Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Русский язык без правил и словарей»
для 5 класса
на __2022/2023_ учебный год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
· эмоциональность;
· умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
· самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· самостоятельно создавать алгоритмы действий.
В результате изучения учебного предмета выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание курса
Вводное занятие.
Главные ошибки. Стратегические действия в борьбе с ними.
Главная позиция обучения «без правил» - слитность.
Частица «НЕ» как главная трудность в орфографии русского языка.
Алгоритм правописания частички «пол».
Квазиграматизмы. Борьба с искаженным написанием слов.
Чем отличается правописание заимствованных и исконно-русских слов?
Проверка «скажи иначе».
Второстепенные ошибки. Тактические действия в борьбе с ними.
«О» или «Ё» после шипящих.
«Н» или «НН» во всех словах.
Позиция «полуслитно» (дефисы).
Предлоги – братья.
«Ь» после шипящих в конце слов.
Правописание слов с частицами.
Окончания существительных.
Правописание приставок.
Паузная речевая пунктуация.
Пауза правильная и ложная.
Причастный и деепричастный обороты.
Союзный оборот.
Вводный оборот.
Обзорный алгоритм. Все обособления.
Практическая корректура. Работа над чужими ошибками
Формы организации и виды деятельности.
· лекции;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Учет рабочей программы воспитания |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
2 |
Главные ошибки. Стратегические действия в борьбе с ними |
1 |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков |
3 |
Главная позиция обучения «без правил» - слитность |
1 |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
4 |
Частица «НЕ» как главная трудность в орфографии русского языка |
2 |
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной литературы и искусства |
5 |
Алгоритм правописания частички «пол» |
1 |
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
6 |
Квазиграматизмы. Борьба с искаженным написанием слов |
1 |
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся |
7 |
Чем отличается правописание заимствованных и исконно-русских слов? |
1 |
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися |
8 |
Проверка «скажи иначе» |
1 |
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания |
9 |
Второстепенные ошибки. Тактические действия в борьбе с ними |
1 |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения |
10 |
«О» или «Ё» после шипящих |
2 |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
11 |
«Н» или «НН» во всех словах |
2 |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков |
12 |
Позиция «полуслитно» (дефисы) |
2 |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
13 |
Предлоги - братья |
2 |
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной литературы и искусства |
14 |
«Ь» после шипящих в конце слов |
2 |
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
15 |
Правописание слов с частицами. |
1 |
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся |
16 |
Окончания существительных. |
2 |
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися |
17 |
Правописание приставок |
2 |
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания |
18 |
Паузная речевая пунктуация |
2 |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения |
19 |
Пауза правильная и ложная |
2 |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
20 |
Вводный оборот |
2 |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
21 |
Практическая корректура. Работа над чужими ошибками |
2 |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков |
22 |
Обобщение изученного. Презентация проектов учащихся |
1 |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
|
Итого |
34 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.