Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
21.01.2020
Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в экологию» для 1-4 классов составлена на основе программы курса «Введение в экологию» 1-4 классы автор-составитель Е.С.Воробьёва. Москва, «Русское слово», 2015г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Введение в экологию .docx

Приложение к ООП НОО ФГОС

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

 

                                                                    

             УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

МБОУ-СОШ № 15 протокол  № 1                       

от  30 августа  2018  года

Председатель  педсовета

 _______________  И.М.Золотова

    подпись директора ОУ                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ориентированная на достижение результатов третьего уровня

по социальному направлению

кружок   «Введение в экологию»

срок реализации  4 года

возраст 6,5-11 лет

 

 

 

 

 

 

                                                             Учитель: Ворожко Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

                                                                                                                              

 

 

1.Пояснительная записка.

          Актуальность изучения данного курса состоит в том, что  воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных  исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Программа курса внеурочной деятельности выбрана с учетом выбора родителей (законных представителей) учащихся.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в экологию» для 1-4 классов составлена на основе программы курса «Введение в экологию» 1-4 классы автор-составитель Е.С.Воробьёва.  Москва, «Русское слово», 2015г.

Отличие рабочей программы от авторской состоит в увеличении общего количества часов. Допускается перестановка разделов и тем для проведения интенсивов во внеурочное время и на каникулах.

Цели и задачи изучения данного кружка  совпадают с целями и задачами отражёнными в авторской программе. 

 

Сведения о сроках реализации программы

Год обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

Количество учебных недель

33

34

34

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество  часов в год

33

34

34

34

Итого

135

 

Возраст учащихся, на которых рассчитана  программа 6,5 – 11 лет.

Периодичность проведения занятий смешанная: еженедельно и интенсивы для проведения экскурсий.

 

Количество экскурсий по темам и годам обучения:

Год обучения, тема

Количество экскурсий

1 год обучения

6

Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце — источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла.

1

Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

1

Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных.

1

Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

1

Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных.

1

Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.

1

2 год обучения

6

Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений - наука о взаимоотношении растений и среды обитания.

1

Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия.

1

Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдения за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении и чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.

1

Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот - по выбору учителя, в том числе на примере своего родного края).

1

Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительного сообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

1

Деятельность человека по восстановлению растительного покрова. Изменения растительного мира своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения (уничтожение и перемещение видов, сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества, созданные человеком).

1

3 год обучения

6

Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.  

1

Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных.

1

Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание - способы защиты от врагов. О чем предупреждают нас животные. Правила поведения на природе.

1

Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными.

1

Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке. Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные – «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушений. Регуляция численности видов животных.  

1

Экскурсия в парк. Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком. Последствия этих действий. Животный мир родного края.

1

4 год обучения

4

Сельские населенные пункты. Состояние природы в сельской местности.

1

Источник питьевой воды своей местности. Как происходит загрязнение вод?

1

Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния водоемов, выявление источников загрязнения воды.

1

Заповедные места России и своего родного края.

1

 

2. Планируемые результаты освоения кружка внеурочной деятельности «Введение в экологию»

В результате освоения кружка внеурочной деятельности    школьники достигнут третьего уровня: представление  о целостности окружающего мира как системы; представление о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности; об эволюционном развитии окружающей природы; экоцентрическом экологическом сознании; изучении и оптимизацию отношений между природой и человеком.

В результате  освоения программы « Введение в экологию» ребенок достигнет             следующих результатов:

личностные: формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа; развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности; понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни; установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья; развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.

     метапредметные: изучение курса способствует формированию поиска, анализа, отбора и фиксации (записи) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации; планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ; владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации; владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.

3. Содержание кружка внеурочной деятельности «Введение в экологию» с указанием форм организации и видов  внеурочной деятельности

Таблица распределения часов по разделам и годам обучения.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов  по годам обучения

Авторс

кая программа

Рабочая  программа

1

год

2

год

3

год

4

год

1

Наша прекрасная планета

17

33

33

 

 

1.1

Введение

1

2

2

 

 

1.2

Природа – наш общий дом

7

13

13

 

 

1.3

Мир живой природы

7

15

15

 

 

1.4

Природа и человек

2

3

3

 

 

2

Зеленый наряд планеты

17

34

34

 

 

2.1

Растение - живой организм

2

4

4

 

 

2.2

Условия среды обитания растений

12

24

24

 

 

2.3

Растение и человек

3

6

 

6

3

Удивительный мир животных

17

34

 

 

34

3.1

Введение

1

2

 

 

2

3.2

Приспособленность животных к условиям обитания

7

14

 

 

