программа внеурочной деятельности ВПК "Витязь"

программа внеурочной деятельности ВПК "Витязь"

Медиа
doc
27.11.2019
витязь - внеурочка.doc

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа»

городского округа город Шахунья Нижегородской области

 

 

Принята на заседании                                                    «Утверждаю»:

педагогического совета                                                 ____________ /Н.А. Дербенев/

МБОУ Хмелевицкой СОШ                                            директор  МБОУ Хмелевицкой СОШ

Протокол № 10 от 30.08.2017                                        Приказ № 117 от 30.08.2017 года

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

ВПК «Витязь»

социальное направление

 

 

5-9 класс

 

 

 

Составитель программы: педагог дополнительного образования:

                                        Ушаков Александр Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Хмелевицы

2017 г.

 

 

Ожидаемые результаты

1. Личностные результаты:

*осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

*осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

*уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

*уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

*способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

2. Метапредметные результаты:

*способность регулировать собственную деятельность;

* умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

*освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

*способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

* приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

3. Предметные результаты:

*усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

*владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования; *владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

*овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

*знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся,  как основа личности гражданина России.

Пояснительная записка.

 

 

       Программа ориентирована на учащихся 5-9  классов, рассчитана на 4 года, имеет военно-патриотическую направленность.

     Она  является дополнением к общеобразовательной области ОБЖ  и  ОВС, даёт возможность учащимся углубить знания, воспитать в себе определённые качества, приобрести определённые навыки поведения в различных ЧС и ЭС. А также юношам получить навыки службы в Вооружённых силах РФ, чтобы в дальнейшем безболезненно пройти период адаптации к военной службе. Занятия в клубе способствуют повышению интереса к службе в Вооружённых силах и других оборонных ведомствах.

       Рост преступности и наркомании, индивидуализм, меркантильность, неуважение к обществу, семье, коллективу, забвение традиций российского народа, незнание истории Великой нации- все эти негативные качества современной молодёжи, возникли не сами по себе. А в результате бездумного разрушения системы гражданского, правового и профессионального воспитания некогда существовавшей в нашей стране.

        Являясь человеком, искренне любящим своих родителей, помнящих дедов и прадедов, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, я испытываю стыд, что ученики знают больше об актёрах Голливуда, различных эстрадных звёздах, чем о земляках- героях, битвах и сражениях, о современных героях- вообще о своём селе- своей малой родине. Причиной этого незнания в том, что основную информацию дети получают с экрана телевизора и со страниц газет, где мало говорится о гражданско-патриотическом воспитании. На селе центром образования является школа: ведь только в школе можно заинтересовать, увлечь ребёнка, помочь ему воспитать те качества, которые необходимы настоящему гражданину Великой страны Россия.

 

             Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребёнка была развита совокупность его способностей, чтобы ребёнок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребёнок стал Человеком, Гражданином, Личностью, патриотом!

                        

                                  

                           

Актуальность программы.

 

Военно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в конъюнктурные политические лозунги, растлевающие молодёжь. Таким образом, даже само слово « патриотизм» приобрело негативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Необходимо преодолеть искажённые представления о любви к Родине, гордости за Отечество и воспитывать настоящих граждан своей страны. Поэтому актуальность программы направлена на создание условий для развития у личности обучающегося патриотических качеств,  развитие мотивации у ребёнка к занятиям военно-спортивной направленности, приобщение обучающихся к ведению ЗОЖ и активной жизненной позиции, профилактика асоциального поведения.

                                         

Новизна программы заключается в том, что через занятия в данном клубе ребёнок формирует свою гражданскую позицию и происходит подготовка и адаптация к службе в Вооружённых Силах, а также создана площадка для самореализации способностей учащегося через участие в соревнованиях и конкурсах на различном уровне (районном, областном, российском).

 

 

   Цель:

Развитие у молодёжи духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых знаний , умений, навыков и качеств необходимых защитникам Родины.

 

Задачи:

 

Ø воспитывать чувство патриотизма, формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;

Ø передавать и развивать лучшие традиции российского воинства;

Ø формировать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодёжи, всестороннего развития личности;

Ø воспитать нравственного и физически развитого молодого поколения, обладающего полноценным здоровьем, ведущего здоровый образ жизни, способного встать на защиту государственных интересов;

Ø усилить роль семьи в воспитании полноценных граждан общества.

