Технологическая карта "Род и число имён прилагательных"
Оценка 4.6

Технологическая карта "Род и число имён прилагательных"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
08.03.2024
Технологическая карта "Род и число имён прилагательных"
род и число прилагательных тех карта.docx

ФИО обучающегося, который проводит урок: Бутова Виктория Андреевна

Место проведения: БОУ «СОШ №58»

Дата: 08.01.2024                 Класс: 4В      

Предмет: русский язык

Тема урока «Род и число имён прилагательных».

Цель(начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.): формирование умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Формировать представления о том, как изменять имена прилагательные по родам и числам.

Формировать умение изменять прилагательные по родам и числам.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знают, как изменять имена прилагательные по родам и числам.

Умеют, изменять прилагательные по родам и числам.

РАЗВИВАЮЩИЕ

1.       Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, через построение плана урока по теме «Род и число имён прилагательных».

2.       Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, через формулировку выводов по теме урока «Род и число имён прилагательных».

3.       Формировать умение определять существенный признак для классификации, классифицировать имена прилагательные во множественном числе и в единственном, через игру «Определи число».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Р.: умеет планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, через построение плана урока по теме «Род и число имён прилагательных».

К.: умеет строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, через формулировку выводов по теме урока «Род и число имён прилагательных».

П.: умеет определять существенный признак для классификации, классифицировать имена прилагательные во множественном числе и в единственном, через игру «Определи число».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, через беседу о правилах пользования книгой.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрирует уважительное отношение и интерес к художественной культуре, через беседу о правилах пользования книгой.

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем, как изменять имена прилагательные по родам и числам.

Научимся изменять прилагательные по родам и числам.

Тип урока: открытие нового знания

Принципы обучения: научности, доступности.

Методы обучения: словесный, наглядный практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Средства и формы контроля: взаимоконтроль, педагогическая оценка.

Оборудование для обучающихся: учебник по русскому языку, 4 класс «Школа России, авторы:  В. П. Канакина и   В. Г. Горецкий часть II, с. 7–9.

Оборудование для учителя: учебник по русскому языку, 4 класс «Школа России, авторы:  В. П. Канакина и   В. Г. Горецкий часть II, с. 7–9., самостоятельная работа.

Основные термины, понятия, определения, правила: род и число имён прилагательных.

 

Оформление классной доски.

Восьмое февраля.

Классная работа.

 

«Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно»

 

Тема «Род и число имён прилагательных»

 

 

Цель: научимся изменять прилагательные по родам и числам.

 

 

img3.jpg

 

Тёплый день

Тёплая погода

Тёплое солнце

Тёплые лучи

 

 

2024-02-04_16-24-01.png

 

План:

Узнаем …

Научимся …

 

Ландыш, трава, солнце, ветерок, тёплое.

 

Известная фамилия, известный писатель, известное имя, известные сказки.
Вечерняя заря, вечерний закат, вечернее небо, вечерние зори.
Электрическая энергия, электрический утюг, электрическое освещение, электрические часы.

 

 

                         Зимнее утро,

                       интересная книга,

                       весёлые ребята,

                       яркое солнце,

 Мн.число     летние дожди,            Ед. число

                      маленький домик,

                      золотые серьги,

                      цветные карандаши.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверьте свое рабочее место. У вас должен лежать на парте учебник, рабочая тетрадь и пенал.

- Поднимите руки те, у кого чего-то нет на парте.

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Сегодня восьмое февраля.

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Фиксируют число. Классная работа.

 

Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте пословицу «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно».

- На каком уроке вы работаете над пословицами?

- Как вы думаете, что значит эта пословица?

- Верно. Эта пословица указывает на важнейшую роль книг в жизни человека.

 

 

 

 

 

- Кто знает, как нужно относиться к книгам, учебникам?

 

 

- Все ли пользуются данными правилами?

- Все ли вы оборачиваете учебники в обложки?

- Книга является одним из источников знаний, к ней нужно относиться уважительно.

- Учебник русского языка тоже является книгой,  и с помощью него мы сегодня будем открывать новые знания.

«Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно»

 

 

- На уроке литературного чтения.

- Книга - это знание, путь к просвещению.

 

 

 

 

 

 

 

- К учебникам нужно относиться бережно. Нельзя рисовать в учебнике ручкой, разорванный учебник, страницу обязательно аккуратно подклеить.

- Да.

- Да.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, говорят, что почерк — это визитная карточка человека, он должен быть красивым, понятным. Предлагаю провести минутку чистописания. Но для начала подготовим наши руки, проведём гимнастику для пальцев рук. Поставьте руки на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Затем пальчики меняются и пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху).

