Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта

Оценка 4.9
docx
12.08.2020
Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта
Прграмма Волшебная паутинка.docx

 

Пояснительная записка

   В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.

         Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная паутинка»   разработана в соответствии  с такими нормативными документами как:

·        Конвенция ООН о правах ребенка;

·        Конституция Российской Федерации;

·        Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·        Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

·         письмом  Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

·        постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81.

Программа внеурочной деятельности «Волшебная паутинка» является программой художественно-эстетической направленности c целостным интегрированным курсом, созданной для детей с нарушением интеллекта. Посредством развития мелкой моторики руки, происходит обучение основам техники изонити. Обучение включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся.

Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира.

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем. Можно выполнить рисунок и нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Такой вид вышивки называется изонить, или нитяная графика.Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Любая  работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Дети испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно.

Учащиеся коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально – волевой сферы. Занятия по изонити позволяют эти недостатки в какой- то мере корригировать.

Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и в частности к каждому учащемуся в отдельности.

Актуальность программы определена проблемами детей с нарушением интеллекта. Это в первую очередь несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственной ориентировки, недостаточное развитие мелкой моторики, нарушение координации движения у отдельных учащихся. Трудности усвоения учебных предметов, и в частности математики, объясняются особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы. Слабая активность восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке.

 

Педагогическая целесообразность: занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.

Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что очень важно для детей с нарушением интеллекта.         

Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление работы было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.

Целью программы - создать условия для повышения у детей с нарушением интеллекта здоровья общего уровня, развития и коррекции недостатков их познавательной деятельностиа, также личностных качеств через выполнения изделий в технике изонити.

            Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Образовательные:

·        расширить знания учащихся о геометрических фигурах;

·        научить владеть иголкой, ниткой, шилом;

·        научить работе с трафаретом;

·        научить технике работы «изонить»;

·        научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны ;

·        обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций;

·        освоить понятие «зеркальное изображение»;

 

Кореккционно азвивающие:  

·        развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах,

способы подбора цвета к фону;

·        подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга;

·        развить глазомер, остроту зрения, координацию движений

рук под контролем глаз;

·        развить активный и пассивный словарь детей;

·        развить объяснительную и доказательную речь;

·        способствовать введению в активный словарь детей

математических терминов;

Воспитательные:

·        воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

·        привить эстетический вкус;

·        привить умение использовать полученные ранее знания;

·        способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества.

 

Возраст детей: 10-14 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года. На изучение художественного мастерства отводится 4 ч. в неделю. Объём часов за год составляет 136 часов. 

Условия для реализации программы

·        привлечение к работе старшего поколения;

·         на рабочем столе педагога должны быть методические пособия;

·         изучение  всего предусмотренного программой теоретического материала и проведение всех практических занятий;

·        учитывать все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

·        использование разнообразный дидактический материал.

 

Принципы организации деятельности:

·        принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;

·        принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;

·        принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;

·        принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

 Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации  деятельности:

- индивидуальная форма (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная форма (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая форма (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная форма (выполнение работы для подготовки к выставкам, конкурсам).

 

 Форма занятий                     

·        практические занятия;

·        экскурсии;

·        выставки;

·        конкурсы;

·         викторины;

·        творческие встречи.

 

Методы проведения занятий

·        словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ;

·         наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы;

·        практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся;

·        объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка;

·         репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

·         частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

 

Перечень необходимого оборудования для реализации программы.

·        иголка ;

·        нитки: ирис или мулине;

·        ножницы;

·        шило (короткое);

·        кусок пенопласта, для подкладывания во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола;

·        цветной картон или бархатная бумага: для тренировочных упражнений 10X15; для индивидуальной творческой работы формат А-4;

·        линейк;

·        клей ПВА или скотч;

·        фигурные лекала;

·        трафареты углов и окружностей;

·        циркуль;

·        карандаш простой;

·         наличие компьютерного класса (в случае отсутствия можно применять объяснительно-иллюстративный метод).