 

 

Ожидаемые результаты и формы подведения итогов

реализации программы.

 

 

Реализация программы работы ВПК «Витязь» помогает учащимся школы овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в различных жизненных  и ЧС. Посещая занятия клуба, ученик приобретает:

- навыки оказания ПМП;

- навыки выживания в природной среде;

- первоначальные навыки проведения спасательных работ;

- навыки строевой, огневой и тактической подготовки;

-знания в области ведения ЗОЖ, а также развивает свои физические возможности;

- знания по действию в ЧС криминогенного характера, навыки рукопашного боя.

 

Итоги  работы подводятся при проведении различных конкурсов, соревнований, а также участие сборной клуба в районных, областных и российских смотрах- конкурсах.

 

 

                          Учебно тематический план.

Наименование темы, раздела

Годы обучения

Всего часов в разделе

 

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Патриотическое воспитание.

15

15

7

7

44

 

История отечества, битв и сражений.

12

12

5

5

34

 

Формирование нравственной и правовой культуры.

3

3

2

2

10

2

Начальная военная подготовка.

31

31

62

40

174

 

Правовые основы ВС.

1

1

2

2

6

 

Огневая подготовка.

12

12

8

8

40

 

Тактическая подготовка.

-

-

14

14

28

 

Строевая подготовка.

18

18

27

5

68

 

Общевоинские задачи.

-

-

11

11

22

3

Выживание в природе и Спасательные работы.

55

55

27

15

152

 

Основы туризма.

25

25

2

3

55

 

Способы оказания доврачебной помощи.

6

6

12

-

24

 

Проведение работ на воде.

3

3

-

6

12

 

Проведение работ в лесу.

9

9

5

-

23

 

Проведение работ в завалах.

6

6

5

6

23

 

Проведение работ в бытовых ситуациях.

6

6

3

-

15

4

Общая физическая подготовка.

94

94

102

56

346

 

Культура занятий ОФП.

2

2

2

2

8

 

Кроссовая подготовка.

52

52

50

27

158

 

Силовая подготовка.

40

40

50

27

134

5

Специальная физическая подготовка.

9

15

6

18

48

 

-изучение элементов рукопашного боя.

6

12

6

12

36

 

-изучение элементов различных единоборств.

3

3

-

6

18

 

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ГОДАМ:

 

 

204

204

204

136

748

6

*

Проведение комплексно- практических занятий.

 

 

 

 

 

 

Полевые сборы.

 

48

 

72

 

 

Тур походы.

72

 

96

 

 

 

Участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях

3

мер

3

мер

3

мер

3

мер

 

 

 

 

*- проведение комплексно- практических занятий проводится за основной часовой нагрузкой дополнительно к основным часам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание изучаемого материала.

                                   

                                     1 год обучения.

 

1 раздел. Патриотическое воспитание.

 

     Тема 1: История отечества, битв и сражений.

Дни воинской славы России.

Символы государства и их история. История развития родного села.

Тема 2: Формирование нравственной и правовой культуры.

 Духовность  в природе человека. Проблема добра и зла. Понятие   

                   гражданин.

 

2 раздел. Выживание в природе.

      Тема 1: Основы туризма.

Основы ориентирования.

Работа с картой и компасом;  определение расстояний;

Определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и          

                  звёздам.

Пеший поход: подготовка к походу.

Заготовка дров; разведение костра; личная гигиена.

       Тема 2: Способы оказания доврачебной помощи.

Раны и способы асептики антисептики.

Виды повязок правила наложения повязок. Народные средства.

 

3 раздел. Начальная военная подготовка.

       Тема 1: Правовые основы ВС.

Конституция РФ. Закон  о ВО и ВС.

       Тема 2: Огневая подготовка.

Устройство и предназначение винтовки ИЖ-56.

Способы прицеливания. Меры безопасности.

       Тема 4: Строевая подготовка.

Строевая стойка, строевые элементы в строю.

 

 

4 раздел. Спасательные работы.

       Тема 1: Проведение работ на воде.

Правила безопасности при спасении утопающего.

Виды утоплений  и их признаки.

