Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (1 – 4 классы, общеинтеллектуальное направление)
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (1 – 4 классы, общеинтеллектуальное направление)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
21.06.2021
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (1 – 4 классы, общеинтеллектуальное направление)
Программа_Занимательная_грамматика.doc

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

 

1 класс (первый год обучения)

Личностные результаты:

·         Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

·         Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

·         Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

·         Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

·         Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·         Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом.

·         Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

·         Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

·         Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

·         Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Учиться работать в паре, группе.

·         Выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

2 класс (второй год обучения)

Личностные результаты:

·         Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

·         Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

·         Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

·         Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи, выбор слов).

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

·         Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·         Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом.

·         Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

·         Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

·         Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

·         Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные:

·         Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

·         Выразительно читать и пересказывать текст.

·         Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

·         Учиться работать в паре, группе, выполняя различные роли (лидера, исполнителя).

 

3 – 4 классы (третий и четвертый года обучения)

Личностные результаты:

·         Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

·         Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать.

·         Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

·         Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

·         Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

·         Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

·         Интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

·         Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

·         Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

·         Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

·         В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

·         Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

·         Пользоваться словарями, справочниками.

·         Осуществлять анализ и синтез.

·         Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

·         Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

·         Владеть монологической и диалогической формами речи.

·         Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

·         Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

·         Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

·         Задавать вопросы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

 

Содержание программы

1 класс

(первый год обучения)

«Путешествие по Стране Слов»

33 часа

 

В мире безмолвия и неведомых звуков (1 час)

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание. Игры «Добавки», «Знаешь сам – расскажи нам».

В Стране Слов. Первые встречи (1 час)

Игры «Слова-братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

К тайнам волшебных слов (2 часа)

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Выбор друзей в Стране Слов (1 час)                                                                            

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

К несметным сокровищам Страны Слов (1 час)                                                  

Головоломка «Сколько родственников?». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарем. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Чудесные превращения слов (1 час)                                                                                    

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Веселые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование сказки А. Шибаева.

В гости к Алфавиту (2 часа)                                                                                         

Чтение отрывка из книги С. Маршака «Веселое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарем. Пирамида «Все слова на букву А». Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец».

К тайнам звуков и букв (1 час)                                                                                      

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Встреча с Радугой (1 час)                                                                                             

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Тайна госпожи Радуги. Игра «Исправь ошибку художника».

В Стране Говорящих Скал (1 час)

Рассказ о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

В глубь веков на машине времени (1 час)                                                         

Рассказ о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов и головоломок.

В Королевстве Ошибок (1 час)                                                                                

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов. Работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

В Стране Слогов (1 час)                                                                                                     

Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Неожиданная остановка в пути (1 час)

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ о речи.

В удивительном Городе Неслове (1 час)                                                                        

Работа со словарем. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок и ребусов. Головоломка «Перекресток».

Чудеса в Стране Слов (2 часа)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Синонимы.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным (1 час)

Омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

На карнавале слов (2 часа)

Рассказ о словах-двойниках. Омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами-двойниками.

В театре близнецов (1 час)

Головоломка «Начни и закончи». Работа со словарем. Шутки-каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос?». Конкурс загадок.

Конкурс знающих (1 час)

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Новое представление (1 час)

Инсценировка отрывка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Веселый аттракцион «Доскажи словечко». Синонимы. Сценка «Твердый знак». Игра «Найди друзей».

Необычный урок (1 час)

Головоломка «Все слова на букву А». Антонимы. Игра «Угадай-ка!» с синонимами и антонимами.

Следопыты развлекают детей (1 час)                                                                           

Игра «Узелки на память». Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

В Клубе веселых человечков (1 час)                                                                   

Головоломка «Начинай на букву А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

К словам-родственникам. Почему их так назвали? (2 часа)                                                   

Рассказ о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарем. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Экскурсия в прошлое (1 час)                                                                                  

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. В «музее» древних слов.

Полет в будущее (1 час)                                                                                            

Рассказ о неологизмах. Игры «Угадай-ка», «Узелки на память».  

Итоговое занятие «Чему мы научились в этом году?» (1 час)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры с синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.

 

 

 

 

 

Содержание программы

2 класс

(второй год обучения)

 «Секреты орфографии»

35 часов

 

Как обходились без письма? (1 час)

Рассказ учителя «А начинали все медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол», «медвежья услуга». Сигналы-символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок-«напоминалок».