 

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- правила поведения, правила техники безопасности;

- инструменты и материалы;

- условные обозначения;

- основные элементы изонить;

- технику вышивания основных элементов;

- основы цветоведения;

- последовательность изготовления изделий;

- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой,  ножницами, циркулем;

 - правильно читать условные обозначения;

- подбирать материалы для вышивания;

- выполнять основные элементы и узоры;

- правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- вышивать различные элементы и изделия;

- выполнять  заключительную отделку готовых изделий;

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на городском, муниципальном уровнях, проведение диагностики учащихся.

ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Цель первого года программы  -  адаптация детей к новым условиям, к группе, ознакомление с нитяной графикой. Данная цель требует решения целого ряда задач:

·        знакомство с декоративно-прикладным творчеством;

·        получение первичных знаний о нитяной графике;

·        первичные сведения о простейших геометрических фигурах и способах их построения.

            К концу года дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимопомощь друг другу; знать принцип построения основных геометрических фигур способом натяжения нитей через сквозные отверстия; уметь вышить простейшую геометрическую фигуру; уметь пользоваться инструментами и знать правила техники безопасности при работе с ними.

 

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

 

 

п/п

 

Тема занятий    

 

Количество часов

 

 

 

1.

 

Водное занятие.

 

 

 

 

1.1.

 

«Введение. История развития вышивки по картону». Инструктаж по ТБ.

 

2

 

 

2.

 

Знакомство с техникой «Изонить». Углы.

 

 

 

 

2.1

 

«Нарисуем нитью угол».

 

6

 

 

2.2.

 

«Домик сами  смастерили».

        

        4

 

 

2.3

 

«Закладки для учебников».

 

4

 

 

2.4.

 

«Аквариум».

 

6

 

 

2.5.

 

«Грибы».

 

6

 

 

2.6.

 

«Кленовый лист».

 

4

 

 

3.

 

Окружность.

 

 

 

3.1.

 

«Вышивка окружности с различной хордой. Мячик, шарик, просто круг».

 

4

 

 

3.2.

 

«Солнышко».

 

4

70

 

 

3.3.

 

«Цыпленок, а может и петух».

 

6

 

 

3.4.

 

«Рябинка».

 

6

 

 

3.5.

 

«Снеговик, а может неваляшка».

 

6

 

 

3.6.

 

 

«Ёлочка». «Украсим ёлочку».

 

6

 

 

3.7.

 

«Зимующие птицы».

 

8

 

 

3.8.

 

«Снежинки».

 

6

 

 

3.9.

 

«Валентинка».

 

6

 

 

4.

 

Объединенные узоры.

 

 

 

 

4.1

 

Сюжетная композиция «Лебединая верность».

 

4

 

 

4.2.

 

Праздничная открытка к 8 марта «Праздник бабушек и мам».

 

8

 

 

4.3

 

«Весенний узор».

 

8

 

 

4.4.

 

 

«Пасхальная композиция».

 

4

 

 

4.5.

 

«Этот загадочный космос».

 

4

 

 

4.6

 

«Цветы».

 

6

 

 

4.7.

 

«Бабочки».

 

4

 

 

4.8.

 

«Открытка ветерану».

 

4

 

 

 

4.9.

 

«Индивидуальная творческая работа по замыслу».

 

 

 

8

 

 

4.10.

 

 

Итоговое занятие: «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

 

 

2

 

 

 

150

 

 

Итого:    136  занятий

       

 Содержание

Раздел 1. Водное занятие.

 

Тема: «Введение. История развития вышивки по картону». Инструктаж по ТБ.

Теория: История возникновения техники изонить. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Выразительность теплых и холодных цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония из двух цветов. Цветовая гармония из трех цветов. Цветовая гармония с использованием четырех и более цветов.

Практика: Упражнения на подбор цветовых сочетаний. Начальная диагностика.

