Программа внеурочной деятельности «Мир красок»
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности «Мир красок»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл—3 кл
29.05.2023
Программа внеурочной деятельности «Мир красок»
В программе «Мир красок» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребёнка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники рисования, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 часа в неделю (68ч.)
МИР КРАСОК программа.docx

Программа внеурочной деятельности «Мир красок»

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1-4 классов

автор: Генералова С.А.

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов образовательные программы реализуются через урочную и внеурочную деятельность. В настоящее время внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в каждом образовательном учреждении, в том числе в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), с расстройствами аутистического спектра (РАС). Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ.

В качестве нормативно - правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), с РАС в школе-интернате «Вера» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования выступают следующие документы:

ü  Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции) от 29декабря 2012г. N 273 ФЗ

ü  Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ;

ü  Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ü  Положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (вариант 8.2).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир красок» разработана на 4 года обучения: (1 (доп.) класс (1-ый год обучения), 1 (доп.) класс (2- год обучения), 1 класс, 2 класс) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), федеральным государственным образовательным стандартом  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) адаптированные основные общеобразовательные программы.

Для обучающихся с РАС очень важно, чтобы школа стала началом формирования элементарных представлений о мире красок.

Искусство — форма познания мира. Изображая мир, люди учатся его понимать.

          Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика.
         Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию. Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В программе «Мир красок» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребёнка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию: сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха

Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 часа в неделю (68ч.)

 

Цель: формирование у детей художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

 

Задачи:

 

Образовательные:

- ознакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

- обучать умению использовать нетрадиционные техники рисования;

- обучать умению использовать различные материалы для рисования.

  

    Коррекционно - развивающие:

- адаптация к новым социальным знаниям, в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- коррекция психических процессов:

а) восприятия – в процессе дидактических игр, практической работы;

б) внимания – в процессе дидактических игр, практической работы;

в) памяти – запоминание с помощью схем опор; в процессе дидактических игр, практической работы;

г) мышления – в процессе дидактических игр, практической работы;

д) коррекция речи – в процессе проговаривания речевых физкультминуток; обогащение словаря в ходе ознакомления с новыми терминами и понятиями;

е) коррекция общей и мелкой моторики – в процессе физкультминуток, практической работы.

 

Воспитательные:

- воспитание аккуратности при работе с различными материалами;

- воспитание чувства прекрасного;

- воспитание социально значимых качеств личности.

 

Направленность программы «Мир красок» является:
по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по форме организации – индивидуально – групповой;
по времени реализации – долгосрочной (4 года).

Программа «Мир красок» - это начало систематического приобщения детей к удивительному миру искусства, к миру прекрасного.

 

 

Содержание программы.

Творческий процесс- это настоящее чудо. Дети, раскрывая свои уникальные способности, радуются результатам работы.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными

особенностями. Каждая техника используется многократно, но задания

разнообразны, что доводит знание ребёнка до автоматизма. В процессе работы дети изучают разные техники нетрадиционного рисования.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении материала по миру красок (изобразительная деятельность, коррекционно-развивающие занятия, речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, человек).

Итогом результатов реализации программы внеурочной деятельности «Мир красок» может стать:

- выставка творческих работ;

- оформление класса, школы;

- открытки для именинников, педагогов, родственников;

- мастер-классы для обучающихся.

Описание различных нетрадиционных техник рисования, использованных в данной программе:

Для 1 года обучения:

Фон. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчётливее видно, так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. На сделанном заранее фоне лучше смотрятся все работы. Можно делать фон кистью. Но наиболее простой способ – это делать фон ватой или кусочками поролона, губкой, смоченной в воде и краске.

 

Рисование ладошкой. Ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

 

Набрызг. Краска набирается на ворс зубной щетки. Затем разбрызгивается быстрым движением палочкой по ворсу по направлению к себе.