 

       Тема 2: Проведение работ в лесу.

Сигналы бедствия их виды.

Правила транспортировки раненых.

Занятие 3. Особенности поиска в лесу.

        Тема 4: Проведение работ в бытовых ситуациях.

Действие в случае пожара в своём доме.

 

 

5 раздел. Общая физическая подготовка.

 Тема 1: Культура занятий ОФП.

Важность разминки и настроя на занятие. Гигиенические требования.

Методика проведения разминки.

         Тема 2: Кроссовая подготовка.

Техника бега на кроссовые дистанции.

Дистанция 1500 метров.

Дистанция 2000 метров.

Челночный бег (различные отрезки)

Спринт 100, 60,40

          Тема 3: Силовая подготовка.

Упражнения с отягощением собственного веса (для спины и рук).

Упражнения с отягощением собственного веса (для ног и поясницы).

Упражнения с искусственным отягощением. Техника выполнения   

                   движений.

Работа на тренажёрах, правила подбора веса.

 

 

6 раздел. Специальная физическая подготовка.

         Тема 1: Изучение элементов рукопашного боя.

Изучение страховки. Падение  вперёд, падение вбок, падение назад,  

                   перекат боком.

Кувырок вперёд через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо

Совершенствование способов самостраховки.

Кувырок  боком через бок « зашагивание». Соединение 8-и элементов

                  в связках и комплексах.

          Тема 2: Изучение элементов различных единоборств.

История  развития видов единоборств. Название их.

 

 

2 год обучения.

 

1 раздел. Патриотическое воспитание.

 

          Тема 1:  История отечества, битв и сражений.

Историческое формирование Нижегородской области.  Знаменитые  

                   земляки.

Великие полководцы 13-19 веков.

            Тема 2. Формирование нравственной и правовой  культуры.

Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни.

 «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность.

 

2 раздел. Выживание в природе.

 

           Тема 1: Основы туризма.

Определение сторон горизонта по растениям и поведению животных.

Автономное существование и выживание, животный и растительный

                   мир,  охота и рыбная ловля.

Лыжный поход: снаряжение; особенности режима и порядка движения.

           Тема 2: Способы оказания доврачебной помощи.

Первая помощь при отморожениях, ожогах, укусах насекомых, змей.

 

3 раздел. Начальная военная подготовка.

 

           Тема 1: Правовые основы ВС.

Закон о статусе военнослужащих. Страховые гарантии военно-

                   служащих.

           Тема 2: Огневая подготовка.

Понятие о выстреле. Особенности техники выстрела.

Правила поведения стрелкового поединка.

Проведение стрелкового поединка.

            Тема 3: Тактическая подготовка.

Действие отделения в обороне.

Действие отделения в наступлении.

           Тема 4: Строевая подготовка.

Движение строевым шагом.

Повороты в движении.

Отдание чести в движении отделением.

Совершенствование ранее изученного материала.

 

 

 

 

4 раздел. Действие в ЧС и ЭС природного и  техногенного      характера.

 

      Тема 1:Проведение работ на воде.

Действия после извлечения утопающего с воды.

               Тема 2: Проведение работ в лесу.

Устройство укрытий и их виды.

Практическое занятие по устройству укрытий.

             Тема 4: Проведение работ в бытовых ситуациях.

Действия в случае заражения местности ОВ аммиак, хлор.

 

 

5 раздел. Общая физическая подготовка.

 

           Тема 1: Культура занятий ОФП.

Двигательная нагрузка и её значимость для здоровья.

             Тема 2: Кроссовая подготовка.

Техника бега на кроссовые дистанции.

Дистанция 1500 метров.

Дистанция 2000 метров.

Челночный бег (различные отрезки)

Спринт 100, 60,40

             Тема 3: Силовая подготовка.

Упражнения с отягощением собственного веса (для спины и рук ).

Упражнения с отягощением собственного веса (для ног и поясницы ).

Упражнения с искусственным отягощением. Техника выполнения 

                   движений

 

 

6 раздел. Специальная физическая подготовка.

 

             Тема 1: Изучение элементов рукопашного боя.

Повторение видов страховки.

Защита от прямого и бокового удара.

Защита от удара ногой.

Защита от удара ножом сверху и сбоку.

             Тема 2. Изучение элементов различных единоборств.