- Для того чтобы определить какие соединения букв будем писать, найдём буквы которые спрятались в ребусе.

- Кто может выйти к доске и показать какие буквы спрятались?

- Перечислите буквы, которые спрятались в ребусе.

-Какая буква лишняя?

- Запишем соединение букв в тетради. Сядьте правильно, спины выпрямите, тетрадь положите под наклоном. Сделайте запись в тетради по образцу.

- Русское письмо безотрывное, поэтому отрывать руку при письме, при соединении букв мы не можем.

- Эти буквы объединились между собой, получились буквосочетания ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее, ые, ие.

 - Чем являются эти буквосочетания?

- Например, шар какой? Голубой, жёлтый, синий.

- Вспомним, что же такое имя прилагательное?

 

 

 

- Какие бывают имена прилагательные по форме?

- Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной.

- Имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета.

- Обратите внимание на доску. Прочитайте слова.

 -Назовите «лишнее» слово. Почему оно является лишним?

-Что общего у оставшихся слов?

 

- Определите род и число имен существительных.

(Ученики определяют род и число, я подписываю на доске.)

 

- Как изменяются имена существительные?

 

 

 

 

 

 

 

img3.jpg

 

 

Образец:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слова заранее записаны на доске)

Ландыш, трава, солнце, ветерок, тёплое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают у доски буквы.

 

- А, я, о, е, ы, и, й.

- «Й» лишняя буква т.к. обозначает мягкий согласный звук, а все остальные обозначают гласные звуки.

Делают запись в тетради по образцу.

 

 

 

 

- Окончаниями имен прилагательных.

 

- Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы?

- Имена прилагательные бывают по форме полные и краткие.

 

 

 

 

 

 

 

- Тёплое, так как имя прилагательное.

 

- Оставшиеся слова являются и енами существительными.

- Ландыш – м.р., ед.ч.

- Трава – ж.р., ед.ч.

- Солнце – с.р., ед.ч.

- Ветерок – м.р.; ед.ч.

- По родам и числам.

Выявление места и причины затруднения.

- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое.

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

- Какой часть речи является слово «тёплое»?

-А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

(Если ответят «могут изменяться», попросить доказать, если смогут доказать, то задать вопрос: уверены ли вы что вы можете верно определить число и род имени прилагательного?).

- Ребята, у нас возникло затруднение, мы не можем определить, могут ли изменяться по родам и числам имена прилагательные.

- Сегодня на уроке мы изучим новую и тему и постараемся дать ответы на данный вопрос.

 

Читают слова, записанные на доске.

 

- Нет.

 

- Имя прилагательное.

- Мы не знаем.

 

Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Попробуем поставить цель урока.

 

- Составим план урока. Дополните фразы.

Тема «Род и число имён прилагательных»

Цель: научимся изменять прилагательные по родам и числам.

План:

Узнаем …

Научимся …

- Тема урока «Род и число имён прилагательных».

- Цель: научимся изменять прилагательные по родам и числам.

- Узнаем, как изменять имена прилагательные по родам и числам.

- Научимся изменять прилагательные по родам и числам.

1.Реализация построенного проекта.

 

- План урока построен, можем приступать к его реализации. Узнаем, изменяются ли имена прилагательные по родам и числам. Для этого послушаем песню «Оранжевая песня».

 

 

 

 

 

 

 

 – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?

- Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

 

 

- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным, а почему, мы это узнаем их сказки.

- На каком уроке вы работаете со сказками?

- Послушаем сказку. Сидим смирно, не разговариваем, слушаем меня.

 

- В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам - частям речи: «Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!».

- Догадались о какой части речи говориться в сказке?

- Какие признаки берут у имени существительного имена прилагательные?

-Давайте понаблюдаем.

-Подберите к нашему слову «тёплый» существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.  Откройте тетради, 1 человек работает у доски, остальные в тетради. Запишем в столбик.

- Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного, с которым оно связано. Какого рода и числа имя существительное, такого рода и числа имя прилагательное.

- Но помните ли вы особенность имён прилагательных?

- Верно. У прилагательных множественного числа род не определяем.

- Определим род и число имён прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

-У прилагательных выделим окончание. Что заметили?

 (Ученик присаживается на своё место).

 

 

 

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .

- Составим кластер по имени прилагательному.

- Как изменяется имя прилагательное? 

(Вывешиваю на доску карточку «Изменение имён прилагательных»).

- Имена прилагательных бывают единственного числа и множественного числа.