 

Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой- либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

 

Рисование пальчиками. Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

 

Рисование с использованием шаблона. На белый лист бумаги кладётся вырезанный шаблон предмета, животного, человека, объекта природы и т.п. Далее делаем фон методом набрызга. После высыхания краски убирают шаблон.

 

Мрамирование бумаги. Равномерным толстым слоем наносится пена для бритья на тарелку. Смешиваются краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки капается краска разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке. Той же кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Затем берётся лист бумаги и аккуратно прикладывается к поверхности получившейся узорчатой пены. Лист кладётся на стол. Остаётся только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку;

 

Для 2 года обучения:

Смешивание краски. Смешивание цветов у детей всегда вызывает неподдельный интерес. Но при отсутствии развитого абстрактного воображения им трудно делать это в уме и запомнить результат своего творчества. Если взять два или больше оттенка краски и смешать их между собой, то получится новый цвет. Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать красочную картинку, не обязательно иметь большую палитру с красками: многие цвета можно получить с помощью смешивания.

 

Отпечаток. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

 

Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. Существует два технических приёма: 1) вначале лист бумаги полностью погружают в тазик с водой. После того, как вода с поверхности листа стечёт, он размещается на клеёнке и на него наносится изображение; 2) лист плотной бумаги, с помощью кусочка поролона, с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

 

Рисование мятой бумагой. Краски нужных цветов помещаются в неглубокие пластиковые емкости. Кусочки бумаги примерно 15 на 10 см сминаются в произвольном порядке. Для каждого цвета – одна смятая бумажка. Мятая бумага играет роль кисти. Нужно пропитать ее краской и оставить отпечаток. Таким способом можно заполнять раскраски. При использовании густой краски изображение получится фактурным. Жидкой краской отпечатки выходят полупрозрачными, воздушными.
способствуют активной работе легких.

 

Монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

 

Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Контур будущего рисунка делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

 

Для 3 года обучения:

Печатная техника:

 

1.Метод «тычка» кистью. Данная техника доступна и интересна детям, они легко её осваивают. При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны). Желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки. Кисточка должна быть жёсткой (натуральная щетинная, и самое главное, сухой (т. е. перед работой её не надо окунать в воду). Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. 

 

2.Рисование ватными палочками. Палочек должно быть достаточно. Ватные палочки не нужно смачивать. Для нанесения точки опустите ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижмите к бумаге. Не допускайте слияния пятен разных цветов. Палочку прижимайте к бумажному листу перпендикулярно. Сначала обработайте контур рисунка, затем заполните пятнами середину рисунка.

 

3.Рисование губкой. Поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования. Рисование губкой позволяет быстро раскрасить изображение. Можно рисовать с использованием трафарета, если дети ещё не научились определять границы. Использование губки при рисовании позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость шкурки животного, объёмность. Гуашь необходимо выложить в специальные палитры или невысокие блюдца. Поролон макают в краску и наносят на лист. Для удобства, чтобы руки оставались чистыми, поролон можно вставить в колпачок от фломастера или обвернуть губкой конец карандаша и крепко примотать ниткой. Из губки можно, для разнообразия и большего интереса детей, вырезать фигуры (круги, квадраты, звёздочки, лепестки, листики и т.п.). 

Из поролона можно вырезать фигуры (круги, квадраты, ромбики, звёздочки, лепестки и т. п.).

    

Рисование пластиковой вилкой. Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент,                       который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку. Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.

 

«Планшет» для рисования. Понадобится: 2 файла, лист А4, краски, жидкое мыло, скотч. В один файл вставляем лист и прячем нашу заготовку во второй файл. Краски и мыло добавляем в тот файл, в котором нет листа. Добавляем жидкое мыло. Хорошо проклеиваем края скотчем. Равномерно распределяем мыло с красками. Можем рисовать, водить пальчиком, руками, ловить пузырьки. Дети в восторге от такого «планшета», тем более, если принимали участие в его изготовлении.

