I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
кружок «Очень умелые ручки»
1 уровень – Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
Занятия объединения художественного творчества.
2 уровень – Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Выставки декоративно – прикладного искусства в классе, в школе.
3 уровень –Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
· высказываться в устной и письменной форме;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
· расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровня развития;
· сформировать навыки работы с информацией.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
1.Вводное занятие
(1ч.аудиторный)Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционно крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. (1ч.внеаудиторный)Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий музей или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с бумагой.
(5ч.аудиторных)Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
(1ч.внеаудиторный)Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3.Работа с различными тканями
(5ч.аудиторных)Понятие о ткани. Общие представления о сырье и получении тканей. Виды тканей по происхождению волокон: из хлопка, льна, шерсти животных, шелковых и искусственных нитей. Свойства ткани. Народные традиции в изготовлении аппликации из ткани. Знакомство с различными образцами аппликации. Порядок проектирования плоской аппликации на клею. Подбор материала для изготовления плоской аппликации на клею. Технология кройки заготовки различных деталей аппликации из ткани. (1ч.внеаудиторный) Экскурсия в магазин ткани.
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы с ножницами и клеем; ознакомление с возможным цветовым оформлением плоской аппликации на клею.
4.Работа с природными материалами
(2ч.внеаудиторных)Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего края», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек ((4ч.аудиторных)оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю» и т. д).
Береста - один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжечек – малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
5.Вязание крючком. Вышивка крестом.
(1ч.внеаудиторный)Из истории данных видов рукоделия.(5ч.аудиторных) Технологические свойства ткани и нитей различного назначения. Виды работ с волокнистыми материалами и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с вязальным крючком, швейной иглой и ножницами. Техника выполнения основных петель и столбиков. Техника изготовления декоративного тесьмы из «цепочек», броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, кошелька, сумочки, вышивка узоров.
6.Морские пришельцы (работа с ракушками)
(5ч.аудиторных)Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликаций. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. (1ч.внеаудиторный)Ракушка как дополнительный материал для поделок.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.
7.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников
(1ч.аудиторный)Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: (1ч.внеаудиторный)проведение выставки – ярмарки.
2 класс
1. Вводное занятие:
(1ч.аудиторный)Вводное занятие Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционно крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.(1ч.внеаудиторный) Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий музей или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с бумагой.
(5ч.аудиторных)Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
(1ч.внеаудиторный)Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями
(5ч.аудиторных)Понятие о ткачестве. Строение ткани. Способы переплетения нитей в тканях: Тканое и трикотажное полотно. Порядок проектирования изделий в технике текстильной пластики. Подбор материала для изготовления игрушек в технике текстильной пластики. Технология выполнения заготовок различных деталей текстильных игрушек.(1ч.внеаудиторный) Экскурсия в швейную мастерскую..
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы с ножницами; ознакомление с приемами работы выполнения текстильных игрушек: тигренка, зайчика, волка, котенка и т. д. 4. Работа с природными материалами
(4ч.внеаудиторных)Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над композициями из засушенных растений; (2ч.аудиторных)изготовление панно по замыслу детей и педагога; 5.Вязание крючком. Вышивка крестом.
(5ч.аудиторных)Технологические свойства ткани и волокнистых материалов. Виды работ с тканью и волокнистыми материалами и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с вязальным крючком, швейной иглой и ножницами. Техника изготовления пояса, шапочки и шарфа, цветов, различных миниатюрных сувениров, выполнение миниатюрных сюжетных вышивок.
Практическая работа: подготовка к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы;(1ч.внеаудиторный) оформление тематического панно, шапочки, шарфа, вязаных цветов, миниатюрных сюжетных вышивок, сувениров, пояса.
6.Морские пришельцы (работа с ракушками)
Сбор ракушек.(5ч.аудиторных) Виды ракушек, хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликаций. (1ч.внеаудиторный)Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек. 7.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников
(1ч.аудиторный)Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:(1ч.внеаудиторный) проведение выставки – ярмарки.
Содержание курса:
3 класс
1. Вводное занятие:
(1ч.аудиторный)Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционно крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
(1ч.внеаудиторный)Экскурсия в местный краеведческий музей или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с бумагой.
(5ч.аудиторных)Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
(1ч.внеаудиторный)Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями
(5ч.аудиторных)Понятие о народной тряпичной кукле. Народные традиции в изготовлении тряпичной куклы. (1ч.внеаудиторный)Знакомство с мастерами родного края по изготовлению тряпичной куклы. Порядок проектирования тряпичной куклы. Подбор материала для изготовления тряпичной куклы. Технология кройки заготовок различных деталей тряпичной куклы. Экскурсия в мир ткани. Практическая работа: освоение безопасных приемов работы с ножницами; ознакомление с возможным цветовым оформлением тряпичной куклы.
4. Работа с природными материалами
(2ч.внеаудиторных)Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над композициями «превращения» засушенных листьев.(4ч.аудиторных) Оформление композиций: «Петушок», «Ромашка», «Лучи солнышка», «Бабочка», «Жучок», и т. д.
5. Вязание крючком. Вышивка крестом.
