Программа на федеральном портале
https://yuid.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-yunyie-inspektoryi-dvizheniya/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспектора движения»
для детей 11-12 лет
Срок реализации 3 года
Пояснительная записка
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире,
увеличивается и наличие дорожно-транспортных происшествий. Статистика
утверждает, что примерно 10% происходит с участием детей. Чаще, это связанно с
невыполнением правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах, в
транспорте. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую
представляет автомобиль или другое транспортное средство.
Пропагандой ПДД и профилактикой ДДТТ среди школьников, своих сверстников, занимаются Юные Инспектора Движения (ЮИД). С первых дней необходимо организовать работу отряда ЮИД так, чтобы учащийся легко ориентировался в ближайшем пространстве (дом, двор, ближайшие улицы и дороги, территория школы), умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Отряды ЮИД, созданные при школе, обучаются по программе, составленной с учетом возрастных групп: 1 года обучения (4 часа в неделю - 144 часов), 2 и 3 года обучения (6 часов в неделю - 216 часа).
Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах является составной частью образовательной программы учреждения. Необходимость ее разработки обусловлена значительным числом ДТП с участием детей из-за резкого увеличения машин на дорогах, сложной обстановкой на дорогах и все более раннего проявления самостоятельности детей на дорогах, что вызвано меняющимся образом жизни семей.
В программе излагаются основные направления работы по воспитанию безопасного поведения на улице. Она состоит из следующих разделов: пояснительной записки, тематического плана и содержания программы, форм и методов работы по пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ.
В воспитание безопасного поведения на улицах входят как теоретические, так и практические занятия: по фигурному вождению, разборки и сборки велосипедов, работа с железом, на тренажерах, с макетами, оказание первой медицинской помощи, решение задачи билетов. Рейды и дежурства на опасных участках в микрорайонах школ и часы начала и окончания занятия.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании в РФ», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах предусматривает реализацию принципа целенаправленного развития детей.
Необходимым условием эффективной реализации программы является единство и взаимосвязи ГИБДД, школы, семьи. Ведущая роль в этом сотрудничестве принадлежит школе. Такое сотрудничество осуществляется на основе взаимопомощи, учета возможностей, уважения друг друга. Для реализации поставленных задач юные инспектора движения должны овладеть всеми комплексами вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. И в этом случае нам помогает ГИБДД. Именно в объединении ЮИД дети получают систематизированную информацию о безопасном поведении на улицах и приобретают необходимые навыки поведения.
Для проведения занятий используются активные формы и методы. Надо отметить, что дети всегда охотно принимают участие в различного рода конкурсах, викторинах, КВН-х, играх, соревнованиях, которые у ребят оставляют яркое, запоминающееся впечатление. Деятельность отряда ЮИД по пропаганде ПДД должны стать руководством к действию для каждого школьника. Несомненно, известны многочисленные случаи, когда связь между знанием и умением отсутствует: ученик знает правила, точно воспроизводит их формулировки, однако не применяет их на практике.
Более того, некоторые учащиеся даже бравируют тем, что выполнение установленных правил для них не обязательно вообще. Вот, почему на первый план должно быть вынесено выполнение следующих задач: научить детей безопасному поведению в условиях дорожного движения. Ведь именно нарушение школьниками правил безопасного поведения является той причиной, которая ведет к нарушению правши дорожного движения.
При подготовке и во время проведения занятий важно учесть, что данная программа синхронно связанна с темами занятий в школе.
Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который активно используется педагогом, осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.
Важная роль в формировании навыков безопасного поведения принадлежит практике. Поэтому наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия на улице.
Критерием выполнения программы является достижение детьми такого уровня сформированности знаний и навыков, который соответствует изложенным задачам воспитания безопасного поведения.
Цель программы:
Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей учащегося как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
- знакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- привить умение пользоваться общественным транспортом;
- воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Основные принципы реализации программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей учащихся, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
Требования к уровню подготовки выпускников отряда ЮИД:
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 6 класса должны знать:
Правила:
Уметь:
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:
Формы и методы контроля:
Тематический план 1 год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Положение об отрядах юных инспекторов движения. |
2 |
1 |
|
2 |
Знакомство с работой ГИБДД |
2 |
2 |
2 |
3 |
Исторические сведения о развитии ПДД |
2 |
2 |
|
4 |
На улицах нашего поселка |
2 |
2 |
4 |
5 |
Мы - пешеходы |
4 |
2 |
6 |
6 |
Элементы улиц и дорог |
2 |
2 |
4 |
7 |
Светофоры |
4 |
2 |
6 |
8 |
Сигналы регулировщика |
2 |
6 |
8 |
9 |
Дорожные знаки |
20 |
4 |
24 |
10 |
Мы - пассажиры |
2 |
2 |
4 |
11 |
На загородной дороге |
2 |
2 |
4 |
12 |
Виды транспортных средств |
6 |
6 |
|
13 |
Правила пользования транспортом |
2 |
2 |
|
14 |
Остановочный путь транспорта |
4 |
4 |
|
15 |
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах |
2 |
2 |
|
16 |
Разметка проезжей части |
6 |
2 |
8 |
17 |
Движение учащихся группами и в колоннах |
2 |
2 |
|
18 |
Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию 1-й медицинской помощи |
6 |
10 |
16 |
19 |
Велосипеды, мопеды. |
6 |
10 |
16 |
20 |
Марки отечественных машин |
6 |
6 |
|
21 |
Труд водителя |
2 |
2 |
|
22 |
Проверка знаний учащихся |
4 |
4 |
|
23 |
Патрулирование, проведение городских мероприятий |
8 |
8 |
|
итого |
90 |
54 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I года обучения
1. Положение об отрядах юных инспекторов движения /2ч./.
