Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021г
Программа внеурочного курса
«Развитие речи»
составитель программы Некрасова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
• Речь.
• Слово.
• Предложение и словосочетание.
• Текст. Культура общения.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции Задачи:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, планируются следующие результаты:
1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 4-го класса 40 минут. Всего по программе 34 часа за учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи».
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2010.
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п |
Дата |
Тема занятия |
Кол -во час ов |
Элементы содержания |
УУД |
||||
Познават. |
Коммуникат. |
Регулятив. |
Личност. |
||||||
|
Речь. Техника выразительности речи ( 2часа) |
|
|
|
|
||||
1-2 |
сентябр ь |
Речь. Выразительность речи. |
2 |
Правильность, точность, богатство, выразительность речи. Выразительное чтение художественных произведений. |
- Ориентироватьс я в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительны й отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в |
-Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; |
-Проговаривать последовательнос ть действий уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отлич верно выполненное задание неверного. -Учиться совместно учителем другими учениками дав эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
|
на
ать от с и ать
для |
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельн ости в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельн ой и групповой работы. |
|
Слово (15 часов). |
||||||||
3 |
сентябр ь |
Многозначные слова. |
1 |
Многозначные слова. Употребление многозначных слов в устной и письменной речи. |
|||||
4 |
сентябр ь |
Омонимы, омоформы и омофоны. |
1 |
Омонимы, омоформы и омофоны. Употребление омонимов в устной и письменной речи. |
|||||
5 |
октябрь |
Фразеологизмы. |
1 |
Употребление эпитетов в устной и письменной речи. |
|||||
6 |
октябрь |
Сравнения. |
1 |
Сравнение. Употребление сравнений в устной и письменной речи. |
|||||
7 |
октябрь |
Олицетворение. |
1 |
Олицетворение. Употребление олицетворений в устной и письменной речи. |
|||||
8 |
октябрь |
Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. |
1 |
Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи. |
9 |
ноябрь |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. |
1 |
Эмоционально окрашенные слова. Употребление эмоционально окрашенных слов в устной и письменной речи. |
результате совместной работы всего класса.
|
б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
|
|
10 |
ноябрь |
Откуда приходят слова |
1 |
Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи. |
||||
11 |
ноябрь |
Этимология. |
1 |
Этимология. Происхождение и появление слов в языке. |
||||
12 |
декабрь |
Как тебя зовут? |
1 |
Происхождение имен и отчеств. |
||||
13 |
декабрь |
Наши фамилии. |
1 |
Происхождение фамилий. |
||||
14 |
декабрь |
Проект « Что в имени тебе моем…» |
1 |
|
||||
15 |
декабрь |
Топонимы. |
1 |
Происхождение географических названий. |
||||
16 |
январь |
Устаревшие слова. |
1 |
Устаревшие слова, архаизмы. |
||||
17 |
январь |
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». |
1 |
|
||||
Текст (12 часов). |
||||||||
18 |
январь |
Типы текстов. |
1 |
Текст-описание, повествование, рассуждение. |
||||
19 |
феврал ь |
Тема текста. Опорные слова. |
1 |
Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. |
||||
20 |
феврал ь |
Связь предложений в тексте. |
1 |
Деформированный текст. |
||||
21 |
феврал |
Цепная связь |
1 |
Цепная связь |
||||
|
ь |
предложений в тексте. Проверь себя. |
|
предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений. |
|
|
|
|
22 |
феврал ь |
Параллельная связь предложений в тексте. |
1 |
Единая тема и смысл предложений. Параллельная связь предложений в тексте. |
||||
23 |
март |
Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». |
1 |
|
||||
24 - 25
|
март |
Единый временной план текста. |
2 |
Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. |
||||
26- 27 |
март |
Стили речи. |
2 |
Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. |
||||
28 |
апрель |
Научный стиль. |
1 |
Научный стиль. |
||||
29 |
апрель |
Словари. |
1 |
Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. |
||||
Культура общения (5 часов). |
||||||||
30 31 |
апрель май |
Культура общения. |
2 |
Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге. |
||||
32 |
май |
Проверь себя. |
1 |
|
||||
33 |
май |
Анализ проверочной работы |
1 |
|
||||
34 |
май |
Итоговое занятие КВН. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.