План программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «По следам истории Древнего мира»
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Виды деятельности |
Универсальные учебные действия |
|
Введение в историю |
|||||
1. |
Введение. Знакомство с историей |
3 |
Составление схемы «Главные вопросы историка»; Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины». Решение задач «Историческая хронология».
|
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения); Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -поиск и выделение информации; -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -подведение под понятие, выведение следствий; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). |
|
Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари», «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя».
|
|||||
Первобытное общество |
|||||
2 |
«Наши древние предки» |
4 |
Доклады «Происхождение человека»; Выполнение рисунков. |
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения); Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -поиск и выделение информации; -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -подведение под понятие, выведение следствий; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). |
|
Виртуальная экскурсия «Первобытный мир». Драматизация «Приключения доисторического мальчика».
|
|||||
Виртуальная экскурсия «Первобытный мир». Драматизация «Борьба за огонь».
|
|||||
Интеллектуальная игра. |
|||||
Древний Восток |
|||||
3 |
«Путешествие по страницам Древнего Востока»
|
Египет – первая мировая цивилизация |
1 |
«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире; Виртуальное путешествие в долину Гиза; Создание макета «Пирамида Хеопса» |
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей). Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические действия (моделирование); -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. |
О чем рассказали глиняные таблички |
2 |
Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»; Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»; Работа с контурной картой «Западная Азия в древности». |
|||
Видео-путешествие «По следам финикийских мореплавателей». |
|||||
Древняя Индия и Китай.
|
4
|
Информационно-творческие проекты по выбору: «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?», «Страна сказочных богатств – Индия». |
|||
Интерактивная игра: «Древняя Индия и Китай» |
|||||
Виртуальное путешествие по «Древней Индии и Китаю».
|
|||||
Конкурс рисунков и организация выставки: «Мода Древней Индии и Китая» |
|||||
Древняя Греция |
|||||
4 |
«Цивилизация Древней Греции |
О чем рассказывали поэмы Гомера «Илиада и Одиссея» |
4 |
Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи»; Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея». |
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические действия (моделирование); -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. |
Инсценировка отрывков из поэм Гомера. |
|||||
|
Афины и Спарта |
1 |
Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту; Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте. |
||
|
Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству |
2 |
Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции». |
||
Игра «Древнегреческий театр». |
|||||
|
По следам Александра Македонского |
2 |
Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского». |
||
Древний Рим |
|||||
5 |
«Древний Рим: от города до могущественной империи» |
Капитолийская волчица |
2 |
Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города; Составление кроссвордов, выполнение творческих работ. |
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические действия (моделирование); -смысловое чтение. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. |
Рождение Римской республики |
2 |
Изучение и анализ адаптированных древнеримских законов; Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената». |
|||
Интеллектуальная игра «Римская республика» |
|||||
Личность в истории римской империи |
4 |
Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи»; Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах» |
|||
Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи; Сообщение о римских именах. |
|||||
Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима». |
|||||
Лавровый венок |
5 |
Своя игра «по следам Древнего мира». |
|||
Игра «Что? Где? Когда?». Подведение итогов. |
Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «По следам истории Древнего мира»:
· сформированы когнитивные и коммуникативные компетенции через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
· осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства;
· понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
· Владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
· сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
· сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· понимать на слух речь учителя, одноклассников;
· понимать смысл адаптированного текста;
· уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
· расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
· инсценировать исторические сюжеты;
· передавать историческую информацию в виде художественных образов;
· участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
· приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;
· получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);
· получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
· толерантное отношение к истории других стран;
· познавательная, творческая, общественная активность;
· самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
· умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
· коммуникабельность;
· уважение к себе и другим;
· личная и взаимная ответственность;
· готовность действия в нестандартных ситуациях;
· творчество.
·
Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся
1. Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. Краснодарский НМЦ.
2. Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – М.,2011.
4. Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.
5. Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.
6. Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.
7. Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.
8. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
9. Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006.
10. Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.
11. Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.
12. Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.
13. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони-Старший Ж. – М., 2007.
14. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.
15. Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.