14

3.3

Взаимоотношение в мире животных

3

6

 

 

6

3.4

Животный мир планеты

3

6

 

 

6

3.5

Взаимоотношения человека и животных

3

6

 

 

6

4

Человек на планете Земля

17

34

 

 

34

4.1

Человек и его хозяйственная деятельность

4

8

 

 

8

4.2

Загрязнение и охрана окружающей среды

10

20

 

 

20

4.3

Организация охраны природы

3

6

 

 

6

 

Итого:

68

135

33

34

34

34

1 год обучения

Наша прекрасная планета (33ч)

Введение (2ч)

Дом, в котором мы живём (2ч)

     Аудиторные. Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому. Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе

Природа — наш общий дом (13ч)

     Природа нашей планеты. (1ч)

           Аудиторные. Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — примеры живых организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.

   Солнышко лучистое. (3ч)

           Аудиторные. Солнце — символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям.

          Внеаудиторные. Экскурсия. Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце — источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла.

    Воздух-невидимка (3ч)

    Аудиторные. Воздух — основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух — важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения - природные фильтры.

Внеаудиторные. Экскурсия. Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

    Вода-водица, всему живому царица (1ч)

    Аудиторные. Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле — главное условие развития жизни. Разные потребности растений и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Источники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необходимость экономного расходования воды.

     Волшебная кладовая: почва-кормилица (1)

          Аудиторные.  Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва — чудесная кладовая, земля-кормилица. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Почва — среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке. Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

     Где жить лучше? (2ч)

     Внеаудиторные.  Экскурсия. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных. Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среды обитания.

    Природа — наш общий дом (2ч)

    Внеаудиторные.  Человек на природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе.  Экология — наука о нашем общем доме — природе.  Природа — общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд — дом для животных.

Мир живой природы (15ч)

     Мир живой природы (3ч)

     Аудиторные. Живые организмы — тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители.

Внеаудиторные.  Экскурсия. Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

     Зеленый наряд планеты (1ч)

     Аудиторные.  Растения: почему мы их так называем. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Красота и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса — богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке.

     Эти удивительные животные (2ч)

     Внеаудиторные. Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).

      Грибное царство(1ч)

       Аудиторные. Грибы — живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

     А что у вас на обед? (2ч)

    Внеаудиторные.  Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов. Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.

    Это наш уютный дом, хорошо живется в нем! (3ч)

          Аудиторные.  Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.).

Внеаудиторные.  Наблюдения в природе: животные и их жилища. Роль растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя.

     Как рябинка в соседний лес переехала (3ч)

      Аудиторные. Взаимоотношения растений и животных. Участие животных в размножении и распространении растений. Взаимовыгодное сотрудничество растений и животных: перенос насекомыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов.

     Внеаудиторные. Экскурсия. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных.

Природа и человек (3ч)

     Человек — часть природы (1ч)

        Аудиторные. Человек — живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранная деятельность человека. Личный вклад каждого человека

в сохранение природы.

     Мир родного края (2ч)

      Внеаудиторные. Экскурсия.  Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.

ΙΙ год обучения

Зеленый наряд планеты (34ч)

Растение - живой организм (4ч)

Корень, стебель и листок, а на стебельке – цветок (2ч)

     Аудиторные. Растение – живая система. Работа с гербарием-изучение внешнего строения растений. Растение как компонент живой природы, часть системы (природного сообщества). Основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой.

Есть ли у растений дом? (2ч)

Внеаудиторные. Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений - наука о взаимоотношении растений и среды обитания.

 

Условия среды обитания растений (24ч)

Тепло – холодно (1ч)

       Аудиторные. Тепло в жизни растений. Изменение количества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

В жару и стужу лютую  (2ч)

       Аудиторные. Воздействие на растение высоких и низких температур. Приспособленность растений к высоким и низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, ее последствия.

Растения - дети Солнца (2ч)

Аудиторные. Листовая мозаика. Фотопереодизм. Растения – биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Внеаудиторные. Свет в жизни растений. Различия в условиях освещенности разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного и избыточного количества солнечного света.

На свету и в тени (2ч)

  Внеаудиторные. Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия.

Этажи леса (2ч)

        Внеурочные. Экскурсия. Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдения за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении и чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.

Как растения добывают воду?(2ч)

        Аудиторные. Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или полупустынь по выбору учителя). Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Где вода – там и верба (2ч)

Аудиторные. Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Правила полива растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Внеаудиторные. Наблюдение и уход за растениями пришкольного участка.

 В царстве водяного (3ч)

        Аудиторные. Растительные сообщества увлажненных территорий. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума).