Знакомство с положением об отрядах юных инспекторов движения, с построением, названием отряда, речевкой, девизом, песней.
Второй просмотр детского форума; ЮИД в действии; беседа по детскому форуму.
Наглядность: стенд, форма, значки.
Должны знать: положение ЮИД, речевку, девиз, песню.
Должны уметь: строиться, перестраиваться, маршировать, сдавать рапорт.
2. Знакомство с работой ГИБДД /4ч./.
Беседа: вспомнить правила поведения на улице и рассказ о том, что за соблюдением ПДД пешеходами и водителями зорко следят работники ГИБДД. Рассказ о службе и работе автоинспектора. Просмотр детского форума «ГАИ на посту». Беседа по детскому форуму.
Экскурсия в ГИБДД – встреча с работниками ГИБДД, шефами, наставниками, знакомство с их работой.
Практическая часть: патрулирование на перекрестках вместе с работниками ГИБДД.
3. Исторические сведения о развитии ПДД /2ч./.
Рассказ учителя об очень строгих требованиях, которые были доведены до сведения широкой публики в XVIII веке. Об извозчике (крепостном), который в 1784 году впервые в России получил водительские права.
4. На улицах нашего поселка /4ч./.
Беседа: «На улицах нашего поселка» (что представляет собой улица, для чего надо знать и выполнять правила дорожного движения).
Практическая часть: Экскурсия по поселку.
Наглядность: Макет перекрестка, таблицы, схемы улиц, перекрестков.
Должны знать: из каких элементов состоит улица (тротуар, проезжая часть), их назначение. Знать различие между улицей, переулком, проспектом, площадью.
Термины и понятия: улица, переулок, проспект, площадь.
Должны уметь: выполнять правила безопасности движения на улицах города.
5. Мы - пешеходы (6ч.).
Беседы: «Легко ли быть пешеходом?», «Правила культурного пешехода».
Практическая часть: экскурсия «Мы - пешеходы».
Наглядность: макет перекрестка, таблицы;
Оборудование: д/фильм «Безопасный маршрут в школу».
Должны знать: правила для пешеходов.
Термины и понятия: пешеход.
Должны уметь: выполнять правила культурного пешехода -правильно переходить улицу и дорогу, выбрать безопасный маршрут в школу.
6. Элементы улиц и дорог (4 ч.)
Беседа: «Элементы улиц и дорог».
Практическая часть: Экскурсия (прогулка), наказ и рассказ об основных элементах улиц и дорог.
Наглядность: набор фигур пешеходов, макеты и рисунки улиц, дорог, перекрестков.
Оборудование:
Должны знать: из каких главных частей состоит дорога, для кого предназначена пешеходная дорожка, для чего устанавливается велосипедная дорожка.
Основные понятие и термины: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.
Должны уметь:
7. Светофоры (6 ч.)
Беседа: «Светофоры». Места установки, принципы работы /их назначение и разновидности/, как расположены сигналы светофора.
Разучивание сценки: «Бездельник-светофор».
Просмотр д/фильма: «Три чудесных цвета».
Практическая часть: работа на тренажере «регулируемый перекресток». Выход на перекресток.
Наглядность: прапрадеды современного светофора, современные светофоры, слово - светофор
Оборудование:
Должны знать: о светофорах, их сигналах.
Термины и понятия: светофор;
Должны уметь: правильно переходить улицу и дорогу по зеленому сигналу транспортного светофора и разрешенному сигналу пешеходного светофора:
- красный - стой;
- желтый - жди;
- зеленый - иди;
8. Сигналы регулировщика (8 ч.)
Рассказ учителя о сигналах регулировщика, их значении. Водители и пешеходы должны подчиняться сигналам регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам, разметке.
Практическая часть: упражнение с жезлом, разводкой транспортных средств на макете, тренажере.
Наглядность: таблицы «Сигналы регулировщика». Оборудование: жезлы, тренажер, макет перекрестка.
Должны знать: жесты и положения корпуса регулировщика, соответствующие сигналы трехцветного светофора.
Термины и понятия: регулировщик.
Должны уметь: распознавать сигналы регулировщика, показывать жесты регулировщика: три разновидности: красный, желтый, зеленый.
9. Дорожные знаки (24 ч.)
Беседа: о группах дорожных знаков, их форме, окраске, изображении на них. О значении цифр, стоящих под знаками.
Д/фильм «Дорожные знаки».
Загадки в дорожном порядке (дорожных знаках).
Игры: «Говорящие знаки», «Дорисуй знак», «Назови знак», «Изобрази знак».
Практическая часть: решение задач на тему "Дорожные знаки",
Наглядность: комплект дорожных знаков, д/фильм «Дорожные знаки», игра «Говорящие знаки».
