Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Южная средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Заместитель директора по ВР ________А.А.Караева «____»___________2023г.
|
Утверждаю Директор школы ________Н.И.Найденова «____»__________2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст детей: 5-9 классы
Срок реализации: 1 год
п.Южный – 2023г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «С компьютером на Ты» для обучающихся 7 классов разработана на основании документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
3. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
5. Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
6. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
8.Устава МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова»
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Направленность программы «Интерфейс» – общеинтеллектуальная.
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.
Новизна программы
Программа содержит дополнительный изучаемый материал, значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. Специфика курса состоит в том, что они строятся на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Актуальность
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.
Педагогическая целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной
группы.
Психолого-педагогические принципы:
· Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
· Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
· Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
· Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
· Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
· Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
· Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
· Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
· Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
· Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Целью обучения по программе «С компьютером на Ты» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
Ø познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
Ø дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
Ø дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
Ø научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;
Ø углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
Ø развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
Ø сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Программа «С компьютером на Ты» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.
Ценностные ориентиры содержания
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
· основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
· основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
· основы ИКТ - квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
· основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 5-7 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом занятии в начальной школе, но особенностью кружка «Информатика малышам» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
Кроме формирования и развития УУД, на занятиях дети учатся:
1. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
2. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
6. При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
7. При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
8. Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
9. Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление. Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Характеристика возрастной группы учащихся
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 13-14 лет. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физминуток. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская, игровая, проектная.
Формы и режим занятий
Формы организации внеурочной деятельности:
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
· вводное занятие,
· комбинированное учебное занятие,
· занятие-презентация,
· экскурсия, виртуальная экскурсия,
· демонстрация,
· игры,
· проектная деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, защиты проектной работы (в конце года).
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации при изучении компьютера.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
Теоритическая работа |
Практическая работа |
|||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности и охрана здоровья |
1 |
0 |
|
2 |
Информация вокруг нас |
2 |
0 |
|
3 |
Из чего состоит компьютер? |
1 |
0 |
|
4 |
Графический редактор PAINT |
2 |
4 |
|
5 |
Знакомство со стандартными программами. «Блокнот». Работа на клавиатурном тренажере |
2 |
7 |
|
6 |
Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» |
1 |
3 |
|
7 |
Текстовый редактор WORD |
3 |
16 |
|
8 |
Создание презентаций с помощью PowerPoint |
1 |
5 |
|
9 |
Развивающие компьютерные игры |
6 |
1 |
|
10 |
Мультимедийная информация |
2 |
4 |
|
11 |
Сетевые технологии. Интернет |
4 |
5 |
|
|
Итого |
25 |
45 |
|
3. Содержание курса
Тема 1. Вводное знание. Информационные технологии, информация.
Тема 2. Информация вокруг нас
Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации.
Тема 3. Из чего состоит компьютер? Информация в компьютере. Организация хранения информации в компьютере.
Тема 4. Графический редактор PAINT
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.
Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Работа с палитрой цветов. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).
Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.
Тема 5. Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»
Назначение программы. Структура окна.
Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.
Работа на клавиатурном тренажере.
Основные блоки клавиш. Работа с алфавитно-цифровым блоком клавиш. Функциональные клавиши. Клавиши управления курсором.
Управляющие клавиши. «Клавиатурные гонки».
Тема 6. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»
Назначение программы. Структура окна. Виды калькулятора.
Работа с простейшими арифметическими действиями. Решение задач.
Тема 7.Текстовый редактор WORD
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац). Поиск и исправление ошибок.
Копирование и перемещение текста. Создание, хранение и считывание документа. Параметры страницы. Основные операции с текстом Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца).
Вставка объектов (символов, рисунков). Рисунок в WORD.
Оформление текстов с помощью WORDART.
Таблицы. Составление кроссвордов.
Тема 8. Создание презентаций с помощью PowerPoint.
Интерфейс программы (структура окна). Элементы разметки слайда.
Создание нового слайда, фон слайда.
Вставка рисунков и других объектов на слайд. Создание скриншотов.
Анимация на слайдах
Тема 9. Развивающие игры.
Игры на внимательность и память. Познавательные игры. Игры на логику мышления. Обучающие игры. Тренажеры
Тема 10. Мультимедийная информация
Звуковые редакторы. Запись и воспроизведение звука. Графические редакторы.
Видео редакторы. Плееры, их отличие.
Тема 11. Сетевые технологии.
Интернет. Компьютерные сети. Браузеры. Безопасность в Интернете.
Поиск информации в Интернет. Социальные сервисы для детей
Образовательные и познавательные сайты.
4. Планируемые результаты:
по окончании программы обучающийся должен:
Личностные результаты.
знать:
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером;
- понятие информации, свойства информации;
- основные блоки клавиш;
- информационные процессы;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор».