Древние письмена (1 час)

История возникновения письма. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы – «священные» знаки.

Как возникла наша письменность? (1 час)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Меня зовут Фонема (2 часа)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Стихотворение Н. Матвеева «Путаница».

Для всех ли фонем есть буквы? (2 часа)

Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твердые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква-подсказчица. Буква-помощница. Буквы-актеры. 

«Ошибкоопасные» места (2 часа)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тайны фонемы (1 час)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки».

Опасные согласные (2 часа)

Сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочное упражнение «Кто последний?».

На сцене гласные (1 час)

Ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

«Фонемы повелевают буквами» (2 часа)

Фонемное правило. Добро пожаловать, мягкий знак! Въезд воспрещен, но не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Ваши старые знакомые. Практическое занятие (1 час)

Игры со словами с сочетаниями «жи – ши», «чу – щу», «ча – ща», «чк – чн – шн – щн». Тренировочные упражнения.

Правила о непроизносимых согласных (2 часа)

Заучивание песенки-«запоминалки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Стихотворение С. Маршака «Про солнце».

Волшебное средство – «самоинструкция» (2 часа)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Память и грамотность (1 час)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. План пересказа.

Строительная работа морфем (1 час)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончаний.

Где же хранятся слова? (2 часа)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Поговорим обо всех приставках сразу (2 часа)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные – приставки пре- и при-. Игры и упражнения с приставками.

Слова-родственники (2 часа)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Кто командует корнями? (2 часа)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

«Не лезьте за словом в карман!» (2 часа)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра «Собирание слов». Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

«Пересаженные» корни (2 часа)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения.

Итоговое занятие «Чему мы научились в этом году» (1 час)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры с синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

3 класс

(третий год обучения)

«Занимательное словообразование»

35 часов

 

Сказочное Царство Слов (1 час)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Разгадывание загадок, шарад, ребусов, головоломок.

Путешествие в Страну Слов (2 часа)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова-братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово». Разгадывание загадок, шарад, ребусов, головоломок.

Чудесные превращения слов (2 часа)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ-загадка.

В гостях у слов-родственников (2 часа)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов-родственников. Работа над стихотворением Е. Измайлова «О странном саде с необыкновенным урожаем».

«Добрые слова» (2 часа)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Экскурсия в прошлое (1 час)

Знакомство с историзмами и архаизмами. Выбор из текста «древних» слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Новые слова в русском языке (2 часа)

Откуда приходят новые слова? Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Встреча с зарубежными друзьями (1 час)

Знакомство с заимствованными словами. Откуда пришли слова-пришельцы? Признаки слов-пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Синонимы в русском языке (2 часа)

Знакомство с синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Что означают синонимы? Нахождение синонимов в текстах.

Антонимы в русском языке (1 час)

Знакомство с антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Нахождение антонимов в рассказе Л. Толстого «Лебеди». Игра «Подбери нужные слова». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Работа над подбором антонимов. Роль антонимов в русском языке.

Омонимы (1 час)

Знакомство с омонимами. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Роль омонимов в русском языке.

Крылатые слова (1 час)

Знакомство с понятием «крылатые выражения». Значение «крылатых выражений» в русском языке. Работа по подбору «крылатых выражений» в качестве названий к текстам. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

В Королевстве Ошибок (2 часа)

Игра «Исправь ошибки». Работа с текстами, в которых допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка стихотворения П. Реброва «Кто прав?».

В Стране Сочинителей (2 часа)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Искусство красноречия (2 часа)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных видов речи.

Праздник творчества и игры (1 час)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Трудные слова (2 часа)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа над распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Анаграммы и метаграммы (2 часа)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами анаграмм и метаграмм.

Шарады и логогрифы (2 часа)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.

Откуда пришли наши имена? (2 часа)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Занимательное словообразование (1 час)

Игры на превращения слов «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Разгадывание ребусов и шарад.

КВН по русскому языку (1 час)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры с синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

4 класс

(четвертый год обучения)

 «Занимательная лингвистика»

35 часов

 

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Что такое орфоэпия? (1 час)

Знакомство с нормами литературного произношения. Знакомство с понятием «литературный язык». Углубление и расширение знаний и представлений о русском литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдению орфоэпических норм.