Оборудование: экран, фильмоскоп, макет перекрестка.
Должны знать: дорожные знаки, их значение.
Должны уметь: пользоваться дорожными знаками во время движения.
10. Мы - пассажиры (4 ч.)
Беседа: о правилах поведения в транспорте, на остановках, при посадке и выходе из транспорта.
Практическая часть: поездка в городском транспорте. Игра «Мы – пассажиры».
Наглядность: таблицы.
Должны знать: правила для пассажира в общественном транспорте.
Должны уметь: пользоваться общественным транспортом и быть культурным пассажиром.
Термины и понятия: пассажир, остановка.
11. На загородной дороге (4 ч.)
Беседа: отличие загородной дороги от городской. Элементы загородной дороги. Правила поведения на загородной дороге.
Практическая часть: решение задач.
Наглядность: таблицы, схема загородной дороги (шоссе, схема дороги с ж/д переездом).
Должны знать: правила пешехода на загородной дороге.
Должны уметь: правильно идти по загородной дороге.
Термины и понятия: дорога, ж/д переезд, проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
12. Виды транспортных средств (6 ч).
Беседа: история транспорта. – Виды транспортных средств и их предназначение.
Практическая часть: просмотр д/фильма «Внимание! Спецмашины».
Наглядность: таблицы, набор машинок, д/фильмы.
Должны знать: виды транспорта - грузовой и пассажирский или общественный и специальный.
Должны уметь: различать все виды транспортных средств и пользоваться ими.
Термины и понятия: автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед, автобус, троллейбус, трамвай, такси. Спецмашины: пожарные, «Скорая помощь», ГИБДД.
13. Правила пользования транспортом (2 ч.)
Беседа: повторить материал о спецмашинах.
Практическая часть: просмотр д/фильма «Внимание! Спецмашины». Наглядность: таблицы, набор машинок, д/фильмы. Должны знать: предназначение различных видов транспорта. Должны уметь: пользоваться транспортом.
14. Остановочный путь транспорта (4 ч.)
Беседа: по д/фильму «На скользкой дороге».
Практическая часть: работа по таблицам, решение задач на тормозной путь автомобиля.
Наглядность: таблицы, «Тормозной путь автомобиля», д/фильм «На скользкой дороге».
Должны знать: тормозной путь, от чего он зависит, об опасности перехода, проезжей части перед близко идущим транспортом.
Должны уметь: выполнять правила дорожного движения
Термины и понятия: тормозной путь.
15. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах (2 ч.)
Рассказ педагога о цифрах и буквах, регистрационных знаках, их стандарте, и размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта. Их назначение.
Практическая часть: работа по таблицам.
Наглядность: таблицы и госномер.
Должны знать: что все виды транспортных средств имеют свой регистрационный номер, назначение этих номеров.
Термины и понятия: регистрационный номер.
16. Разметка проезжей части (8 ч.)
Беседа: о дорожной разметке и ее назначении. Виды разметки: горизонтальная, вертикальная.
Практическая часть: экскурсии.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: для чего делается разметка улиц и дорог.
Должен уметь: пользоваться дорожной разметкой, чтобы избежать ДТП.
Термины и понятия: разметка вертикальная, горизонтальная, осевая линия, зебра, островок безопасности.
17. Движения учащихся группами и в колоннах (2 ч.)
Рассказ педагога о движении организованных пеших колон и групп детей.
Практическая часть: экскурсии, игры.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: о движении организованных пеших колонн и групп детей.
Должен уметь: выполнять правила дорожного движения.
Термины и понятия: колонна, группа.
18. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (16 ч.)
Знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, первая медицинская помощь при ДТП.
Практическая часть: оказание первой медицинской помощи при переломах, ранах, наложение повязок, жгута, шины, искусственное дыхание.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: виды ран и кровотечения, переломы, состав аптечки, подручный материал, правила наложения жгута.
Должен уметь: обработать рану, наложить повязку, жгут, шину.
Термины и понятия: жгут, шина, подручный материал.
19. Марки отечественных машин (6 ч.)
Беседа: о марках отечественных машин, их масса, грузоподъемность, мощность двигателя и значение транспорта в экономике страны.
Практическая часть: работа по таблицам, конкурс рисунков.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: марки отечественных машин.
20. Труд водителя (2 ч.)
Встреча с интересными людьми, работающими на автотранспортном предприятии.
Практическая часть: просмотр д/фильма «Мой папа - шофер».
Наглядность: д/фильм «Мой папа - шофер».
Должны знать: профессию водителя.
21. Велосипеды, мопеды (16 ч.)
Рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история. Устройство велосипеда. Правила велосипедиста. Мопед, устройство мопеда.
Практическая часть: просмотр д/фильма «Заяц в седле», решение билетов для велосипедиста, езда на велосипеде, сборка и разборка велосипеда. Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо».
Наглядность: д/фильм «Заяц в седле», таблицы.
Должны знать: правила дорожного движения для велосипедиста.
Должен уметь: пользоваться правилами дорожного движения на дорогах города.
