Программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

  • docx
  • 07.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа внеурочной деятельности по истории 5 класс.docx

План программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «По следам истории Древнего мира»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Универсальные учебные действия

Введение в историю

1.

Введение. Знакомство с историей

3

Составление схемы «Главные вопросы историка»;

Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины». Решение задач «Историческая хронология».

 

 

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-поиск и выделение информации;

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под понятие, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари», «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя».

 

Первобытное общество

2

«Наши древние предки»

4

Доклады «Происхождение человека»;

Выполнение рисунков.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения);

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-поиск и выделение информации;

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под понятие, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Виртуальная экскурсия «Первобытный мир».

Драматизация «Приключения доисторического мальчика».

 

Виртуальная экскурсия «Первобытный мир». Драматизация «Борьба за огонь».

 

Интеллектуальная игра.

Древний Восток

3

«Путешествие по страницам Древнего Востока»

 

Египет – первая мировая цивилизация

1

«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире;

Виртуальное путешествие в долину Гиза;

Создание макета «Пирамида Хеопса»

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения). Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей).

 Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

О чем рассказали глиняные таблички

2

Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»;

Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»;

Работа с контурной картой «Западная Азия в древности».

Видео-путешествие «По следам финикийских мореплавателей».

Древняя Индия и Китай.

 

4

 

Информационно-творческие проекты по выбору: «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?», «Страна сказочных богатств – Индия».

Интерактивная игра: «Древняя Индия и Китай»

Виртуальное путешествие по «Древней Индии и Китаю».

 

Конкурс рисунков и организация выставки: «Мода Древней Индии и Китая»

Древняя Греция

4

«Цивилизация Древней Греции

О чем рассказывали поэмы Гомера «Илиада и Одиссея»

4

Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи»;

Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея».

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

Инсценировка отрывков из поэм Гомера.

 

Афины и Спарта

1

Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту;

Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте.

 

Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству

2

Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции».

Игра «Древнегреческий театр».

 

По следам Александра Македонского

2

Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского».

Древний Рим

5

«Древний Рим: от города до могущественной империи»

Капитолийская волчица

2

Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города;

Составление кроссвордов, выполнение творческих работ.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

Рождение Римской республики

2

Изучение и анализ адаптированных древнеримских законов;

Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената».

Интеллектуальная игра «Римская республика»

Личность в истории римской империи

4

Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи»;

Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах»

Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи;

Сообщение о римских именах.

Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима».

Лавровый венок

5

Своя игра «по следам Древнего мира».

Игра «Что? Где? Когда?».

Подведение итогов.

 

Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «По следам истории Древнего мира»:

·         сформированы когнитивные и коммуникативные компетенции через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально, а также через творческую деятельность;

·         осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства;

·         понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

·         Владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

·         сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

·         сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·         понимать на слух речь учителя, одноклассников;

·         понимать смысл адаптированного текста;

·         уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

·          расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника,  участвовать в элементарном этикетном диалоге;

·         инсценировать исторические сюжеты;   

·         передавать историческую информацию в виде художественных образов;

·         участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

·        приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях;

·        получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);

·        получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

 

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

·         толерантное отношение к истории других стран;

·         познавательная, творческая, общественная активность;

·         самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

·         умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

·         коммуникабельность;

·         уважение к себе и другим;

·         личная и взаимная ответственность;

·         готовность действия в нестандартных ситуациях;

·         творчество.

·          

Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся

1.      Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. Краснодарский НМЦ.

2.      Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования.

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – М.,2011.

4.      Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.

5.      Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.

6.      Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.

7.      Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.

8.      Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.

9.      Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006.

10.  Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.

11.  Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.

12.  Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.

13.  Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони-Старший Ж. – М., 2007.

14.  Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.

15.  Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008.