Техника ударов в боксе.

Правила поединка.

 

 

 

3 год обучения.

 

1 раздел. Патриотическое воспитание.

           Тема 1: История отечества, битв и сражений.

Битвы и сражения, оружие 15- 19 век.

История заселения Заветлужья.

              Тема 2: Формирование нравственной и правовой культуры.

Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы

                   культуры.

 

 

2 раздел. Выживание в природе.

             Тема 1: Основы туризма.

Горный поход: снаряжение; особенности режима и порядок движения;

                   верёвки и узлы. 

Преодоление горных склонов, техника передвижения.

Правила безопасности при движении в горах.

Способы ориентирования. Движение по легенде.

             Тема 2: Способы оказания доврачебной помощи.

ПМП при переломах, вывихах, ушибах.

ПМП при травматическом шоке. Гематома.

Кровотечения и способы их остановки.

 

 

3 раздел. Начальная военная подготовка.

             Тема 1: Правовые основы ВС.

Правила поступления в высшие учебные заведения. Призыв на ВС.

               Тема 2: Огневая подготовка.

Советские и Российские пистолеты.

Устройство гранат Ф-1, устройство мин.

Стрельба из АК.(теория)

Стрелковые поединки

             Тема 3: Тактическая подготовка.

Военная топография.

Проведение разведки местности.

Действие отделения в обороне (отрывание окопа для стрельбы лёжа).

Организация засад, поведение в засаде. Маскировка.

Движение колонной, организация дозора.

 

 

 

 

              Тема 5: Общевоинские уставы.

Устав внутренней службы.

Устав строевой службы.

Устав дисциплинарный.

Устав гарнизонной и караульной службы.

               Тема 4: Строевая подготовка.

Движение строем с песней.

Проведение строевого смотра.

 

 

4 раздел. Действие в ЧС и ЭС природного и техногенного  характера.

            Тема 1: Проведение работ на воде.

Способы реанимации утопающего в зависимости от вида утопления.

Опасные последствия после спасения.

             Тема 3: Проведение работ в завалах.

Способ извлечения людей из колодцев шахт.

Извлечение людей с СДС.

Проведение работ в бытовых ситуациях.

            Тема 4: Силовая подготовка.

Составление тренировки по системе «Пирамида».

Правила подбора начального веса.

Занятия на тренажёрах.

Бег на длинные дистанции.

Челночный бег 10*10.

 

 

6 раздел. Специальная физическая подготовка.

            Тема 1: изучение элементов рукопашного боя.

Повторение видов страховки.

Защита от угрозы пистолетом.

Освобождение от захвата.

Захват и связывание противника.

              Тема 2: Изучение  элементов различных единоборств.

Техника защиты в боксе.

Правила поединка. Поединок.

 

 

4 год обучения.

1 раздел. Патриотическое воспитание.

             Тема 1: История отечества, битв и сражений.

Битвы и сражения, оружие 20 век.

Земляки в годы ВОВ.

               Тема 2: Формирование нравственной и правовой культуры.

Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни.

Великая страна великие люди.

 

 

2 раздел. Выживание в природе.

             Тема 1: Основы туризма.

Ориентирование как спорт, проведения соревнований.

Водный поход: снаряжение; подготовка людей к путешествию;

                   особенности  режима и порядок движения.

Аварии и их ликвидации во время водного похода; ремонт байдарки;

                   организация безопасности.

 

3 раздел. Начальная военная подготовка.

 

Понятие прямого выстрела.

практическое занятие по разборке, снаряжения магазина.

              Тема 4: Строевая подготовка.

Подход и отход к начальнику.

Выполнение команд сомкнись, разомкнись, перестроение из одной в

                   две и три шеренги.

              Тема 5: Общевоинские уставы.

Устав внутренней службы.

Устав строевой службы.

Устав дисциплинарный.

Устав гарнизонной и караульной службы.

4 раздел. Действие в ЧС и  ЭС природного и техногенного

                характера.

           Тема 2: Проведение работ в лесу.

Способы приготовления пищи из лесных продуктов.

Способы наведения переправы через овраги.

              Тема 3:  Проведение работ в завалах.

Приспособления для ведения спасательных  работ и особенность их            

               работы.

Тактика поиска людей в завалах.