(5ч.аудиторных)Технологические свойства ткани и волокнистых материалов. Виды работ с нитями и тканью и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с вязальным крючком, швейной иглой и ножницами. Техника изготовления ажурных салфеток, новогодних игрушек, различных миниатюрных сувениров, (1ч.внеаудиторный)украшение одежды вышивкой.
Практическая работа: подготовка ткани к работе; выбор схемы; подбор узора и модели; изготовление ажурных салфеток, новогодних игрушек, различных миниатюрных сувениров, закладок для книг и т.д.
6.Морские пришельцы (работа с ракушками)
Сбор ракушек.(5ч.аудиторных) Виды ракушек, хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликаций. (1ч.внеаудиторный)Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек.
6. Отчетная выставка – ярмарка работ школьников
(1ч.аудиторный)Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:(1ч.внеаудиторный)проведение выставки – ярмарки
4 класс
1. Вводное занятие:
(1ч.аудиторный)Вводное занятие Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционно крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
(1ч.внеаудиторный)Экскурсия в местный краеведческий музей или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с бумагой.
(5ч.аудиторных)Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
(1ч.внеаудиторный)Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями
(5ч.аудиторных)Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа:(1ч.внеаудиторный)освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машине; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Работа с природными материалами
(2ч.внеаудиторных)Дары леса. Заготовка природного материала. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Экскурсия в хозяйственный магазин.
Практическая работа: (4ч.аудиторных)Народные традиции в изготовлении игрушек из соломки, мочала, ниток. Порядок проектирования «Солнечного коня». Подбор материала для изготовления «Солнечного коня». Знакомство с технологией изготовления игрушек из соломки, мочала, ниток. 5. Вязание крючком. Вышивка крестом.
(5ч.аудиторных)Технологические свойства тканей и волокнистых материалов. Виды работ с нитями и тканью и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с вязальным крючком, швейной иглой и ножницами. Техника изготовления ажурных салфеток, вязаных игрушек, вышитых прихваток и полотенец.
Практическая работа: (1ч.внеаудиторный)подготовка материалов к работе, изготовление ажурных салфеток, вязаных игрушек, украшение вышивкой прихваток и полотенец.
6. Морские пришельцы (работа с ракушками)
Сбор ракушек. (5ч.аудиторных)Виды ракушек, хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликаций. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.
Практическая работа:(1ч.внеаудиторный) сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек.
7. Отчетная выставка – ярмарка работ школьников
(1ч.аудиторный)Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:(1ч.внеаудиторный) проведение выставки – ярмарки.
Формы и виды контроля
- рефлексия по окончании каждого занятия;
- итоговые работы по разделам программы;
-организация выставок детских работ.
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем. |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
Аудиторные |
Внеауди торные |
|||||
1. |
I год обучения
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность |
|
2. |
Работа с бумагой |
6 |
5 |
1 |
Игровая, досугово - развлекательная |
|
3. |
Работа с различными тканями |
6 |
5 |
1 |
Познавательная, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
|
4. |
Работа с природными материалами |
6 |
4 |
2 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
|
5. |
Вязание крючком Вышивка крестом |
6 |
5 |
1 |
Художественное творчество |
|
6. |
Морские пришельцы (работа с ракушками) |
6 |
5 |
1 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
|
7. |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
1 |
1 |
Досугово - развлекательная |
||
|
Итого: |
33 |
25 |
8 |
|
|
1. |
II год обучения
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность |
|
2. |
Работа с бумагой |
6 |
5 |
1 |
Игровая, досугово - развлекательная |
|
3. |
Работа с различными тканями |
6 |
5 |
1 |
Познавательная, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
|
4. |
Работа с природными материалами |
6 |
4 |
2 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
|
5. |
Вязание крючком Вышивка крестом |
6 |
5 |
1 |
Художественное творчество |
|
6. |
Морские пришельцы (работа с ракушками) |
6 |
5 |
1 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
|
7. |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
2 |
1 |
1 |
Досугово - развлекательная |
|
|
Итого: |
34 |
26 |
8 |
|
|
1. |
IIIгод обучения
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность |
2. |
Работа с бумагой |
6 |
5 |
1 |
Игровая, досугово - развлекательная |
3. |
Работа с различными тканями |
6 |
5 |
1 |
Познавательная, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
4. |
Работа с природными материалами |
6 |
4 |
2 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
5. |
Вязание крючком Вышивка крестом |
6 |
5 |
1 |
Художественное творчество |
6. |
Морские пришельцы (работа с ракушками) |
6 |
5 |
1 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
7. |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
2 |
1 |
1 |
Досугово - развлекательная |
|
Итого: |
34 |
26 |
8 |
|
1. |
IV год обучения
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность |
2. |
Работа с бумагой |
6 |
5 |
1 |
Игровая, досугово - развлекательная |
3. |
Работа с различными тканями |
6 |
5 |
1 |
Познавательная, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
4. |
Работа с природными материалами |
6 |
4 |
2 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
5. |
Вязание крючком Вышивка крестом |
6 |
5 |
1 |
Художественное творчество |
6. |
Морские пришельцы (работа с ракушками) |
6 |
5 |
1 |
Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
7. |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
2 |
1 |
1 |
Досугово - развлекательная |
|
Итого: |
34 |
26 |
8 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.