РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию
«Мой родной край»
1-4 классы
Рабочую программу составили:
Стерхова Ж.А., Пантюхина Т.В.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения курса внеурочной деятельности является формирование у обучающихся следующих умений:
Метапредметными результатами освоения курса внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
и составлять их словесное описание;
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
Введение в предмет (2 ч)
Аудиторные – 2
Что изучает наука история. История возникновения Ижевска.
Конкурс рисунков на тему «История»
Наша школа (7 ч)
Аудиторные – 6
История возникновения школы. Школьные классы. Конкурс рисунков о школе. Проект «Наша школа – дом родной»
Внеаудиторные - 1
Экскурсия по школе.
В какие игры играют дети нашей школы (5 ч)
Аудиторные – 1
Что такое игра. Для чего нужны игры.
Внеаудиторные - 4
В какие игры играли родители. В какие игры играют дети в нашей школе. Народные игры Удмуртии.
Улицы нашего города (7 ч)
Аудиторные – 2
Улицы Ижевска. Известные улицы города Ижевска.
Внеаудиторные - 5
С. Вараксино. Улица Ленина. Красная площадь.
Обычаи и традиции Удмуртии (4 ч)
Аудиторные – 1
Что такое обычаи и традиции?
Внеаудиторные - 3
Коренное население Удмуртии. Обычаи коренного населения Удмуртии. Традиции и обычаи жителей.
Музеи города Ижевска (6 ч)
Аудиторные – 2
Зачем нужны музеи? Какие бывают музеи?
Внеаудиторные - 4
Краеведческий музей. Музей изобразительного искусства. Геологический музей.
Подведение итогов работы за год (2 ч)
Аудиторные - 2
Творческая работа «Фотоколлаж «Наш город»
2 класс (34 часа)
История моей страны начинается с меня (1 ч)
Аудиторные – 1
Кто такой гражданин. Я - гражданин страны, города.
Известные люди, учившиеся в моей школе (5 ч)
Аудиторные – 1
Каких людей можно считать известными?
Внеаудиторные - 4
Заслуженные учителя школы. Выпускники школы. Известные выпускники школы. Герой России – Буторин.
Исторические места (8 ч)
Аудиторные – 3
Театры и кинотеатры Ижевска. По историческим местам.
Внеаудиторные – 5
Театральная площадь. Площадь Побед.
Герои Великой Отечественной войны, жители с. Вараксино (7 ч)
Аудиторные – 3
Непобедимая и легендарная армия страны. В тылу, как на фронте. Заводы Ижевска.
Внеаудиторные - 4
Бульвар Героев. Родственники – участники ВОВ. Герои Великой Отечественной войны – жители Вараксина.
Памятники Ижевска (8 ч)
Аудиторные – 1
Кому и за что ставят памятники? Известные памятники Ижевска.
Внеаудиторные - 7
Памятники
Поэты и писатели Удмуртии (3 ч)
Аудиторные - 3
Удмуртские литераторы. Творчество удмуртских литераторов – детям. Книжка-малышка с произведениями авторов.
Подведение итогов работы за год (2 ч)
Аудиторные - 2
КВН «Мы – жители Удмуртии». Ролевая игра «Поиграем в волшебников»
3 класс (34 часа)
Природа моего края (1 ч)
Аудиторные - 1
Климат. Природа с. Вараксино.
Растительный мир (5 ч)
Аудиторные – 5
Растения Удмуртии. Культурные и дикие растения Удмуртии.
Животный мир Удмуртии (4 ч)
Аудиторные - 1
Как растительный мир влияет на его живых обитателей.
Внеаудиторные – 3
Экскурсия в краеведческий музей. Птицы нашей местности.
Растительный мир удмуртского края (5 ч)
Аудиторные – 2
Растения с. Вараксина.
Внеаудиторные - 3
Зеленая аптека .
Животный мир с. Вараксино (6 ч)
Аудиторные – 1
Почему так много животных.
Внеаудиторные - 5
Животный мир. Экологическая акция «Охота и браконьерство».
Акция «Помоги птицам зимой»
Растительный мир (5 ч)
Аудиторные – 1
Геологи.
Внеаудиторные - 4
Адаптация растений к скудным почвам гор. Кроссворды о растениях.
Животный мир (5 ч)
Аудиторные –2
Животные гор. Приспособляемость животных.
Внеаудиторные - 3
Животные – верхолазы.
Заповедные места Удмуртии (2 ч)
Аудиторные - 2
Заповедники в Удмуртии.
