Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО
__________ (Гусева И.В.)
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
русский язык
Предметная область - Русский и литературное чтение
Класс – 1 Б
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2020-2021учебный год
Составитель:
Шишминцева О.Д.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 6
Содержание учебного предмета стр. 15
Список используемой литературы стр. 17
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 01.08.2020 года);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №29;
- Положения о рабочей программы учебного предмета (курса) МБОУ СШ №29.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М. : Просвещение, 2015 . - 96 с.
- Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева Азбука . 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 6 изд.- М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 111 с., ч. 2 – 127 с.);
- Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 1 часть. М.: Просвещение, 2017. - 63с ;
- Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Н.А Пудикова. Мой алфавит. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2017(Ч. 1 – 63 с., ч. 2 – 63 с.);
- Л. Ф. Климанова. Читалочка. Дидактическое пособие. 1 класс. М.: Просвещение. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, 2012.-111с.;
- Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, 2017.- 62с;
- Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Методические рекомендации по обучению грамоте – М.: Просвещение, 2016. - 125 с.;
- В.В.Никифорова, А.А Короткова Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. – 3-е изд. –М.:ВАКО, 2017.- 447с. – (В помощь школьному учителю).
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Русский язык». Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева системы «Перспектива».
Учебный предмет русский язык входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Количество часов в год: 207
Количество часов в неделю: 9
Начальным этапом изучения русского языка является обучение первоначальному чтению и письму.
Данный этап направлен на достижение следующих целей:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Основные задачи:
- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека. Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Специфика учебного предмета заключается в том, что изучаемый предмет имеет систематическую, целенаправленную работу над лексикой, которая формирует у детей внимание и уважение к слову, прививает интерес и любовь к родному языку. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. В первом классе система оценивания является безотметочной. Уровень достижения образовательных результатов обучающихся оценивается качественно.
Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие (урок).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
· умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
· умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
Познавательные
· умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
· овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
Коммуникативные
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
· определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
· готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Чтение. Работа с текстом
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Формирование ИКТ- компетентности учащихся
Учащийся научится:
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Обработка и поиск информации
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Создание, представление и передача сообщений
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Планирование деятельности, управление и организация
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Предметные результаты:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
· формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Содержание учебного предмета
1. Подготовительный период обучения. Добукварный период (45 ч)
Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Дети знакомятся с фонетикой: Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Одновременно
с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай»,
которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей
строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
2. Основной (букварный) период обучения (144 ч)
Овладение звуко-буквенным письмом . Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Развитие фонематического слуха детей, действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. первоначальное чтение и письмо, знания о слове и предложении, их структуре. Разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Вводится работа в парах. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Вводится печатный шрифт. Основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Правила русской графики, формируются первоначальные орфографические умения.
В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1 и №2 «Мой алфавит».
Устная форма общения. Речь.
1. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения. Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению. Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его.
Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями. Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи. Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях.
2. Слово в речевом общении.
Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно-познавательной и игровой деятельности. Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы; васильки, ромашки) и т. д. Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии), указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет, кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов, антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии и т.д.).
Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.). Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета.
Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.
3. Предложение.
Правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений по картине или серии картин. Составлять простейшие тексты по предложенному рисунку,звуковой анализ слова различной слоговой структуры.
Выявление смыслоразличительной функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и закрытый слоги. Звонкие и глухие согласные звуки.
Ударения на практическом уровне (с помощью жестов руки, хлопков и т. д.), образно-символическом и знаковом уровнях; различение ударных и безударных гласных звуков. Озвучивание слого-звуковых схем, чтение слов «по следам» анализа. Овладение механизмом чтения слога и слова.
Чтение открытого слога с ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы — и], [о — ё], [а — я], [о — е], [у — ю], их роль в слоге. Освоение приемов целостного чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов различной слоговой и звуко-буквенной структуры, упражнения на увеличение «поля» чтения, развитие темпа чтения.
Печатание слов с изученными буквами (после их слого-звукового анализа), включение данных слов в коммуникативную ситуацию и чтение предложений. Самостоятельное чтение небольших текстов, записанных с помощью слов и пиктограмм; упражнения в выразительном чтении: выбор тона и темпа чтения в зависимости от цели высказывания; упражнения в чтении скороговорок, загадок, потешек с различной интонацией (в зависимости от подтекста, от поставленной речевой задачи).
Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме и т. д.). Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений. Последовательное освоение двух типов ориентировки:
— ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке;
— ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы. Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи. Написание предложений и небольшого текста по памяти, чтение и проверка написанного. Составление и запись небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям. Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя). Включение элементов письменного текста в коммуникативно-речевую ситуацию (записка для мамы, приглашение, объявление). Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом.
Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии.
Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам. Слог. Ударение. Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов. Алфавит, его значение. Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки. Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий.
Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Деление слов названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц. Деление слов названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?
Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный — горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).
Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные). Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? Что сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.
Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении. Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом
3. Послебукварный период обучения (18 ч)
Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Навыки осознанного чтения, переход от послогового чтения к чтению словами.
Развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные.
Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво».
Различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи. Практическое различение в слове звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Звуко-буквенный анализ слов. Закрепление элементарных правил русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в написании обобщенных элементов букв (чистописание). Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом. Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где — ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе контрольные работы |
||
Чтение |
Письмо |
Промежу точные |
Итоговые |
||
1 |
Добукварный период (45 ч.) |
«Азбука». Ч. 1. «Давайте знакомиться» 20 |
Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» 25 |
- |
1 |
2 |
Букварный период (144 ч.) |
«Азбука». Ч. 1, ч. 2. «Страна АБВГДейка» 64 |
Прописи «Мой алфавит». Ч. 1, ч. 2. Основной букварный этап 80 |
4 |
1 |
3 |
Послебукварный период (18 ч.) |
«Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка» 8 |
Рабочая тетрадь «Пиши красиво» Обобщающий этап 10 |
1 |
1 |
Итого |
92 |
115 |
5 |
3 |
|
207 |
|
Список используемых источников:
- Л. Ф. Климанова. Читалочка. Дидактическое пособие. 1 класс. М.: Просвещение. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, 2012.-111с.;
- Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Методические рекомендации по обучению грамоте – М.: Просвещение, 2016. - 125 с.;
- В.В.Никифорова, А.А Короткова Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. – 3-е изд. –М.:ВАКО, 2017.- 447с. – (В помощь школьному учителю).
- Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику - Москва.: - Просвещение, 2014
Лист корректировки рабочей программы
№ |
Раздел |
Планируемое количество часов |
Фактическое количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
Согласовано |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.