Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная паутинка» разработана в соответствии с такими нормативными документами как:
· Конвенция ООН о правах ребенка;
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
· письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
· постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81.
Программа внеурочной деятельности «Волшебная паутинка» является программой художественно-эстетической направленности c целостным интегрированным курсом, созданной для детей с нарушением интеллекта. Посредством развития мелкой моторики руки, происходит обучение основам техники изонити. Обучение включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся.
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира.
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем. Можно выполнить рисунок и нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Такой вид вышивки называется изонить, или нитяная графика.Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Любая работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Дети испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно.
Учащиеся коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально – волевой сферы. Занятия по изонити позволяют эти недостатки в какой- то мере корригировать.
Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и в частности к каждому учащемуся в отдельности.
Актуальность программы определена проблемами детей с нарушением интеллекта. Это в первую очередь несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственной ориентировки, недостаточное развитие мелкой моторики, нарушение координации движения у отдельных учащихся. Трудности усвоения учебных предметов, и в частности математики, объясняются особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы. Слабая активность восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке.
Педагогическая целесообразность: занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что очень важно для детей с нарушением интеллекта.
Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление работы было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.
Целью программы - создать условия для повышения у детей с нарушением интеллекта здоровья общего уровня, развития и коррекции недостатков их познавательной деятельностиа, также личностных качеств через выполнения изделий в технике изонити.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Образовательные:
· расширить знания учащихся о геометрических фигурах;
· научить владеть иголкой, ниткой, шилом;
· научить работе с трафаретом;
· научить технике работы «изонить»;
· научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны ;
· обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций;
· освоить понятие «зеркальное изображение»;
Кореккционно азвивающие:
· развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах,
способы подбора цвета к фону;
· подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга;
· развить глазомер, остроту зрения, координацию движений
рук под контролем глаз;
· развить активный и пассивный словарь детей;
· развить объяснительную и доказательную речь;
· способствовать введению в активный словарь детей
математических терминов;
Воспитательные:
· воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
· привить эстетический вкус;
· привить умение использовать полученные ранее знания;
· способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества.
Возраст детей: 10-14 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года. На изучение художественного мастерства отводится 4 ч. в неделю. Объём часов за год составляет 136 часов.
Условия для реализации программы
· привлечение к работе старшего поколения;
· на рабочем столе педагога должны быть методические пособия;
· изучение всего предусмотренного программой теоретического материала и проведение всех практических занятий;
· учитывать все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
· использование разнообразный дидактический материал.
Принципы организации деятельности:
· принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
· принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
· принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;
· принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная форма (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная форма (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая форма (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная форма (выполнение работы для подготовки к выставкам, конкурсам).
Форма занятий
· практические занятия;
· экскурсии;
· выставки;
· конкурсы;
· викторины;
· творческие встречи.
Методы проведения занятий
· словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ;
· наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы;
· практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся;
· объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка;
· репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
· частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
Перечень необходимого оборудования для реализации программы.
· иголка ;
· нитки: ирис или мулине;
· ножницы;
· шило (короткое);
· кусок пенопласта, для подкладывания во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола;
· цветной картон или бархатная бумага: для тренировочных упражнений 10X15; для индивидуальной творческой работы формат А-4;
· линейк;
· клей ПВА или скотч;
· фигурные лекала;
· трафареты углов и окружностей;
· циркуль;
· карандаш простой;
· наличие компьютерного класса (в случае отсутствия можно применять объяснительно-иллюстративный метод).
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- правила поведения, правила техники безопасности;
- инструменты и материалы;
- условные обозначения;
- основные элементы изонить;
- технику вышивания основных элементов;
- основы цветоведения;
- последовательность изготовления изделий;
- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой, ножницами, циркулем;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вышивания;
- выполнять основные элементы и узоры;
- правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- вышивать различные элементы и изделия;
- выполнять заключительную отделку готовых изделий;
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на городском, муниципальном уровнях, проведение диагностики учащихся.
ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Цель первого года программы - адаптация детей к новым условиям, к группе, ознакомление с нитяной графикой. Данная цель требует решения целого ряда задач:
· знакомство с декоративно-прикладным творчеством;
· получение первичных знаний о нитяной графике;
· первичные сведения о простейших геометрических фигурах и способах их построения.
