Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1-4 классы
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1-4 классы

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
1 кл—4 кл
24.07.2023
Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1-4 классы
В.д.Удив.мир слов.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»

Сахалинской области

694036,  Сахалинская область,  Анивский район,  с. Огоньки,   ул. Школьная,18

Тел./факс  8(42441) 54-273

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании МО …..

МБОУ СОШ №3 с.Огоньки

________________________

Протокол № __

От «___» ___________ 20__ г

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки

_________________ /_____________

«___» _____________________20__г

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курсу внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

на уровень начального общего образования.

Срок освоения 4 года

 

 

 

 

                                                                                                                               

  Разработала:

Боева Ирина Викторовна

учитель начальных классов

                                                                                                                           высшая категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Огоньки

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  для    первой ступени образования разработана   на основе :

 

Ø  Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Ø  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Ø  СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»

Ø  Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Ø  Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Ø  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Ø  Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Ø  Рабочей программы по внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

Ø  Авторской программы внеурочной деятельности  Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, «Удивительный мир слов»». Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2015г.

Срок реализации программы 4 года.

Программа «Удивительный мир слов» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 135часов: 1 класс -  33 часа  , 2-4 классы – 34 часа.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности соответствует курсу «Русский язык». Тематика заданий отражает реальные познава­тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные  факты, способные дать про­стор воображению и развитию речи.

    Содержание и методы обучения курса“ Удивительный мир слов” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Ø  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

Ø      приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

Ø      пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

Ø      развитие мотивации к изучению русского языка;

Ø      развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

Ø      совершенствование общего языкового развития учащихся;

Ø      углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Ø      воспитание культуры обращения с книгой;

Ø       формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Ø      развивать  смекалку и сообразительность;

Ø      приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Ø      развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

        Курс «Удивительный мир слов» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

       Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

     Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

    Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

    Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты

·         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·         эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·         интерес к изучению языка;

·         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы.

 

Предметные результаты .

1 класс

—участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

—анализировать информацию, представленную на рисунке;

—сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

—наблюдать за функцией и ударением в слове;

—контролировать правильность постановки ударения в словах;

—осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

—находить необходимую информацию и строить на её основе

связное монологическое высказывание.

 

2 класс

—сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

 и различии двух алфавитов;

—интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

—наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

 3класс

—формулировать собственное мнение, аргументировать его,

договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

—составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

—воспринимать на слух и понимать информационный текст;

—сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

4 класс

—моделировать на основе полученной информации собственные  высказывания о происхождении выбранного слова;

—самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

—наблюдать образование слов в русском языке;

—анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

—анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

—наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

—группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

—взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1 КЛАСС ( 33ч)

 

Наш помощник - язык (5 ч.)

Язык как основное средство человеческого общения. Русский язык как явление национальной культуры. Развитие речи детей: составление устных и письменных высказываний. Устная и письменная речь, слово.

В мире слов и звуков (12 ч.)

Понятие о звуках речи. Отличие звуков речи от других звуков, которые мы слышим. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Ударение и произношение слов.

Такие разные слова (6 ч.)

Понятие о лексическом богатстве языка. Развитие речи учащихся.

Живые буквы (4 ч.)

Дать понятие о появлении букв современного русского алфавита. Использование букв алфавита при выполнении учебной задачи. Особенности письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

И снова слова, слова (6 ч.)

Антонимы, синонимы, фразеологизмы. Использование их в устной и письменной речи при выполнении творческих заданий. Понятие о лексическом богатстве языка. Подбор к различным ситуациям соответствующих фразеологизмов, синонимов, антонимов.

 

2 КЛАСС ( 34 ч)

 

Мир полон звуков (6 ч.)

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч.)

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё».Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

Всему название дано (5 ч.)

Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Толковый и орфографический словарь русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Как делаются слова (7 ч.)

История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

 

Секреты правильной речи (11 ч.)

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

 

3 КЛАСС ( 34 ч)

 

Из истории языка (2 ч.)

Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Как появляются новые слова.

Загадки простого предложения (9 ч.)

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.

Лабиринты грамматики (2 ч.)

Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

О существительных по существу (12 ч.)

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке.

Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей.

Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Значение имён прилагательных.

Такие разные признаки предметов (9 ч.)

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

 

4 КЛАСС ( 34 ч)

 

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч.)

Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Пора действовать! (14 ч.) Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Временные формы глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Числа и слова (6 ч.)

Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.

Прочные связи (7 ч.)

Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Рабочая программа

1

Наш помощник – язык.