        Внеаудиторные. Экскурсия. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот - по выбору учителя, в том числе на примере своего родного края.)

Нужен ли растениям воздух? (2ч)

        Аудиторные.  Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения растений в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Внеаудиторные.  Наблюдение и уход за растениями пришкольного участка.

Без доброй землицы урожай не родится (2ч)

Аудиторные. Почва в жизни растений. Почва, ей состав и основное свойство – плодородие. Определение свойства почвы по растительному покрову. Значение почвы в жизни растений. Роль растений в формировании плодородного слоя почвы. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

         Внеаудиторные. Правила обработки почвы. Наблюдение и уход за  растениями на пришкольном участке.

Дружат ли растения друг с другом? (2ч)

Внеаудиторные. Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительного сообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Животные и растения рядом (2ч)

Аудиторные. Природное сообщество. Роль насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Работа с гербарием.

         Внеаудиторные. Наблюдение за взаимоотношениями растений и животных на пришкольном участке.

Растения и человек (6ч)

Растения в нашей жизни (2ч)

        Аудиторные. Роль растений в жизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды. Профессии людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями на пришкольном участке.

         Внеаудиторные. Наблюдение и уход за растениями на пришкольном участке.

Как человек изменяет растительный покров земли (2ч)

       Внеаудиторные. Экскурсия. Деятельность человека по восстановлению растительного покрова. Изменения растительного мира своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения (уничтожение и перемещение видов, сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества, созданные человеком).

Будем друзьями (2ч)

         Аудиторные. Редкие и исчезающие виды растений России и своего родного края. Охрана и разведение растений. Заповедники и особо охраняемые природные объекты. Растения садов и парков. Мои любимые растения. Работа с гербарием, наблюдение и уход за комнатными растениями.

         Внеаудиторные. Наблюдение и уход за растениями пришкольного участка.

ΙΙΙ год обучения

Удивительный мир животных (34ч)

Введение (2ч)

Важная роль маленьких и больших созданий природы (2ч)

Аудиторные. Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе.

Приспособленность животных к условиям обитания (14ч)

В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода (2ч)

Внеаудиторные.  Экскурсия. Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.  

Мой дом-моя крепость (2ч)

Внеаудиторные. Экскурсия. Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных.

Поиграем в прятки (2ч)

Внеаудиторные. Экскурсия.  Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание - способы защиты от врагов. О чем предупреждают нас животные. Правила поведения на природе.

Чудеса ориентировки  (2ч)

Аудиторные. Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграция животных. Необходимость особой охраны территорий гнездования птиц и выведение потомства. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными живого уголка.

Быстрее, выше, сильнее (2ч)

Аудиторные. Скорость передвижения, выносливость, сила- необходимые преимущества в борьбе за выживание особи и вида. Животные –рекордсмены. Удивительные животные родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные?

Острый зубок, крепкий коготок (2ч)

         Аудиторные. Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания. Могут ли животные защититься от человека? Охота на животных-угроза существования редких видов. Наблюдение и уход за животными.

Это моя территория! (2ч)

         Внеаудиторные. Экскурсия.  Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе, наблюдение и уход за животными.

Взаимоотношения в мире животных (6ч)

Вместе -  дружная семья (2ч)

Аудиторные. Животные  - родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные. Распределение ролей в группах, семейных парах животных. Правила поведения на природе в период размножения животных. Наблюдение и уход за животными живого уголка.

Меню для ежа, лисы и медведя (2ч)

Внеаудиторные. Экскурсия. Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке. Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные – «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушений. Регуляция численности видов животных.  

Кто в теремочке живет? (2ч)

Аудиторные. Неконкурентные взаимоотношения между животными. Животные - квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между живыми организмами.

         Внеаудиторные. Наблюдение в природе, изготовление кормушек для птиц.

Животный мир планеты (6ч)

Территория жизни: от полюса до полюса (2ч)

Внеаудиторные.  Экскурсия в парк. Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком. Последствия этих действий. Животный мир родного края.

Подводные этажи (2ч)

Аудиторные. Животный мир морей, океанов и пресноводных водоемов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта животного мира водоемов. Хозяйственная деятельность человека- причина сокращения численности обитателей водоемов. Обитатели водоемов своего родного края. Охраняемы водоемы России и родного края.

Тайные землекопы (2ч)

Аудиторные. Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие - причина сокращения численности почвенных обитателей.

Внеаудиторные. «Подземные жители» родного края - наблюдение за обитателями почвы на пришкольном участке, в парке.

Взаимоотношения человека и животных (6ч)

Животные в нашей жизни (2ч)

Аудиторные. Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских, городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека?

