Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Оценка 4.9
docx
18.12.2019
Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".
Моя речь - моё достоинство.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33

города Таганрога Ростовской области

 

«Утверждаю»

Директор МОБУ лицея № 33

Приказ от ____________  № ________

____________________      _______________

(подпись руководителя)                      (Ф.И.О.)

МП

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса по русскому языку внеурочной деятельности

«Моя речь – моё достоинство»

Уровень общего образования: основное общее образование (5б класс)

Количество часов: 35 часов

Педагог дополнительного образования: Романова Оксана Владимировна

 

Программа разработана на основе: Примерной программы по русскому языку для общеобразовательной школы; авторы-составители С.И.Львова, В.В.Львов (М.: Мнемозина, 2008)

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

 

«Единственная настоящая роскошь-

это роскошь человеческого общения»

 

А. Сент-Экзюпери « Маленький принц»

 

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;   использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа элективного курса  «Моя речь – моё достоинство»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека,  его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов  предложен  курс по выбору обучающихся «Моя речь – моё достоинство». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов,  которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Родной язык- это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

 

Программа элективного курса по русскому языку в 5 классе построена с учётом интереса обучающихся  на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности, укрепления связи обучения с жизнью.  Занятия имеют элемент занимательности. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.

 

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если обучающийся и владеет свободно литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Чем грамотнее человек, тем требовательнее он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали бережно относиться к родному языку.

 

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о языковой норме, ее функциях; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

 

Уровень программы нацеливает на применение полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи языкового явления.

 

Раздел I. Результаты освоения   курса внеурочной деятельности:

 

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

В результате изучения данного курса обучающийся должен:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

 

Раздел II. Содержание   курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:

Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Речевой этикет как правила речевого общения.

Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу.

 «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество?

Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Литературный язык и местные говоры.

Лексические диалектные различия и их типы.

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов.

Работа с этимологическим словарем.

Лексическое значение слова.

Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же».

О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова.

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

 Богатство русского языка (синонимы,  антонимы).

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Тематическое планирование

 

Название раздела

Количество часов, отводимое на освоение раздела

Название темы

Количество часов, отводимое на освоение  темы

Примерные сроки освоения темы

(с  __ по __ )

Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки  контроля

Культура речи

5

Культура речи

5

С 05.09 по 03.10

 

В начале было слово….

13

В начале было слово….

13

С 17.10 по 16.01

 

Слово – понятие, слово – творчество

10

Слово – понятие, слово – творчество

10

С 23.01 по 03.04

 

Качества хорошей речи

7

Качества хорошей речи

7

С 10.04 по 29.05

 

 

                         

1.      Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР

 

Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись)

Результат рассмотрения 

Дата,   ФИО, подпись заместителя директора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом

 Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись)

Результат рассмотрения 

Дата, ФИО, подпись руководителя НМС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Заместитель директора по УВР

Методического совета

_______________  /_______________/

МОБУ лицея № 33

(подпись)               (Ф.И.О.)

от _____________20_______ года № ___

______________ 20_______ года

_______________    /________________/

(дата)

(подпись руководителя МС)             (Ф.И.О.)

 

 

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".

Программа внеурочной деятельности "Моя речь - моё достоинство".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019