5

2

В мире слов и звуков

12

3

Такие разные слова

6

4

Живые буквы

4

5

И снова слова, слова

6

 

Итого

33

1 КЛАСС (33 ч)

 

2 КЛАСС  (34 ч)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Рабочая программа

1

Мир полон звуков.

6

2

Азбука, прошедшая сквозь века.

5

3

Всему название дано.

5

4

Как делаются слова.

7

5

Секреты правильной речи

11

 

Итого

34

 

 

3 КЛАСС (34 ч)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Рабочая программа

1

Из истории языка.

2

2

Загадки простого предложения.

9

3

Лабиринты грамматики.

2

4

О существительных по существу.

12

5

Такие разные признаки предметов.

9

 

Итого

34

 

 

 

4 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Количество часов

Рабочая программа

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями.

7

2

Пора действовать!

14

3

Числа и слова.

6

4

Прочные связи.

7

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»

 

1 КЛАСС

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

План.

Факт.

Наш помощник – язык. ( 5 ч)

 

1/1

Вводное занятие.

Значение русского языка.

1

 

 

2/2

Что такое слово.

1

 

 

3/3

В мире звуков. Ролевые игры.

1

 

 

4/4

Игротека. Рифма.

1

 

 

5/5

Игротека. Ребусы.

1

 

 

В мире слов и звуков ( 12ч)

 

6/1

Звуки и буквы - не одно и то же.

1

 

 

7/2

Что такое метаграммы?

1

 

 

8/3

Жили-были гласные и согласные.

1

 

 

9/4

Игротека.

1

 

 

10/5

Волшебник Ударение.

1

 

 

11/6

Такие разные согласные.

1

 

 

12/7

Такие разные согласные.

1

 

 

13/8

Игротека.

1

 

 

14/9

Русские народные загадки.

1

 

 

15/10

Зачем шипят шипящие.

1

 

 

16/11

Познакомьтесь: алфавит.

1

 

 

17/12

Игротека.

1

 

 

Такие разные слова ( 6 ч)

 

18/1

Привет, пословица.

1

 

 

19/2

Поговорим о предложении.

1

 

 

20/3

Еще немного о предложении. Игра «Кто быстрее?»

1

 

 

21/4

Игротека.

1

 

 

22/5

Знакомство с анаграммами.

1

 

 

23/6

Что такое текст?

1

 

 

Живые буквы ( 4 ч)

 

24/1

Что мы пишем с большой буквы?

1

 

 

25/2

Игротека.

1

 

 

26/3

О безударных гласных.

1

 

 

27/4

О парных звонких и глухих согласных.

1

 

 

И снова слова ( 6 ч)

 

28/1

Слова- приятели. Игра «Найди приятеля».

1

 

 

29/2

Игротека.

1

 

 

30/3

Игра «Найди клад».

1

 

 

31/4

Слова-неприятели.

1

 

 

32/5

Волшебное слово предлог. Игра «Найди предлог».

1

 

 

33/6

Итоговое занятие «Праздник «Занимательный язык».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»

 

2 КЛАСС

 

 

Тема занятий

Количество

часов

Дата

 

 

Мир полон звуков. ( 6 ч.)

 

1

Звуки вокруг нас.

1

 

 

2

Фабрика речи.

1

 

 

3

Звуки и слова.

1

 

 

4-5

Такие разные гласные и согласные.

 

2

 

 

6

Правильное ударение и произношение слов.

1

 

 

 

Азбука, прошедшая сквозь век. ( 5 ч)

 

 

7

Кириллица, название букв древней азбуки.

1

 

 

8

Как появились буквы современного русского алфавита.

1

 

 

9

Буквы старые и новые.

1

 

 

10

Особенности древнерусского письма

 

1

 

 

11

Строчные и прописные буквы.

1

 

 

 

Всему название дано. (5 ч)

 

 

12

Рождение языка.

1

 

 

13

Сколько слов в языке?

1

 

 

14

Имена, имена, имена…

1

 

 

15

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1

 

 

16

Словари — сокровищница языка.

1

 

 

Как делаются слова. (7 ч)

 

 

17

История происхождения слов.

1

 

 

18

Слова производные и непроизводные

1

 

 

19

Корень — главная часть слова.

1

 

 

20

Группы однокоренных слов.

1

 

 

21

 Такие разные суффиксы.

1

 

 

22

Образование слов с помощью приставки.

1

 

 

23

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

1

 

 

Секреты правильной речи. (12 ч)

 

 

24

Слово и его значение.

1

 

 

25

Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.

1

 

 

26

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

1

 

 

27

Многозначные слова.

1

 

 

28

«Очеловечивание» мира

1

 

 

29

Синонимы.

1

 

 

30

Антонимы.

1

 

 

31

Омонимы и их многообразие.