(Вывешиваю на доску карточки «Единственное число» «Множественное число»).

- Какого рода бывают имена прилагательные?

(Вывешиваю на доску карточки «мужской род», «женский род», «средний род»).

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное мужского рода?

(Вывешиваю на доску карточку «какой?»)

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода?

(Вывешиваю на доску карточку «какая?»)

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное среднего рода?

(Вывешиваю на доску карточку «какое?»)

- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода?

(Вывешиваю на доску карточку «-ой, -ый, -ий»)

- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?

(Вывешиваю на доску карточку «-ая, -яя»)

- Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода?

(Вывешиваю на доску карточку «-ое, -ее»)

- Можем ли мы определить род имени прилагательного во множественном числе?

- Во множественном числе род не определяется.  

(Вывешиваю на доску карточку род зачёркнутый).

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное во множественном числе?

(Вывешиваю на доску карточку «какие?»)

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

 

- Сформулируйте вывод.  Как изменяются имена прилагательные?

- Как определяется род и число имени прилагательного?

 

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова):

Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тёплый день

 

Тёплая погода

 

Тёплое солнце

 

Тёплые лучи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер см. в приложении 1.

 

 

 

 

 

См. кластер  в приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Оранжевый.

 

- У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

 

 

- На уроке литературного чтения.

 

 

 

 

Слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Об имени прилагательном.

 

- Род и число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

 

1 человек работает у доски, остальные в тетради.

Тёплый день

 

Тёплая погода

 

Тёплое солнце

 

Тёплые лучи

 

- Изменилось окончание. Имена прилагательные  м.р.  если отвечают на вопрос какой? То имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. если отвечают на вопрос какая? То имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. если отвечают на вопрос какое? То имеют окончания -ое,-ее.

 

 

 

- По родам и числам.

 

 

 

 

 

 

- Мужского, женского и среднего рода.

 

 

- Какой?

 

 

- Какая?

 

 

 

- Какое?

 

- Окончания -ой, -ый, -ий

 

 

- Окончания -ая, -яя

 

 

- Окончания -ое, -ее

 

 

 

- Нет.

 

 

- На вопрос какие?

 

 

- Окончания -ые, -ие.

 

 

Формулируют вывод: имя прилагательное изменяется по родам и числам.

- Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного, с которым оно связано. Какого рода и числа имя существительного, такого рода и числа имя прилагательное. Во множественном числе род не определяется.  

Динамическая пауза

Мы с вами выполнили наш план. Предлагаю немного отдохнуть.  Я называю словосочетания,  в которых есть имя прилагательное. Если прилагательное употреблено в женском роде, то встают девочки, если в мужском роде, то встают мальчики, если во множественном числе, то встают все.

-  Жёлтенький цыплёнок, белые снега, белая сова, стеклянная чашка, весёлые ребята, оранжевый мячик, красный зонт, маленькая пуговица, белый лист, дождливые дни, яркое солнце.

- Яркое солнце – средний род, поэтому не встаём.

 

На словосочетаниях: жёлтенький цыплёнок, оранжевый мячик, красный зонт, белый лист, встают мальчики.

 На словосочетаниях: белая сова, стеклянная чашка, маленькая пуговица, встают девочки.

На словосочетаниях: белые снега, весёлые ребята, дождливые дни, встают все.

На словосочетании «яркое солнце» все садятся на свои места.

Первичное закрепление с проговариванием.

- Отдохнули, можем продолжать.

- Закрепим умение определять род имени прилагательного, выполним упражнение 12. Прочитайте задание.

- Что нам необходимо выполнить?

 

 

 

 

- Выполним это упражнение вместе, один ученик у доски на оценку, остальные в тетради.

 

- Обратите внимание на написание слова электрический.  Данное слово помещено в орфографический словарь в учебник.

 

 

 

- Выделим окончания.

-Почему одно и тоже словосочетание в каждой группе словосочетаний имеет разное окончание?

 

- Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?

- За работу у доски я поставлю тебе … .

 

 

 

 

 

 

 

 

- Необходимо составить и записать словосочетания с каждым именем прилагательным и каждым именем существительным, данным в скобках. Указать род имён прилагательных в единственном числе и выделить окончания.

Выполняют упражнение. 1 человек у доски, остальные в тетради.

Известная фамилия, известный писатель, известное имя, известные сказки.
Вечерняя заря, вечерний закат, вечернее небо, вечерние зори.
Электрическая энергия, электрический утюг, электрическое освещение, электрические часы.

- Окончания зависит от рода имени прилагательного. Именно поэтому одно и то же прилагательное в каждой группе словосочетаний имеет разные окончания.