 

для 4 года обучения:

Рисование нитками (ниткография). «Ниткография»: это слово состоит из двух слов: нитка и графика (от γραφω — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи ... То есть, получается, пишу ниткой или рисую нитью. Нить опускается в тушь, или краску, (можно помочь кистью) произвольно укладывается петлями и зигзагами на лист бумаги. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу, а нить вытягивают за конец. Хорошо использовать толстую шерстяную нить – ворс, который оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты. Можно использовать иглу с нитью: проколоть верхний лист иглой и нить вытягивать через отверстие. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.

 

Фотокопия – рисование свечой. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

 

Рисование пипеткой. Нетрадиционная техника рисования, которая привлекает внимание ребенка, способствует выражению своих эмоций, является хорошим способом самовыражения и поднятия настроения, развивает у детей творческое воображение, развивает мелкую моторику и готовит руку ребенка к письму. Набираем в пипетку краску и мягко выдавливаем её на бумагу, на ватные диски, на скрученные из салфеток трубочки и т.д.

 

Рисование методом «тычка» с использованием трубочки. Низ у трубочки режем на мелкие полоски, загибаем их, получается внизу как бы солнышко. Опускаем в краску и тычкообразными движениями наносим на бумагу.

 

Рисование пузырчатой плёнкой. Берем пузырчатую пленку и раскрашиваем. Пузырчатая плёнка может быть вырезана в виде кругов разного размера. Нужно стараться раскрасить каждый пузырик, тогда рисунок получится более четким. Как только пленку раскрасили, немедленно, пока краска еще недостаточно высохла, прикладываем картону, затем убираем и смотрим, что же получилось. Работа в виде штампа. 

 

Многоразовые раскраски. Отрезаем кусок картона от коробки. Рисуем на нём чёрным перманентным маркером контуры рисунков. После этого обклеиваем картон скотчем. Ребёнок может фломастерами (на водной основе) или гуашью раскрашивать картинку, затем стирать мокрой губкой (влажной салфеткой).

 

ОПЫТЫ С КРАСКАМИ:

1.«Разноцветный вулкан». Понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки, краски. Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель пищевой краски разного цвета в молоко. Обмакиваем ватную палочку в жидкое мыло и погружаем в тарелку с молоком.

При добавлении краски в молоко на поверхности образуются красивые цветные разводы. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски, которые образуют необычные разноцветные рисунки и вулканические движения на поверхности молока.

 

2. «Радуга в стакане». Понадобится: стаканчики (5 шт.) одноразовые, прозрачные; сахар (по 10 столовых ложки в каждый стаканчик), вода (по 3 ст. ложки в каждый стаканчик), ложка, пищевые красители (4 цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий), шприц (без иголки) одноразовый. Насыпаем в стаканчики сахар: в первый – 1 ст. ложка, во второй – 2 ст. ложки, в третий – 3 ст. ложки, в четвёртый – 4 ст. ложки. Затем добавляем в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешиваем воду с сахаром. Добавляем краску: в первый стаканчик – красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, в четвёртый – синюю. Перемешиваем. Берём шприц и пустой стаканчик. В шприц набираем синий раствор. И аккуратно, по стеночке стакана вливаем раствор. Далее аналогично – зелёный, жёлтый, красный.

 

3. «Объёмные краски». Понадобится: 4 одноразовых стаканчика, 4 пакета, пена для бритья, краски, ложка. На стаканчики надеваем пакеты. Заполняем каждый стаканчик пеной для бритья. В пену добавляем краску (в каждый стаканчик- 1 цвет). Перемешиваем пену с краской. Вынимаем пакеты, прорезаем в углу дырочку и выдавливаем краску на лист бумаги. Сверху эта масса застывает, а изнутри остаётся мягкой.

 

4. «Разноцветные шарики». Понадобится: вода, растительное масло, краски, смешанные с водой, пипетка. В прозрачный стакан с водой наливаем растительное масло. Вода и растительное масло не смешиваются друг с другом. Вода плотнее и тяжелее, чем масло. Краска, так как смешана с водой, попадая в масло, превращается в шарик. Шарик с краской проходит через масло и, попадая в воду, распадается, так как попадает в свою водную среду и смешивается с ней.

