Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 4 класс

  • docx
  • 05.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала краеведение.docx

 

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

 

 

план работы

кружка «Маленькие туристы – краеведы»

для учащихся 4-х классов

в МБОУ СОШ п. Де-Кастри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы и

руководитель кружка:

Трофимова В.А. учитель начальных классов

МБОУ        СОШ п. Де-Кастри

 

 

 

 

 

Де-Кастри

2023

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной туристско-краеведческой деятельности младших школьников.

Историческое краеведение одно из важнейших средств связи обучения с практикой, способствует расширению кругозора, углублению знаний, полученных на уроках в школе по региональному компоненту.

Цель:

1.      Патриотическое воспитание: воспитание патриотов – дальневосточников.

Задачи:

1.      Формирование социальных знаний об истории родного края.

2.      Формирование представлений об основах краеведения и туризма, развитие социальных умений в области туристско-краеведческой деятельности.

3.      Развитие умений, организация совместной социально-значимой деятельности в коллективе, приобретение опыта самостоятельной деятельности.

4.      Воспитание ценностых отношений школьника к родному Отечеству, к памятникам истории, природы и культуры, к историческому наследию предшествующих поколений.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся пятых классов.

Программа рассчитана на 34 часа и предполагает  равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками  (1 час в неделю).

Программа состоит из 10-и разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности четвероклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

            Предусмотренные данной программой занятия проводятся с детьми 9-10 лет в МБОУ СОШ п. Де-Кастри. Реализуется в форме кружка «Маленькие туристы – краеведы».

            Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность.

            Подведением итогов деятельности будет считаться многодневный туристический поход по памятным историческим местам в летний период. Программа похода прилагается.

Название темы

общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1.

I. Организационное вводное занятие

 1

 1

 

2-3.

II. Туристско – краеведческие возможности родного края. Краеведческая викторина

 2

 1

 1

 

4-5

 

6-8

 

9-11

III. Историческое краеведение.

1.Наш край и район в далёком прошлом.

Экскурсия.

2. Научно-практическая конференция.Народ Приамурья-ульчи

3. Хабаровск – центр нашего края. Кроссворд.

 8

2

 

3

 

3

3

1

 

1

 

1

5

1

 

2

 

2

 

12

 

13-14

V. Историко-краеведческие навыки.

1. Истории названия улиц нашего посёлка. Пешеходная экскурсия.

2. «История названия улицы, на которой я живу» (группы по месту жительства). Музейные уроки

3

1

 

2

 

3

1

 

2

 

15

 

16

IV. Основы экскурсоведения.

1.Классификация экскурсий. Экскурсия к краеведческому объекту.

2.Комплектование «портфеля» экскурсовода.

2

1

 

1

 

2

1

 

1

 

17

 

18

VI. Основы туризма.

1.Виды туризма. Туристские должности в группе. Тренировка.

2. Подготовка личного и группового снаряжения. Организация туристского быта.

Турнир «Я – турист».

2

1

 

1

 

2

1

 

1

 

19

 

 

20

VII. Ориентирование на местности.

 1.Ориентирование в походе с помощью топографической карты.

Тренировки.

2. Ориентирование по местным приметам.

Тренировки.

2

1

 

 

1

 

2

1

 

 

1

 

21

 

 

22

23

 

24

VIII. Основы гигиены туриста.

1.Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Тренировка.

2.Походная медицинская аптечка.

3.Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.

4.Обеспечение безопасности в турпоходе.

4

1

 

 

1

1

 

1

2

1

 

 

 

 

 

1

2

 

 

 

1

1

 

25

26-27

IX. Краеведение.

1.Изучение района путешествия. Экскурсия в музей п. Богородское.

2. Общественно-полезная работа в путешествии.

3

1

2

 

3

1

2

 

28

 

28-34

X. Организация туристического похода.

1.Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика.

2. Однодневный туристический поход.

7

1

 

6

 

7

1

 

6

 

Итого

34

7

27

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы

1.      Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

В ходе туристско-краеведческой деятельности школьники приобретают социальные знания об истории родного края, о принятых в обществе  нормах отношения  к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о специфике походной жизни в коллективе, о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в экстремальных условиях; постигают этику поведения в коллективе, осознают себя дальневосточниками.

2.      Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

В соприкосновении с «живой историей», при посещении памятных исторических и природных мест, в общении с интересными людьми – участниками конкретных событий в реальной жизни у школьников формируется позитивное отношение к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру. Возникает желание не только знать, но сохранять, беречь и преумножать богатства родного края для будущих поколений.

3.      Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник приобретает опыт самостоятельной деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности (проведение экоакций «Дом, в котором мы живём, для потомков сбережем», создание экологической агитбригады),  опыт охраны памятников истории и природы (уход и санитарная зачистка; почетная вахта и т.п.); опыт интервьюирования; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей, выполнение конкретных обязанностей в походе; организация и проведение многодневного туристического похода в полевых условиях как опыта выживания в конкретных чрезвычайных ситуациях.

Уважение к историческому прошлому, бережное отношение к памятникам истории и природы, ознакомление с основами краеведения и туризма, позволяют воспитывать дальневосточников - патриотов своего края.

 

 

 

Примечание.

При составлении программы использованы материалы раздела «Организация туристско-краеведческой деятельности школьников» из «МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»  (Авторы: Д.В. Григорьев,

П.В. Степанов, к.пед.н.,

Центр теории воспитания

Института теории и истории педагогики РАО)