Методы и приемы развития воображения у младших школьников на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Методы и приемы развития воображения у младших школьников на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
27.12.2022
Методы и приемы развития воображения у младших школьников на уроках литературного чтения
Методы и прﮦиемы развитﮦия воображеﮦния у младﮦших школьнﮦиков на уроках лﮦитературноﮦго чтения
Методы и прﮦиемы развитﮦия воображеﮦния у младﮦших школьнﮦиков на уроках лﮦитературноﮦго чтения.docx

Методы и приемы развития воображения у младших школьников на уроках литературного чтения

 

Читательская деятельность ребенка включает такие сферы как: эмоциональная, воображения, осмысления содержания текста и реакция на художественную форму. Одной из развитых сфер у ученика начальной школы  – осмысление содержания. Учителю предлагается широкий выбор заданий, связанных с осмыслением содержания текста: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.

Творческая деятельность ученика имеет как индивидуальный, так и  коллективный характер. Это может быть связано либо конкретным произведением, либо являться завершением изучения целого разделав учебнике, может стать частью урока или домашним заданием.

Опираясь на свои впечатления и размышления, которые появляются в ходе работы над текстом, ученикам предлагаются  такие  задания как: сочинение предыстории или продолжения описанного события; творческий пересказ от лица разных героев; превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку); сочинение истории с заданными героями, но с изменением основного тона; рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом; сочинение своей истории с аналогичным прочитанному тексту окончанием и т.д.

Ученика можно задать так же такие вопросы как на ассоциации, вызванные прочитанным текстом. Например, «Когда ты слушал эти стихи, чей голос тебе представлялся? Какая картинка? Какая музыка? Если бы это произведение нужно было бы напечатать на цветной бумаге, какой цвет ты бы выбрал? Какие слова подходят к этому произведению: гладкий или шероховатый, смешной или грустный, угловатый или круглый? Какие еще?»

Во многих учебниках содержатся такие задания, которые подготавливают учеников  к творческой работе. Это могут быть вопросы после произведения, ответы на которые дают определенный план для детского рассказа. Например, вопросы после чтения рассказа В. Драгунского «Друг детства»: Есть ли у тебя игрушка, которую ты считаешь другом детства? Какая она? Почему именно эта игрушка стала твоим другом?

Если после анализа произведения на уроке у детей возникает желание создать собственный текст на ту же тему, важно поддержать их инициативу.

Создавая новую сказку, важно выбрать ее героя. Он может быть задан («Попробуйте сами сочинить волшебную сказку, где действовали бы Иванушка, Змей Горыныч, Баба-Яга») или придуман самим ребенком. Героями могут стать игрушки, предметы быта, животные, а отношения между ними могут укладываться в противопоставления (большой – маленький, худой – толстый, высокий – низкий, мало – много, красиво – безобразно и т.п.).

Формой организации литературно-творческой деятельности на уроке литературного чтения может быть литературная пауза в качестве минуты отдыха творческого характера. Суть данного вида работы состоит в том, что, пока дети отдыхают, закрыв глаза, один ученик рисует словесную картину. Опорой для рассказа может быть живописное произведение или художественная фотография, которую нужно описать, выбрав из 3–4 вывешенных на доску; прошлые жизненные впечатления (летняя поездка к морю, сегодняшнее утро и т.п.). По желанию детей литературная пауза на уроке иногда получает продолжение в творческом домашнем задании.

К формам коллективного творчества можно отнести инсценировки прочитанных произведений, проведение читательских конференций, «праздников читательских удовольствий», издание литературных журналов. Педагоги отмечают, что дети с интересом меняют позицию «потребителей» литературы на новую и весьма престижную для них позицию читателей-исследователей, а также сочинителей, критиков, редакторов, «издателей» собственных произведений .

Таким образом, в процессе развития читателя на уроке литературного чтения творческое воображение играет важную роль. Активизация творческого воображения у детей требует и от педагога проявления творческости. Важно, чтобы процесс творчества на уроке носил особый характер – веселый, игровой. Поддерживая любые ростки детского творчества, учитель поможет ребенку оценивать результат его литературно-творческой деятельности и переносить эту оценку с собственного творчества на чужое.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элемента опыта, схематизации и детализации образов.

Развитию воображения способствуют:

·       - ситуации незавершенности;

·       - разрешение и даже поощрение множества вопросов;

·       - стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

·       - билингвистический опыт;

·       - позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

·       - комфортность;

·       - неодобрение воображения;

·       - жесткие полоролевые стереотипы;

·       - разделение игры и обучения;

·       - готовность к изменению точки зрения;

·       - преклонение перед авторитетами.        