К концу года дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимопомощь друг другу; знать принцип построения основных геометрических фигур способом натяжения нитей через сквозные отверстия; уметь вышить простейшую геометрическую фигуру; уметь пользоваться инструментами и знать правила техники безопасности при работе с ними.
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Водное занятие. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. |
«Введение. История развития вышивки по картону». Инструктаж по ТБ. |
2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Знакомство с техникой «Изонить». Углы. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 |
«Нарисуем нитью угол». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. |
«Домик сами смастерили». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 |
«Закладки для учебников». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. |
«Аквариум». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. |
«Грибы». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. |
«Кленовый лист». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Окружность. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. |
«Вышивка окружности с различной хордой. Мячик, шарик, просто круг». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. |
«Солнышко». |
4 |
70 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. |
«Цыпленок, а может и петух». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. |
«Рябинка». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5. |
«Снеговик, а может неваляшка». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6.
|
«Ёлочка». «Украсим ёлочку». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.7. |
«Зимующие птицы». |
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8. |
«Снежинки». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.9. |
«Валентинка». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Объединенные узоры. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1 |
Сюжетная композиция «Лебединая верность». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. |
Праздничная открытка к 8 марта «Праздник бабушек и мам». |
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3 |
«Весенний узор». |
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.4.
|
«Пасхальная композиция». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5. |
«Этот загадочный космос». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.6 |
«Цветы». |
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.7. |
«Бабочки». |
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.8. |
«Открытка ветерану». |
4
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.9. |
«Индивидуальная творческая работа по замыслу».
|
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.10.
|
Итоговое занятие: «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».
|
2
|
150
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: 136 занятий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Раздел 1. Водное занятие.
Тема: «Введение. История развития вышивки по картону». Инструктаж по ТБ. Теория: История возникновения техники изонить. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Выразительность теплых и холодных цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония из двух цветов. Цветовая гармония из трех цветов. Цветовая гармония с использованием четырех и более цветов. Практика: Упражнения на подбор цветовых сочетаний. Начальная диагностика.
Раздел 2. Знакомства с техников «ИЗОНИТЬ». Углы.
Тема: «Нарисуем нитью угол». Теория: Правила работы с иглой. Свойства картона. Знакомство с понятиями: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, разница между тупым и острым углом. Практика: Упражнения на формирование навыков работы с иглой (вдеть нитку, завязать узелок и т.п.)
Тема: «Домик сам я смастерил». Теория: Виды покрытия крыши: глиняная, шиферная, и т.д. Подбор цветовой гаммы, формы крыши (острый, тупой угол). Анализ на изнаночной стороне заготовке. Определение углов по прямоугольнику. Сравнение сторон. Повторить правил выполнения углов. Практика: Выполнение работы «Домик своей мечты» в технике «изонить», оформление работы различными способами: аппликация, рисунок.
Тема: «Закладки для учебников». Теория: Виды закладок и их применение. Продолжить обучение умению анализировать образцы. Практика: Прокол отверстий при использовании линейки.Изготовление закладки, используя различные типы уголков и их сочетаний. Потренироваться в закреплении узлов на изнанке.
Тема: «Аквариум». Теория: Разновидности рыб. Продолжить учить анализировать рисунок заготовки с изнаночной стороны(сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах). Выбор углов для вышивания. Выбор предмета по желанию. Практика: Плоскостное моделирование. Подбор цветовой гаммы ниток для своего предмета. Вышивка рыб (тупой угол, острый). Выполнение углов направленных в разные стороны. Аппликационное украшение готовой работы. Оформление коллективной работы «Аквариум».
Тема: «Грибы». Теория: Разновидности грибов. Повторить правила безопасности. Учить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий Практика: Выбор гриба. Подбор цветовой гаммы ниток для своего предмета, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки). Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок. Выполнение в технике «изонить» различных видов углов (боровик, лисички и т.д.). Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.
Тема: «Кленовый лист». Теория: Виды деревьев, их назначение. Сезонное изменение изменение листвы. Обучение детей изображению предметов из пяти углов. Анализ образцов. Практика: Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Выполнение с помощью углов в технике «изонить» различные углы (тупой, острый).
Раздел 3. Окружность.
