|
|||||
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 35»
Приложение к ООП ООО
Приказ № 164-ОД от 30.08.2023г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Русский язык на 5»
9А, 9Б, 9В классы
Автор-составитель:
Колмогорова Аида Петровна,
учитель русского языка и литературы
г. Полысаево, 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык на 5» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции учащихся 9 классов.
Задачи изучения спецкурса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Построение сжатого изложения |
4 |
2 |
Средства выразительности речи |
4 |
3 |
Морфология и орфография |
12 |
4 |
Синтаксис и пунктуация |
8 |
5 |
Построение сочинения-рассуждения |
6 |
Итого 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
1 |
Текст. Тема текста. Содержание текста |
2 |
Микротема. Абзацное членение текста. |
3 |
Приёмы сжатия текста. |
4 |
Приёмы сжатия текста |
5 |
Синонимы, антонимы |
6 |
Средства выразительности |
7 |
Средства выразительности |
8 |
Фразеологизмы. |
9 |
Словосочетание. Замена словосочетаний |
10 |
Повторяем правописание корней. |
11 |
Повторяем правописание приставок |
12 |
Повторяем правописание суффиксов существительных и прилагательных |
13 |
Грамматическая основа предложения |
14 |
Написание наречий и их омонимов |
15 |
Синтаксический разбор простого предложения |
16 |
Повторяем правописание суффиксов глаголов и причастий |
17 |
Повторяем правописание окончаний |
18 |
Правописание не с разными частями речи |
19 |
Правописание не с разными частями речи |
20 |
Дефисное написание слов |
21 |
Знаки препинания при однородных членах |
22 |
Знаки препинания при однородных членах |
23 |
Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях |
24 |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
25 |
Знаки препинания при обособленных дополнениях |
26 |
Синтаксический разбор осложнённых предложений |
27 |
Знаки препинания при вводных конструкциях |
28 |
Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях |
29 |
Работа с текстом. Подготовка к сочинению |
30 |
Структура сочинения на лингвистическую тему. |
31 |
Структура сочинения по финальным строкам. |
32 |
Структура сочинения по значению слова. |
33 |
Обобщение, подведение итогов. |
34 |
Итоговое занятие. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.