Итоговое занятие: соревнования «Безопасное колесо» по трем
этапам:
- знаток ПДД;
- юный медик;
- фигурное вождение;
Цель: способствовать закреплению ПДД, оценить знания учащихся в вопросах безопасности движения, закрепить навыки вождения велосипеда и оказании первой медицинской помощи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Знакомство с положением ЮИД |
3 |
3 |
|
2 |
Знакомство с планом работы, заповедями ЮИД |
3 |
3 |
|
3 |
Общие положения |
3 |
3 |
|
4 |
Общие обязанности водителей |
3 |
3 |
3 |
5 |
Общие обязанности пешеходов и пассажиров |
3 |
3 |
|
6 |
Дорожные знаки и их характеристики |
12 |
18 |
30 |
7 |
Дорожная разметка и ее характеристики |
3 |
3 |
3 |
8 |
Сигналы светофора |
3 |
6 |
3 |
9 |
Сигналы регулировщика |
3 |
6 |
3 |
10 |
Предупредительные сигналы |
3 |
3 |
6 |
11 |
Скорость и дистанция |
3 |
3 |
|
12 |
Расположение транспортных средств на проезжей части |
3 |
3 |
|
13 |
Начало движения, маневрирование |
3 |
3 |
|
14 |
Обгон |
3 |
3 |
|
15 |
Остановка и стоянка |
3 |
3 |
6 |
16 |
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки |
6 |
6 |
12 |
17 |
Пешеходные переходы и остановки общественного транспорта |
3 |
3 |
|
18 |
Железнодорожные переезды |
3 |
3 |
|
19 |
Особые условия движения |
3 |
3 |
|
20 |
Движение по автомагистралям |
3 |
3 |
|
21 |
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами |
3 |
3 |
|
22 |
Буксировка механических транспортных средств |
3 |
3 |
|
23 |
Перевозка людей. Перевозка грузов |
3 |
3 |
|
24 |
Дополнительные требования к движению велосипедистов, гужевых перевозок и перегону животных |
3 |
15 |
18 |
25 |
Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения |
3 |
3 |
|
26 |
Техническое состояние и оборудование транспортных средств |
3 |
3 |
|
27 |
Основы безопасности движения |
3 |
3 |
|
28 |
Первая медицинская помощь пострадавшему при ДТП |
12 |
15 |
27 |
29 |
Аттестация название «Знаток ПДД» |
12 |
12 |
|
30 |
Проверка знаний учащихся |
3 |
3 |
|
31 |
Подведение итогов обучения ЮИД |
3 |
3 |
|
итого |
135 |
81 |
216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II года обучения.
1. Положение ЮИД в действии (3 ч.)
Рассказ юных инспекторов движения о работе отрядов ЮИД в школе.
Наглядность: стенд, форма, значки, стенгазеты, фотографии.
Должны знать: положение ЮИД, речевку, девиз, песню.
Должны уметь: строиться, перестраиваться, маршировать, сдавать рапорт.
2. Знакомство с законами, планом работы, заповедями ЮИД (3 ч.)
Рассказ педагога об истории создания ЮИД .
Наглядность: стенд, форма, значки, стенгазеты, фотографии, альбомы.
Должны знать: положение штаба ЮИД.
Должны уметь: жить и работать по законам и заповедям ЮИД.
3. Общие положения о ПДД (3 ч.)
Знакомство с общими положениями ПДД.
Наглядность: стенд, форма, значки, стенгазеты, фотографии, альбомы.
Должны знать: общие положения о ПДД. Основные понятия и термины.
Должны уметь: пользоваться основными понятиями и терминами.
Литература: Новые Правила дорожного движения.
4. Общие обязанности водителей (6 ч.)
Познакомить учащихся с общими обязанностями водителей механических транспортных средств, с обязанностями водителей, участвовавших в международном дорожном движении с обязанностями водителя транспортного средства.
Практические занятия: решение билетов.
Наглядность: стенд, форма, значки, стенгазеты, фотографии, альбомы.
Должны знать: общие обязанности водителей транспортного средства /велосипеда.
Должны уметь: выполнять обязанности 2,3,1.
Литература: Правила дорожного движения, 2011.; 750 тематических задач по ПДД, Г.И. Соколовский. Билеты кат. В,С.
5. Общие обязанности пешеходов и пассажиров (6 ч.)
Беседа: об общих обязанностях пешеходов и пассажиров.
Практические занятия: решение билетов.
Наглядность: стенд, форма, значки, стенгазеты, фотографии, альбомы.
Должны знать: общие обязанности пешеходов и пассажиров.
Термины и понятия: пассажир, пешеход, участник дорожного движения.
Должны уметь: выполнять правила культурного пешехода и пассажира.
6. Дорожные знаки и их характеристики (30 ч.)
Беседа: о группах дорожных знаков и их характеристике.
Просмотр д/ фильмов: «Дорожные знаки запрещающие», «Дорожные знаки предписывающие», «Дорожные знаки сервиса, информационно-указательные». Игры и соревнования:
• «Знак, найди свою группу»;
• «Назови знак»;
• «Дорисуй знак»;
• «Говорящие знаки»;
• «По названию нарисуй знак»;
• «Изобрази знак».
Практические занятия: решение билетов по теме: «Дорожные знаки», работа на тренажере.
Наглядность: таблицы, набор знаков, тренажер, игра «Говорящие знаки».