Тема: «Вышивка окружности с различной хордой. Мячик, шарик, круг». Теория: Окружности. Хорда. Отличия окружностей по хордам. Техника вышивки окружности. Трафарет. Предметы круглой формы. Практика: Вышивка круга. Вышивка предмета круглой формы с использованием понравившейся хорды. Научить детей выполнять окружность в технике изонить, пользуясь трафаретом. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью.
Тема: «Солнышко». Теория: Значение и роль солнца для живой и неживой природы на земле. Солнце в разное время года. Практика: Различать предметы овальной и круглой формы. Создать образ солнца из разных по величине окружностей. Прокол отверстий. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонить.
Тема: «Цыпленок». Теория: Рассматривание игрушек: цыплёнок, петушок, курочка. Чтение сказки «Курочка ряба». Сочетание двух кругов различных по величине. Повторить технику вышивания окружности. Практика: Прокол отверстий. Определение хорды. Вышивка цыпленка, аппликативная дорисовка до образа.
Тема: «Рябинка». Теория: Расширить и уточнить знания детей о рябине. Повторить технику вышивания окружности. Практика: Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонить. Соблюдение техники безопасности.
Тема: «Снеговик, а может неваляшка». Теория: Игрушки круглой формы. Зимние игры на улице. Создать образ снеговика из разных по величине окружностей. Практика: Учить детей выполнять окружность в технике изонить, пользуясь трафаретом. Прокол отверстий. Выполнение снеговика или неваляшки техникой «изонить», аппликативная дорисовка до образа. Соблюдение техники безопасности.
Тема: «Ёлочка». «Украсим ёлочку». Теория: Виды деревьев. Анализ предмета на то, что он может состоять из нескольких разных по величине треугольников. Закрепление техники заполнения угла. Практика: Конструирование работы. Выполнение работы «Ёлочка». Выбор цвет ниток по желанию для выполнения украшения ёлки. Совершенствовать умение работать в технике изонить. Соблюдение техники безопасности.
Тема: «Зимующие птицы». Теория: Зимующие и перелетные птицы. Домашние и дикие птицы. Практика: Наблюдение за птицами. Подбор цветовой гаммы ниток для своего предмета. Плоскостное моделирование («перелетные птицы», «зимующие птицы »). Закрепление навыков по выполнению окружностей в технике изонить. Соблюдение техники безопасности.
Тема: «Снежинки» Теория: Дальнейшее совершенствование навыков работы в технике изонити. Развитие глазомера. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.Соблюдение техники безопасности. Практика: Выполнение коллективной работы «Снежинки».
Тема: «Валентинка». Теория: История возникновения праздника «День влюблённых». Повторить правила и последовательность работы над окружностью. Практика: Выбор модели узора и цвет ниток по желанию. Определение хорды. Выполнение окружности.
Раздел 4. Объединенные узоры.
Тема: Сюжетная композиция «Лебединая верность». Теория: Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Лебеди". Лебедь – символ красоты и любви. Правила составления композиции. Технология изготовления сюжетных композиций. Повторить технику заполнения окружности, углов, завитков. Практика: Реализовывать в работе один из двух предложенных вариантов расположения персонажей: напротив друг друга или друг за другом Выполнение работы «Лебединая верность» из объединенных узоров (круги, углы, завитки).
Тема: «Праздничная открытка к 8 марта «Праздник бабушек и мам». Теория: Виды открыток. История возникновения праздника мам. Анализ образцов. Практика: Конструирование открытки. Выбор узора и цвет ниток по желанию. Выполнение открытки из объединенных узоров в технике изонить. Выполнение коллективного панно к празднику «8 марта». Оформление выставки.
Тема: «Весенний узор». Теория: Признаки весны. Весенние цветы. Познакомить с апрельскими признаками, с первоцветами. Выбор весенних оттенков. Умение анализировать образцы и определять размер трафаретов на глаз. Практика: Сконструировать рисунок, используя разные по величине окружности (в том числе и вытянутые – в виде овальной формы) и углы. Упражнять детей в прокалывания отверстий. Выполнение работ в технике «Первые цветы».
Тема: «Пасхальная композиция». Теория: Правила составления композиции. Практика: Составлять рисунок, используя разные по величине окружности.
