Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Оценка 4.9
doc
19.05.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"
ПРОГРАММА МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности социального   направления

«Моя первая экология»

для учащихся  1-4 классов.

Срок реализации программы - 4 года.

 

 

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от _____________ 2017 г. № ____)

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка.

 

Статус документа.

Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе нормативной базы:

·         Закона  РФ «Об образовании»;

·         Устава школы;

·         Основной образовательной программы начального общего образования школы на 2012-2016 г.г.;

·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

·         Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;

·         Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

·         Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;

Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.

Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Общая характеристика факультатива.

 

 «Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании  которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира,  основные  методы  и  пути  его  познания,  развиваются  эстетическое  восприятие  и художественно-образное  мышление  младших  школьников.  Изучение  данного  курса  создаёт условия   для   формирования   ценностного   отношения   младших  школьников   к   природе, воспитание  основ  экологической ответственности  как  важнейшего  компонента  экологической культуры. 

 

Место факультатива в учебном плане.

 Курс изучения   программы   рассчитан на   учащихся 1 - 4 классов. Программа рассчитана на 4 года.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Во 2 - 4 классах всего 34 часа в год.  В 1 классе всего 33 часа в год.

1 - 2 классы — «Экология в красках и формах»,

3 – 4 классы — «Дом, в котором я живу».

  Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

 

Особенности содержания обучения.

 

Объектом изучения факультатива является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной  акцент  в  содержании  факультатива  сделан  на  развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные  связи.  В  содержание  курса  включены  сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание  факультативного  курса  строится  на  основе  деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является  условием  приобретения  прочных  знаний,  преобразования  их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей,  интересов,  норм  и  правил  (в  первую  очередь  гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

 

 Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:

— развитие  у  учащихся  эстетического  восприятия  окружающего мира;

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения  к  природе;  развитие  умений,  связанных  с  изучением  окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

 — вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

 

Личностными результатами освоения программы факультатива

являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

 

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование  приёмов  работы  с  информацией,  что  включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной  задачей,  а  также  понимание информации,  представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 

Предметными результатами являются:

— в  ценностно-ориентационной  сфере  —  сформированность  представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего

изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Содержание программы.

1-2 классы.

«Экология в красках и формах»

 

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

         Универсальные учебные действия

1кл.

2кл.

1.

Первые шаги по тропинке открытий

6

6

-работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

-записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;

-вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);

-применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

2.

Природа в наших ощущениях

8

8

-изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

-проводить наблюдения за природными объектами;

-работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

-выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения;

3.

Геометрия живой природы

7

6

-выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

-соотносить форму и свойства различных природных объектов;

-выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

-применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

-устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

4.

Природа и её обитатели

8

8

-планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

-составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

-находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

5.

Лесные ремёсла

5

5

-приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

-различать предметы наиболее известных народных промыслов;

-приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

 

 

1-2 классы. «Экология в красках и формах»

 

Первые шаги по тропинке открытий

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой  дневник,  компас,  лупа,  определители  растений  и  животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Десять   заповедей   друзей   леса,   составленные   учёным-экологом Ф. Тасси.

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.

 

Универсальные учебные действия:

— работать  с  различными  приборами  и  оборудованием,  необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;

— использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

— вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);

— применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);

— составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).

 

Природа в наших ощущениях

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов

чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета  леса.  Цветовая  гамма  растений:  листьев,  цветков,  коры  деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление  гаммы  оттенков  зелёного  цвета  —  основного  цвета  леса,

коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение

объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего

«микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки  и  перья,  аудиозаписи  звуков  природы,  повязки  на  глаза,  карточки-задания,   пластмассовые   или   картонные   стаканчики   из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.

 

 

 

Универсальные учебные действия:

— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

— проводить наблюдения за природными объектами;

— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;

— изготавливать простейшие модели приборов;

— составлять описания объекта изучения;

— выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;

— оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

 

Геометрия живой природы

Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.

Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных

от условий среды обитания и образа жизни.

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити

длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий

прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.

 

Универсальные учебные действия:

— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных

объектов;

— соотносить форму и свойства различных природных объектов;

— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики со-

стояния природных объектов;

— устанавливать   зависимость   особенностей   внешнего   строения

живых организмов от внешних факторов среды.

 

Природа и её обитатели

Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные

или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.

Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.

Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».

Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.

 

 

Универсальные учебные действия:

— планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

— составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

— находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

 

Лесные ремёсла

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.

Универсальные учебные действия:

— приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

— различать предметы наиболее известных народных промыслов;

— приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

 

Примерные объекты экскурсий

1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.