Должны знать: дорожные знаки и их назначение.
Должны уметь: пользоваться дорожными знаками.
7. Дорожная разметка и ее характеристика (12 ч.)
Беседа: о дорожной разметке и ее назначении, характеристике. О горизонтальной и вертикальной разметке.
Практические занятия: экскурсии, решение билетов категории В, С.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: дорожную разметку.
Должны уметь: пользоваться дорожной разметкой.
Термины и понятия: горизонтальная и вертикальная разметка.
8. Сигналы светофора (12 ч.)
Беседа: о сигналах светофора.
Просмотр д/фильмов: «Тайна страны светофории», «Загадки светофора».
Сценка «Бездельник-светофор»
Практические занятия: экскурсии, работа на тренажерах, решение билетов категории В, С.
Наглядность: таблицы, макет светофора, тренажер.
Должны знать: разновидности светофора, о сигналах светофора.
Должны уметь: правильно переходить дорогу по сигналам светофора.
Термины и понятия: светофор, реверсивные светофоры.
9. Сигналы регулировщика (12 ч.)
Беседа: о сигналах регулировщика.
Игры: «Регулировщик», «Перекресток».
Практические занятия: работа с жезлом, на тренажере, на макетах, решение билетов.
Должны знать: сигналы регулировщика и их значение. Должны уметь: правильно показывать сигналы регулировщика. Термины и понятия: регулировщик.
10. Предупредительные сигналы (6 ч.)
Рассказ о предупредительных сигналах. О применении и значении предупредительных сигналов. Подача сигналов велосипедистам при маневрировании.
Практические занятия: экскурсии, наблюдение за подачей сигналов водителями.
Должны знать: предупредительные сигналы, их значение.
Должны уметь: велосипедист подавать сигналы рукой при выполнении маневров.
Литература: «ПДД»
11. Скорость и дистанция (3 ч.)
Рассказ о том, что скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства или выполнения требований, правил. Соблюдать дистанцию, которая бы позволила избежать столкновения и, необходимый интервал, обеспечивая безопасность движения.
Должны знать: скорость в жилых зонах, на дворовых территориях, на дорогах, дистанцию.
Должны уметь: ездить на велосипеде с определенной скоростью и соблюдать необходимую дистанцию.
Термины и понятия: скорость, дистанция.
Литература: «ПДД»
12. Расположение транспортных средств на проезжей части (3 ч.)
Рассказ о количестве полос движения, о том, что количество полос определяется разметкой или знаками, об использовании полос в определенных направлениях, с определенной скоростью.
Должны знать: о расположение транспортных средств на проезжей части.
Должны уметь: соблюдать правостороннее движение, не выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, не ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.
Термины и понятия: на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
Литература: «ПДД»
13. Начало движения, маневрирование (3 ч.)
Рассказ руководителя о том, что перед началом движения, перестроением, поворотом /разворотом/ и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или не исправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не должен создавать помех другим участникам движения.
Просмотр д/фильма «ПДД начало движений, маневрирование».
Практические занятия: решение билетов.
Должны знать: сигналы левого, правого поворота (разворота) торможения, подача сигнала производится заблаговременно до начала выполнения маневра и закончена непосредственно перед выполнением маневра рукой.
Должны уметь: вовремя и грамотно подавать сигналы рукой.
Термины и понятия: маневрирование.
Литература: «ПДД» с изменениями от 20.11.2011г., «750 тематических задач по ПДД»
14. Обгон (3 ч.)
Рассказ руководителя о том, что полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. После завершения обгона водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения.
Просмотр д/фильма «Обгон».
Практические занятия: просмотр д/фильма «ПДД начало движений, маневрирование»
Должны знать: что обгон запрещен: на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на ж/д переездах, на участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
Должны уметь: выполнять правила обгона.
Литература: «ПДД» с изменениями от 20.11.2011г., «750 тематических задач по ПДД»
15. Остановка и стоянка (6 ч.)
Рассказ руководителя о том, что где и как запрещается и разрешается остановка и стоянка транспортных средств.
Просмотр д/фильма «Остановка, стоянка».
Практические занятия: решение билетов.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: правила остановки и стоянки транспортных средств.
Должны уметь: делать остановки и стоянки согласно правилам.
Термины и понятия: обгон.
Литература: «ПДД»
16. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки - (12 ч.)
Рассказ руководителя о правилах проезда транспортных средств
регулируемых и нерегулируемых перекрестков, просмотр д/фильма «Проезд перекрестков»
Практические занятия: работа на тренажере, с макетом «Перекресток», решение задач.
Должны знать: о правилах проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
Должны уметь: решать билеты на данную тему.
Термины и понятия: перекресток, регулировщик.
Литература: билеты категории А,В
17. Пешеходные переходы и остановки общественного транспорта – (3 ч.)
Рассказ руководителя о том, в каких случаях водитель транспортного средства уступает дорогу транспортному средству перед регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходом.
Наглядность: таблицы, макет перекрестка, набор пешеходов и машин.
Должны знать: обязанности пешехода и пассажира.
Должны уметь: выполнять правила культурного пешехода и пассажира.
Термины и понятия: пешеходный переход, регулируемая и нерегулируемая остановка.