Внеаудиторные. Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом»

Наши домашние любимцы (2ч)

Аудиторные. История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми мы ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Профессии, связанные с уходом за домашними животными.

           Внеаудиторные. Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

Мы за них в ответе (2ч)

Аудиторные. Причины сокращения численности животных. Редкие и исчезающие виды животных России и своего родного края. Исчезнувшие виды. Охрана животных. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом»

IV год обучения

Человек на планете Земля (34ч)

Человек и его хозяйственная деятельность (8ч)

Первые жители Земли (1ч)

Аудиторные. Первые люди на Земле, их основные занятия: охота, рыболовство, собирательство. Начало хозяйственной деятельности: земледелие, скотоводство. Как изменилась природа в результате деятельности человека.

Сколько людей живет на Земле? (2ч)

Аудиторные. Население планеты. Рост населения, неравномерность расселения. Где живут люди: города и сельская местность. Чем город отличается от сельской местности?

Внеаудиторные. Занятия населения родного края. Исследовательская работа «Профессии моего родного края».

Города большие и маленькие (2ч)

Аудиторные.  Городской ландшафт. Трудовая деятельность населения городов. Что такое промышленность. Виды промышленного производства. Города - промышленные центры.

Внеаудиторные. Состояние природы в городах. Творческая работа «Есть город на планете» (по выбору учащихся).

Вот моя деревня… (3ч)

Аудиторные. Сельский ландшафт. Трудовая деятельность человека в сельской местности. Что такое сельское хозяйство. Виды сельскохозяйственной деятельности. Творческая работа «Вот моя деревня…» (по выбору учащихся)

Внеаудиторные.  Экскурсия. Сельские населенные пункты. Состояние природы в сельской местности.

Загрязнение и охрана окружающей среды (20ч)

Каким воздухом мы дышим? (2ч)

Аудиторные. Состояние воздуха в природной среде, городах и сельской местности. Как происходит загрязнение воздуха?

Внеаудиторные. Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния воздуха, выявление источников загрязнения воздуха.

Сохраним чистоту воздушного океана (2ч)

Аудиторные. Что происходит в природе из-за загрязнения атмосферы? Как уменьшить загрязнение воздуха? Контроль за состоянием атмосферы. Леса и парки – природные очистители воздуха. Подготовка экологического проекта «Сохраним чистоту воздушного океана» (по выбору учащихся)

Много ли на планете чистой воды? (3ч)

Аудиторные. Пресные воды на Земле. Сколько пресной воды доступно человека? Источники пресной воды: реки, озера, подземные воды и ледники.

Внеаудиторные.  Экскурсия. Источник питьевой воды своей местности. Как происходит загрязнение вод?

Помочь роднику, вылечить океан (3ч)

Аудиторные. Охрана водоемов. Родники- источник чистой воды. Способы очистки питьевой воды. Подготовка экологического проекта «Наши родники» (по выбору учащихся).

Внеаудиторные. Экскурсия. Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния водоемов, выявление источников загрязнения воды.

Кладовые Земли (1ч)

Аудиторные. Минеральные ресурсы планеты. Ограниченность запасов минеральных ресурсов. Ильменский минералогический заповедник. Минеральные ресурсы своей местности. Необходимость восстановления земель в местах добычи полезных ископаемых.

Охрана почв (2ч)

Аудиторные. Почвы планеты и их использование человеком. Загрязнение почв промышленными отходами. Сельскохозяйственные земли. Эрозия и засоление почв.

Внеаудиторные. Почвенные ресурсы своей  местности. Улучшение качества земель, восстановление и охрана.

Среды пребывания человека (2ч)

Аудиторные. Среды пребывания человека. Сохранение красоты и естественного облика природных ландшафтов. Экологическая этика. Производственные и бытовые отходы. Что такое безотходное производство? Правила экологически рационального природопользования.

Внеаудиторные. Можно ли из отходов получить доход? Творческая работа «Вторая жизнь вещей» (по выбору учащихся)

Здесь шумели леса (2ч)

Аудиторные. Как изменился растительный мир планеты. Изменения растительного  мира своего родного края. Почему исчезают леса? Ботанические сады, парки, питомники России и своего края, их роль в охране растений и улучшении состояния окружающей седы.

Внеаудиторные. Редкие и исчезающие виды растений и их охрана. Что такое Красная книга? Подготовка экологического проекта «В защиту растений» (по выбору учащихся).

По следам невиданных нами зверей (1ч)

         Аудиторные. Причины сокращения численности животных. Прямое и косвенное влияние человека на животный мир планеты. Как сохранить редкие и исчезающие виды животных. Роль заказников, питомников и зоопарков в охране. Подготовка экологического проекта «В защиту животных» (по выбору учащихся).

