Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО
_________/ _____________/ Протокол№_______ от «____» ____________ 2022 г.
|
Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ Новоселова Л.В/
«____»__________2022 г |
Утверждаю Директор
_________/ Петрова Н.Е./ Приказ № _______ от «___» ____________2022 г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
по русскому языку
«Язык – одежда мысли»
основного общего образования
9 класс
Урбшас Н.Б..,
учитель
высшей категории
2022
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Познавательные УУД |
Обучающийся научится: |
||
- принимать и сохранять учебно- творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. |
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и |
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. |
|
диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
|
Обучающийся получит возможность научиться: |
||
– составлять план решения учебной проблемы; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; |
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру |
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; |
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; |
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осуществлять анализ и синтез; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни |
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом |
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых |
перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать |
получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям. |
ценностей и оценка своих способностей и потребностей. |
параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Из истории русского языка
Языки мира. Карта языков мира. Родственные связи языков. Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки. Классификация и происхождение славянских языков.
2.Учёные-лингвисты.
3. Культура речи
Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. Трудные случаи акцентуации. Интерпретация поэтического текста. Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.
4.Морфология и орфография русского языка.
Орфограммы приставок и корня. Орфограммы суффиксов и окончаний.
5. Литературоведение и работа с текстом.
Выразительность речи: тропы, фигуры речи, фразеология, синонимия. Крылатые слова и выражения. Комплексный анализ художественного текста. План.
Тематическое планирование с учётом программы воспитания
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности по русскому языку определен концепцией учебного предмета
«русский язык» и предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и школьниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
На занятиях используются следующие виды и формы деятельности: проблемно-ценностное общение, лекции, практические и творческие работы, презентации, работа с текстом.
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 |
Введение |
1 |
День Знаний |
2 |
Из истории русского языка |
7 |
День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Международный день жестовых языков. Международный день учителя. |
1) |
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы |
1 |
|
2) |
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
|
3) |
Лексические нормы в русском языке |
1 |
|
4) |
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования |
1 |
|
5) |
Морфологические нормы. |
1 |
|
6) |
Орфографические нормы |
1 |
|
7) |
Синтаксические нормы русского языка. |
1 |
|
3 |
Культура речи |
9 |
День народного единства. 200-летие со дня рождения Ф.М.Достоевского. Международный день толерантности. День неизвестного солдата. День Героя Отечества. 200-летие содня рождения Н.А.Некрасова. |
1) |
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. |
1 |
|
2) |
Язык и речь. |
1 |
|
3) |
Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения. |
1 |
|
4) |
Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи |
1 |
|
5) |
Типология норм. Ошибки грамматические и речевые |
1 |
|
6) |
Качества хорошей речи. |
1 |
|
7) |
Содержательность хорошей речи. |
1 |
|
8) |
Правильность как основа хорошей речи. |
1 |
|
9) |
Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. |
1 |
|
4 |
Морфология и орфография русского языка |
3 |
Всемирный день азбуки Брайля. Конкурс «Живая классика» |
1) |
Особенности употребления имён существительных |
|
|
2) |
Особенности употребления прилагательных |
|
|
3) |
Особенности употребления местоимений |
|
|
5 |
Литературоведение и работа с текстом |
14 |
День российской науки. Международной день родного языка. Международный женский день. День космонавтики. День Победы. День славянской письменности и куль туры. |
1) |
Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. |
1 |
|
2) |
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. |
1 |
|
3) |
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. |
1 |
|
4) |
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. |
1 |
|
5) |
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. |
1 |
|
6) |
Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. |
1 |
|
7) |
Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. |
1 |
|
8) |
Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
1 |
|
9) |
Функциональные стили. Стилистические нормы. |
1 |
|
10) |
Функциональные стили. Стилистические нормы. |
1 |
|
11) |
Функционально-смысловые типы речи. |
1 |
|
12) |
Функционально-смысловые типы речи. |
1 |
|
13) |
Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
|
1 |
|
14) |
Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
|
1 |
|
Итого часов |
|
34 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.