Литература: «ПДД»
18. Железнодорожные переезды (3 ч.)
Рассказ о том, что при подъезде к ж/дорожному переезду необходимо подчиняться требованиям дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниям дежурного по переезду, убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины), знать, в каких случаях запрещается выезд на переезд.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: правила движения через ж/дорожные пути.
Должны уметь: выполнять правила движения через ж/дорожные пути.
Термины и понятия: ж/дорожный переезд, шлагбаум, локомотив, дрезина.
Литература: «ПДД» - 2011 г.
19. Особые условия движения (3 ч.)
Знакомство с особыми условиями движения в жилых зонах, где запрещается сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешением максимальной массы более 3,5 т.
Должны знать: особые условия движения.
Литература: «ПДД»
20. Движения по автомагистралям и на крутых спусках (3 ч.)
Рассказ руководителя о движении по автомагистралям. На автомагистралях запрещается движение пешеходов, домашних животных, транспортных средств, скорость которых менее 40 км/ч, движение задним ходом, учебная езда. О движении на крутых спусках.
Практические занятия: решение билетов.
Должны знать: о движении по автомагистралям и на крутых склонах, что на автомагистралях запрещается движение пешеходов, велосипедов и мопедов.
Литература: «ПДД»
21. Пользование осветительными приборами (3 ч.)
Рассказ об осветительных приборах и их использовании в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, при движении в светлое время суток, например, при организованной перевозке групп детей. Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные и уборочные работы на дороге, а также при перевозке опасных грузов.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: о пользовании осветительными приборами.
Должны уметь: пользоваться фарами на велосипедах в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Термины и понятия: недостаточная видимость, опасный груз, темное время суток.
Литература: «ПДД»
22. Буксировка механических транспортных средств (3 ч.)
Рассказ о буксировке механических транспортных средств на жесткой и гибкой сцепке, когда она разрешается и запрещается. О расстоянии между буксирующим и буксируемым транспортными средствами.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: о буксировке транспортных средств, что запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами.
Термины и понятия: прицеп, буксировка на жесткой и гибкой сцепке.
23. Перевозка людей. Перевозка грузов (3 ч.)
Рассказ о правилах перевозки людей в салоне автобуса, в кузове грузового автомобиля, об организованной перевозке группы детей в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». О правилах перевозки грузов.
Практические занятия: решение задач.
Наглядность: таблицы.
Должны знать: о том, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства.
Должны уметь: решать задачи на данную тему.
Литература: «750 тематических задач по ПДД».
24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, гужевых повозок и перегону животных (45 ч.)
Рассказ о дополнительных требованиях к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.
Практические занятия: решение билетов, езда на велосипедах, сборка и разборка велосипедов, уход за велотехникой.
Наглядность: таблицы, плакаты «Азбука велосипедиста».
Должны знать: велотехнику, ПДД, дорожные знаки. Что управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не менее 16 лет. Должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
Должны уметь: хорошо владеть велосипедом, держать равновесие, уход за велотехникой, грамотно подавать сигналы рукой при выполнении маневров.
Термины и понятия: транспортное средство, велосипед, мопед.
25. Номерные опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.
Рассказ о цифрах и буквах регистрационных значков. Их стандарте и размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта, их назначении, об опознавательных знаках. Их значении.
Наглядность: таблицы, госномер, опознавательные знаки.
Должны знать: что все виды транспортных средств должны иметь свой регистрационный номер, опознавательный знак, об их назначении.
Термины и понятия: регистрационный номер, опознавательный знак.
Литература: «ПДД».
26. Техническое состоите и оборудование транспортных средств (3 ч.)
Рассказ о техническом состоянии и оборудовании участвующих в
дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должен отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Наглядность: таблицы, просмотр д/фильма «Технический надзор».
Должны знать: о техническом состоянии и оборудовании велосипеда.
Должны уметь: следить за техническим состоянием велосипеда, производить смазку частей, ремонт, накачивать колеса и т.д.
27. Основы безопасности движения (3 ч)
Рассказ руководителя об основных положениях по допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Просмотр диафильма: «Технический надзор».
Наглядность: таблицы.
Должны знать: Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль, звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета. А с каждой боковой стороны - светоотражателем оранжевого или красного цвета.
Должны уметь: устранять неисправности для обеспечения безопасности дорожного движения.
Пособие: «ПДД» с изменениями.
28. Первая медицинская помощь пострадавшему при ДТП (27 ч.)
Беседа о действиях учащихся при ДТП, о первой медицинской помощи пострадавшему при ДТП.
Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой помощи.
Виды ран, виды кровотечения, открытые и закрытые переломы, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Просмотр диафильма: «Пока не подоспела 03», «Оказание доврачебной помощи при ДТП с использованием вертолета».
Наглядность: таблицы, плакаты.
Оборудование: диафильмы, экран, бинты, шина, подручный материал, аптечка.
Должны знать: состав аптечки, виды ран, виды кровотечения, открытые и закрытые переломы, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, правила наложения жгута, закрутки шины.