Правила робинзонов (2ч)

Внеаудиторные. Что такое туризм? Влияние массового туризма на природу. Правила ответственного туриста. Экологический туризм. Природные ландшафты и туристические маршруты своего родного края. Подготовка экологического проекта «Парк отдыха» (по выбору учащихся).

Организация охраны природы (6ч)

Из истории охраны природы (2ч)

Аудиторные. Охрана природы России. Первые законы об охране природы. Сотрудничество стран мира в области охраны   природы. Красная книга  России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Заповедные места планеты (3ч)

Аудиторные. Охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники, их роль в охране природы. Охраняемые природные объекты.

Внеаудиторные. Экскурсия. Заповедные места России и своего родного края.

Мой заповедный уголок природы (1ч)

Аудиторные. Защита экологических проектов, исследовательских и творческих работ.

         Формы организации детского коллектива.

         Форма организации работы – экскурсии, наблюдения, проекты.

Виды деятельности:

- учится видеть красоту окружающего мира;

- обучаются уходу за растениями, животными на пришкольном участке;

- изготавливают кормушки для птиц;

- подготовка и защита проектов;

- расширение опыта общения с природой;

- развитие простейших исследовательских навыков.

 

4. Тематическое  планирование кружка «Введение в экологию»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

 

Аудиторные

Внеаудиторные

 

 

I год обучения

 

 

 

 

 

Наша прекрасная планета

33

13

20

 

 

Введение

2

2

 

 

 

Дом, в котором мы живём.

2

2

 

 

1

Где мы живём? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому.

1

1

 

 

2

Земля – общий дом для всех живых организмов. Первый полёт человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

1

1

 

 

 

Природа – наш общий дом.

13

5

8

 

 

Природа нашей планеты.

 

1

 

 

3

Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времён, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи – примеры живых организмов древних времён Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода

1

1

 

 

 

Солнышко лучистое.

3

1

2

 

4

Солнце – символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям.

1

1

 

 

5

Экскурсия. Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце – источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла.

2

 

2

 

 

Воздух – невидимка.

3

1

2

 

7

Воздух – основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух – важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения – природные фильтры.

1

1

 

 

8,9

Экскурсия. Зелёные насаждения в городе. Содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

2

 

2

 

 

Вода – водица, всему живому царица.

1

1

 

 

10

Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле – главное условие развития жизни. Разные потребности растений и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Источники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необходимость экономного расходования воды

1

1

 

 

 

Волшебная кладовая: почва-кормилица.

1

1

 

 

11

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва — чудесная кладовая, земля-кормилица. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Почва — среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

1

1

 

 

 

Где жить лучше?

2

 

2

 

12,13

Экскурсия. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среды обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных.

2

 

2

 

 

Природа — наш общий дом.

2

 

2

 

14

Человек на природе: в лесу, у водоема. Экология — наука о нашем общем доме — природе Природа — общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд — дом для животных.

1

 

1

 

15

Правила поведения в природе.

1

 

1

 

 

Мир живой природы.

15

5

10

 

 

Мир живой природы.

3

1

2

 

16

Живые организмы — тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители.

1

1

 

 

17,

18

Экскурсия. Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

2

 

2

 

 

Зеленый наряд планеты.

1

1

 

 

19

Растения: почему мы их так называем. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Красота и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса — богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке

1

1

 

 

 

Эти удивительные животные.

2

 

2

 

20

Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных Охрана животных.

1

 

1

 

21

Многообразие мира животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).

1

 

1

 

 

Грибное царство.

1

1

 

 

22

Грибы — живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

1

1

 

 

 

А что у вас на обед?

2

 

2

 

23

Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: пищевые цепи, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.

1

 

1

 

24

Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами

1

 

1

 

 

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

3

1

2

 

25

Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.).

1

1

 

 

26

Наблюдения в природе: животные и их жилища.

1

 

1

 

27

Роль растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя.

1

 

1

 

 

Как рябинка в соседний лес переехала.

3

1

2

 

28

Взаимоотношения растений и животных. Участие животных в размножении и распространении растений. Взаимовыгодное сотрудничество растений и животных: перенос насекомыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов.

1

1

 

 

29,30

Экскурсия. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных.

2

 

2

 

 

Природа и человек

3

1

2

 

 

Человек — часть природы.

1

1

 

 

31

Человек — живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранная деятельность человека. Личный вклад каждого человека

в сохранение природы.

1

1

 

 

 

Мир родного края.