              Тема 4: Проведение работ в бытовых ситуациях.

Действия в случае прорыва воды или канализации.

5 раздел. Общая физическая подготовка.

             Тема 1: Культура занятий ОФП.

Правильное питание и режим, залог успеха.

               Тема 2:  Кроссовая подготовка.

Особенности техники бега на длинные расстояния, расчёт сил.

Техника бега на кроссовые дистанции.

Дистанция 3000 метров.

Дистанция 2000 метров.

Челночный бег (различные отрезки)

Спринт 100, 60,40

 

 

5 раздел. Общая физическая подготовка.

           Тема 1: Культура занятий ОФП

Настрой на занятия. Система Порфирия Иванова.

              Тема 2: Кроссовая подготовка.

Особенности техники бега при совершении марш - броска.

Марш – бросок 4-5 км.

            Тема 3: Силовая подготовка.

Техника работы с гирей.

Выполнение рывка и толчка гири.

6 раздел. Специальная физическая подготовка.

           Тема 1: Изучение элементов рукопашного боя.

Повторение видов страховки

Совершенствование ранее изученных приёмов.

Совершенствование ранее изученных приёмов.

Совершенствование ранее изученных приёмов.

              Тема 2: Изучение элементов различных единоборств.

Особенности удара ногой в кик – боксинге.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Тема. Раздел.

Форма занятий.

Приёмы и методы организации УВП

Методический и дидактический материал.

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Патриотическое воспитание.

Рассказ, объяснение, показ

Индивидуальный,  групповой

Учебные издания, видео фильмы

Компьютер, мультимедиа проектор

Викторины, тесты.

2

Начальная военная подготовка.

Рассказ, объяснение, показ

Индивидуальный,  групповой

Видео фильмы, учебные издания

Компьютер, мультимедиа проектор, пневматическая винтовка, учебный автомат

Контрольные задания, практические задания

 

3

Выживание в природе и Спасательные работы.

 

Рассказ, объяснение, показ

Индивидуальный,  групповой

Видео фильмы, учебные издания

Компьютер, мультимедиа проектор, компасы, медицинские принадлежности,

Тесты, выполнение контрольных нормативов, практические задания

4

Общая физическая подготовка.

Рассказ, объяснение, показ

Индивидуальный,  групповой

учебные издания

Спортивный инвентарь

Сдача контрольных нормативов

5

Специальная физическая подготовка.

Рассказ, объяснение, показ

Индивидуальный,  групповой

Плакаты, видео фильмы, учебные издания

Туристический и спортивный инвентарь

Сдача контрольных нормативов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно методический комплекс.

1.     Конституция РФ

2.     Закон о ВС и ВО (сборник законов РФ с изменениями и дополнениями). - М.; 2007г

3.     Закон «О статусе  военнослужащих». (сборник законов РФ с изменениями и дополнениями). - М.; 2007г

4.     Уставы ВС.

5.     Учебник ОБЖ 8- 11 класс., А.Т. Смирнов, - М.; 2005г.

6.     Стрелок и тренер. Вайнштейн - М.,2002г.

7.     Правила проведения соревнований по туризму, Теплоухов Т. М.,-М.; 2001г.

8.     Начальная военная подготовка. Одинцов А. И., 2003г.

9.     История России. Е. Ф. Шмурло.2005г.

10. История Нижегородской области,Чемоданов А. Г. Горький, 2000г.

11. Энциклопедия Безопасности. Пономарёв В.Т. М.;2003

12. Бокс и кикбоксинг. Ширяев А.Г -М.; Физкультура и спорт, 2001г.

13. Основы туризма, Кодыш А. С., - М.; 2003г.

14. Список использованной литературы:

15. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. – М.: Глобус, 2006.–224с.

16. Агапова И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия.:1-11 классы.– М.: ВАКО, 2006. – 368с.

17. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.– Волгоград: Учитель, 2007.– 203с.

18. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников.– М.: Воспитание школьников, – 2009, – №7

19. Журавская Т.В., Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы.–2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.–96с.

20. Микрюков В.Ю., Военно-патриотическое воспитание в школе:1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 192с.

21. О ходе модернизации российского образования. – М.: Воспитание школьников, 2009, – №10.

22. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169с.

23. 9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)