1

 

 

32

Слова исконно русские и заимствованные.

1

 

 

33

История возникновения фразеологизмов.

1

 

 

34

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»

 

3 КЛАСС

 

 

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

план.

факт.

 

Из истории языка. (2 ч.)

 

1

Старые и новые слова в языке.

1

 

 

2

Сокровища бабушкиного сундука

 

1

 

 

 

Загадки простого предложения. ( 9ч.)

 

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

1

 

 

4

Важные мелочи.

1

 

 

5

Требуется определение.

1

 

 

6

Важные обстоятельства.

 

1

 

 

7

Важные обстоятельства.

1

 

 

 

 

8

Необходимо дополнить.

 

1

 

 

9

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

1

 

 

10

Строитесь в ряд!

 

1

 

 

11

Запятые, по местам!

 

1

 

 

 

Лабиринты грамматики. (2 ч.)

 

12

Слово в грамматике.

 

1

 

 

13

Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика.

1

 

 

 

О существительных по существу. (12 ч.)

 

14

«Лебедь белая плывёт».

 

1

 

 

15

Может ли род быть общим?

 

1

 

 

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

 

1

 

 

17

Как быть, если нет окончания?

1

 

 

18

Один, два, много.

 

1

 

 

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

 

1

 

 

20

Как «работает» родительный падеж?

1

 

 

21

«Щедрый» падеж.

 

1

 

 

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

 

1

 

 

23

Падеж- работяга.

 

1

 

 

24

Любимая «работа» предложного падежа.

 

1

 

 

25

Кому принадлежат имена собственные?

 

1

 

 

 

Такие разные признаки предметов. ( 9ч.)

 

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

 

1

 

 

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

 

1

 

 

28

  Всё познаётся в сравнении.

 

1

 

 

29

  Всё познаётся в сравнении.

 

 

 

 

30

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

 

1

 

 

31

Что из чего и для чего?

 

1

 

 

32

Что кому принадлежит?

 

1

 

 

33

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

1

 

 

34

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование для 4 класса (34 часа)

 

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

 

 

1

Смотрю, говорю, слушаю

1

 

 

2

Смотрю, говорю, слушаю

1

 

 

3

Лексические загадки

1

 

 

4

Лексические загадки

1

 

 

5

Словесный конструктор

1

 

 

6

Занимательная грамматика

1

 

 

 

 

7

Занимательная грамматика

1

 

 

 

 

8

Для чего нужны глаголы?

1

 

 

 

 

9

Для чего нужны глаголы?

1

 

 

 

 

10

Делать и сделать — не одно и то же.

 

1

 

 

11

Меняемся ролями.

 

1

 

 

12

Вчера, сегодня, завтра.

 

1

 

 

13

Одно вместо другого.

 

1

 

 

14

Она меня поняла и приняла.

1

 

 

15

Кто говорит, кто действует?

 

1

 

 

16

Сумею победить!

 

1

 

 

17

Мечтаем и фантазируем.

 

1

 

 

18

Дай-подай… и поезжай!

1

 

 

19

Дай-подай… и поезжай!

1

 

 

20

Живые образы.

 

1

 

 

21

Орфографический поединок.

 

1

 

 

22

Для чего нужны числительные?

1

 

 

23

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

 

 

24

Рекорды в цифрах.

 

1

 

 

25

За семью печатями

1

 

 

26

Треугольный шарик.

 

1

 

 

27

Как водить машину за нос?

 

1

 

 

28

Послушный «подчинённый».

 

1

 

 

29

О «земляной» или «земной» красоте.

 

 

 

 

30-31

Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.

 

1

 

 

 

1

 

 

32

Связаны смыслом

1

 

 

33

Любимые игры со словами

1

 

 

34

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания,…

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания,…

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный…

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный…

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Устанавливать словообразовательные связи данных слов; —анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; —наблюдать значения приставок…

Устанавливать словообразовательные связи данных слов; —анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; —наблюдать значения приставок…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1

Секреты правильной речи (11 ч

Секреты правильной речи (11 ч

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин,

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин,

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

КЛАСС № Наименование разделов и тем

КЛАСС № Наименование разделов и тем

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Итоговое занятие «Праздник «Занимательный язык»

Итоговое занятие «Праздник «Занимательный язык»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Слова производные и непроизводные 1 19

Слова производные и непроизводные 1 19

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Лебедь белая плывёт». 1 15

Лебедь белая плывёт». 1 15

Календарно-тематическое планирование для 4 класса (34 часа) №

Календарно-тематическое планирование для 4 класса (34 часа) №

Вчера, сегодня, завтра. 1 13

Вчера, сегодня, завтра. 1 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2023