Творческий отчет (1 ч)
Аудиторные - 1
Охрана природы. Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину»
4 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 ч)
Аудиторные – 1
Известные заводы в Ижевске.
«Ижсталь» (3ч)
Аудиторные – 1
Где плавят металл?
Внеаудиторные – 2
Роль завода в жизни города. Ижсталь в годы войны.
«Концерн Калашникова» (3 ч)
Аудиторные –1
Самый крупный завод Ижевска.
Внеаудиторные - 2
Роль завода в развитии Ижевска.
Профессии на Концерне.
«Ижевский механический завод» (3 ч)
Аудиторные - 1
Завод «Купол»
Внеаудиторные – 2
Профессии и продукция завода.
«Ижевский мотозавод» (3 ч)
Аудиторные – 1
Цветные металлы. Роль цветных металлов для научно-технического прогресса.
Внеаудиторные – 2
Откуда берется алюминий. Профессии работников.
«Аксион» (2 ч)
Аудиторные - 1
Что выпускают на заводе «Аксион»?
Внеаудиторные -1
Профессии работников.
«Завод «Иж - техно» (2 ч)
Аудиторные – 2
Продукция завода «Иж-техно». Профессии работников завода.
«Авангард» (2 ч)
Аудиторные – 2
Что выпускают на заводе,. Родители – работники предприятий Ижевска.
Предприятия пищевой промышленности (3 ч)
Аудиторные – 1
Полезные и вредные продукты. Значение хлеба в жизни людей.
Внеаудиторные - 2
Экскурсия на предприятие пищевой промышленности.
Калашников – человек - легенда(3 ч)
Аудиторные - 3
Калашников.. Способы сборки АК-47. Профессия – оружейник.
Театры Ижевска (5 ч)
Аудиторные - 1
Какие бывают театры?
Внеаудиторные – 4
Кукольный театр. Драматический театр.
Спортивные сооружения (3 ч)
Аудиторные - 2
Какие виды спорта развиты в Ижевске?
Внеаудиторные – 1
Хоккей в Ижевске.
Творческий отчет (1 ч)
Аудиторные – 1
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус».
III. Тематическое планирование
1 класс
№ п\п |
Раздел программы. Тема. |
Всего часов |
Кол-во часов |
Формы внеурочной деятельности |
Виды внеурочной деятельности |
|
теория |
практика |
|||||
I. |
Введение в предмет |
2 |
1 |
1 |
||
1.1 |
Что изучает наука история |
1 |
0 |
беседа |
познавательная деятельность |
|
1.2 |
Конкурс рисунков на тему «История» |
0 |
1 |
выставка |
художественное творчество |
|
II. |
Наша школа |
7 |
2 |
5 |
||
2.1 |
История возникновения школы |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
2.2 |
Экскурсия по школе |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
2.3 |
Школьные классы – зачем они нужны |
1 |
0 |
дискуссия |
познавательная деятельность |
|
2.4 |
Конкурс рисунков о школе |
0 |
1 |
конкурс |
художественное творчество |
|
2.5 |
Наша школа |
0 |
1 |
устный журнал |
познавательная деятельность |
|
2.6 |
Наша школа – дом родной |
0 |
2 |
проект |
проектная деятельность |
|
III. |
В какие игры играют дети нашей школы |
5 |
1 |
4 |
||
3.1 |
Зачем играют дети |
1 |
0 |
беседа-размышление |
проблемно – ценностное общение |
|
3.2 |
Игры детей нашей школы |
0 |
2 |
проект |
игровая деятельность |
|
3.3 |
Игровой калейдоскоп. Народные игры |
0 |
2 |
игра |
спортивно-оздоровительная деятельность игровая деятельность |
|
IV. |
Улицы нашего города |
7 |
2 |
5 |
||
4.1 |
Улицы с. Вараксина |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
4.2 |
Почему Липовая роща так названа? |
0 |
1 |
исследование |
познавательная деятельность краеведческая деятельность |
|
4.3 |
Центральная улица Ижевска |
0 |
1 |
экскурсия |
Познавательная деятельность |
|
4.4 |
Центральная площадь |
0 |
1 |
экскурсия |
краеведческая деятельность |
|
4.5 |
Известные улицы Удмуртии |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
4.6 |
Улицы нашего города |
0 |
2 |
проект |
проектная деятельность |
|
V. |
Обычаи и традиции с. Вараксино |
4 |
1 |
3 |
Игровая деятельность |
|
5.1 |
Что такое обычаи и традиции |
1 |
0 |
дискуссия |
проблемно-ценностное общение |
|
5.2 |
Обычаи коренного населения Удмуртии |
0 |
1 |
исследование |
познавательная деятельность краеведческая деятельность |
|
5.3 |
Традиции и обычаи жителей Удмуртии |
0 |
2 |
праздник |
досугово-развлекательная деятельность |