 

Исходя из индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, возможно формировать:

 

1 (дополнительный) класс (1-го года обучения).

     Разделы программы для 1 года:

     1.Общее представление о занятии по миру красок:

     - понятие о инструментах и материалах, необходимых для занятия;

     - умение использовать инструменты и материалы по назначению;

     - понятие о технике безопасной работы;

     - понятие о правилах работы с красками.

 

2.Фон:

- умение рисовать фот с помощью кисти;

- умение рисовать фон с помощью губки;

- умение рисовать фон с помощью ваты.

 

3.Рисование ладошкой:

- умение окрашивать ладонь краской путём опускания её в краску;

- умение окрашивать ладонь краской с помощью кисти;

- умение оставлять отпечаток ладошки на бумаге.

 

4.Набрызг:

- умение набирать краску на ворс зубной щётки;

- умение разбрызгивать краску на лист бумаги.

 

5.Раздувание краски.

- умение наносить на бумагу капли жидкой краски с помощью кисти;

- умение раздувать краску через трубочку.

 

6.Рисование пальчиками.

- умение опускать один пальчик в краску;

- умение наносить пальчиком отпечатки на бумагу;

 

7.Рисование с использованием шаблона.

- умение помещать шаблон на лист бумаги;

- умение делать фон с помощью кисти;

- умение убирать шаблон с высохшего фона.

 

8.Мрамирование бумаги.

- умение наносить пену для бритья на тарелку толстым слоем;

- умение смешивать краски;

- умение пользоваться кистью;

- умение размазывать краску по поверхности пены;

- умение прикладывать лист бумаги на разноцветную пену;

- умение соскребать пену с листа бумаги куском картона.

 

1 (дополнительный) класс (2-го года обучения)

     Разделы программы для 2 года:

     1.Повторение общих представлений о занятии по миру красок:

     - понятие о инструментах и материалах, необходимых для занятия;

     - умение использовать инструменты и материалы по назначению;

     - понятие о технике безопасной работы;

     - понятие о правилах работы с красками.

     

     2.Смешивание краски.

- умение смешивать краски.

 

3.Отпечаток.

- умение покрывать листья гуашью с помощью кисти;

- умение аккуратно прижимать окрашенный лист к бумаге.

 

4.Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. 

- умение погружать лист бумаги полностью в воду;

- умение смачивать лист бумаги куском поролона или губкой;

- умение наносить краски на мокрый лист бумаги.

 

5.Рисование мятой бумагой.

- умение наливать краску в неглубокие ёмкости;

- умение сминать кусочки бумаги в ком;

- умение пропитать ком бумаги краской;

- умение оставлять отпечаток на бумаге окрашенным комом бумаги.

 

6.Монотипия.

- умение складывать лист бумаги пополам и проглаживать по сгибу;

- умение раскрашивать рисунок только на одной половине бумаги.

 

7.Техника выполнения витражей – клеевые картинки.

- умение пользоваться клеем ПВА;

- умение наносить клей ПВА по контуру;

- умение закрашивать рисунок внутри контура.

 

 

 

                                                                    1 класс.

     Разделы программы для 3 года:

     1.Повторение общих представлений о занятии по миру красок:

     - понятие о инструментах и материалах, необходимых для занятия;

     - умение использовать инструменты и материалы по назначению;

     - понятие о технике безопасной работы;

     - понятие о правилах работы с красками.

 

2.Печатная техника:

Метод «тычка» кистью:

- умение выполнять тычкообразные движения кистью на бумаге.

Рисование ватными палочками:

- умение оставлять чёткий отпечаток краски ватной палочкой;

- умение оставлять чёткие отпечатки краски ватной палочкой по контуру рисунка;

- умение заполнять чёткими отпечатками краски ватной палочкой внутри контура.

