Предметные задачи: рассмотрение положительных и отрицательных сторон поступков героев на литературном материале.
Метапредметные задачи:
- построение различения «обман» - «смекалка» в понятии «хитрость»;
- развивать навыки коммуникативного общения.
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
||||||||||||||||||
1. Введение в ситуацию противоречия. У.: - Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку «Заяц и Черепаха»: «Встретил как-то Заяц Черепаху и говорит ей: - Здравствуй, Черепаха! Все спешишь, наверное, всех хочешь обогнать! Ты же у нас известный скороход. Даже медаль у тебя есть за первое место по бегу! Черепаха на Зайца обиделась. - Что ты, косой, ко мне пристал? Ползу я, никого не трогаю. Чего тебе надо? - А давай, Черепаха, соревноваться! Кто из нас быстрее бегает? Спорим, что я тебя обгоню? Разозлилась Черепаха на Зайца и отвечает: - Давай, косой, соревноваться, твоя взяла! Побежали Заяц и Черепаха. Заяц сразу Черепаху обогнал. Бежит он, бежит, и видит, а на финише уже стоит Черепаха и его дожидается: - Ну что, Заяц, кто из нас быстрее? - Быть этого не может! – воскликнул Заяц. Давай назад бежать! - Давай, - отвечает Черепаха. Побежали Заяц и Черепаха, только пыль столбом. А на старте опять Черепаха стоит и смеется: - Что же ты, косой, опять проиграл! Долго бегал Заяц, но так и не догнал Черепаху. Расстроился и пошел домой. Так Заяц и не догадался, что Черепаха не бегала с ним, а под кустиком отдыхала. Ведь она не одна была, а со своей подружкой, такой же Черепахой». |
|||||||||||||||||||
У.: - Эту сказку мы рассказали второклассникам Саше и Коле. Поспорили ребята. Саша сказал, что Заяц правильно поступил, а Черепаха – нет, а Коля - наоборот: Черепаха – молодец, а Заяц – хвастун. Ребята, а как вы считаете: кто же прав в споре Саша или Коля?
2. Восстановление точек зрения. - Кто считает, что прав Саша, и Заяц – хороший, а Черепаха – плохая, поднимите руку. - А, кто поддерживает точку зрения Коли, что Заяц – плохой, а Черепаха – хорошая? Учитель фиксирует на доске обе точки зрения |
2. Дети высказывают свои точки зрения и разделяются на две группы (1-ая группа поддерживает точку зрения Саши, 2-ая – Коли). - Прав Саша. - Прав Коля.
|
||||||||||||||||||
На доске составляется схема. З+ Ч- З- Ч+
|
|||||||||||||||||||
3. Восстановление способа получения точек зрения. Учитель предлагает каждой группе доказать, почему они придерживаются такой точки зрения (можно попробовать обсуждать в группе). Все версии фиксируются на доске. Задается вопрос детям: - 1 группа, докажите, почему Саша прав, и Заяц – хороший, а Черепаха – плохая. - 2 группа, а вы докажите, почему поддерживаете точку зрения Коли, и считаете, что Заяц - плохой, а Черепаха – хорошая.
Добавляем в схему способ получения точек зрения:
Честность-обман. Хитроумие- глупость З+ Ч- З- Ч+
Саша Коля
|
3. Ответы детей: - Заяц честно бегал, а Черепаха его обманула, схитрила.
- Заяц обижал Черепаху, хвастался, а Черепаха – оказалась умнее Зайца, она его обхитрила; - Она находчивая, смекалку проявила, придумала, как ей Зайца победить. |
||||||||||||||||||
4. Формулировка предмета обсуждения и фиксация противоречия. - Ребята, что же получается, что и Саша прав и Коля прав? Мнения разные, но оба правильные. В каком случае Саша прав, а Коля не прав? - А в каком случае Коля прав, а Саша не прав?
Добавляем в схему объект обсуждения: положительный или отрицательный герой, и рассматриваем его со знаком + и -.
честность + - пр. 1 -
- + хитроумие
З+ Ч- З- Ч+
|
4. Дети рассматривают поступки Зайца и Черепахи с точки зрения положительных и отрицательных качеств. - Когда Черепаха обманула, а Заяц был честным; - Когда Черепаха схитрила и проявила смекалку, а Заяц оказался простаком (глупым).
|
||||||||||||||||||
5. Поиск выхода из ситуации противоречия и фиксация полученного различения. Вместе с детьми формулируем новое различение. - Может ли герой в одно и то же время быть и положительный и отрицательный? |
- Заяц может быть и плохой и хороший, и Черепаха может быть и плохой и хорошей. Когда Заяц поступает честно – он хороший, а Черепаха обманывает – плохая. Когда Черепаха находчивая, хитроумная (нашла выход из сложившейся ситуации) – она хорошая, молодец; а Заяц даже не понял, почему проиграл (он хвастался, насмехался, но не догадался, что бегал он один). |
||||||||||||||||||
6. Поиск выхода из ситуации противоречия. - Как можно помирить Сашу и Колю и прекратить их спор? Обсуждение с детьми: когда нужно проявлять смекалку и это хорошо, а в каком случае обманывать – плохо. |
- Саша и Коля, вы оба правы. Если говорить о поступках героев с точки зрения честности, то прав Саша, а, если с точки зрения хитроумия, находчивости, то – Коля. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.