 

Раздел 2. Знакомства с техников «ИЗОНИТЬ». Углы.

 

Тема: «Нарисуем нитью угол».

Теория: Правила работы с иглой. Свойства картона. Знакомство с понятиями: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, разница между тупым и острым углом.

Практика: Упражнения на формирование навыков работы с иглой (вдеть нитку, завязать узелок и т.п.) 

 

Тема: «Домик сам я смастерил».

Теория: Виды покрытия крыши: глиняная, шиферная, и т.д. Подбор цветовой гаммы, формы крыши (острый, тупой угол). Анализ на изнаночной стороне заготовке. Определение углов по прямоугольнику. Сравнение сторон. Повторить правил выполнения углов.

Практика: Выполнение работы «Домик своей мечты» в технике «изонить», оформление работы различными способами: аппликация, рисунок.

 

Тема: «Закладки для учебников».

Теория: Виды закладок и их применение. Продолжить обучение умению анализировать образцы.

Практика:   Прокол отверстий при использовании линейки.Изготовление закладки, используя различные типы уголков и их сочетаний. Потренироваться в закреплении узлов на изнанке.

 

Тема: «Аквариум».

Теория: Разновидности рыб. Продолжить учить анализировать рисунок заготовки с изнаночной стороны(сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах). Выбор углов для вышивания. Выбор предмета по желанию.

Практика: Плоскостное моделирование. Подбор цветовой гаммы ниток для своего предмета. Вышивка  рыб  (тупой  угол, острый). Выполнение углов направленных в разные стороны. Аппликационное украшение готовой работы. Оформление коллективной работы «Аквариум».

 

Тема: «Грибы».

Теория: Разновидности грибов. Повторить правила безопасности. Учить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий

Практика: Выбор гриба. Подбор цветовой гаммы ниток для своего предмета, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки). Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок. Выполнение в технике «изонить» различных видов  углов (боровик, лисички и т.д.). Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

 

Тема: «Кленовый лист».

Теория: Виды деревьев, их назначение. Сезонное изменение изменение листвы. Обучение детей изображению предметов из пяти углов. Анализ образцов.

Практика:   Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Выполнение   с помощью   углов   в   технике   «изонить» различные  углы (тупой, острый).

 

Раздел 3. Окружность.

 

Тема: «Вышивка окружности с различной хордой. Мячик, шарик, круг».

Теория: Окружности. Хорда. Отличия окружностей по хордам.  Техника вышивки окружности. Трафарет. Предметы круглой формы.

Практика: Вышивка круга. Вышивка предмета круглой формы с использованием понравившейся хорды. Научить детей выполнять окружность в технике изонить, пользуясь трафаретом.

Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью.

 

Тема: «Солнышко».

 Теория: Значение и роль солнца для живой и неживой природы на земле.  Солнце в разное время года.

 Практика: Различать предметы овальной и круглой формы. Создать образ солнца из разных по величине окружностей. Прокол отверстий. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонить.

 

Тема: «Цыпленок».

Теория: Рассматривание игрушек: цыплёнок, петушок, курочка. Чтение сказки «Курочка ряба». Сочетание двух кругов различных по величине. Повторить технику вышивания окружности.

Практика: Прокол отверстий. Определение хорды. Вышивка цыпленка, аппликативная дорисовка до образа.

 

Тема: «Рябинка».

Теория: Расширить и уточнить знания детей о рябине. Повторить технику вышивания окружности.

Практика: Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонить. Соблюдение техники безопасности.

 

Тема: «Снеговик, а может неваляшка».

Теория: Игрушки круглой формы. Зимние игры на улице. Создать образ снеговика из разных по величине окружностей.

Практика:  Учить детей выполнять окружность в технике изонить, пользуясь трафаретом. Прокол отверстий.  Выполнение   снеговика   или   неваляшки   техникой   «изонить», аппликативная дорисовка до образа. Соблюдение техники безопасности.

 

Тема: «Ёлочка». «Украсим ёлочку».