|
VI. |
Музеи города Ижеввска |
6 |
2 |
4 |
познавательная деятельность |
|
6.1 |
Зачем нужны музеи? |
1 |
0 |
беседа-размышление |
проблемно-ценностное общение |
|
6.2 |
Экскурсия в краеведческий музей |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность краеведческая деятельность |
|
6.3 |
Какие бывают музеи? |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
6.4 |
Экскурсия в музей изобразительного искусства |
0 |
2 |
экскурсия |
досугово – развлекательная деятельность |
|
6.5 |
Экскурсия в геологический музей |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
VII. |
Подведение итогов работы за год |
2 |
0 |
2 |
||
7.1 |
Фотоколлаж «Наш город» |
0 |
2 |
творческая работа |
художественное творчество |
|
Всего часов: |
33 |
9 |
24 |
2 класс
№ п\п |
Темы |
Всего часов |
Количество часов |
Формы внеурочной деятельности |
Виды внеурочной деятельности |
|
теория |
практика |
|||||
I. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
||
1.1 |
История моей страны начинается с меня |
1 |
0 |
беседа |
проблемно-ценностное общение |
|
II. |
Известные люди, учившиеся в моей школе |
5 |
1 |
4 |
||
2.1 |
Каких людей можно считать известными? |
1 |
0 |
дискуссия |
проблемно-ценностное общение |
|
2.2 |
Заслуженные учителя моей школы |
0 |
1 |
исследование |
познавательная деятельность |
|
2.3 |
Люди, прославившие нашу школу |
0 |
3 |
проект |
проектная деятельность |
|
III. |
Исторические места Ижевска |
8 |
1 |
7 |
||
3.1 |
Театры и кинотеатры Ижевска |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
3.2 |
Экскурсия на центральную площадь |
0 |
2 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
3.3 |
Экскурсия в музей |
0 |
3 |
экскурсия |
краеведческая деятельность познавательная деятельность |
|
3.4 |
По историческим местам Ижевскка |
0 |
2 |
выставка |
художественное творчество |
|
IV. |
Герои Великой Отечественной войны, жители с. Вараксина |
7 |
0 |
7 |
||
4.1 |
Непобедимая и легендарная |
0 |
1 |
встреча |
проблемно- ценностное общение |
|
4.2 |
Экскурсия на бульвар Героев |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
4.3 |
Мои родственники – участники ВОВ |
0 |
2 |
проект |
проектная деятельность |
|
4.4 |
В тылу, как на фронте |
0 |
2 |
исследование |
познавательная деятельность |
|
4.5 |
Герои Великой Отечественной Войны – жители |
0 |
1 |
устный журнал |
краеведческая деятельность |
|
V. |
Памятники Ижевска |
8 |
1 |
7 |
краеведческая деятельность |
|
5.1 |
Известные памятники Ижевска |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
5.2 |
Экскурсия к памятнику |
0 |
1 |
экскурсия |
краеведческая деятельность |
|
5.3 |
Экскурсия к памятнику |
0 |
2 |
экскурсия |
краеведческая деятельность |
|
5.4 |
Экскурсия к памятнику |
0 |
2 |
экскурсия |
краеведческая деятельность познавательная деятельность |
|
5.5 |
Исторические памятники Ижевска |
0 |
2 |
проект |
проектная деятельность |
|
VI. |
Поэты и писатели Удмуртии |
3 |
0 |
3 |
||
6.1 |
Творчество удмуртских литераторов – детям |
0 |
1 |
встреча |
познавательная деятельность |
|
6.2 |
Изготовление книжки-малышки с произведениями удмуртских авторов |
0 |
2 |
творческая работа |
краеведческая деятельность трудовая деятельность |
|
VII. |
Подведение итогов работы за год |
2 |
0 |
2 |
||
7.1 |
Мы – жители Удмуртии |
0 |
1 |
КВН |
досугово – развлекательная деятельность |
|
7.2 |
Поиграем в волшебников |
0 |
1 |
ролевая игра |
игровая деятельность |
|
Всего часов |
34 |
4 |
30 |
3 класс
№ п\п |
Темы |
Всего часов |
теория |
практика |
Формы внеурочной деятельности |
Виды внеурочной деятельности |
I. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
||
1.1 |
Природа моего края |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
II. |
Растительный мир |
5 |
1 |
4 |
||
2.1 |
Что такое растительный мир? |
1 |
0 |
беседа |
познавательная деятельность |
|
2.2 |
Заочное путешествие по Удмуртии |
0 |
1 |
виртуальное путешествие |
познавательная деятельность |
|