Понятия и термины: виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное, внутреннее; жгут, шина, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Должны уметь: обработать рану, наложить повязку, жгут, сделать закрутку, наложить шину; делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Ведение документации отрядов ЮИД |
3 |
3 |
6 |
2 |
Создание уголков «ЮИД в действии», «За безопасность движения» |
3 |
3 |
|
3 |
Формы и методы работы по пропаганде ПДД отрядов ЮИД |
75 |
129 |
204 |
* |
Беседа, критерии беседы |
6 |
12 |
18 |
* |
Игра, разучивание я составление игр для дошкольников и младших школьников |
3 |
12 |
15 |
* |
Методика проведения утренников, праздников. Разработка и проведение утренников и праздников |
9 |
6 |
15 |
* |
Агитбригада |
12 |
24 |
36 |
* |
КВН |
3 |
15 |
18 |
* |
Наглядная агитация |
12 |
12. |
24 |
* |
Соревнования: «ЮИДовское многоборье», «Трудные километры», «Безопасное колесо» |
30 |
30 |
60 |
* |
Патрулирование |
18 |
18 |
|
4 |
Итоговое занятие |
3 |
3 |
|
итого |
84 |
132 |
216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
III года обучения
1. Ведение документации отрядов ЮИД (6 ч.)
Знакомство с документацией и ее ведением.
План-сетка, уголок «ЮИД в действии», карта «Зона действия отряда в микрорайоне школы», патрульный журнал, папка «Задумано - сделано».
Должны знать: документацию отряда ЮИД.
Должны уметь: вести документацию отряда.
2. Создание уголков в школе «ЮИД в действии», «За безопасность движения» (3 ч.).
Беседа о том, что в отрядах должны быть уголки «ЮИД в действии», «За безопасность движения», в которых отражается работа ЮИД по пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ.
Должны знать: основные требования к оформлению уголка.
Должны уметь: оформлять уголки и научить этому редколлегию ЮИД школьных отрядов.
3. Формы и методы работы по пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ (204ч.)
3.1. Беседа и ее критерии (18 ч.)
Что такое беседа? С чего начать и как закончить беседу? Как подготовить и провести беседу? Критерии беседы. Должны знать: критерии беседы.
Должны уметь: подготовить и провести беседу, уметь работать с литературой.
3.2. Игра и ее роль в изучении ПДД (15 ч.).
Виды игр, правила проведения игр, коллективно-творческие дела.
Цель игры: добиваться необходимых знаний культуры поведения яри движении по улице.
Практическое занятие: составление и проведение игр.
Должны знать: разнообразные виды и формы игр.
Должны уметь: составлять и проводить игры.
3. 3. Методика проведения утренников и праздников по ПДД (15 ч.)
Составление программы праздника, утренника, оформление, распределение ролей, разучивание текста.
Практическое занятие: составление и проведение праздника, утренника и выступления перед своими сверстниками.
Должны знать: методику проведения утренников и праздников по ПДД.
Должны уметь: проводить утренники и праздники по ПДД.
3.4. КВН по ПДД (18 ч.)
Составление положения о проведении КВН.
Практическое занятие: подготовка и проведение КВН в объединении.
Должны знать: методику проведения КВН по ПДД.
Должны уметь: проводить КВН по ПДД.
3.5. Наглядная агитация (34 ч.)
Стенгазета. Жанры стенгазеты. Листовка-обращение. Плакат-листок. Молния. Викторина. Кроссворд. Ребус.
Практическое занятие: оформление стенгазет, листовок-обращений, плакатов, молний, викторин, кроссвордов, ребусов.
Должны знать: методику оформления всех средств наглядной агитации.
Должны уметь: оформлять стенгазеты, листовки-обращения, плакаты, молнии, составлять викторины, кроссворды, ребусы.
3.6. Проведение школьных, районных соревнований «Трудные километры», «Безопасное колесо» (60 ч.)
Разработка положений о проведении соревнований по ПДД. Составление программы и заданий для каждого этапа соревнований. Заполнение и оформление протоколов.
Практическое занятие: тренировки по этапам соревнований: «Трудные километры», «Безопасное колесо», «ЮИДовское многоборье».
Оборудование: дорожные знаки, билеты по ПДД, макет перекрестка, оборудование для этапов «Безопасное колесо».
Должны знать: правила дорожного движения, оказание первой медицинской помощи.
Должны уметь: выполнять задания на всех этапах соревнований по ПДД, решать билеты по ПДД, оказывать первую медицинскую помощь.
3.7. Дежурство и патрулирование в микрорайоне школ и города (18 ч.)
Практическое занятие: патрулирование на улицах города с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и закрепление знаний, полученных на занятиях.
Должны знать: правила дорожного движения, оказание первой медицинской помощи.
Должны уметь: правильно переходить улицу, правильно осуществлять движение по улице.
4. Подготовка и выступление агитбригады отряда ЮИД
(36 ч.)
Разработка сценария агитбригады и выступление в детских
дошкольных учреждениях и школах города с целью пропаганды ПДД и предупреждения ДДТГ.
5. Итоговое занятие (3 ч.).