Теория: Виды деревьев. Анализ предмета на то, что он может состоять из нескольких  разных по величине треугольников. Закрепление техники заполнения угла.

Практика: Конструирование работы. Выполнение работы «Ёлочка». Выбор цвет ниток по желанию для выполнения украшения ёлки. Совершенствовать умение работать в технике изонить. Соблюдение техники безопасности.

 

Тема: «Зимующие птицы».

Теория: Зимующие и перелетные  птицы. Домашние и дикие птицы.

Практика: Наблюдение за птицами. Подбор цветовой гаммы ниток для своего предмета. Плоскостное моделирование («перелетные птицы», «зимующие птицы »). Закрепление навыков по выполнению окружностей в технике изонить. Соблюдение техники безопасности.

 

Тема: «Снежинки»

Теория: Дальнейшее совершенствование навыков работы в технике изонити. Развитие глазомера. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.Соблюдение техники безопасности.

Практика: Выполнение коллективной работы «Снежинки».

 

Тема: «Валентинка».

Теория: История возникновения праздника «День влюблённых». Повторить  правила  и последовательность  работы над окружностью.

Практика: Выбор модели узора и цвет ниток по желанию. Определение хорды. Выполнение окружности.

 

 

 

 

Раздел 4. Объединенные узоры.

 

Тема: Сюжетная композиция «Лебединая верность».

 Теория: Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Лебеди". Лебедь – символ красоты и любви. Правила составления композиции. Технология изготовления сюжетных композиций. Повторить технику заполнения окружности, углов, завитков.

 Практика: Реализовывать в работе один из двух предложенных вариантов расположения персонажей: напротив друг друга или друг за другом Выполнение работы «Лебединая верность» из объединенных узоров (круги, углы, завитки).

 

Тема: «Праздничная открытка к 8 марта «Праздник бабушек и мам».

Теория: Виды открыток. История возникновения праздника мам. Анализ образцов.

 Практика: Конструирование открытки. Выбор узора и цвет ниток по желанию. Выполнение открытки из объединенных узоров в технике изонить. Выполнение коллективного панно к празднику «8 марта». Оформление выставки.

 

Тема: «Весенний узор».

 Теория: Признаки весны. Весенние цветы. Познакомить с апрельскими признаками, с первоцветами. Выбор весенних оттенков. Умение анализировать образцы и определять размер трафаретов на глаз.

 Практика:  Сконструировать рисунок, используя разные по величине окружности (в том числе и вытянутые – в виде овальной формы) и углы.  Упражнять  детей в прокалывания отверстий. Выполнение работ в технике «Первые цветы».

 

Тема: «Пасхальная композиция».

Теория: Правила составления композиции.

 Практика: Составлять рисунок, используя разные по величине окружности.

 

Тема: «Этот загадочный космос».

Теория: История возникновения космоса. Повторить правила при заполнении окружности, углов.

 Практика: Моделирование космического пространства из окружностей, углов, завитков разной величины. Выбор цвета ниток по желанию. Определение трафаретов на глаз.

 

Тема: «Цветы».

Теория: Разновидности цветов, их назначение. Закрепить знания о “цветовом контрасте”.

 Практика: Создание сюжетных композиций, используя разные по величине окружности и углы. Соединение окружностей и различных углов. Подбор цветовой гаммы ниток.

 

 

Тема: «Бабочки».

Теория: Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Повторение правил выполнения углов, окружностей, завитков. Продолжить обучение анализировать образцы.

Практика: Упражнять в выполнении изонитью углов (острых и тупых) и окружностей (разных  диаметров). Закреплять навык работы с иголкой и нитками. Составлять композиции и правильно подбирать цветовые решения

 

Тема: «Открытка ветерану».

Теория: Великая Отечественная  война. Ветераны войны. Правила составления композиции.

 Практика: Составлять композиции и правильно подбирать цветовые решения. Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Выполнение   с помощью   углов, завитков    в   технике   «изонить» открытку.