Тема: «Этот загадочный космос». Теория: История возникновения космоса. Повторить правила при заполнении окружности, углов. Практика: Моделирование космического пространства из окружностей, углов, завитков разной величины. Выбор цвета ниток по желанию. Определение трафаретов на глаз.
Тема: «Цветы». Теория: Разновидности цветов, их назначение. Закрепить знания о “цветовом контрасте”. Практика: Создание сюжетных композиций, используя разные по величине окружности и углы. Соединение окружностей и различных углов. Подбор цветовой гаммы ниток.
Тема: «Бабочки». Теория: Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Повторение правил выполнения углов, окружностей, завитков. Продолжить обучение анализировать образцы. Практика: Упражнять в выполнении изонитью углов (острых и тупых) и окружностей (разных диаметров). Закреплять навык работы с иголкой и нитками. Составлять композиции и правильно подбирать цветовые решения
Тема: «Открытка ветерану». Теория: Великая Отечественная война. Ветераны войны. Правила составления композиции. Практика: Составлять композиции и правильно подбирать цветовые решения. Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Выполнение с помощью углов, завитков в технике «изонить» открытку.
Тема: «Индивидуальная творческая работа по замыслу». Теория: Итоговое занятие по разделу «Окружность»: повторить правила при заполнении окружности, моделирование образа из окружностей с применением углов, завитков. Практика: Выбрать сюжет образа из окружностей. Повторить приёмы работы в технике изонить: заполнение угла, заполнение окружности, волны, спирали, завитка. Проколоть дырочки. Подобрать цветовую гамму. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами в технике изонить, пользуясь трафаретом, схемой.
Тема: Итоговое занятие «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». Теория: Подведение итогов. Практика: Подготовка и оформление отчетной выставки в школе. Итоговая диагностика.
ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка Цель второго года программы –закрепление знаний 1-го года изучая новые варианты ниточного дизайна. В соответствии с целью изменяются задачи: · научить применять новые варианты ниточного дизайна; · умение детей работать в группе; · научить детей взаимопомощи. К концу второго года дети должны: · ощущать себя частицей единой группы; · уметь объяснять изученный материал; · принимать участие в проводимых выставках; · уметь выполнять новые варианты ниточного дизайна.
Учебно-тематический план кружка (второй год обучения)
Содержание
Раздел 1: Введение
Тема: «Вводное занятие». Теория: Вспомнить основные правила работы с иголкой: «Очень важные секреты», Уроки иголочки». Закрепить правила техники безопасности. Анализ образцов. Правила заполнения углов, окружностей. Практика: Начальная диагностика. Выполнить изонитью тупой угол, окружность.
Раздел 2: В гости к осени.
Тема: «Натюрморт из овощей». Теория: Повторение правил, последовательности работы над окружностями и треугольниками. Закрепить представление о характерных признаках времени года осень. Практика: Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на равных частей, сделать проколы во всех полученных точках , вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Выполнить помидор, огурец, морковь и другие овощи из окружностей, углов разных размеров пользуясь трафоретом.
Тема: «Натюрморт из фруктов». Теория: Повторить последовательность выполнения окружности с разной хордой.
Практика: Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на равные части, сделать проколы во всех полученных точках , вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Выполнение в технике изонить фрукты: яблоко – груша – виноград.
Тема: «Птицы». Теория: Расширить знания о трудных и важных изменениях в жизни птиц осенью. Значение термина голубь, голубь мира. Практика: Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на равные части, сделать проколы во всех полученных точках , вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Плоскостное моделирование (создание из углов и окружностей образа птицы при использовании трафаретов). Выполнить в технике изонить работу «Голуби».
Тема: Узор «Осенний листопад» из углов и окружностей». Теория: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Повторить технику вышивания кругов, углов. Практика: Конструирование узора из углов и окружностей путём накладки друг на друга. Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Начертить окружность выбранного радиуса, разделить окружность на равные части, сделать проколы во всех полученных точках, вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме.
Раздел 3: В гостях у Сказки.
Тема: «Сказочные персонажи». Теория: Значение сказки в жизни детей. Повторить технику вышивания кругов и углов. Практика: Выбор сказочного героя по выбору. Прокол отверстий при использовании линейки. Деление окружности на равные части, сделать проколы во всех полученных точках, вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме. Выполнение работ в технике изонить «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Колобок»и т.д.
Тема: «Иллюстрации к сказкам».