Рисование губкой:

- умение раскрашивать поролоновой губкой по трафарету;

- умение раскрашивать поролоновой губкой внутри контура.

   

      3.Рисование пластиковой вилкой.

      - умение опускать нижнюю часть пластиковой вилки в краску;

      - умение оставлять вилкой в краске чёткий отпечаток на бумаге.

 

4. «Планшет» для рисования.

- умение перемешивать жидкое мыло с краской;

- умение пользоваться «планшетом» для рисования.

 

2 класс.

     Разделы программы для 4 года:

     1.Повторение общих представлений о занятии по миру красок:

     - понятие о инструментах и материалах, необходимых для занятия;

     - умение использовать инструменты и материалы по назначению;

     - понятие о технике безопасной работы;

     - понятие о правилах работы с красками.

    

     2.Рисование нитками (ниткография):

- умение опускать нить в краску;

- умение укладывать нить в краске на бумагу;

- умение накрывать лист с нитью другим листом;

- умение прижимать два листа с нитью между ними;

- умение вытягивать нить за её конец.

 

3.Фотокопия – рисование свечой:

- умение наносить контуры на бумагу свечой, мылом, восковым белым мелком;

- умение наносить краску кистью на весь лист бумаги.

 

4.Рисование пипеткой:

- умение набирать краску в пипетку;

- умение выдавливать краску из пипетки на бумагу, на ватные диски, на трубочки из салфеток.

    

5.Рисование методом «тычка» с использованием трубочки:

      - умение рисовать трубочкой тычкообразным способом.

    

    6.Рисование пузырчатой плёнкой:

      - умение наносить краску кистью на пузырчатую поверхность плёнки;

      - умение прикладывать окрашенную пленку к картону.

     

    7.Многоразовые раскраски:

      - умение раскрашивать гуашью по скотчу;

      - умение смачивать водой и выжимать губку;

      - умение стирать рисунок влажной губкой (салфеткой).

    

    8.ОПЫТЫ С КРАСКАМИ:

     «Разноцветный вулкан»:

      - умение наливать молоко в тарелку;

      - умение капать пипеткой краску в молоко;

      - умение обмакивать ватную палочку в жидкое мыло;

      - умение погружать ватную палочку в тарелку с молоком.

     «Радуга в стакане»:

      - умение насыпать лодкой сахар в стаканчики;

- умение наливать ложкой воду в стаканчики;

- умение капать пипеткой краску в стаканчики;

- умение перемешивать ложкой ингредиенты в стакане;

- умение набирать окрашенную жидкость в одноразовый шприц;

- умение выдавливать жидкость из одноразового шприца.

 «Объёмные краски»:

- умение надевать пакеты на стаканчики;

- умение выдавливать пену для бритья в стаканчики;

- умение капать краску пипеткой в стаканчики с пеной;

- умение перемешивать пену с краской с помощью ложки или палочки;

- умение выдавливать полученную массу из отверстия пакета на картон.

«Разноцветные шарики»:

- умение наливать воду в стаканчик;

- умение наливать растительное масло в стаканчик с водой;

- умение набирать краску в пипетку;

- умение капать пипеткой краску в содержимое стакана.

 

Календарно-тематическое планирование

1 (доп.) класс (1-ый год обучения)

 

Раздел, тема

Цель

Контроль

Методическое обеспечение раздела, темы

Количество

часов

Дата

 

 

1.

Общее представление о занятии по миру красок.

Инструменты и материалы, необходимые для урока: их использование и техника безопасной работы.

Ознакомление с правилами работы с красками: не пачкать стол и одежду, рисовать только на бумаге, одевать специальный фартук, по окончании мыть руки.

Формирование представлений о занятии по миру красок.

Методы устного и практического контроля, наблюдение.

Сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, реальные предметы

 

         

 

 

 

 

 

 

2.

Фон.

Формирование умений рисовать фон кистью, губкой, ватой.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, кисти, губки, вата, краска, непроливайки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки,  видеосюжет.