 

Тема: «Индивидуальная творческая работа по замыслу».

Теория: Итоговое     занятие     по     разделу     «Окружность»:  повторить правила при заполнении окружности, моделирование образа из окружностей с применением углов, завитков.

Практика: Выбрать сюжет образа из окружностей. Повторить приёмы работы в технике изонить: заполнение угла, заполнение окружности, волны, спирали, завитка. Проколоть дырочки. Подобрать цветовую гамму. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами в технике изонить, пользуясь трафаретом, схемой.

 

Тема: Итоговое занятие «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

 Теория:  Подведение итогов.

Практика:  Подготовка и оформление отчетной выставки в школе. Итоговая диагностика.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ

 

Пояснительная записка

Цель второго года программы –закрепление знаний 1-го года изучая новые варианты ниточного дизайна.

В соответствии с целью изменяются задачи:

·        научить применять новые варианты ниточного дизайна;

·        умение детей работать в группе;

·        научить детей взаимопомощи.

К концу второго года дети должны:

·        ощущать себя частицей единой группы;

·        уметь объяснять изученный материал;

·        принимать участие в проводимых выставках;

·        уметь выполнять новые варианты ниточного дизайна.

 

Учебно-тематический план кружка

(второй год обучения)

 

 

п/п

 

Тема занятия

Количество часов

 

1.

 

Введение.

 

 

 

1.1.

 

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.

 

 

2

 

 

2.

 

«В гости к осени».

 

 

 

2.1.

 

«Натюрморт из овощей»

 

 

7

 

2.2.

 

«Натюрморт из фруктов»

 

 

7

 

2.3

 

«Подсолнухи»

 

 

8

 

2.4.

 

Пейзаж «Осень в лесу».

 

 

8

 

 

 

3.

 

«В гостях у сказки».

 

 

 

3.1.

 

«Сказочные персонажи»

 

 

8

 

3.2

 

«Иллюстрации к сказкам»

 

 

8

 

4.

 

«Здравствуй зимушка-зима».

 

 

 

4.1.

 

«Зимняя фантазия».

 

 

8

 

4.2

 

 

«Праздничная открытка с Новым годом».  Работы с бисером».

 

 

8

 

4.3

 

Изонить на СD-дисках («Снежинка»).

 

 

8

 

4.4

 

 

«Знаки зодиака».

 

6

 

4.5

 

Коллективное панно «Валентинки».

 

 

6

 

5.

 

«Встречаем весну».

 

 

 

5.1.

 

Праздничная открытка «Праздник бабушек и мам».

 

 

        8

 

5.2.

 

«Весенний узор».

 

 

8

 

5.3.

 

«Этот загадочный космос».

 

 

4

 

5.4.

 

«Букеты из цветов».

 

 

8

 

 

 

5.5.

 

«Домашние животные».

 

 

6

 

5.6.

 

                  

«Пасхальные композиции».

 

     

       6

 

5.7.

 

Поздравительная открытка « Никто не забыт, ничто не забыто».

 

 

4

 

5.8

 

Индивидуальная творческая работа по замыслу.

 

 

6

 

5.9.

 

Итоговое занятие «Дело стоит труда».

 

2

 

Итого:   136  занятий

 

 

Содержание

 

Раздел 1:  Введение

 

Тема: «Вводное занятие».

Теория: Вспомнить основные правила работы с иголкой: «Очень важные секреты», Уроки иголочки». Закрепить правила техники безопасности. Анализ образцов. Правила заполнения углов, окружностей.

Практика: Начальная диагностика. Выполнить изонитью тупой угол, окружность.

 

Раздел 2:  В гости к осени.

 

Тема: «Натюрморт из овощей».

Теория: Повторение  правил, последовательности работы над окружностями и треугольниками. Закрепить представление о характерных признаках времени года осень.

Практика: Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на  равных частей, сделать проколы во всех полученных точках , вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Выполнить помидор, огурец, морковь и другие овощи  из окружностей, углов разных размеров пользуясь трафоретом.