2.3 |
Растения |
0 |
2 |
исследование |
краеведческая деятельность |
|
2.4 |
Культурные и дикие растения Удмуртии |
0 |
1 |
проект |
проектная деятельность |
|
III. |
Животный мир |
4 |
1 |
3 |
||
3.1 |
Как растительный мир влияет на его живых обитателей |
1 |
0 |
дискуссия |
познавательная деятельность |
|
3.2 |
Экскурсия в краеведческий музей |
0 |
2 |
экскурсия |
краеведческая деятельность |
|
3.3 |
Птицы нашей местности |
0 |
1 |
фотовыставка |
художественное творчество |
|
IV. |
Растительный мир |
5 |
0 |
5 |
||
4.1 |
Что такое |
0 |
1 |
КВН |
познавательная деятельность |
|
4.2 |
Заочное путешествие |
0 |
1 |
виртуальное путешествие |
познавательная деятельность |
|
4.3 |
Растения |
0 |
2 |
поисковая работа |
краеведческая деятельность |
|
4.4 |
Зеленая аптека |
0 |
1 |
устный журнал |
познавательная деятельность |
|
V. |
Животный мир тайги |
6 |
1 |
5 |
||
5.1 |
Почему в Удмуртии так много животных? |
1 |
0 |
дискуссия |
проблемно-ценностное общение |
|
5.2 |
Животный мир с. Вараксино |
0 |
3 |
проект |
краеведческая деятельность |
|
5.3 |
Охота или браконьерство |
0 |
1 |
экологическая акция |
социальное творчество |
|
5.4 |
Помоги птицам зимой |
0 |
1 |
акция |
трудовая деятельность |
|
VI. |
Растительный мир гор и предгорий |
5 |
1 |
4 |
||
6.1 |
Что такое горы и предгорья |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
6.2 |
Мы – геологи |
0 |
1 |
ролевая игра |
игровая деятельность |
|
6.3 |
Как адаптировались растения к скудным почвам гор |
0 |
1 |
поисковая работа |
познавательная деятельность |
|
6.4 |
Кроссворды о растениях |
0 |
1 |
творческая работа |
краеведческая деятельность художественное творчество |
|
6.5 |
Растения гор и предгорий |
0 |
1 |
устный журнал |
познавательная деятельность |
|
VII. |
Животный мир гор и предгорий |
5 |
1 |
4 |
||
7.1 |
Какие животные живут в горах |
1 |
0 |
турнир |
краеведческая деятельность |
|
7.2 |
Что ты знаешь о них? |
0 |
1 |
круглый стол |
проблемно-ценностное общение |
|
7.3 |
Приспособляемость животных |
0 |
2 |
исследование |
познавательная деятельность |
|
7.4 |
Животные – верхолазы |
0 |
1 |
викторина |
познавательная деятельность |
|
VIII. |
Заповедные места Удмуртии |
2 |
1 |
1 |
||
8.1 |
Какие заповедники есть в Удмуртии? |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
8.2 |
Национальный парк «Нечкинский» |
0 |
1 |
виртуальная экскурсия |
краеведческая деятельность |
|
IX. |
Творческий отчет |
1 |
0 |
1 |
||
9.1 |
Сохраним природу – значит, сохраним Родину |
0 |
1 |
праздник |
досугово-развлекательная деятельность |
|
Всего часов: |
34 |
7 |
27 |
4 класс
№ п\п |
Темы |
всего часов |
теория |
практика |
Формы внеурочной деятельности |
Виды внеурочной деятельности |
I. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
||
1.1 |
Известные заводы Ижевска |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
II. |
«Ижсталь» |
3 |
1 |
2 |
||
2.1 |
Где плавят металл? |
1 |
0 |
беседа |
познавательная деятельность |
|
2.2 |
Роль завода в жизни города |
0 |
1 |
поисковая работа |
краеведческая деятельность |
|
2.3 |
Ижсталь в годы войны |
0 |
1 |
устный журнал |
краеведческая деятельность |
|
III. |
«Концерн Калашникова» |
3 |
0 |
3 |
||
3.1 |
Самый крупный завод Ижевска |
0 |
1 |
встреча |
проблемно-ценностное общение |
|
3.2 |
Профессии на Концерне и роль завода в развитии Ижевска |
0 |
2 |
поисковая работа |
познавательная деятельность |
|
IV. |
«Ижевский механический завод» |
2 |
0 |
2 |
||
4.1 |
Что выпускают на заводе? |
0 |
1 |
встреча |
познавательная деятельность проблемно-ценностное общение |
|
4.2 |
Какие профессии есть на заводе? |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
V. |
«Ижевский мотозавод» |
3 |
1 |
2 |
||
5.1 |
Завод «Купол» |
1 |
0 |
беседа |
познавательная деятельность |
|
5.2 |
Профессии и продукция завода |
0 |
2 |
поисковая работа |
познавательная деятельность |
|
VI. |
«Аксион» |
3 |
1 |
2 |
||
6.1 |