Теория: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках. Игра-инсценировка по сказке «Репка». Повторить технику вышивания кругов и треугольников. Практика: Конструирование сюжетных композиций, использование различных по величине окружностей и углов. Прокол отверстий при использовании линейки. Определить на линейке расстояние в см. Деление окружности на равные части, сделать проколы во всех полученных точках, вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме.
Раздел 4: Здравствуй зимушка-зима.
Тема: «Зимняя фантазия». Теория: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Выделять и правильно называть цвет (зеленый, синий, белый). Анализ волны, спирали, завитка. Практика: Этюд «Снежинки». Выбор снежинки и цветовой гаммы ниток по желанию. Заполнить проколы по схеме. Выполнение новогодних панно из снежинок. Оформление стенда лучших работ «Зимняя фантазия.
Тема: «Приемы работы с бисером». Теория: Технология работы с бисером, приемы расшивки бисером. Экскурсия в Дом творчества. Практика: Украшение работ в технике «Изонить» бисером.
Тема: «Праздничная открытка с Новым годом». Теория: Знакомство с народными традициями «Рождества», «Нового года». Технология изготовления праздничных открыток в технике «Изонить». Практика: Конструирование открытки. Прокол отверстий. Заполнить работу по схеме. Изготовление и украшение открыток бисером.
Тема: Коллективное панно «Валентинки». Теория: История появления праздника. Практика: Использование трафоретов. Прокол отверстий. Подбор цветовой гаммы из нескольких ниток. Заполнение работ по схеме с различной «хордой».
Раздел 5: Встречаем весну.
Тема: Праздничная открытка «Праздник бабушек и мам». Теория: История возникновения праздника мам. Анализ готовых изделий. Практика: Конструирование открытки. Трафарет. Прокол отверстий. Заполнение окружностёй разной величины и различной хордой; углов, завитков, других дополнительных линий. Выполнение открыток к празднику «8 марта». Оформление выставки.
Тема: «Весенний узор». Теория: Признаки весны. Весенние цветы. Выбор весенних оттенков. Практика: Моделирование узора. Использование волны, спирали, завитка. Заполнение отверстий работ в технике изонить «Первые цветы» по схеме.
Тема: «Этот загадочный космос». Теория: Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос. Познакомить детей с планетами солнечной системы. Практика: Совершенствование умение применять приемы заполнения угла, окружности в технике изонить.
Тема: «Букеты цветов». Теория: Разновидности цветов. Их назначение. Анализ образцов, определение размера трафаретов на глаз. Практика: Подбор контрастных цветов, оттеняющих друг друга. Конструирование композиций из цветов. Использование различных по величине, хорде окружностей и углов, а также завитков, дополнительных линий. Совершенствование навыка заполнение работ по схеме. Подбор цветовой гаммы.
Тема: «Пасхальные композиции». Теория: Легенда о Воскресении Христа. Праздник пасха. Анализ образца прошивания овала – “ Пасхальное яйцо” Практика: Заменив окружность овалом, применив к нему прием заполнения окружности. Выполнить Пасхальную открытку.
Тема: «Индивидуальная творческая работа по замыслу». Теория: Повторить приёмы работы в технике изонить: заполнение угла, заполнение окружности, волны, спирали, завитка. Практика: Выбрать сюжет. Проколоть дырочки. Подобрать цветовую гамму. Заполнить работу в технике изонить, пользуясь трафоретом, схемой.
Тема: Итоговое занятие «Дело стоит труда». Теория: Как ухаживать за картиной из ниток. Подведение итогов. Практика: Выставка готовых изделий. Итоговая диагностика.
Литература
1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил. 2. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка) 3. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62. 4. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58. 5. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58. 6. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77. 7. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993 г; 8. Браницкий Г.А.. "Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток", 2005 9. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77. 10. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить /Школа и производство. -1995. №6.-С. 58. 11. Собещук Н.И. Волшебная нитка (ниткография). – СПб.: СПбГУПМ,2001
Приложение
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм. Заполнение
угла, овала, круга, спирали. II.
Умение создавать изделия, пользуясь -
Высокий уровень – делает самостоятельно, III. Когнитивное развитие. - Высокий уровень – почти полное совпадение контура с
протянутыми нитями; IV. Творческое развитие: -
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков Оцениваются умения:
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.