ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
план работы
кружка «Маленькие туристы – краеведы»
для учащихся 4-х классов
в МБОУ СОШ п. Де-Кастри
Автор программы и
руководитель кружка:
Трофимова В.А. учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
Де-Кастри
2023
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной туристско-краеведческой деятельности младших школьников.
Историческое краеведение одно из важнейших средств связи обучения с практикой, способствует расширению кругозора, углублению знаний, полученных на уроках в школе по региональному компоненту.
Цель:
1. Патриотическое воспитание: воспитание патриотов – дальневосточников.
Задачи:
1. Формирование социальных знаний об истории родного края.
2. Формирование представлений об основах краеведения и туризма, развитие социальных умений в области туристско-краеведческой деятельности.
3. Развитие умений, организация совместной социально-значимой деятельности в коллективе, приобретение опыта самостоятельной деятельности.
4. Воспитание ценностых отношений школьника к родному Отечеству, к памятникам истории, природы и культуры, к историческому наследию предшествующих поколений.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся пятых классов.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).
Программа состоит из 10-и разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности четвероклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся с детьми 9-10 лет в МБОУ СОШ п. Де-Кастри. Реализуется в форме кружка «Маленькие туристы – краеведы».
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность.
Подведением итогов деятельности будет считаться многодневный туристический поход по памятным историческим местам в летний период. Программа похода прилагается.
№ |
Название темы |
общее кол-во часов |
Из них |
|
теория |
практика |
|||
1. |
I. Организационное вводное занятие |
1 |
1 |
|
2-3. |
II. Туристско – краеведческие возможности родного края. Краеведческая викторина |
2 |
1 |
1 |
4-5
6-8
9-11 |
III. Историческое краеведение. 1.Наш край и район в далёком прошлом. Экскурсия. 2. Научно-практическая конференция.Народ Приамурья-ульчи 3. Хабаровск – центр нашего края. Кроссворд. |
8 2
3
3 |
3 1
1
1 |
5 1
2
2 |
12
13-14 |
V. Историко-краеведческие навыки. 1. Истории названия улиц нашего посёлка. Пешеходная экскурсия. 2. «История названия улицы, на которой я живу» (группы по месту жительства). Музейные уроки |
3 1
2 |
|
3 1
2 |
15
16 |
IV. Основы экскурсоведения. 1.Классификация экскурсий. Экскурсия к краеведческому объекту. 2.Комплектование «портфеля» экскурсовода. |
2 1
1 |
|
2 1
1 |
17
18 |
VI. Основы туризма. 1.Виды туризма. Туристские должности в группе. Тренировка. 2. Подготовка личного и группового снаряжения. Организация туристского быта. Турнир «Я – турист». |
2 1
1 |
|
2 1
1 |
19
20 |
VII. Ориентирование на местности. 1.Ориентирование в походе с помощью топографической карты. Тренировки. 2. Ориентирование по местным приметам. Тренировки. |
2 1
1 |
|
2 1
1 |
21
22 23
24 |
VIII. Основы гигиены туриста. 1.Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Тренировка. 2.Походная медицинская аптечка. 3.Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. 4.Обеспечение безопасности в турпоходе. |
4 1
1 1
1 |
2 1
1 |
2
1 1 |
25 26-27 |
IX. Краеведение. 1.Изучение района путешествия. Экскурсия в музей п. Богородское. 2. Общественно-полезная работа в путешествии. |
3 1 2 |
|
3 1 2 |
28
28-34 |
X. Организация туристического похода. 1.Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика. 2. Однодневный туристический поход. |
7 1
6 |
|
7 1
6 |
|
Итого |
34 |
7 |
27 |
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
В ходе туристско-краеведческой деятельности школьники приобретают социальные знания об истории родного края, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о специфике походной жизни в коллективе, о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в экстремальных условиях; постигают этику поведения в коллективе, осознают себя дальневосточниками.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
В соприкосновении с «живой историей», при посещении памятных исторических и природных мест, в общении с интересными людьми – участниками конкретных событий в реальной жизни у школьников формируется позитивное отношение к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру. Возникает желание не только знать, но сохранять, беречь и преумножать богатства родного края для будущих поколений.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник приобретает опыт самостоятельной деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности (проведение экоакций «Дом, в котором мы живём, для потомков сбережем», создание экологической агитбригады), опыт охраны памятников истории и природы (уход и санитарная зачистка; почетная вахта и т.п.); опыт интервьюирования; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей, выполнение конкретных обязанностей в походе; организация и проведение многодневного туристического похода в полевых условиях как опыта выживания в конкретных чрезвычайных ситуациях.
Уважение к историческому прошлому, бережное отношение к памятникам истории и природы, ознакомление с основами краеведения и туризма, позволяют воспитывать дальневосточников - патриотов своего края.
Примечание.
При составлении программы использованы материалы раздела «Организация туристско-краеведческой деятельности школьников» из «МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ» (Авторы: Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов, к.пед.н.,
Центр теории воспитания
Института теории и истории педагогики РАО)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.