Подведение итогов работы отряда ЮИД за год.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДДТТ
п№ п/п |
Обучение детей ПДД |
Надзор за поведением детей на дорогах |
Пропаганда ПДД среди детей |
1 |
Изучение ПДД в кружке ЮИД. |
Совместные рейды работни-ков ГИБДД и юидовцев по надзору за дви-жением детей. |
Оказание методической и практической помощи образования учащихся. |
2 |
Организация вечеров и утренников, КВН, праздников, игр. |
Дежурство юидовдев на опасных участках в микрорайонах школ в часы начала и окончания занятий. |
Пропаганда через радио и местную печать. |
3 |
Решение кроссвордов и ребусов. |
Проведение бесед и лекций для детей и родителей. |
|
4 |
Разучивание песен, стихов. |
Выпуск наглядной агитации /стенгазеты, плакаты, листовки-обращения, молнии, боевые листки/. |
|
5 |
Отгадывание загадок. |
Выступление агитбригады в школах и д/с. |
|
6 |
Проведение экскурсий. |
Проведение и участие в городских и областных соревнованиях, слетах. |
|
7 |
Просмотр д/фильмов и фильмов го ПДД. |
Работа в лагерях, оздоровительных площадках в каникулярное время |
|
8 |
Проведение практических занятий: • по «фигурному • работа с жезлом; • работа на тренажерах; • работа с макетом; • решение задач и разборка и сборка велосипедов. |
Тематический план для индивидуальной группы
№ п/п |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Элементы строевой подготовки |
3 |
- |
3 |
2 |
Конкурс на лучшего знатока ПДД |
21 |
21 |
- |
3 |
Зачет по билетам «Медицинская помощь при ПДД» |
6 |
3 |
3 |
4 |
Основы страхования |
3 |
3 |
- |
5 |
Активные формы обучения по пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ (пресс -конференция, агитбригада) |
12 |
6 |
6 |
6 |
Конкурс «Наглядная агитация» |
6 |
3 |
3 |
7 |
Знание велотехники |
9 |
3 |
6 |
8 |
Этапы полосы препятствий |
12 |
3 |
9 |
Итого: |
72 |
42 |
30 |
Содержание:
Тема 1. Элементы строевой подготовки (3 ч)
Цель: научить выполнять элементы строевой подготовки.
Наглядность: форма, экипировка.
Должны знать: название отряда, девиз, речевку, рапорт командира, строевую песню.
Должны уметь: выполнять элементы строевой подготовки. Тема
Тема 2. Конкурс на лучшего знатока ПДД (21 ч.)
Цель: выявить лучшего знатока ПДД.
Наглядность: билеты категории В,С, макет, жезл.
Должны знать: ПДЦ, разводку, сигналы регулировщика.
Должны уметь: решать билеты категории В,С, выполнять разводку автомобиля на макете, показывать сигналы регулировщика.
Тема 3. Зачет по билетам «Медицинская помощь при ДТП» (6 ч.)
Цель: выявить теоретические и практические знания и навыки по -оказанию медицинской помощи при ДТП.
Наглядность: билеты по медицине, аптечка.
Должны знать: правила первой медицинской помощи при ДТП.
Должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ДТП.
Тема 4. Основы страхования (3 ч)
Цель: познакомить детей с основами страхования, значением страхования.
Беседа: «Виды страхования».
Наглядность: плакаты и документы по страхованию.
Должны знать: виды страхования.
Должны уметь: страховать свою жизнь от несчастных случаев.
Тема 5. Активные формы обучения и пропаганды ПДД (12 ч) .
Цель: дать понятие об активных формах работы по пропаганде ПДД.
Беседа: что такое пресс-конференция? Агитбригада и ее методика подготовки.
Наглядность: литература: ПДД
Практическая работа: разработка и подготовка пресс-конференции, агитбригады.
Должны знать: методику проведения пресс-конференции и агитбригады.
Должны уметь: разработать и провести пресс-конференцию и агитбригаду.
Тема 6. Конкурс наглядной агитации (6 ч.)
Цель: выявить лучшие работы.
Наглядность: стенгазеты, плакаты, листовки-обращения, боевые листки.
Практическая работа: методика защиты наглядной агитации.
Должны знать: формы наглядной агитации.
Должны уметь: выпускать и защищать стенгазету, плакат, молнию, листовку, боевой лист.
Тема 7. Знание велотехники (9 ч.)
Цель: научить работать с велосипедами,
Оборудование: велосипеды, гаечные ключи, секундомер.
Практическая работа: разборка и сборка велосипеда.
Должны знать: устройство велосипеда:
Должны уметь: быстро собирать и разбирать велосипед.
Тема 8. Этапы полосы препятствий (12 ч.)
Цель: закрепить навыки вождения велосипеда юными велосипедистами.
Оборудование: велосипеды, гаечные ключи, секундомер, препятствия, дорожные знаки.
Практическая работа: практическая езда на велосипеде в автогородке, езда по полосе препятствий.
Должны знать: ПДД, условия соревнований и конкурсов.
Должны уметь: быстро собирать и разбирать велосипед, преодолевать полосу препятствия, соблюдать ПДД.
Литература
1.Богачек Б.И. Наш друг – велосипед. - Свердловск, 1988.
2.Рублях В.Е., Овчаренко Л.Н. «Изучение правил ПДД в школе»,
3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения.
4.ЯкуповА.М. «Формирование транспортной культуры школьников»: Челябинск,2008. -367с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.