- Определить род имён прилагательных во множественном числе нельзя.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Для проверки усвоения знаний, выполним небольшую самостоятельную работу на карточках. Подпишите карточки. Вам необходимо вставить окончания  в имена прилагательные. Определить род и число имён прилагательных. Я проверю ваши карточки и выставлю оценки.

 

 

 

Самостоятельная работа.

Вставьте окончания  в имена прилагательные. Определите род и число имён прилагательных.

 Интересн __ книга, солнечн __ день, широк __ поле, ранн __ весна, золот __ луч, зимн __ пейзаж, летн __ утро, бел     снега.

Самостоятельная работа.

Вставьте окончания  в имена прилагательные. Определите род и число имён прилагательных.

 

Интересн __ книга, солнечн __ день, широк __ поле, ранн __ весна, золот __ луч, зимн __ пейзаж, летн __ утро, бел     снега.

Включение в систему знаний и умений.

 

(Если осталось время)

- Поиграем в игру «Определи число». Правила игры: вам даны словосочетания и числа имён прилагательных.  Все словосочетания перемешались, нужно определить число, в котором употреблено имя прилагательное в словосочетании и отнести его к нужному столбцу стрелочкой.

Мн.число       Ед.число.

Зимнее утро,

интересная книга,

весёлые ребята,

яркое солнце,

летние дожди,

маленький домик,

золотые серьги,

цветные карандаши.

 

                      Зимнее утро,

                       интересная книга,

                       весёлые ребята,

                       яркое солнце,

 Мн.число     летние дожди,            Ед. число

                      маленький домик,

                      золотые серьги,

                      цветные карандаши.

Подведение итогов урока, рефлексия.

- Ребята, урок подходит к концу. Вернёмся к теме. Как звучит тема урока?

- Какая была поставлена цель урока?

 

 

- Достигли ли мы поставленной цели?

 

- Докажите. Ответьте на вопросы, опираясь на кластер.

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определяется род и число имени прилагательного?

 

 

 

- Посмотрите на план. Все ли пункты плана выполнили?

- Вернёмся к нашей пословице «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно».

- Скажите, являлся ли учебник русского языка сегодня на уроке источником знаний?

- Предлагаю вам определится с полученными знаниями на уроке. Если вы возьмёте полученные знания с собой, и поместите их в «рюкзак знаний»,  то поднимите руку.

- Если, информация вам пригодиться в дальнейшем, но вы ещё поработаете над ней, поднимите руку.

- Если, вы выбросите информацию,  и она вам не пригодиться, то поднимите руку.

- Откройте дневники, запишите домашнее. Упражнение 11.  Вам необходимо составить и записать словосочетания с  именами прилагательными. Нам именами прилагательными  в единственном числе указать род.

- Поднимите руки те, кому не понятно как выполнять задание.

- Передайте с последней пары на 1 самостоятельные работы.

- Всем спасибо за урок, до свидания. Подойдите  с дневниками те, кто работал у доски выполнял задание, я поставлю оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

photo_5301053399745285854_y.jpg

 

 

 

 

- Тема урока «Род и число имён прилагательных»

- Цель: научимся изменять прилагательные по родам и числам.

-Да.

 

 

 

- Имя прилагательное изменяется по родам.

- Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Во множественном числе род не определяется.  

- Да.

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают деятельность на уроке.

 

 

 

 

Фиксируют домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


 


ФИО обучающегося, который проводит урок:

ФИО обучающегося, который проводит урок:

Оформление классной доски.

Оформление классной доски.

Ход урока Этап/время

Ход урока Этап/время

Затем пальчики меняются и пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху)

Затем пальчики меняются и пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху)

Как изменяются имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? -

Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? -

Запишем в столбик. - Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного, с которым оно связано

Запишем в столбик. - Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного, с которым оно связано

На какой вопрос отвечает имя прилагательное мужского рода? (Вывешиваю на доску карточку «какой?») -

На какой вопрос отвечает имя прилагательное мужского рода? (Вывешиваю на доску карточку «какой?») -

Если прилагательное употреблено в женском роде, то встают девочки, если в мужском роде, то встают мальчики, если во множественном числе, то встают все

Если прилагательное употреблено в женском роде, то встают девочки, если в мужском роде, то встают мальчики, если во множественном числе, то встают все

Самостоятельная работа. Вставьте окончания в имена прилагательные

Самостоятельная работа. Вставьте окончания в имена прилагательные

Подведение итогов урока, рефлексия

Подведение итогов урока, рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2024