2. Памятники садово-паркового искусства.

3. Памятники природы.

4. Мастерские народного промысла, студии художников.

5. Краеведческий музей.

6.  Выставки  пейзажной  и  анималистической  живописи;  фотовыставки, посвящённые природе.

7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п.

8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п.

9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.

10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование. 1-2 классы.

«Экология в красках и формах»

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

 

Дата

Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий

1

1

Готовимся наблюдать и изучать

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой  дневник,  компас,  лупа,  определители  растений  и  животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

 

2

2

Какие качества необходимы юному исследователю

Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения  исследований  в лесу:  терпение, внимательность,  точность,  сотрудничество.

 

3

3

Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

 

4

4

Тренируем наблюдательность

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

 

5

5

Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

 

6

6

Экскурсия в городской парк культуры и отдыха.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

 

Тема 2. Природа в наших ощущениях

7

1

Как мы воспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

 

8

2

Тренируем органы чувств

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

 

9

3

Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

 

10

4

Что такое гармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

 

11

5

Рисуем впечатления

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

 

12

6

Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

 

13

7

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

 

14

8

Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если

возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление   от   имени   этого   животного,   представляя   его   наиболее интересным образом.

 

Тема 3. Геометрия живой природы

15

1

Что такое симметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе.

Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения  типа  симметрии  у  различных  природных  объектов  (листья, цветки, насекомые и др.).

 

16

2

Лучевая симметрия

Лучевая  симметрия  в  строении  растений  и  органов  животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

 

17

3

Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне  картофеля.  Спираль  в движении,  росте  и  развитии  растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

 

18

4

Такие разные листья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

 

19

5

Различаем деревья по кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

 

20

6

О кронах, густых и ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

 

21

7

Организм и среда обитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

 

Тема 4. Природа и её обитатели

22

1

Учимся планировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

 

23

2

Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.

 

24

3

Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

 

25

4

Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

 

26

5

Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов.  Обращается  особое  внимание  на  то,  что  и  у  растений  также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

 

27

6

Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

 

28

7

Что и кто влияет на живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

 

29

8

Экскурсия в краеведческий музей.

Экспозиция, посвященная природному и растительному миру Самарской  области.

 

Тема 5. Лесные ремёсла

30

1

Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

 

31

2

Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

 

32

3

Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

 

33

4

Лесная палитра.

 

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

 

 

35

5

Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

 

 

Содержание программы

3-4  классы

«Дом,  в  котором я живу»

 

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

 

3 кл.

4 кл.

1

Дом,  в  котором я живу: человек и  окружающая

его среда.

10

10

- формирование  элементарных  представлений  об экологии жилища;

- формирование  понятия  о  доме  в  его  прямом  и переносном значении;

- приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;

- знать   причины   возникновения   экологических проблем,  связанных  с  неэкономным  потреблением воды и электроэнергии;

- знать что такое браконьерство;

- составлять план простейшего исследования.

2

О    городах    и горожанах 

человек  в

городе.

 

5

5

- рассказывать о возникновении первых поселений;                                                      

- называть                какие        происходят изменения естественной (природной) среды в городе;

- знать экологические проблемы города;

- указывать,  как  город  влияет  на  образ  жизни человека;

- оформлять  выполненные наблюдения  в  виде сообщения, проекта.

3

О  сложных

системах,      

маленьком

гвозде и

хрупком

равновесии:  как устроены

экологические

системы

9

9

- формирование  представление  об  экологии  как системы    со    множеством    закономерных    связей элементов   друг   с   другом,   разнообразие   систем, биологические системы;

- моделировать экосистемы;

- знать,   как   человек   влияет   на   природные экосистемы;

- называть    положительные    и    отрицательные примеры     изменений     в     природе,     вызванных деятельностью человека.

4

В  сетях  жизни:

многообразие

экологических

связей.


6

6

- знать простейшую классификацию экологических связей;

- иметь  элементарные  представления  о  пищевой пирамиде;

- иметь   представления   о   способах   общения животных;

- оформлять  выполненные  наблюдения  в  виде сообщения, проекта.

5

Общий  дом -  общие

проблемы:  почему

возникают     и   как решаются

экологические

проблемы.

 

4

4

-  иметь представление о глобальных экологических

проблемах человечества и пути решения экологических проблем;

- иметь  представление,  что  такое  заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;

- знать   охраняемые   государством   природные

территории своего родного края;

- знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;

- составлять план исследования;

- оформлять  выполненные  наблюдения  в  виде сообщения, проекта.

 

Календарно-тематическое планирование. 3-4 классы.

