Программа внеурочной деятельности "Профориентация и самоопределение" 10-11 кл
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Профориентация и самоопределение" 10-11 кл

Оценка 4.8
docx
26.10.2022
Программа внеурочной деятельности "Профориентация и самоопределение" 10-11 кл
10 проориентация и самоопределение.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Можарская средняя школа

Сараевского муниципального района Рязанской области

 

 

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_______/______________/                                    

Протокол №____      от

«___» ______ 2022г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР________/____________/

«___» ______ 2022г.

«Утверждено»

       Директор

__________/Уланова В.В./

Приказ №______ от

«___» ______2022г.                    2019г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Вековищевой Татьяны Васильевны ( 1 категория)

 (Ф.И.О., категория)

 

    «Профориентация и самоопределение»

 

по внеурочной деятельности

социального направления

для 10-11 класса

срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

с. Можары -2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;

-примерной основной образовательной  программой основного  общего образования,  одобренной Федеральным учебно- методическим объединением  по общему образованию ( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);

- Основной образовательной программой МБОУ Можарская средняя школа

-«Методическими рекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы  начального, основного и  среднего общего образования на 2022-2023 учебный год» от 19.07. 2022 ОВ/12-7839.

Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем, включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии.

Таким образом, в современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения школьников. Её важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества.

Данная программа составлена на основе:сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

 

    Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МБОУ Можарской средней школы с учетом модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания Можарской средней школы, в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.

    Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ:

      1). Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал  через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.

2).Применение интерактивных форм работы с обучающимися:

-интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

-групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися, побуждают учащихся применять на уроках общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими ( педагогическими работниками) и сверстниками,принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности учащихся.

3).Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

4.) Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

 

5).Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

6).Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, установки доброжелательной установки на уроках.

 

 

Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую  профессиональные намерения значительной части выпускников  не соответствуют потребностям экономики страны  в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

 

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» предназначена для обучающихся 10-11 классов, проявляющих интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе профессии.

 

        Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей. Профессиональное развитие – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе профессионального выбора могут оказывать влияние факторы, которые исходят как от социальной среды, так и от самого человека.

 

        Программа «Профессиональное самоопределение» позволяет учащимся изучить свои

возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности, также выявить профессиональные намерения, интересы, склонности учеников, соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях. Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом гендерного аспекта.

        Программа  рассчитана на 34 часа, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Программа включает цикл бесед и практические занятия, призванные помочь старшеклассникам в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.

        При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, развивающие задания «Реализуй себя» Селевко Г.К.; программа профессионального самоопределения Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия».

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в

перспективе — будущей профессии;

- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

- обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

- сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

- овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

- получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

По окончании программы старшеклассники должны овладеть:

- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

- правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования;

- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;

- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;

- способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране.

        Курс внеурочной деятельности связан с такими предметами  как Технология, обществознание.

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира профессий (2 часа).

Предмет и задачи курса. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Важность выбора профессии в жизни человека.

Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм. Диагностические методики: ДДО.

Профориентационная игра: «Ассоциации».

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Характеристика профессий типа «Человек – человек» (1 час).

Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человек-человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек».

Характеристика профессий типа «Человек – техника» (1 час).

Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человек-техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника».

Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система» (1 час).

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система».

Характеристика профессий типа «Человек – природа» (1 час).

Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа».

Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ» (1 час).

Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - художественный образ».

Экскурсии на предприятия, в учреждения с. Можары. Знакомство с профессиями. (8 ч.)

Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы.

Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 часа).

Проблема выбора профессии. Дискуссия «Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях». Мозговой штурм «Какой должна быть профессия?».  Соотношение «хочу», «могу» и «надо». Целеполагание при выборе профессии. Матрица выбора профессии. «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу»— «надо».

Здоровье и выбор профессии (1 час).

Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента (2 часа).

Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента

Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Практическая работа «Профессиональный тип личности» (1 час)

Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 час)

Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос».обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Современный рынок труда. Топ-30 профессий Рязанской области. Профессии будущего (1 час).

Информационное сообщение об изменениях, происходящих в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. Исчезновение одних профессий и появление других. Современный рынок труда.  Топ-30 профессий Рязанской  области. Многообразие профессий. Человек как субъект выбора. Формула выбора профессии.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, работа с интернет-ресурсами.

 

Пути получения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты (2 часа).

Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Университеты, институты, академии, техникумы, колледжи Рязанской ской области, соседних регионов. Что необходимо знать при выборе учебного заведения.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, работа в интернете с официальными сайтами профессиональных образовательных учреждений.

Комплексная профориентационная диагностика  (3 часа).