Что такое фонография или звукозапись? (1 час)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Звуки – не буквы! (1 час)

Знакомство с наукой фонетикой, понятием «транскрипция», правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Звучащая строка (1 час)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

«Банты» и «шарфы» (1 час)

Знакомство с наукой орфоэпией, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов «банты» и «шарфы».

«Пигмалион» учит орфоэпии (1 час)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпией, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Б. Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Кое-что о звукоподражаниях (1 час)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями, с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (28 часов)

Имена вещей (1 час)

Знакомство с термином «лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. Работа с текстом.

О словарях энциклопедических и лингвистических (1 час)

Понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

В Царстве Смыслов много дорог (1 час)

Знакомство с многозначными словами, омонимами, способами и причинами образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и омонимов».

Как и почему появляются новые слова? (1 час)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с толковыми словарями, с историей появления новых слов (неологизмов) в русском языке.

Многозначность слова (1 час)

Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

«Откуда катится каракатица?» (1 час)

Знакомство с понятием «этимология», строением словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Об одном и том же разными словами (1 час)

Особенности синонимического ряда слов. Работа с синонимами и правильным употреблением их в речи.

Как возникают названия? (1 час)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Введение понятия «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Слова-антиподы (1 час)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Введение понятия «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Фразеологические обороты (1 час)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Словари «чужих» слов (1 час)

Рассмотрение особенностей строения словарной статьи из словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения иностранных слов.

«Капитан» и «капуста» (1 час)

Знакомство с историей происхождения и образования слов «капитан» и «капуста», «говядина» и «ковбой», «портные» и «мошенники». Работа со словарем. Сравнение значения слов.

«Он весь свободы торжество» (1 час)

Исследование языковых особенностей произведений А. Пушкина. Введение понятий «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. Пушкина.

Мы говорим его стихами (1 час)

Введение понятий «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Слова, придуманные писателями (1 час)

Продолжение работы над языковыми особенностями произведений А. Пушкина. Введение понятий «индивидуально-авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение неологизмов в произведениях А. Пушкина.

Слова уходящие и слова-новички (1 час)

Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами-новичками. Работа над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи. Виды неологизмов и виды архаизмов.

Словарь языка Пушкина (1 час)

Рассмотрение особенностей построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Смуглая Чернавка (1 час)

Рассмотрение особенностей древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с русскими именами на примере произведений А. Пушкина. Значение древнерусских имен.

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова (1 час)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассмотрение видов паронимов и способов их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» (1 час)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассмотрение видов паронимов и способов их образования.

Какой словарь поможет избежать ошибок? (1 час)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Словарь-грамотей (1 час)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Научная этимология (1 час)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассмотрение истории происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»; «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Какие бывают имена? (1 час)

Знакомство с наукой ономастикой, с традиционными кличками животных на Руси. Рассмотрение способов и причин образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Древнерусские имена (1 час)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Отчество и фамилия (1 час)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Надо ли останавливаться перед «зеброй»? (1 час)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Введение понятия «метафорическая номинация».

Что мы узнали? Чему мы научились? Обобщение изученного за год (1 час)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры с синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. Обобщение изученного за год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

1 класс

(первый год обучения)

33 часа

 

Тема

Количество часов

1.

В мире безмолвия и неведомых звуков

1

2.

В Стране Слов. Первые встречи

1

3.

К тайнам волшебных слов

2

4.

Выбор друзей в Стране Слов

1

5.

К несметным сокровищам Страны Слов

1

6.

Чудесные превращения слов

1

7.

В гости к Алфавиту

2

8.

К тайнам звуков и букв

1

9.

Встреча с Радугой

1

10.

В Стране Говорящих Скал

1

11.

В глубь веков на машине времени

1

12.

В Королевстве Ошибок

1

13.

В Стране Слогов

1

14.

Неожиданная остановка в пути

1

15.

В удивительном Городе Неслове

1

16.

Чудеса в Стране Слов

2

17.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

1

18.

На карнавале слов

2

19.

В театре близнецов

1

20.

Конкурс знающих

1

21.

Новое представление

1

22.

Необычный урок

1

23.

Следопыты развлекают гостей

1

24.

В Клубе веселых человечков

1

25.

К словам-родственникам. Почему их так назвали?

2

26.

