Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Оценка 5

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Оценка 5
docx
31.08.2023
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Занимательначя грамматика 3 кл..docx

Содержание рабочей программы

 

Пояснительная записка                                                                                                                          стр. 3

Содержание учебного предмета                                                                                                                      стр. 5

Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                          стр. 9

Тематический план                                                                                                                                               стр. 10

Список использованной литературы                                                                                                               стр. 16

     Аннотация                                                                                                                                                               стр. 17

 

 

 


 

 Пояснительная записка

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и связана с программным материалом по русскому языку и вместе с тем углублении знаний.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю): в 1 полугодии – 14 часов, во 2 полугодии – 18 часов.

Задачи курса:

Обучающие:

·                     развитие  интереса к русскому языку;

·                     приобретение дополнительных знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·                     пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·                     развитие мотивации к изучению русского языка;

·                     развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·                     совершенствование общего языкового развития учащихся;

·                     углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

 

Воспитывающие:

·                     воспитание культуры обращения с книгой;

·                      формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·                     развитие  смекалки и сообразительности;

·                     приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·                     развитие умения  пользоваться  разнообразными словарями;

·                     организация личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание предмета

Тема 1.  Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов. 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова 

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24.  Искусство красноречия.

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28  Анаграммы и метаграммы. 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 29 Шарады и логогрифы

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема30.  Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 31. Занимательное словообразование

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 32.  КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

                                                                    


 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

·                     эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·                     эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·                     чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·                     любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·                     интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·                     интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·                     интерес к изучению языка;

·                     осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·                     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·                     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·                     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·                     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·                     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·                     пользоваться словарями, справочниками;

·                     осуществлять анализ и синтез;

·                     устанавливать причинно-следственные связи;

·                     строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·                     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·                     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·                     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·                     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·                     задавать вопросы.

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

·                     эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·                     эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·                     чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·                     любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·                     интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·                     интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·                     интерес к изучению языка;

·                     осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·                     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·                     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·                     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·                     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·                     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·                     пользоваться словарями, справочниками;

·                     осуществлять анализ и синтез;

·                     устанавливать причинно-следственные связи;

·                     строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·                     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·                     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·                     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·                     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·                     задавать вопросы.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество

часов

Тип, форма урока

Вид и формы контроля

 

Дата урока

По плану

По факту

1.                   

 

Сказочное царство слов .  

1

Комбинированный

ФИП

6,09

 

2.                   

Путешествие в страну Слов.

1

Комбинированный

ФИП

13.09

 

3.                   

Составление тематического словаря о грибах

1

Комбинированный

ФИПГ

20.09

 

4.                   

Чудесные превращения слов.

1

Комбинированный

ФИП

27.09

 

5.                   

«Сбежавшие» буквы

1

Комбинированный

ФИП

4.10

 

6.                   

В гостях у слов- родственников.

1

Комбинированный

ФИП

11.10

 

7.                   

Подбор родственных слов с заданным корнем

1

Комбинированный

ФИП

18.10

 

8.                   

Добрые слова.

1

Комбинированный

ФИП

25.10

 

9.                   

Богатство лексики русского языка

1

Комбинированный

ФИП

1.11

 

10.               

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Комбинированный

ФИП

8.11

 

11.               

Новые слова в русском языке.

1

Комбинированный

ФИП

15.11

 

12.               

Неологизмы в русском языке.

1

Комбинированный

ФИП

29.11

 

13.               

Встреча с зарубежными друзьями.

1

Комбинированный

ФИП

6.12

 

14.               

Синонимы в русском языке.

1

Комбинированный

ФИП

13.12

 

15.               

Нахождение  слов-синонимов в тексте.

1

Комбинированный

ФИП

20.12

 

16.               

Слова- антонимы.

1

Комбинированный

ФИП

27.12

 

17.               

Слова- омонимы.

1

Комбинированный

ФИП

10.01

 

18.               

Крылатые слова.

1

Комбинированный

ФИП

17.01

 

19.               

В королевстве ошибок. Сыщики ошибок

1

Комбинированный

ФИП

24.01

 

20.               

В стране Сочинителей.

1

Комбинированный

ФИП

31.01

 

21.               

Работа с загадками.

1

Комбинированный

ФИП

7.02

 

22.               

Искусство красноречия.

1

Комбинированный

ФИП

14.02

 

23.               

Ораторство

1

Рефлексия

ФИП

28.02

 

24.               

Праздник творчества и игры.

1

Комбинированный

ФИП

7.03

 

25.               

Трудные слова. Этимология трудных слов

1

Комбинированный

ФИП

14.03

 

26.               

Анаграммы

1

Комбинированный

ФИП

21.03

 

27.               

Метаграммы

1

Комбинированный

ФИП

28.03

 

28.               

Шарады

1

Комбинированный

ФИП

4.04

 

29.               

Логогрифы

1

Комбинированный

ФИП

11.04

 

30.               

Откуда пришли наши имена.

1

Комбинированный

ФИП

18.04

 

31.               

Занимательное слообразование.

1

Комбинированный

ФИП

25.04

 

32.               

КВН по русскому языку.

1

Рефлексия

ФИП

2.05

 

 

 

 


 

Список ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.      Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.      Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.      Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.      Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6.      Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7.      Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8.      Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.      Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10.  Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11.  Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12.  Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13.  Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14.  Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

15.  Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

16.  Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17.  Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.  Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и связана с программным материалом по русскому языку и вместе с тем углублении знаний.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю): в 1 полугодии – 14 часов, во 2 полугодии – 18 часов.

 

 


 

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка Программа курса составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа курса составлена в соответствии с требованиями

· развитие смекалки и сообразительности; · приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; · развитие умения пользоваться разнообразными словарями; · организация личной и коллективной деятельности в…

· развитие смекалки и сообразительности; · приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; · развитие умения пользоваться разнообразными словарями; · организация личной и коллективной деятельности в…

Содержание предмета Тема 1.

Содержание предмета Тема 1.

Тема 13 . Встреча с зарубежными друзьями

Тема 13 . Встреча с зарубежными друзьями

Беседа о рифмах .Работа с загадками

Беседа о рифмах .Работа с загадками

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?»

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?»

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Коммуникативные УУД: · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД: · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Регулятивные УУД: · самостоятельно формулировать тему и цели урока; · составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; · работать по плану, сверяя свои действия…

Регулятивные УУД: · самостоятельно формулировать тему и цели урока; · составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; · работать по плану, сверяя свои действия…

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

ФИП 1.11 1

ФИП 1.11 1

В стране Сочинителей. 1

В стране Сочинителей. 1

Занимательное слообразование. 1

Занимательное слообразование. 1

Список ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

Список ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

АННОТАЦИЯ Программа курса составлена в соответствии с требованиями

АННОТАЦИЯ Программа курса составлена в соответствии с требованиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023