2

 

2

 

32,33

Экскурсия. Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.

2

 

2

 

 

Итого:

33

13

20

 

 

IΙ год обучения

34

15

19

 

 

Зеленый наряд планеты

34

 

 

 

 

Растение - живой организм.

4

2

2

 

 

Корень, стебель и листок, а на стебельке – цветок.

2

2

 

 

1

Растение – живая система. Работа с гербарием-изучение внешнего строения растений. Растение как компонент живой природы, часть системы (природного сообщества).

1

1

 

 

2

Основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой.

1

1

 

 

 

Есть ли у растений дом?

2

 

2

 

3, 4

Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений - наука о взаимоотношении растений и среды обитания.

2

 

2

 

 

Условия среды обитания растений

24

11

13

 

 

Тепло – холодно.

1

1

 

 

5

Тепло в жизни растений. Изменение количества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

 

В жару и стужу лютую

2

2

 

 

6

Воздействие на растение высоких и низких температур. Приспособленность растений к высоким и низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры.

1

1

 

 

7

Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, ее последствия.

1

1

 

 

 

Растения-дети солнца.

2

1

1

 

8

Листовая мозаика. Фотопереодизм. Растения – биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

9

Свет в жизни растений. Различия в условиях освещенности разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного и избыточного количества солнечного света.

1

 

1

 

 

На свету и в тени.

2

 

2

 

10,11

Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия.

2

 

2

 

 

Этажи леса.

2

 

2

 

12,13

Экскурсия. Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдения за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении и чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.

2

 

2

 

 

Как растения добывают воду?

2

2

 

 

14

Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории.

1

1

 

 

15

Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или полупустынь по выбору учителя). Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

 

Где вода – там и верба

2

1

1

 

16

Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Правила полива растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

17

Наблюдение и уход за растениями пришкольного участка.

1

 

1

 

 

В царстве водяного.

3

1

2

 

18

Растительные сообщества увлажненных территорий. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума).

1

1

 

 

19,20

Экскурсия. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот - по выбору учителя, в том числе на примере своего родного края.)

2

 

2

 

 

Нужен ли растениям воздух?

2

1

1

 

21

Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения растений в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

22

Наблюдение и уход за растениями пришкольного участка.

1

 

1

 

 

Без доброй землицы урожай не родится.

2

1

1

 

23

Почва в жизни растений. Почва, ей состав и основное свойство – плодородие. Определение свойства почвы по растительному покрову. Значение почвы в жизни растений. Роль растений в формировании плодородного слоя почвы. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

24

Правила обработки почвы. Наблюдение и уход за  растениями на пришкольном участке.

1

 

1

 

 

Дружат ил растения друг с другом?

2

 

2

 

25,26

Экскурсия на пришкольный участок, в парк. Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительного сообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

2

 

2

 

 

Животные и растения рядом.

2

1

1

 

27

Природное сообщество. Роль насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Работа с гербарием.

1

1

 

 

28

Наблюдение за взаимоотношениями растений и животных на пришкольном участке.

1

 

1

 

 

Растения и человек

6

2

4

 

 

Растения в нашей жизни.

2

1

1

 

29

Роль растений в жизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды. Профессии людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями на пришкольном участке.

1

1

 

 

30

Наблюдение и уход за растениями на пришкольном участке.

1

 

1

 

 

Как  человек изменяет растительный покров земли.

2

 

2

 

31,32

Экскурсия. Деятельность человека по восстановлению растительного покрова. Изменения растительного мира своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения (уничтожение и перемещение видов, сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества, созданные человеком).

2

 

2

 

 

Будем друзьями.

2

1

1

 

33

Редкие и исчезающие виды растений России и своего родного края. Охрана и разведение растений. Заповедники и особо охраняемые природные объекты. Растения садов и парков. Мои любимые растения. Работа с гербарием, наблюдение и уход за комнатными растениями.

1

1

 

 

34

Наблюдение и уход за растениями пришкольного участка.

1

 

1

 

 

Итого:

34

15

19

 

 

IΙΙ год обучения

34

17

17

 

 

Удивительный мир животных

34

 

 

 

 

Введение

2

2

 

 

 

Важная роль маленьких и больших созданий природы.

2

2

 

 

1

Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания.

1

1

 

 

2

Роль животных в природе.

1

1

 

 

 

Приспособленность животных к условиям обитания

14

6

8

 

 

В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода.

2

 

2

 

3,4

Экскурсия. Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.   

2

 

2

 

 

Мой дом - моя крепость.

2

 

2

 

5,6

Экскурсия. Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных.

2

 

2

 

 

Поиграем в прятки.