«Дом,  в  котором я живу»

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

 

Дата

Тема 1. Дом, в котором я живу

 

1

1

Поговорим о доме

 

Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.

 

2

2

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…»

Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся,  птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).

 

3

3

Мой дом — моя крепость

Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями  «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.

 

4

4

«Что нам стоит дом построить...»

 

Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.

 

5

5

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

 

Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.

 

6

6

Дом — это не только стены

Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.

 

7

7

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

 

Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных  материалов.  Основные  понятия:  домашняя  утварь,  посуда, природные материалы, синтетические материалы.

 

 

8

8

«Своя рубашка ближе к телу»

 

Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.

 

9

9

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

 

Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.

 

10

10

«Чудо в перьях»

 

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов  птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.

 

Тема 2. О городах и горожанах

 

11

1

Дом тянется к дому — получается город

В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека,  город.

 

12

2

Как «растёт» город

 

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени – стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

 

13

3

Как «живёт» город

 

В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город  (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь различные промышленные и бытовые отходы).

 

14

4

«Сначала человек строит город, а потом...»

 

В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех,
кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.

 

15

5

Будущее города — город будущего

 

Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.

 

 

 

 

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии

 

16

1

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы окружающей среды.

 

 

17

2

От кочки до оболочки

 

Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы.

 

18

3

Под пологом леса

 

Расширяются представления школьников о лесных экосистемах. Устанавливаются закономерности распределения лесных систем на планете. Выявляются общие для всех лесов признаки. Основные понятия:
лесные экосистемы, ярусы леса, тропические леса, леса умеренной зоны, тайга.

 

19

4

«Всяк кулик своё болото хвалит»

 

Цель занятия — раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота, переходные болота.

 

20

5

Для кого пуста пустыня?

 

Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона России.  Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех экосистем законы. Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ жизни.

 

21

6

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных

Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота.

 

 

22

7

Кто живёт рядом с нами?

 

В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой.  Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов.

 

23

8

«И кормилица, и вдохновитель

ница»

На занятии расширяются представления учащихся о роли природы в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные потребности, материальные потребности.

 

24

9

Там, где ступала нога человека

 

Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды.

 

Тема 4. В сетях жизни.

 

25

1

Соседи по планете

 

Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность.

 

26

2

О нитях, сплетающихся в сети

 

На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания.

 

27

3

Вместе безопаснее

 

Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь.

 

28

4

«И вместе не тесно, и врозь — скучно»

 

На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество.

 

29

5

«Информатика» для волка

 

На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации.

 

30

6

Школа под открытым небом

 

Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок.

 

 

Тема 5. Общий дом — общие проблемы

 

31

1

Наши общие проблемы

 

На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной тезис: общий дом — общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы.

 

32

2

Что происходит с отходами, которые производят люди?

Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.

 

 

33

3

Будь достойным жителем Земли

 

В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля.  Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.

 

34

4

Экскурсия. Заповедные места родного края.

 

 

 

* - в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей класса.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004

- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007

- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008

- Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина.   М.: 5 за знания, 2009

- Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов. энциклопедия, 1985

- Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя.  - М.: Просвещение, 1991

- Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004

Материалы для учащихся:

- Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. -

М.: Вентана-Граф

- Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф

 

Специфическое  сопровождение (оборудование):

- Глобус, компас, микроскоп.

- Модели форм поверхности Земли.

- Модели систем органов организма человека.

- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.


Средняя общеобразовательная школа № 9»

Средняя общеобразовательная школа № 9»

Пояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка. Статус документа

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи

Предметными результатами являются: — в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком,…

Предметными результатами являются: — в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком,…

Природа в наших ощущениях 8 8 -изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; -проводить наблюдения за природными объектами; -работать с…

Природа в наших ощущениях 8 8 -изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; -проводить наблюдения за природными объектами; -работать с…

Наблюдение — основной метод работы на природе

Наблюдение — основной метод работы на природе

Универсальные учебные действия: — изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; — проводить наблюдения за природными объектами; — работать с…

Универсальные учебные действия: — изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; — проводить наблюдения за природными объектами; — работать с…

Универсальные учебные действия: — планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; — составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; — находить в ближайшем…

Универсальные учебные действия: — планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; — составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; — находить в ближайшем…

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Рисуем впечатленияЗнакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр

Рисуем впечатленияЗнакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр

Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т

Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т

Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки

Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки

Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

О кувшинах, выросших на грядке, и не только

О кувшинах, выросших на грядке, и не только

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии 161

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии 161

Тема 4. В сетях жизни. 251

Тема 4. В сетях жизни. 251

Экскурсия. Заповедные места родного края

Экскурсия. Заповедные места родного края
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024