        

 

 

 

 

3.

Рисование ладошкой.

Формирование умения рисовать ладошкой.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, кисти, краска, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

 

 

4.

Набрызг.

 

Формирование умения рисовать методом «набрызг».

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, зубные щётки, краска, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

     

 

 

5.

Раздувание краски.

Формирование умения раздувать краску с помощью трубочки.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, кисти, трубочки, краска, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

         

 

 

6.

Рисование пальчиками.

 

Формирование умения рисовать пальчиком.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

7.

Рисование с использованием шаблона.

Формирование умения использовать шаблон в рисовании.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, шаблоны, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

 

 

8.

Мрамирование бумаги.

Формирование умения выполнять рисунок с помощью техники «мрамирование».

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, тарелка, пена для бритья, кусочки картона, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

 

 

 

 

9.

Повторение.

Закрепление знаний, умений, навыков по изученным разделам.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, губки, зубные щётки, шаблоны, пена для бритья, тарелки, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжеты.

       

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

1 (дополнительный) класс (2- ой год обучения).

Раздел, тема

Цель

Контроль

Методическое обеспечение раздела, темы

Количество

часов

Дата

 

 

1.

Повторение общих представлений о занятии по миру красок.

Инструменты и материалы, необходимые для урока: их использование и техника безопасной работы.

Ознакомление с правилами работы с красками: не пачкать стол и одежду, рисовать только на бумаге, одевать специальный фартук, по окончании мыть руки.

Формирование представлений о занятии по миру красок.

Методы устного и практического контроля, наблюдение.

Сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, реальные предметы

 

         

 

 

 

 

 

 

2.

Смешивание краски.

Формирование умения смешивать краски.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, ёмкости для краски,   влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

 

 

 

3.

Отпечаток.

Формирование умения выполнять рисунок с помощью отпечатков окрашенных листьев.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, листья, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

 

 

4.

Рисование гуашью по мокрому слою бумаги.

Формирование умения рисовать с помощью кисти по мокрому слою бумаги.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, вода, губки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

     

 

 

5.

Рисование мятой бумагой.

Формирование умения рисовать мятой бумагой.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, ёмкости для краски, бумажные куски 10*10, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

         

 

 

6.

Монотипия.

 

Формирование умения выполнять рисунок с помощью техники «монотипия».

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

7.

Техника выполнения витражей- клеевые картинки.

Формирование умений: наносить клей ПВА по контуру, раскрашивать красками внутри контура.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, клей ПВА, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

 

 

8.

 

7.

Повторение

Закрепление представлений по изученным разделам

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, листья, губки, ёмкости для краски, кусочки бумаги10*10, клей ПВА, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

       

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Раздел, тема

Цель

Контроль

Методическое обеспечение раздела, темы

Количество

часов

Дата

 

 

1.

Повторение общих представлений о занятии по миру красок.

Инструменты и материалы, необходимые для урока: их использование и техника безопасной работы.

Ознакомление с правилами работы с красками: не пачкать стол и одежду, рисовать только на бумаге, одевать специальный фартук, по окончании мыть руки.

Формирование представлений о занятии по миру красок.

Методы устного и практического контроля, наблюдение.

Сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, реальные предметы

 

         

 

 

 

 

 

 

2.

Печатная техника:

- метод «тычка» кистью;

- рисование ватными палочками;

- рисование губкой.

Формирование умений рисовать с использованием «печатной» техники.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, ватные палочки, губки, ёмкости для краски,  влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

 

 

 

3.

Рисование пластиковой вилкой.

Формирование умения рисовать пластиковой вилкой.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, пластиковые вилки, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

         

 

 

 

4.

«Планшет» для рисования.

Формирование умения рисовать на многоразовом «планшете» для рисования.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Файлы, листы А4, краски, жидкое мыло, скотч, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

     

 

 

 

5.