         Воображение прежде всего зависит от богатства и разнообразия прежнего личного опыта школьника. Так как, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Как следствие надо помогать ученику накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим чтобы он был творческим человеком.

Так же можно сказать, что воображение развивается при чтении книг, при прослушивании радиопередач, при просмотре телепередач. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно вообразить  на основе чужого опыта. Содержание воображаемых предметов и явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования.

Для измерения воображения у детей младшего школьного возраста используются методика таких авторов как Е.Е. Кравцова.

Различные упражнения, методики и игры на развитие воображения  способствует так же формированию способностей детей понимать друг друга. Согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую эмоциональную и нравственную жизнь. В основе упражнений на развитее воображении лежит совместное сюжетосложение. Умение школьника выстраивать последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания. В играх на развитие воображения, есть очень важный момент: ребенок начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учиться понимать других детей. Эти игры полезны для развития воображения, творчества. Упражнения и игры на развитие воображения способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие, индивидуальные, игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую эмоциональную и нравственную жизнь.

Ниже приведен ряд упражнений, игр, методов и приемов, которые помогут развить воображение младшего школьника.

·        Прием «Фантазирования»

Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

·        Метод Л.Н. Толстого

         Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

·        Свободное фантазирование.

         Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьёзной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

·        Игра «Сказочный салат».

         Детям предлагаются три – четыре сказочных произведения, которое похожи между собой (цикл произведений, где главный героем является заяц). Ученикам предлагатся объединить сюжеты этих произведений и рассказать получившуюся сказку. Вспомогательный материалом могут быть иллюстрации к этим произведениям.

·        Выразительное чтение

         Выразительного чтения имеет огромное значение,т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

·        Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

·        Сочинение стихов и сказок.

В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

·        Прием интерпретации

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

1.                 Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

2.                  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

3.                 Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

·        «Сказка задом на перед»

Это задание помогает детям не только лучше запомнить сказку, но и дает возможность развить умение ученика отличать начало и конец сказки.

·        Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

·        Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора

·        Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.


 

Методы и пр ﮦ иемы развит ﮦ ия воображе ﮦ ния у млад ﮦ ших школьн ﮦ иков на уроках л ﮦ итературно ﮦ го…

Методы и пр ﮦ иемы развит ﮦ ия воображе ﮦ ния у млад ﮦ ших школьн ﮦ иков на уроках л ﮦ итературно ﮦ го…

Во многих учеб ﮦ никах содер ﮦ жатся такие з ﮦ адания, котор ﮦ ые подгота ﮦ вливают уче ﮦ ников к т ﮦ ворческой…

Во многих учеб ﮦ никах содер ﮦ жатся такие з ﮦ адания, котор ﮦ ые подгота ﮦ вливают уче ﮦ ников к т ﮦ ворческой…

Таким образо ﮦ м, в процессе р ﮦ азвития чит ﮦ ателя на уро ﮦ ке литератур ﮦ ного чтени ﮦ я творческое вообр ﮦ…

Таким образо ﮦ м, в процессе р ﮦ азвития чит ﮦ ателя на уро ﮦ ке литератур ﮦ ного чтени ﮦ я творческое вообр ﮦ…

Ка ﮦ к следствие н ﮦ адо помогать уче ﮦ нику накап ﮦ ливать опыт, обр ﮦ азы и знан ﮦ ия (эрудиц ﮦ ию),…

Ка ﮦ к следствие н ﮦ адо помогать уче ﮦ нику накап ﮦ ливать опыт, обр ﮦ азы и знан ﮦ ия (эрудиц ﮦ ию),…

Добавление о ﮦ дного или нес ﮦ кольких фа ﮦ нтастическ ﮦ их свойств о ﮦ дному чело ﮦ веку или м ﮦ ногим людя…

Добавление о ﮦ дного или нес ﮦ кольких фа ﮦ нтастическ ﮦ их свойств о ﮦ дному чело ﮦ веку или м ﮦ ногим людя…

Пр ﮦ и помощи с ﮦ пециальных у ﮦ пражнений уч ﮦ ащиеся учатс ﮦ я рифмоват ﮦ ь слова, с ﮦ кладывать р ﮦ…

Пр ﮦ и помощи с ﮦ пециальных у ﮦ пражнений уч ﮦ ащиеся учатс ﮦ я рифмоват ﮦ ь слова, с ﮦ кладывать р ﮦ…

Приобщение дете ﮦ й к чтению про ﮦ изведений с о ﮦ порой на и ﮦ ллюстратив ﮦ ный матери ﮦ ал книг способст ﮦ…

Приобщение дете ﮦ й к чтению про ﮦ изведений с о ﮦ порой на и ﮦ ллюстратив ﮦ ный матери ﮦ ал книг способст ﮦ…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.