- возможности текстового редактора WORD;
- назначение и работу программы PowerPoint;
- компьютерные сети и основные сервисы;
уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор.
- работать со стандартными приложениями Windows;
- создавать презентации;
- пошагово выполнять алгоритм практического задания;
- осуществлять поиск информации на компьютере.
Метапредметные результаты:
ü работать в сотрудничестве;
ü уметь находить пути поиска информации.
ü освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
ü активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
ü использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том числе уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
ü развить готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные УУД:
ü положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
ü осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
ü осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
ü оформлять свои мысли в устной форме;
ü слушать и понимать речь других;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
|
|
|
|
|
К-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
дата |
|||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности и охрана здоровья |
1 |
Вводное занятие |
Правила ТБ, основные виды упражнений для рук, глаз. |
|
|
Тема 2. Информация вокруг нас (2 часа) |
||||||
2 |
Информация вокруг нас |
1 |
комбинированное учебное занятие,
|
Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации. |
|
|
3 |
Как человек воспринимает информацию |
1 |
комбинированное учебное занятие, |
|
|
|
|
Тема 3. Из чего состоит компьютер? ( 1 час) |
|||||
4 |
Из чего состоит компьютер? |
|
комбинированное учебное занятие |
Информация в компьютере. Организация хранения информа ции в компьютере. |
|
|
Тема 4.Графический редактор PAINT (6 часов) |
||||||
5 |
Графический редактор PAINT. Окно и инструменты редактора |
1 |
Вводное занятие |
Назначение, запуск/закрытие, структура окна. |
|
|
6 |
Графический документ |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Создание, хранение и считывание документа. |
|
|
7 |
Выполнение рисунка с помощью инструментов: карандаш, кисть и др. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Основные инструменты для «ручного» рисования |
|
|
8 |
Выполнение рисунка с помощью графических примитивов |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Виды графических примитивов, их настройка |
|
|
9 |
Изменение рисунка |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Команды редактирования рисунка |
|
|
10 |
Творческий проект «Изобретаем узоры»
|
1 |
Проектная деятельность |
Работа на заданную или выбранную тему. |
|
|
Тема 5.Знакомство со стандартными программами. «Блокнот». Работа на клавиатурном тренажере (9 часов) |
||||||
11 |
Основные блоки клавиш |
1 |
Вводное занятие |
Клавиатура ПК. Назначение управляющих клавиш |
|
|
12 |
Работа с алфавитно-цифровым блоком клавиш |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков набора текста |
|
|
13 |
Работа на клавиатурном тренажере |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков набора текста |
|
|
14 |
Управляющие клавиши. «Клавиатурные гонки». |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков набора текста |
|
|
15 |
Работа на клавиатурном тренажере |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков набора текста |
|
|
16 |
Конкурс «Юный оператор ПК» |
1 |
игра |
Закрепление навыков набора текста |
|
|
17 |
Простейший текстовый редактор «Блокнот». |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Функции и возможности программы |
|
|
18 |
Работа с текстом. Набор текста и редактирование |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
19 |
Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
Тема 6. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» (4 часа) |
||||||
20 |
Стандартное приложение «Калькулятор» |
1 |
Вводное занятие |
Назначение, запуск/закрытие, структура окна. |
|
|
21 |
Виды калькуляторов |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Основные функции |
|
|
22 |
Работа с простейшими арифметическими действиями |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков выполнения расчетов |
|
|
23 |
Решение задач |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков выполнения расчетов |
|
|
Тема 7.Текстовый редактор WORD (19 часов) |
||||||
24 |
Текстовый редактор WORD. Назначение редактора |
1 |
Вводное занятие |
Назначение, запуск/закрытие, структура окна |
|
|
25 |
Изучение интерфейса окна. Основное меню |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Основные пункты меню |
|
|
26 |
Изучение интерфейса окна. Панели инструментов |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Размещение инструментов на панелях |
|
|
27 |
Основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац). |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Структурные элементы текста |
|
|
28 |
Выполнение операций хранения и считывания документа |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков записи/считывания текстового файла |
|
|
29 |
Настройка параметров страницы |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков настройки параметров текста |
|
|
30 |
Создание документа |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
31 |
Основные операции с текстом. Копирование и перемещение текста |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
32 |
Внесение исправлений в текст. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
33 |
Проверка орфографии. Поиск и исправление ошибок |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
34 |
Форматирование текста (изменение шрифтов). |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
35 |
Форматирование текста (оформление абзаца). |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
36 |
Вставка объектов (символов, рисунков). |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Создание интегрированных документов |
|
|
37 |
Рисунок в WORD |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Создание рисунка средствами панели рисования |
|
|
38 |
Работа с рисунком, изменение параметров |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Создание рисунка средствами панели рисования |
|
|
39 |
Графические примитивы и работа с ними |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Создание рисунка средствами панели рисования |