Цветные металлы – их значение для научно-технического прогресса |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
6.2 |
Алюминий в моем доме |
0 |
2 |
поисковая работа |
познавательная деятельность |
|
VII. |
«Завод «Иж-техно» |
2 |
1 |
1 |
||
7.1 |
Продукция завода «Иж-техно» |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
7.2 |
Мой завод – моя гордость |
0 |
1 |
встреча |
проблемно-ценностное общение |
|
VIII. |
«Авангард» |
2 |
0 |
2 |
||
8.1 |
Что выпускают на заводе резервуарных металлоконструкций |
0 |
1 |
встреча |
познавательная деятельность |
|
8.2 |
Наши родители – работники предприятий города |
0 |
1 |
проект |
проектная деятельность |
|
IX. |
Предприятия пищевой промышленности |
3 |
0 |
3 |
||
9.1 |
Полезные и вредные продукты |
0 |
1 |
устный журнал |
познавательная деятельность проблемно-ценностное общение |
|
9.2 |
Экскурсия на предприятие пищевой промышленности |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
9.3 |
Хлеб – всему голова! |
0 |
1 |
КВН |
познавательная деятельность игровая деятельность |
|
X. |
Калашников – человек – легенда! |
3 |
1 |
2 |
||
10.1 |
Способы сборки АК-47 |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
10.2 |
Оружейник – кто это? |
0 |
1 |
встреча |
проблемно-ценностное общение |
|
10.3 |
Наши родители. Их профессии. |
0 |
1 |
эссе |
познавательная деятельность |
|
XI. |
Театры Ижевска |
5 |
1 |
4 |
||
11.1 |
Какие бывают театры? |
1 |
0 |
беседа |
познавательная деятельность |
|
11.2 |
Кукольный театр |
0 |
1 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
11.3 |
драмтеатр |
0 |
2 |
экскурсия |
познавательная деятельность |
|
11.4 |
Фотоколлаж по результатам походов в театр |
0 |
1 |
творческая мастерская |
художественное творчество |
|
XII. |
Спортивные сооружения |
3 |
1 |
2 |
Познавательная деятельность Краеведческая деятельность |
|
12.1 |
Какие виды спорта развиты в Ижевске |
1 |
0 |
видеообзор |
познавательная деятельность |
|
12.2 |
Хоккей в Ижевске |
0 |
1 |
проект |
проектная деятельность |
|
12.3 |
Хоккейный клуб - Ижсталь |
0 |
1 |
виртуальное путешествие |
познавательная деятельность |
|
XIII. |
Творческий отчет |
1 |
0 |
1 |
||
13.1 |
Все работы хороши – выбирай на вкус |
0 |
1 |
праздник |
Игровая деятельность |
|
Всего часов: |
34 |
8 |
26 |
IV. Учебно-методическое обеспечение курса
Литература
Для учителя:
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия [Текст]/ А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. - 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11 – С. 68-71
4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №3 – С. 9-12
6. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст] / Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- 240 с.
Дополнительная литература
1. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения [Текст]/ Т.Б. Кропочева. - Новокузнецк, 1997. - 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения [Текст]: методическое пособие/ Т.Б.Кропочева. - Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999. - 42с.
3. Кропочева, Т.Б. Родной край [Текст] / Т.Б.Кропочева. – Новокузнецк, 2006. - 126с.
4. Павлина, Т.М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества [Текст]/ Т.М.Павлина // Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.- С. 123-126.
Для учащихся:
1. Кропочева, Т.Б. Родной край[Текст]: учебное пособие для учащихся начальных классов / Т.Б.Кропочева. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
2. Рыжков, М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. – Кемеровское книжное издательство,1978. – 286 с.
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
Обучающие диски
· Народы России
· Животный и растительный мир России
· Реки и озера Кемеровской области
Электронные ресурсы
http://www.kuz-alatau.ru Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау»
http://www.gukmztp.ru/index2.html Музей-заповедник «Томская Писаница»
Оборудование класса
Карты
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.