Повторение

Закрепление представлений по изученным разделам

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, ватные палочки, губки, ёмкости для краски, пластиковые вилки, «планшеты» для рисования, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

       

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Раздел, тема

Цель

Контроль

Методическое обеспечение раздела, темы

Количество

часов

Дата

 

 

1.

Повторение общих представлений о занятии по миру красок.

Инструменты и материалы, необходимые для урока: их использование и техника безопасной работы.

Ознакомление с правилами работы с красками: не пачкать стол и одежду, рисовать только на бумаге, одевать специальный фартук, по окончании мыть руки.

Формирование представлений о занятии по миру красок.

Методы устного и практического контроля, наблюдение.

Сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, реальные предметы

 

         

 

 

 

 

 

 

2.

Рисование нитками (ниткография).

Формирование умения использовать нить при рисовании.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, отрезки шерстяной нити, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

 

 

 

3.

Фотокопия – рисование свечой.

Формирование умения наносить контуры свечой (мылом, восковым мелком), обводить свечой (мылом, восковым мелком) по готовому контуру.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, кисти, свечи, кусочки мыла, восковые белые мелки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

 

 

4.

Рисование пипеткой.

Формирование умения пользоваться пипеткой при рисовании.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, ёмкости для краски, пипетки, ватные диски, трубочки из салфеток, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

     

 

 

5.

Рисование методом «тычка» с использованием трубочки.

Формирование умения рисовать трубочкой тычкообразными движениями.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, краска, трубочки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

         

 

 

6.

Рисование пузырчатой плёнкой.

 

Формирование умения рисовать пузырчатой плёнкой.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, пузырчатая плёнка, краска, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

        

 

7.

Многоразовые раскраски.

Формирование умения использовать многоразовую раскраску несколько раз.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Многоразовые раскраски, краски, кисти, непроливайки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжет.

 

 

8.

Опыты с красками:

1.      «Разноцветный вулкан».

2.      «Радуга в стакане».

3.      «Объёмные краски».

4.      «Разноцветные шарики».

Формирование умения выполнять опыты с красками.

Методы устного и практического контроля, наблюдение

1.Тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки, краски.

2.Стаканчики (5 шт.) одноразовые, прозрачные; сахар (по 10 столовых ложки в каждый стаканчик), вода (по 3 ст. ложки в каждый стаканчик), ложка, пищевые красители (4 цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий), шприц (без иголки) одноразовый.

3. Четыре одноразовых стаканчика, 4 пакета, пена для бритья, краски, ложка.

4. Вода, растительное масло, краски, смешанные с водой, пипетка.

влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжеты.

 

 

 

 

7.

Повторение

Закрепление представлений по изученным разделам

Методы устного и практического контроля, наблюдение

Листы для акварели, отрезки ниток шерстяных, свеча, мыло, восковые мелки, кисти, пипетки, ватные диски, трубочки, пузырчатая плёнка, многоразовые раскраски, краска, ёмкости для краски, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеосюжеты.

       

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить умение работать в коллективе, любовь к прекрасному, к творчеству, навыки трудолюбия и аккуратности у учащихся. На занятиях предполагается использование следующего оборудования:

  1. Компьютер, мышь, колонки, проектор;
  2. Презентации, видеосюжеты по темам;
  3. Дидактический материал:
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами курса внеурочной деятельности;
  • индивидуальные дифференцированные задания.

4.Оборудование: листы для акварели, листы формата А4, кисти, краски, ёмкости для красок, непроливайки, ватные палочки, губки, пипетки, вата, ватные диски, бумажные салфетки, пластиковые вилки, трубочки, шерстяная нить, пузырчатая плёнка, файлы А4, скотч, коробка, одноразовые стаканчики, свеча, кусок мыла, восковые мелки белые, листья, шаблоны, зубные щётки, тарелки, клей ПВА, сахар, пищевые красители, жидкое мыло, пена для бритья, растительное масло, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии, рисунки.

 

 

Список литературы:

1. Алексеева С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962г.- 54с.

2. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2000г.

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989г.- 170с.

