Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»
Сахалинской области
694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная,18
Тел./факс 8(42441) 54-273
РАССМОТРЕНО На заседании МО ….. МБОУ СОШ №3 с.Огоньки ________________________ Протокол № __ От «___» ___________ 20__ г
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки _________________ /_____________ «___» _____________________20__г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Уроки нравственности»
на уровень начального общего образования.
Срок освоения 4 года
Разработала:
Боева Ирина Викторовна
учитель начальных классов
высшая категория
с.Огоньки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для первой ступени образования разработана на основе :
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Ø СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»
Ø Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Ø Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Ø Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2011 г.);
Ø Рабочей программы по внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Ø Авторской программы внеурочной деятельности Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Срок реализации программы 4 года.
Программа «Уроки нравственности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 135часов: 1 класс - 33 часа , 2-4 классы – 34 часа.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Предметные результаты
1 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
· Отличие понятий «этика» и «этикет».
· Правила вежливости и красивых манер.
· Заповеди и соответствующие притчи.
· Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
· Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
· Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
· Быть доброжелательными.
· Соблюдать заповеди.
· Сострадать животным, не обижать их.
· Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
· Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
· Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
2 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
· Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
· Заповеди и правила этикета.
· О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
· Афоризмы.
· Исполнять заповеди.
· Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
· Выполнять общение.
· Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
· Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
3 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
· Ранее изученные заповеди и афоризмы.
· Каким должен быть воспитанный человек.
· Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
· Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
· Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
· Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
· Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
· На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
· Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
· Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
· Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
· Быть сострадательными к чужому горю.
· Не обижать животных и птиц.
· Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
· Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
4 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
· Правила этики и культуры речи.
· Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
· Об источниках наших нравственных знаний.
· О совести как основе нравственности.
· Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
· Стихотворения о родине (на выбор).
· Афоризмы.
· О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
· Различать хорошие и плохие поступки.
· Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
· Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
· Исполнять заповеди.
· Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС ( 33 ч)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Правила поведения на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
2 КЛАСС ( 34 ч)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 КЛАСС ( 34 ч)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 КЛАСС ( 34 ч)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
1 |
Правила поведения в школе |
6 |
2 |
О добром отношении к людям |
10 |
3 |
Как стать трудолюбивым |
7 |
4 |
Правила опрятности и аккуратности. |
5 |
5 |
Правила поведения на улице и дома. |
2 |
6 |
Школьный этикет. |
3 |
|
Итого |
33 |
2 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
1 |
Культура общения. |
9 |
2 |
Общечеловеческие нормы нравственности. |
4 |
3 |
Дружеские отношения. |
11 |
4 |
Понять другого. |
10 |
|
Итого |
34 |
3 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
1 |
Культура общения. |
9 |
2 |
Самовоспитание. |
7 |
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности. |
10 |
4 |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? |
8 |
|
Итого |
34 |
4 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
1 |
Культура общения |
9 |
2 |
Самовоспитание |
7 |
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
4 |
Искусство и нравственность |
8 |
|
Итого |
34 |
3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
1 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата |
||
План. |
Факт. |
||||
Правила поведения в школе ( 6 ч)
|
|||||
1 |
Правила поведения на уроке и на перемене. |
1 |
|
|
|
2 |
Правила поведения в гардеробе. |
1 |
|
|
|
3 |
Правила поведения в столовой. |
1 |
|
|
|
4 |
Правила поведения в библиотеке. |
1 |
|
|
|
5 |
Правила поведения в школьном дворе.
|
1 |
|
|
|
6 |
Правила поведения в школьном дворе.
|
1 |
|
|
|
О добром отношении к людям ( 10 ч)
|
|||||
7-8 |
Что такое «добро и зло». |
2 |
|
|
|
|
|
||||
9-10 |
«Ежели вы вежливы». |
2 |
|
|
|
|
|
||||
11-13 |
Добрые и не добрые дела. |
2 |
|
|
|
|
|
||||
14-15 |
Ты и твои друзья. |
2 |
|
|
|
|
|
||||
16-17 |
Помни о других – ты не один на свете.
|
2 |
|
|
|
|
|
||||
Как стать трудолюбивым ( 7 ч)
|
|||||
18-19 |
«Ученье - Свет, а неученье тьма» |
2 |
|
|
|
|
|
||||
20 |
Как быть прилежным и старательным.
|
1 |
|
|
|
21-22 |
Наш труд в классе. |
2 |
|
|
|
|
|
||||
23-24 |
Помни о других – ты не один на свете.
