Урок в технике различение "Заяц и черепаха"
Оценка 4.9

Урок в технике различение "Заяц и черепаха"

Оценка 4.9
doc
28.05.2024
Урок в технике различение "Заяц и черепаха"
Сценарий. Различение. ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА.doc

Сценарий занятия

по формированию способности различения                                                                                                                                                                                                                на материале сказки «Заяц и черепаха»

2 класс   

Предметные задачи: рассмотрение  положительных и отрицательных сторон поступков героев на литературном материале.

Метапредметные задачи:

- построение различения «обман» - «смекалка»  в понятии «хитрость»;

- развивать навыки коммуникативного общения.

 

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Введение в ситуацию противоречия.

У.: - Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку «Заяц и Черепаха»:

«Встретил как-то Заяц Черепаху и говорит ей:

- Здравствуй, Черепаха! Все спешишь, наверное, всех хочешь обогнать! Ты же у нас известный скороход.  Даже медаль у тебя есть за первое место по бегу!

Черепаха на Зайца обиделась.

- Что ты, косой, ко мне пристал? Ползу я, никого не трогаю. Чего тебе надо?

- А давай, Черепаха, соревноваться! Кто из нас быстрее бегает? Спорим, что я тебя обгоню?

Разозлилась Черепаха на Зайца и отвечает:

- Давай, косой, соревноваться, твоя взяла!

Побежали Заяц и Черепаха. Заяц сразу Черепаху  обогнал. Бежит он, бежит, и видит, а на финише уже стоит Черепаха и его дожидается:

- Ну что, Заяц, кто из нас быстрее?

- Быть этого не может! – воскликнул Заяц. Давай назад бежать!

- Давай, - отвечает Черепаха.

Побежали Заяц и Черепаха, только пыль столбом. А на старте опять Черепаха стоит и смеется:

- Что же ты, косой, опять проиграл!

Долго бегал Заяц, но так и не догнал  Черепаху. Расстроился и пошел домой. Так Заяц и не догадался, что Черепаха не бегала  с ним, а под кустиком отдыхала. Ведь она не одна была, а со своей подружкой, такой же Черепахой».

У.: - Эту сказку мы рассказали второклассникам Саше и Коле. Поспорили ребята. Саша сказал, что Заяц правильно поступил, а Черепаха – нет, а Коля -  наоборот: Черепаха – молодец, а Заяц –  хвастун.

 Ребята, а как вы считаете: кто же прав в споре Саша или Коля?

 

2. Восстановление точек зрения.

- Кто считает, что прав Саша, и Заяц – хороший, а Черепаха – плохая, поднимите руку.

- А, кто поддерживает точку зрения Коли, что Заяц – плохой, а Черепаха – хорошая?

Учитель фиксирует на доске обе точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дети высказывают свои точки зрения и разделяются на две группы (1-ая группа поддерживает точку зрения Саши, 2-ая – Коли).

- Прав Саша.

- Прав Коля.

 

На доске составляется схема.

         З+ Ч-                         З- Ч+

 

 

 

 


3. Восстановление способа получения точек зрения.

Учитель предлагает каждой группе доказать, почему они придерживаются такой точки зрения (можно попробовать обсуждать в группе). Все версии фиксируются на доске.

Задается вопрос детям:

- 1 группа, докажите, почему Саша прав, и Заяц – хороший, а Черепаха – плохая.

- 2 группа, а вы докажите, почему поддерживаете точку зрения Коли, и считаете, что Заяц - плохой, а Черепаха – хорошая.

 

Добавляем в схему способ получения точек зрения:    

 

Честность-обман.       Хитроумие-

                                      глупость                                                                                    

         З+ Ч-                        З- Ч+

 

 


                                                             

 Саша                                    Коля                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответы детей:

- Заяц честно бегал, а Черепаха его обманула, схитрила.

 

 

- Заяц обижал Черепаху, хвастался, а Черепаха – оказалась умнее Зайца, она его обхитрила;

- Она находчивая, смекалку проявила, придумала, как ей Зайца победить.

4. Формулировка предмета обсуждения и фиксация противоречия.

- Ребята, что же получается, что  и Саша  прав и Коля прав? Мнения разные, но оба правильные. В каком случае Саша прав, а Коля не прав?

- А в каком случае Коля прав, а Саша не прав?

 

 

Добавляем в схему объект обсуждения: положительный или отрицательный герой, и рассматриваем его со знаком + и -.            

             

                 честность  

Скругленный прямоугольник: Характеристика героя        +                                      -

                      пр. 1            -

 

         -                                      +

                 хитроумие

                                  

          З+ Ч-                         З- Ч+

ТЗ 1. С

 

ТЗ 2. К

 
 


Овал: Поступок Ч. и З.                               

 

 

 

 

 

4. Дети рассматривают поступки Зайца и Черепахи с точки зрения положительных и отрицательных качеств.

- Когда Черепаха обманула, а Заяц был честным;

- Когда Черепаха схитрила и проявила смекалку, а Заяц оказался простаком (глупым).

 

5. Поиск выхода из ситуации противоречия и фиксация полученного различения.

Вместе с детьми формулируем новое различение.

- Может ли герой в одно и то же время быть и положительный и отрицательный?

 

 

 

- Заяц может быть и плохой и хороший, и Черепаха может быть и плохой и хорошей. Когда Заяц поступает честно – он хороший, а Черепаха обманывает – плохая.

Когда Черепаха находчивая, хитроумная (нашла выход из сложившейся ситуации) – она хорошая, молодец; а Заяц даже не понял, почему проиграл (он хвастался, насмехался, но не догадался, что бегал он один).

6. Поиск выхода из ситуации противоречия.

- Как можно помирить Сашу и Колю и прекратить их спор?

Обсуждение с детьми: когда нужно проявлять смекалку и это хорошо, а в каком случае обманывать – плохо.

 

 

- Саша и Коля, вы оба правы. Если говорить о поступках героев с точки зрения честности, то прав Саша, а, если с точки зрения  хитроумия, находчивости, то – Коля.

 


Сценарий занятия по формированию способности различения на материале сказки «Заяц и черепаха» 2 класс

Сценарий занятия по формированию способности различения на материале сказки «Заяц и черепаха» 2 класс

Восстановление точек зрения. -

Восстановление точек зрения. -

Формулировка предмета обсуждения и фиксация противоречия

Формулировка предмета обсуждения и фиксация противоречия

Поиск выхода из ситуации противоречия

Поиск выхода из ситуации противоречия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024