2

 

2

 

7,8

Экскурсия.  Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке; наблюдение и уход за животными живого уголка. Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание - способы защиты от врагов. О чем предупреждают нас животные. Правила поведения на природе.

2

 

2

 

 

Чудеса ориентировки.

2

2

 

 

9

Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграция животных. Необходимость особой охраны территорий гнездования птиц и выведение потомства.

1

1

 

 

10

Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными живого уголка.

1

1

 

 

 

Быстрее, выше, сильнее.

2

2

 

 

11

Скорость передвижения, выносливость, сила- необходимые преимущества в борьбе за выживание особи и вида.

1

1

 

 

12

Животные – рекордсмены. Удивительные животные родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные?

1

1

 

 

 

Острый зубок, крепкий коготок.

2

2

 

 

13

Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания.

1

1

 

 

14

Могут ли животные защититься от человека? Охота на животных-угроза существования редких видов. Наблюдение и уход за животными.

1

1

 

 

 

Это моя территория!

2

 

2

 

15,16

Экскурсия.  Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе, наблюдение и уход за животными.

2

 

2

 

 

Взаимоотношение в мире животных

6

3

3

 

 

Вместе - дружная семья.

2

2

 

 

17

Животные  - родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные.

1

1

 

 

18

Распределение ролей в группах, семейных парах животных. Правила поведения на природе в период размножения животных. Наблюдение и уход за животными живого уголка.

1

1

 

 

 

Меню для ежа, лисы и медведя.

2

 

2

 

19,20

Экскурсия. Наблюдение в природе: на пришкольном участке, в парке. Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные – «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушений. Регуляция численности видов животных.  

2

 

2

 

 

Кто в теремочке живёт?

2

1

1

 

21

Неконкурентные взаимоотношения между животными. Животные - квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между живыми организмами.

1

1

 

 

22

Наблюдение в природе, изготовление кормушек для птиц.

1

 

1

 

 

Животный мир планеты

6

3

3

 

 

Территория жизни: от полюса до полюса.

2

 

2

 

23,24

Экскурсия в парк. Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком. Последствия этих действий. Животный мир родного края.

2

 

2

 

 

Подводные этажи.

2

2

 

 

25

Животный мир морей, океанов и пресноводных водоемов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта животного мира водоемов.

1

1

 

 

26

Хозяйственная деятельность человека - причина сокращения численности обитателей водоемов. Обитатели водоемов своего родного края. Охраняемы водоемы России и родного края.

1

1

 

 

 

Тайные землекопы.

2

1

1

 

27

Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие - причина сокращения численности почвенных обитателей.

1

1

 

 

28

«Подземные жители» родного края - наблюдение за обитателями почвы на пришкольном участке, в парке.

1

 

1

 

 

Взаимоотношения человека и животных

6

3

3

 

 

Животные в нашей жизни.

2

1

1

 

29

Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских, городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека?

1

1

 

 

30

Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом»

1

 

1

 

 

Наши домашние любимцы.

2

1

1

 

31

История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми мы ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Профессии, связанные с уходом за домашними животными.

1

1

 

 

32

Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

1

 

1

 

 

Мы за них в ответе.

2

2

 

 

33

Причины сокращения численности животных. Редкие и исчезающие виды животных России и своего родного края. Исчезнувшие виды. Охрана животных.

1

1

 

 

34

Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом»

1

 

1

 

 

Итого:

34

17

17

 

 

IV год обучения 

34

18

16

 

 

Человек на планете Земля

 

 

 

 

 

Человек и его хозяйственная деятельность

8

4

4

 

1

Первые жители Земли.

1

1

 

 

 

Первые люди на Земле, их основные занятия: охота, рыболовство, собирательство. Начало хозяйственной деятельности: земледелие, скотоводство. Как изменилась природа в результате деятельности человека.

1

1

 

 

 

Сколько людей живёт на Земле.

2

1

1

 

2

Население планеты. Рост населения, неравномерность расселения. Где живут люди: города и сельская местность. Чем город отличается от сельской местности?

1

1

 

 

3

Занятия населения родного края. Исследовательская работа «Профессии моего родного края».

1

 

1

 

 

Города большие и маленькие.

2

1

1

 

4

Городской ландшафт. Трудовая деятельность населения городов. Что такое промышленность. Виды промышленного производства. Города - промышленные центры.

1

1

 

 

5

Состояние природы в городах. Творческая работа «Есть город на планете» (по выбору учащихся).