|
2 |
|
|
|
|
|
||||
Правила опрятности и аккуратности ( 5 ч)
|
|||||
25-26 |
Культура внешнего вида. |
2 |
|
|
|
|
|
||||
27 |
Каждой вещи своё место. |
1 |
|
|
|
28-29 |
Умейте ценить своё и чужое время.
|
2 |
|
|
|
|
|
||||
Правила поведения на улице и дома. ( 2 ч)
|
|||||
30-31 |
Правила поведения на улице и дома. |
2 |
|
|
|
|
|
||||
Школьный этикет ( 3 ч)
|
|||||
31-32
|
Школьный этикет. Этикет разговора с одноклассником. |
2 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|||
33 |
Школьный этикет. Этикет разговора с учителем. |
1
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
|
|||||
1. |
Этикет . |
1 |
|
|
|
2. |
Устное приглашение на день рождения. |
1 |
|
|
|
3. |
Письменное приглашение на день рождения. |
1 |
|
|
|
4. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
|
|
|
5. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
|
|
|
6. |
Поведение в гостях. |
1 |
|
|
|
7. |
Поведение в гостях. |
1 |
|
|
|
8. |
Как дарить подарки. |
1 |
|
|
|
9. |
Как дарить подарки. |
1 |
|
|
|
Общечеловеческие нормы нравственности ( 4 ч.)
|
|||||
10. |
Заповеди. |
1 |
|
|
|
11. |
Заповеди. |
1 |
|
|
|
12. |
Дал слово держи. |
1 |
|
|
|
13. |
Дал слово держи. |
1 |
|
|
|
Дружеские отношения ( 11 ч.)
|
|||||
14. |
Дружба каждому нужна. |
1 |
|
|
|
15. |
Дружба верностью сильна. |
1 |
|
|
|
16. |
Преданный друг. |
1 |
|
|
|
17. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
|
|
|
18. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
|
|
|
19. |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
|
|
|
20. |
О зависти . |
1 |
|
|
|
21. |
О скромности. |
1 |
|
|
|
22. |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
|
|
|
23. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
|
|
24. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
|
|
Понять другого ( 10 ч.)
|
|||||
25. |
Золотые правила. |
1 |
|
|
|
26. |
Золотые правила. |
1 |
|
|
|
27. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
|
|
|
28. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
|
|
|
29. |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
|
|
|
30. |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
|
|
|
31. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
|
|
|
32. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
|
|
|
33. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
|
|
34 |
Обзор курса этики за год. |
1 |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
3 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
Культура общения (9ч)
|
|||||
1. |
Этикет разговора. |
1 |
|
|
|
2. |
Общение к разным людям. |
1 |
|
|
|
3. |
Вежливый отказ, несогласие. |
1 |
|
|
|
4. |
Этикетные ситуации. |
1 |
|
|
|
5. |
Этикетные ситуации. |
1 |
|
|
|
6. |
Афоризмы. |
1 |
|
|
|
7. |
Разговор по телефону. |
1 |
|
|
|
8. |
Играем роль воспитанного человека. |
1 |
|
|
|
9. |
Играем роль воспитанного человека. |
1 |
|
|
|
Самовоспитание (7ч)
|
|||||
10. |
Что значит быть вежливым? |
1 |
|
|
|
11. |
Правила вежливости. |
1 |
|
|
|
12. |
Мои достоинства и недостатки. |
1 |
|
|
|
13. |
Мои достоинства и недостатки. |
1 |
|
|
|
14. |
Большое значение маленьких радостей. |
1 |
|
|
|
15. |
О хороших и дурных привычках. |
1 |
|
|
|
16. |
Афоризмы о самовоспитании.
|
1 |
|
|
|
Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
|
|||||
17. |
Заповеди: как мы их исполняем. |
1 |
|
|
|
18. |
О сострадании и жестокосердии |
1 |
|
|
|
19. |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
|
|
|
20. |
Лгать нельзя, но если…? |
1 |
|
|
|
21. |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
|
1 |
|
|
|
22. |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
|
|
|
23. |
Спешите делать добро. |
1 |
|
|
|
24. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
|
|
25. |
Всегда ли богатство счастье? |
1 |
|
|
|
26. |
Золотые правила. |
1 |
|
|
|
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
|
|||||
27. |
Как сердцу высказать себя? |
1 |
|
|
|
28. |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
1 |
|
|
|
29. |
И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. |
1 |
|
|
|
30. |
Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. |
1 |
|
|
|
31. |
Диалоги о хороших манерах. |
1 |
|
|
|
32. |
Диалоги о добре и зле. |
1 |
|
|
|
33. |
Афоризмы. |
1 |
|
|
|
34 |
Итоговый урок. Чему научились на уроках этики?
|
1 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.