 

 

Тема: «Натюрморт из фруктов».

Теория: Повторить последовательность выполнения окружности с разной хордой.

 

Практика: Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на  равные части, сделать проколы во всех полученных точках , вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Выполнение в технике изонить фрукты: яблоко – груша – виноград.

                         

Тема: «Птицы».

Теория:  Расширить знания о трудных и важных изменениях  в жизни птиц осенью. Значение термина голубь, голубь мира.

Практика: Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на  равные части, сделать проколы во всех полученных точках , вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Плоскостное моделирование (создание из углов и окружностей образа птицы при использовании трафаретов). Выполнить в технике изонить работу «Голуби». 

 

Тема: Узор «Осенний листопад» из углов и окружностей».

Теория: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Повторить технику вышивания кругов, углов.

Практика: Конструирование узора из углов и окружностей путём накладки друг на друга. Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на  равные части, сделать проколы во всех полученных точках, вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме.

 

Раздел 3:  В гостях у Сказки.

 

Тема: «Сказочные персонажи».

Теория: Значение сказки в жизни детей. Повторить технику вышивания кругов и углов.

Практика: Выбор сказочного героя по выбору. Прокол отверстий при использовании линейки. Деление окружности на  равные части, сделать проколы во всех полученных точках, вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Выполнение работ в технике изонить «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Колобок»и т.д.

 

Тема: «Иллюстрации к сказкам».

 

Теория: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках. Игра-инсценировка по сказке «Репка». Повторить технику вышивания кругов и треугольников.

Практика: Конструирование сюжетных композиций, использование различных по величине окружностей и углов. Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Деление окружности на  равные части, сделать проколы во всех полученных точках, вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме.

 

Раздел 4:  Здравствуй зимушка-зима.

 

Тема: «Зимняя фантазия».

 Теория: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Выделять и правильно называть цвет (зеленый, синий, белый). Анализ волны, спирали, завитка.

 Практика: Этюд «Снежинки». Выбор снежинки и цветовой гаммы ниток  по желанию. Заполнить проколы по схеме. Выполнение новогодних панно из снежинок. Оформление стенда лучших работ «Зимняя фантазия.

 

Тема: «Приемы работы с бисером».

 Теория:   Технология   работы   с   бисером,   приемы   расшивки      бисером. Экскурсия в Дом творчества.

 Практика: Украшение работ в технике «Изонить» бисером.

 

Тема: «Праздничная открытка с Новым годом».

 Теория: Знакомство с народными традициями «Рождества», «Нового года». Технология изготовления праздничных открыток в технике «Изонить».

 Практика: Конструирование открытки. Прокол отверстий. Заполнить работу по схеме. Изготовление и украшение открыток бисером.

 

Тема:  Коллективное панно «Валентинки».

Теория: История появления праздника.

Практика: Использование трафоретов. Прокол отверстий. Подбор цветовой гаммы из нескольких ниток. Заполнение работ по схеме с различной «хордой».

 

Раздел 5:  Встречаем весну.

 

Тема: Праздничная открытка «Праздник бабушек и мам».

 Теория: История возникновения праздника мам. Анализ готовых изделий.

 Практика: Конструирование открытки. Трафарет. Прокол отверстий. Заполнение окружностёй разной величины и различной хордой; углов, завитков, других дополнительных линий. Выполнение открыток к празднику «8 марта». Оформление выставки.

 

Тема: «Весенний узор».

Теория: Признаки весны. Весенние цветы. Выбор весенних оттенков.

 Практика: Моделирование узора. Использование волны, спирали, завитка. Заполнение отверстий работ в технике изонить «Первые цветы» по схеме.

 

Тема: «Этот загадочный космос».

Теория: Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос. Познакомить детей с планетами солнечной системы.

 Практика: Совершенствование умение применять приемы заполнения угла, окружности  в технике изонить.

 

Тема: «Букеты цветов».

