Программа внеурочной деятельности "Русский на 5"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Русский на 5"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
06.04.2024
Программа внеурочной деятельности "Русский на 5"
Программа для отстающих учащихся, помощь и подготовка к ОГЭ.
РУССКИЙ НА 5.docx

 

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 35»

 

 

 

                                                          Приложение к ООП ООО

                                                                       Приказ № 164-ОД от 30.08.2023г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

                                         внеурочной деятельности

«Русский язык на 5»

9А, 9Б, 9В  классы

 

 

Автор-составитель:

Колмогорова Аида Петровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Полысаево, 2023

 

 

Пояснительная записка

 

   Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык на 5» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции учащихся 9 классов.

Задачи изучения спецкурса:

- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 

   Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

   Содержание курса внеурочной деятельности

 

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.

Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;

использование языковых средств обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

 

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Количество часов

1

Построение сжатого изложения

4

2

Средства выразительности речи

4

3

Морфология и орфография

12

4

Синтаксис и пунктуация

8

5

Построение сочинения-рассуждения

6

Итого 34 часа

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия

1

Текст. Тема текста. Содержание текста

2

Микротема. Абзацное членение текста.

3

Приёмы сжатия текста.

4

Приёмы сжатия текста

5

Синонимы, антонимы

6

Средства выразительности

7

Средства выразительности

8

Фразеологизмы.

9

Словосочетание. Замена словосочетаний

10

Повторяем правописание корней.

11

Повторяем правописание приставок

12

Повторяем правописание суффиксов существительных и прилагательных

13

Грамматическая основа предложения

14

Написание наречий и их омонимов

15

Синтаксический разбор простого предложения

16

Повторяем правописание суффиксов глаголов и причастий

17

Повторяем правописание окончаний

18

Правописание не с разными частями речи

19

Правописание не с разными частями речи

20

Дефисное написание слов

21

Знаки препинания при однородных членах

22

Знаки препинания при однородных членах

23

Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях

24

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

25

Знаки препинания при обособленных дополнениях

26

Синтаксический разбор осложнённых предложений

27

Знаки препинания при вводных конструкциях

28

Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях

29

Работа с текстом. Подготовка к сочинению

30

Структура сочинения на лингвистическую тему.

31

Структура сочинения по финальным строкам.

32

Структура сочинения по значению слова.

33

Обобщение, подведение итогов.

34

Итоговое занятие.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 35»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 35»

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык на 5» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык на 5» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного…

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного…

Тема 2 . Средства выразительности речи

Тема 2 . Средства выразительности речи

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Работа с текстом. Подготовка к сочинению 30

Работа с текстом. Подготовка к сочинению 30
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2024