1

 

1

 

 

Вот моя деревня…

3

1

2

 

6

Сельский ландшафт. Трудовая деятельность человека в сельской местности. Что такое сельское хозяйство. Виды сельскохозяйственной деятельности. Творческая работа «Вот моя деревня…» (по выбору учащихся)

1

1

 

 

7,8

Экскурсия. Сельские населенные пункты. Состояние природы в сельской местности.

2

 

2

 

 

Загрязнение и охрана окружающей среды

20

10

10

 

 

Каким воздухом мы дышим?

2

1

1

 

9

Состояние воздуха в природной среде, городах и сельской местности. Как происходит загрязнение воздуха?

1

1

 

 

10

Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния воздуха, выявление источников загрязнения воздуха.

1

 

1

 

 

Сохраним чистоту воздушного океана.

2

2

 

 

11

Что происходит в природе из-за загрязнения атмосферы? Как уменьшить загрязнение воздуха? Контроль за состоянием атмосферы. Леса и парки – природные очистители воздуха.

1

1

 

 

12

Подготовка экологического проекта «Сохраним чистоту воздушного океана» (по выбору учащихся)

1

1

 

 

 

Много ли на планете чистой воды?

3

1

2

 

13

Пресные воды на Земле. Сколько пресной воды доступно человека? Источники пресной воды: реки, озера, подземные воды и ледники.

1

1

 

 

14,15

Экскурсия. Источник питьевой воды своей местности. Как происходит загрязнение вод?

2

 

2

 

 

Помочь роднику, вылечить океан.

3

1

2

 

16

Охрана водоемов. Родники - источник чистой воды. Способы очистки питьевой воды. Подготовка экологического проекта «Наши родники» (по выбору учащихся).

1

1

 

 

17,18

Экскурсия. Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния водоемов, выявление источников загрязнения воды.

2

 

2

 

 

Кладовые Земли.

1

1

 

 

19

Минеральные ресурсы планеты. Ограниченность запасов минеральных ресурсов. Ильменский минералогический заповедник. Минеральные ресурсы своей местности. Необходимость восстановления земель в местах добычи полезных ископаемых.

1

1

 

 

 

Охрана почв.

2

1

1

 

20

Почвы планеты и их использование человеком. Загрязнение почв промышленными отходами. Сельскохозяйственные земли. Эрозия и засоление почв.

1

1

 

 

21

Почвенные ресурсы своей  местности. Улучшение качества земель, восстановление и охрана.

1

 

1

 

 

Среды пребывания человека.

2

1

1

 

22

Среды пребывания человека. Сохранение красоты и естественного облика природных ландшафтов. Экологическая этика. Производственные и бытовые отходы. Что такое безотходное производство? Правила экологически рационального природопользования.

1

1

 

 

23

Можно ли из отходов получить доход? Творческая работа «Вторая жизнь вещей» (по выбору учащихся)

1

 

1

 

 

Здесь шумели леса.

2

1

1

 

24

Как изменился растительный мир планеты. Изменения растительного  мира своего родного края. Почему исчезают леса? Ботанические сады, парки, питомники России и своего края, их роль в охране растений и улучшении состояния окружающей седы.

1

1

 

 

25

Редкие и исчезающие виды растений и их охрана. Что такое Красная книга? Подготовка экологического проекта «В защиту растений» (по выбору учащихся).

1

 

1

 

 

По следам невидимых нами зверей.

1

1

 

 

26

Причины сокращения численности животных. Прямое и косвенное влияние человека на животный мир планеты. Как сохранить редкие и исчезающие виды животных. Роль заказников, питомников и зоопарков в охране. Подготовка экологического проекта «В защиту животных» (по выбору учащихся).

1

1

 

 

 

Правила робинзонов.

2

 

2

 

27

Что такое туризм? Влияние массового туризма на природу. Правила ответственного туриста. Экологический туризм.

1

 

1

 

28

Природные ландшафты и туристические маршруты своего родного края. Подготовка экологического проекта «Парк отдыха» (по выбору учащихся).

1

 

1

 

 

Организация охраны природы

6

4

2

 

 

Из истории охраны природы.

2

2

 

 

29

Охрана природы России. Первые законы об охране природы. Сотрудничество стран мира в области охраны   природы.

1

1

 

 

30

Красная книга  России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

1

1

 

 

 

Заповедные места планеты.

3

1

2

 

31

Охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники, их роль в охране природы. Охраняемые природные объекты.

1

1

 

 

32,33

Экскурсия. Заповедные места России и своего родного края.

2

 

2

 

 

Мой заповедный уголок природы.

1

1

 

 

34

Защита экологических проектов, исследовательских и творческих работ.

1

1

 

 

 

Итого:

34

18

16

 

 

Итого

135

63

72

 

 

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

Программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020