Комплексная оценка статуса профессиональной идентичности, мотивационной и личностной сферы обучающихся:

     1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

     2. Карта интересов (А. Е. Голомшток)

     3. Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л. А. Головей)

     4. Изучения мотивации достижения (А. Мехрабиан)

     5. Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн)

     6. Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина)

     7. Исследование межличностных отношений (Т. Лири)

     8. Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т. И. Ильина)

     9. Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина)

Форма организации занятий: диагностика и обсуждение результатов.

Проект: Профессии моей семьи. Профессиональные династии (2 часа).

Цели и задачи творческих проектов «Профессии моей семьи. Профессиональные династии». Компоненты проекта «Профессии моей семьи. Профессиональные династии». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Профессии моей семьи. Профессиональные династии», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

Защита проектов: Профессии моей семьи. Профессиональные династии (1 час).

Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Примечание

1

Профессия и специальность: происхождение и сущность.

1

 

 

2.

Многообразие мира профессий. Характеристика труда.

1

 

 

3

Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм.

1

 

 

4

Характеристика профессий типа «Человек – человек».

1

 

 

5

Экскурсия в детский сад – знакомство с профессией «воспитатель».

 

1

 

6

«День самоуправления в школе», профессия – учитель.

 

1

 

7

Экскурсия в больницу – знакомство с профессиями «медсестра», «врач».

 

1

 

8

Экскурсия в магазин - знакомство с профессиями «продавец», «менеджер».

 

1

 

9

Характеристика профессий типа «Человек – техника»

1

 

 

10

Экскурсия на  предприятие,  знакомство с профессиями «швея», «закройщик», «парикмахер».

 

1

 

11

Характеристика профессий типа «Человек – природа»

1

 

 

12

Экскурсия в лесничество - знакомство с профессиями «лесник», «егерь».

 

1

 

13

Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ»

1

 

 

14

Экскурсия в сельский Дом культуры, знакомство с профессиями «хореограф», «педагог по вокалу».

 

1

 

15

Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система»

1

 

 

16

Посещение бухгалтерии – знакомство с профессиями «бухгалтер», «делопроизводитель».

 

 

1

 

17-18

Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии

1

1

 

19

Здоровье и выбор профессии

 

1

 

20-21

Влияние темперамента на выбор профессии. Практическая работа «Определение типа темперамента»

1

1

 

22

Практическая работа «Профессиональный тип личности»

 

1

 

23

Деловая игра «Кадровый вопрос»

 

1

 

24

Современный рынок труда. Топ-30 профессий Рязанской  области. Профессии будущего

1

 

 

25

Пути получения  профессионального образования. Государственные образовательные стандарты

1

 

 

26

Практическая работа «Выбор учреждения профессионального образования»

 

1

 

27-29

Комплексная профориентационная диагностика 

 

3

 

30-31

Проект: «Профессии моей семьи. Профессиональные династии» (разработка и оформление)

 

2

 

32

Защита проектов: «Профессии моей семьи. Профессиональные династии»

 

1

 

33-34

Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам практических занятий и диагностик.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. кл. сред.шк.- 3-е изд., доп. и дораб.- М.: Просвещение, 2010.- 150с.8

4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ “Перспектива”, 2012.- 112с.

5. Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр “ВЛАДОС”, 2013.- Ч.1: Основы психологии: 10 кл.- 586с.

6. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. Кл. сред. шк.-.: Просвещение, 2011. – 241с.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении: Учеб.-метод. пособие.- М.: Издательство МПС; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2012.- 352с.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.:- Воронеж, 2013. – 369с.

9. Пряжников Н.С. ―Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.

11. Психологическое сопровождение при выборе профессии: Научно-метод. пособие/ под ред. Л.М. Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 2013.- 142с.

12. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2014.-154с.

13. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

14. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.

15 Селевко Г.К. Реализуй себя.

16. Твоя профессиональная карьера: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеоб. учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2014.- 458с.

17. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

18. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл./ В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2013.-422с.

19. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.

20. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.

21. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1):Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в

Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения , проблемных ситуаций для обсуждения в…

Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения , проблемных ситуаций для обсуждения в…

Программа рассчитана на 34 часа, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся

Программа рассчитана на 34 часа, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся

Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в…

Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в…

Курс внеурочной деятельности связан с такими предметами как

Курс внеурочной деятельности связан с такими предметами как

Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»

Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»

Пути получения профессионального образования

Пути получения профессионального образования

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Практическая работа «Выбор учреждения профессионального образования» 1 27-29

Практическая работа «Выбор учреждения профессионального образования» 1 27-29

Список литературы и источников 1

Список литературы и источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022