия
|
Дата |
|
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий |
||||
1 |
1 |
Готовимся наблюдать и изучать |
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. |
|
2 |
2 |
Какие качества необходимы юному исследователю |
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. |
|
3 |
3 |
Учимся наблюдать |
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? |
|
4 |
4 |
Тренируем наблюдательность |
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. |
|
5 |
5 |
Десять заповедей друзей леса |
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси. |
|
6 |
6 |
Экскурсия в городской парк культуры и отдыха. |
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
|
Тема 2. Природа в наших ощущениях |
||||
7 |
1 |
Как мы воспринимаем окружающий мир |
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. |
|
8 |
2 |
Тренируем органы чувств |
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. |
|
9 |
3 |
Какого цвета лес? |
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба. |
|
10 |
4 |
Что такое гармония? |
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. |
|
11 |
5 |
Рисуем впечатления |
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. |
|
12 |
6 |
Учимся пользоваться приборами |
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. |
|
13 |
7 |
«Микроскоп» из пластикового стаканчика |
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. |
|
14 |
8 |
Игра «Давайте познакомимся» |
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом. |
|
Тема 3. Геометрия живой природы |
||||
15 |
1 |
Что такое симметрия? |
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). |
|
16 |
2 |
Лучевая симметрия |
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. |
|
17 |
3 |
Живая спираль |
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). |
|
18 |
4 |
Такие разные листья |
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира. |
|
19 |
5 |
Различаем деревья по кроне |
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку. |
|
20 |
6 |
О кронах, густых и ажурных |
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая). |
|
21 |
7 |
Организм и среда обитания |
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. |
|
Тема 4. Природа и её обитатели |
||||
22 |
1 |
Учимся планировать наблюдение |
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. |
|
23 |
2 |
Наблюдаем за животными |
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. |
|
24 |
3 |
Изучаем условия обитания растений |
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.). |
|
25 |
4 |
Всё связано со всем |
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). |
|
26 |
5 |
Изучаем поведение животных и растений |
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п. |
|
27 |
6 |
Чья «столовая»? |
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. |
|
28 |
7 |
Что и кто влияет на живой организм? |
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. |
|
29 |
8 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Экспозиция, посвященная природному и растительному миру Самарской области. |
|
Тема 5. Лесные ремёсла |
||||
30 |
1 |
Лес в работе народных умельцев |
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. |
|
31 |
2 |
Лесные мотивы |
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. |
|
32 |
3 |
Животные и растения в народном творчестве |
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). |
|
33 |
4 |
Лесная палитра.
|
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. |
|
|
||||
35 |
5 |
Лес — кормилец и врачеватель |
Лесное «меню». Лекарственные растения леса. |
|
Содержание программы
3-4 классы
«Дом, в котором я живу»
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Универсальные учебные действия
|
|
3 кл. |
4 кл. |
|||
1 |
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. |
10 |
10 |
- формирование элементарных представлений об экологии жилища; - формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении; - приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды; - знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии; - знать что такое браконьерство; - составлять план простейшего исследования. |
2 |
О городах и горожанах человек в городе.
|
5 |
5 |
- рассказывать о возникновении первых поселений; - называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе; - знать экологические проблемы города; - указывать, как город влияет на образ жизни человека; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
3 |
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы |
9 |
9 |
- формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы; - моделировать экосистемы; - знать, как человек влияет на природные экосистемы; - называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. |
4 |
В сетях жизни: многообразие экологических связей. |
6 |
6 |
- знать простейшую классификацию экологических связей; - иметь элементарные представления о пищевой пирамиде; - иметь представления о способах общения животных; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
5 |
Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
|
4 |
4 |
- иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем; - иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; - знать охраняемые государством природные территории своего родного края; - знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде; - составлять план исследования; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
Календарно-тематическое планирование. 3-4 классы.
«Дом, в котором я живу»
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия
|
Дата |
||
Тема 1. Дом, в котором я живу
|
|||||
1 |
1 |
Поговорим о доме
|
Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют. |
|
|
2 |
2 |
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…» |
Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»). |
|
|
3 |
3 |
Мой дом — моя крепость |
Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище. |
|
|
4 |
4 |
«Что нам стоит дом построить...»
|
Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё. |
|
|
5 |
5 |
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
|
Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов. |
|
|
6 |
6 |
Дом — это не только стены |
Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники. |
|
|
7 |
7 |
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
|
Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.
|
|
|
8 |
8 |
«Своя рубашка ближе к телу»
|
Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды. |
|
|
9 |
9 |
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги
|
Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды. |
|
|
10 |
10 |
«Чудо в перьях»
|
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды. |
|
|
Тема 2. О городах и горожанах
|
|||||
11 |
1 |
Дом тянется к дому — получается город |
В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город. |
|
|
12 |
2 |
Как «растёт» город
|
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени – стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов. |
|
|
13 |
3 |
Как «живёт» город
|
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь различные промышленные и бытовые отходы). |
|
|
14 |
4 |
«Сначала человек строит город, а потом...»
|
В ходе занятия школьники устанавливают,
в чём заключается влияние городской среды
на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, |
|
|
15 |
5 |
Будущее города — город будущего
|
Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего. |
|
|
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии
|
|||||
16 |
1 |
О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой |
Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы окружающей среды.
|
|
|
17 |
2 |
От кочки до оболочки
|
Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы. |
|
|
18 |
3 |
Под пологом леса
|
Расширяются представления школьников о лесных экосистемах. Устанавливаются закономерности распределения лесных
систем на планете. Выявляются общие для всех лесов
признаки. Основные понятия: |
|
|
19 |
4 |
«Всяк кулик своё болото хвалит»
|
Цель занятия — раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота, переходные болота. |
|
|
20 |
5 |
Для кого пуста пустыня?
|
Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона России. Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех экосистем законы. Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ жизни. |
|
|
21 |
6 |
О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных |
Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота.
|
|
|
22 |
7 |
Кто живёт рядом с нами?
|
В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов. |
|
|
23 |
8 |
«И кормилица, и вдохновитель ница» |
На занятии расширяются представления учащихся о роли природы в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные потребности, материальные потребности. |
|
|
24 |
9 |
Там, где ступала нога человека
|
Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды. |
|
|
Тема 4. В сетях жизни.
|
|||||
25 |
1 |
Соседи по планете
|
Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность. |
|
|
26 |
2 |
О нитях, сплетающихся в сети
|
На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания. |
|
|
27 |
3 |
Вместе безопаснее
|
Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь. |
|
|
28 |
4 |
«И вместе не тесно, и врозь — скучно»
|
На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество. |
|
|
29 |
5 |
«Информатика» для волка
|
На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации. |
|
|
30 |
6 |
Школа под открытым небом
|
Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок. |
|
|
|
|||||
Тема 5. Общий дом — общие проблемы
|
|||||
31 |
1 |
Наши общие проблемы
|
На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной тезис: общий дом — общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы. |
|
|
32 |
2 |
Что происходит с отходами, которые производят люди? |
Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
|
|
|
33 |
3 |
Будь достойным жителем Земли
|
В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения. |
|
|
34 |
4 |
Экскурсия. Заповедные места родного края. |
|
|
|
* - в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей класса.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
- Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. М.: 5 за знания, 2009
- Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов. энциклопедия, 1985
- Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991
- Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004
Материалы для учащихся:
- Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. -
М.: Вентана-Граф
- Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Глобус, компас, микроскоп.
- Модели форм поверхности Земли.
- Модели систем органов организма человека.
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.