|
|
40 |
Оформление текстов с помощью WORDART. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков форматирования текста |
|
|
41 |
Таблицы и работа с ними |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с таблицей |
|
|
42 |
Творческая работа Забавное рисование из знаков препинания. |
1 |
Проектная деятельность |
Закрепление навыков работы с текстом |
|
|
Тема 8. Создание презентаций с помощью PowerPoint (6 часов) |
||||||
43 |
Мастер создания презентаций PowerPoint |
1 |
Вводное занятие |
Назначение, запуск/закрытие, структура окна |
|
|
44 |
Интерфейс программы (структура окна). Элементы разметки слайда |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Возможности настройки параметров слайда |
|
|
45 |
Создание нового слайда, фон слайда. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы со слайдами |
|
|
46 |
Вставка рисунков и других объектов на слайд. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы со слайдами |
|
|
47 |
Создание скриншотов |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы со слайдами |
|
|
48 |
Творческая работа. Анимация на слайдах. Создание мультфильма |
1 |
Проектная деятельность |
Закрепление навыков работы со слайдами |
|
|
Тема 9. Развивающие компьютерные игры (7 часов) |
||||||
49 |
Развивающие компьютерные игры |
1 |
Вводное занятие |
Многообразие компьютерных игр. |
|
|
50 |
Познавательные игры |
1 |
игра |
Закрепление навыков работы с развивающими программами |
|
|
51 |
Игры на внимательность и память |
1 |
игра |
Закрепление навыков работы с развивающими программами |
|
|
52 |
Раскраски и пазлы |
1 |
игра |
Закрепление навыков работы с развивающими программами |
|
|
53 |
Игры на логику мышления |
1 |
игра |
Закрепление навыков работы с развивающими программами |
|
|
54 |
Обучающие игры |
1 |
игра |
Закрепление навыков работы с развивающими программами |
|
|
55 |
Тренажеры |
1 |
игра |
Закрепление навыков работы с развивающими программами |
|
|
Тема 10.Мультимедийная информация (6 часов) |
||||||
56 |
Мультимедийная информация |
1 |
Вводное занятие |
Особенности мультимедийной информации. |
|
|
57 |
Звуковые редакторы. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с мультимедийными программами |
|
|
58 |
Запись и воспроизведение звука. |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с мультимедийными программами |
|
|
59 |
Наложение звука на слайды |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с мультимедийными программами |
|
|
60 |
Графические редакторы |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с мультимедийными программами |
|
|
61 |
Видеоредакторы |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Закрепление навыков работы с мультимедийными программами |
|
|
Тема 11.Сетевые технологии. Интернет (7 часов) |
||||||
62 |
Сетевые технологии. Интернет |
1 |
Вводное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
63 |
Компьютерные сети. Браузеры |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
64 |
Безопасность в Интернете |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
65 |
Поиск информации в Интернете |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
66 |
Социальные сервисы для детей |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
67 |
Образовательные и познавательные сайты |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
68 |
Образовательные и познавательные сайты |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
69 |
Угрозы в сети и защита интеллектуальной собственности |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Особенности работы с информацией в Сети |
|
|
70 |
Итог овый урок |
1 |
комбинированное учебное занятие |
Повторение материала |
|
|
5. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это:
минимальная модель электронно-программного обеспечения:
· один компьютер на рабочем месте учителя;
· презентационное оборудование;
· выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
· целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике на компакт-дисках;
· цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru).
базовая модель электронно-программного обеспечения:
· компьютерный класс (сеть, сервер);
· презентационное оборудование;
· выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
· ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
· сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
· цифровые зоны: компьютерной графики (граф – планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.
расширенная модель электронно-программного обеспечения:
· компьютерный класс (мобильные компьютерные классы, сеть, сервер);
· презентационное оборудование;
· выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы или под руководством и в присутствии учителя, для обучающихся на занятии – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
· ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
· сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
· цифровые зоны начальной школы – это дополнительные специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на которых установлено специальное оборудование и ПО: цифровая киностудия (соответствующие программы, микшерский пульт, магнитофоны, разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы, корректоры, словари и пр., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы, сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и пр.
6. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы включает в себя описание:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, занятий, бесед и т.п.);
- рекомендации по проведению практических работ и т.п.;
- дидактический и лекционный материал, методика по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской работы;
- олимпиадные и конкурсные задания, ребусы;
- методики расслабляющих упражнений при работе с компьютером (для глаз);
- таблицы (наглядные пособия);
- интернет - пособия по Информатике и ИКТ для 7 классов.
7. Литература, используемая учителем
1. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011 г.
Литература, используемая учащимися
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для 3 класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 3 класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронное сопровождение УМК:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.