Теория:  Разновидности цветов. Их назначение. Анализ образцов, определение размера трафаретов на глаз.

Практика: Подбор контрастных цветов, оттеняющих друг друга.   Конструирование  композиций из цветов. Использование различных по величине, хорде окружностей и углов, а  также завитков, дополнительных линий.  Совершенствование навыка заполнение работ по схеме. Подбор цветовой гаммы.

 

Тема: «Пасхальные композиции».

Теория: Легенда о Воскресении Христа. Праздник пасха. Анализ образца прошивания овала – “ Пасхальное яйцо”

Практика: Заменив окружность овалом, применив к нему прием заполнения окружности. Выполнить Пасхальную открытку.

 

 

Тема:  «Индивидуальная творческая работа по замыслу».

Теория: Повторить приёмы работы в технике изонить: заполнение угла, заполнение окружности, волны, спирали, завитка.

Практика: Выбрать сюжет. Проколоть дырочки. Подобрать цветовую гамму. Заполнить работу в технике изонить, пользуясь трафоретом, схемой.

 

Тема: Итоговое занятие «Дело стоит труда».

Теория: Как ухаживать за картиной из ниток. Подведение итогов.

Практика: Выставка готовых изделий. Итоговая диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.

2.     Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)

3.     Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.

4.     Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.

5.     Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.

6.     Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.

7.     Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках.  М.: Легпромбытиздат, 1993 г;

8.     Браницкий Г.А.. "Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток", 2005

9.     Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.

10. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить /Школа и производство. -1995. №6.-С. 58.

11. Собещук Н.И. Волшебная нитка (ниткография). – СПб.: СПбГУПМ,2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

 

I.                   Знание основных геометрических понятий и базовых форм.

Заполнение угла, овала, круга, спирали.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II.                Умение создавать изделия, пользуясь
инструкционными картами и схемами.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III.             Когнитивное развитие.

- Высокий уровень – почти полное совпадение контура с протянутыми нитями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV.            Творческое развитие:

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной  индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;
- Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.

V.               Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта

Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта

Пояснительная записка В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле

Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле

Педагогическая целесообразность : занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное,…

Педагогическая целесообразность : занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное,…

Воспитательные: · воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность; · привить эстетический вкус ; · привить умение использовать полученные ранее знания; · способствовать формированию интереса к традициям…

Воспитательные: · воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность; · привить эстетический вкус ; · привить умение использовать полученные ранее знания; · способствовать формированию интереса к традициям…

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: - индивидуальная форма (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная форма (работа в коллективе при…

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: - индивидуальная форма (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная форма (работа в коллективе при…

X15; для индивидуальн ой творческой работы формат

X15; для индивидуальн ой творческой работы формат

ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

Аквариум». 6 2

Аквариум». 6 2

Сюжетная композиция «Лебединая верность»

Сюжетная композиция «Лебединая верность»

Содержание Раздел 1. Водное занятие

Содержание Раздел 1. Водное занятие

Аппликационное украшение готовой работы

Аппликационное украшение готовой работы

Тема: «Рябинка». Теория: Расширить и уточнить знания детей о рябине

Тема: «Рябинка». Теория: Расширить и уточнить знания детей о рябине

Раздел 4. Объединенные узоры.

Раздел 4. Объединенные узоры.

Тема: «Бабочки». Теория: Расширить знания детей о бабочках

Тема: «Бабочки». Теория: Расширить знания детей о бабочках

ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

В гостях у сказки». 3

В гостях у сказки». 3

Домашние животные». 6 5

Домашние животные». 6 5

Тема: «Натюрморт из фруктов».

Тема: «Натюрморт из фруктов».

Определить на линейке расстояние в см

Определить на линейке расстояние в см

Тема: «Этот загадочный космос»

Тема: «Этот загадочный космос»

Литература 1. Гусарова

Литература 1. Гусарова

Приложение Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Приложение Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта

Программа внеурочной деятельности "Волшебная паутинка" (изонить) для детей с нарушением интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2020