4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству - М.: Просвещение, 1982г.- 81с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991г.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2003г.- 192 с.

7. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир. «Просвещение» Москва 2000г.

8.Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка - М., 1993г.

9.Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-mir-krasok-3389527.html

https://урок.рф/library/programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_mir_krasok_174251.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/04/04/dopolnitelnaya-programma-mir-krasok

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/programma_po_pdo_v_mire_krasok

https://academy-of-curiosity.ru/tvorchestvo/25-neobychnyh-tehnik-risovaniya-dlya-detej/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/11/24/netraditsionnye-tehniki-risovaniya

https://infourok.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada-i-shkoly-4147072.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа внеурочной деятельности «Мир красок» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1-4 классов автор:

Программа внеурочной деятельности «Мир красок» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1-4 классов автор:

Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию

Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию

Направленность программы «Мир красок» является: по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально – групповой; по времени реализации – долгосрочной (4 года)

Направленность программы «Мир красок» является: по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально – групповой; по времени реализации – долгосрочной (4 года)

Рисование пальчиками . Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу

Рисование пальчиками . Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу

После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема

После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема

Добавляем жидкое мыло. Хорошо проклеиваем края скотчем

Добавляем жидкое мыло. Хорошо проклеиваем края скотчем

Обмакиваем ватную палочку в жидкое мыло и погружаем в тарелку с молоком

Обмакиваем ватную палочку в жидкое мыло и погружаем в тарелку с молоком

Набрызг: - умение набирать краску на ворс зубной щётки; - умение разбрызгивать краску на лист бумаги

Набрызг: - умение набирать краску на ворс зубной щётки; - умение разбрызгивать краску на лист бумаги

Монотипия . - умение складывать лист бумаги пополам и проглаживать по сгибу; - умение раскрашивать рисунок только на одной половине бумаги

Монотипия . - умение складывать лист бумаги пополам и проглаживать по сгибу; - умение раскрашивать рисунок только на одной половине бумаги

Фотокопия – рисование свечой: - умение наносить контуры на бумагу свечой, мылом, восковым белым мелком; - умение наносить краску кистью на весь лист бумаги

Фотокопия – рисование свечой: - умение наносить контуры на бумагу свечой, мылом, восковым белым мелком; - умение наносить краску кистью на весь лист бумаги

Количество часовДата 1

Количество часовДата 1

Набрызг. Формирование умения рисовать методом «набрызг»

Набрызг. Формирование умения рисовать методом «набрызг»

Рисование с использованием шаблона

Рисование с использованием шаблона

Календарно-тематическое планирование 1 (дополнительный) класс (2- ой год обучения)

Календарно-тематическое планирование 1 (дополнительный) класс (2- ой год обучения)

Отпечаток. Формирование умения выполнять рисунок с помощью отпечатков окрашенных листьев

Отпечаток. Формирование умения выполнять рисунок с помощью отпечатков окрашенных листьев

Монотипия. Формирование умения выполнять рисунок с помощью техники «монотипия»

Монотипия. Формирование умения выполнять рисунок с помощью техники «монотипия»

Количество часовДата 1

Количество часовДата 1

Рисование пластиковой вилкой.

Рисование пластиковой вилкой.

Раздел, тема Цель

Раздел, тема Цель

Методы устного и практического контроля, наблюдениеЛисты для акварели, краска, кисти, свечи, кусочки мыла, восковые белые мелки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии,…

Методы устного и практического контроля, наблюдениеЛисты для акварели, краска, кисти, свечи, кусочки мыла, восковые белые мелки, влажные салфетки, клеёнки для парт, фартуки, нарукавники, иллюстрации, фотографии,…

Рисование пузырчатой плёнкой.

Рисование пузырчатой плёнкой.

Формирование умения выполнять опыты с красками

Формирование умения выполнять опыты с красками

Опыты с красками: 1. «

Опыты с красками: 1. «

Оборудование: листы для акварели, листы формата

Оборудование: листы для акварели, листы формата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023