Экскурсия в прошлое

1

27.

Полет в будущее

1

28.

Итоговое занятие «Чему мы научились в этом году?»

1

 

 

33

 

 

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

2 класс

(второй год обучения)

35 часов

 

Тема

Количество часов

1.

Как обходились без письма?

1

2.

Древние письмена

1

3.

Как возникла наша письменность?

1

4.

Меня зовут Фонема

2

5.

Для всех ли фонем есть буквы?

2

6.

«Ошибкоопасные» места

2

7.

Тайны фонемы

1

8.

Опасные согласные

2

9.

На сцене гласные

1

10.

«Фонемы повелевают буквами»

2

11.

Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется?

1

12.

Ваши старые знакомые

2

13.

Правила о непроизносимых согласных

2

14.

Волшебное средство – «самоинструкция»

1

15.

Строительная работа морфем

1

16.

Где же хранятся слова?

2

17.

Поговорим обо всех приставках сразу

2

18.

Слова-родственники

2

19.

Кто командует корнями?

2

20.

«Не лезьте за словом в карман!»

2

21.

«Пересаженные» корни

2

22.

Итоговое занятие «Чему мы научились в этом году?»

1

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

3 класс

(третий год обучения)

35 часов

 

Тема

Количество часов

1.

Сказочное Царство слов 

1

2.

Путешествие в Страну Слов

2

3.

Чудесные превращения слов

2

4.

В гостях у слов-родственников

2

5.

«Добрые слова»

2

6.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова

1

7.

Новые слова в русском языке

2

8.

Встреча с зарубежными друзьями

1

9.

Синонимы в русском языке

2

10.

Антонимы в русском языке

1

11.

Омонимы в русском языке

1

12.

Крылатые слова

1

13.

В Королевстве Ошибок

2

14.

В Стране Сочинителей

2

15.

Искусство красноречия

2

16.

Праздник творчества и игры

1

17.

Трудные слова

2

18.

Анаграммы и метаграммы

2

19.

Шарады и логогрифы

2

20.

Откуда пришли наши имена?

2

21.

Занимательное словообразование

1

22.

КВН по русскому языку

1

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

4 класс

(четвертый год обучения)

35 часов

 

Тема

Количество часов

Фонетика и орфоэпия – 7 часов

1.

Что такое орфоэпия?

1

2.

Что такое фонография или звукозапись?

1

3.

Звуки – не буквы!

1

4.

Звучащая строка

1

5.

«Банты» и «шарфы»

1

6.

«Пигмалион» учит орфоэпии

1

7.

Кое-что о звукоподражаниях

1

Лексикология – 28 часов

1.

Имена вещей

1

2.

О словарях энциклопедических и лингвистических

1

3.

В царстве смыслов много дорог

1

4.

Как и почему появляются новые слова?

1

5.

Многозначность слова

1

6.

«Откуда катится каракатица?». О словарях, которые рассказывают об истории слов

1

7.

Об одном и том же разными словами

1

8.

Как возникают названия?

1

9.

Слова-антиподы

1

10.

Фразеологические обороты

1

11.

Словари «чужих» слов

1

12.

«Капитан» и «капуста»

1

13.

«Он весь свободы торжество»

1

14.

Мы говорим его стихами

1

15.

Слова, придуманные писателями

1

16.

Слова уходящие и слова-новички

1

17.

Словарь языка Пушкина

1

18.

Смуглая Чернавка

1

19.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова»

1

20.

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика»

1

21.

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

22.

Словарь-грамотей

1

23.

Научная этимология

1

24.

Какие бывают имена?

1

25.

Древнерусские имена

1

26.

Отчество и фамилия

1

27.

Надо ли останавливаться перед «зеброй»?

1

28.

Что мы узнали? Чему мы научились? Обобщение изученного за год

1

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

 

«Занимательная грамматика»

Тематическое планирование

1 класс

(первый год обучения)

33 часа

 

Тема

1.

В мире безмолвия и неведомых звуков

2.

В Стране Слов. Первые встречи

3.

К тайнам волшебных слов

4.

К тайнам волшебных слов

5.

Выбор друзей в Стране Слов

6.

К несметным сокровищам Страны Слов

7.

Чудесные превращения слов

8.

В гости к Алфавиту

9.

В гости к Алфавиту

10.

К тайнам звуков и букв

11.

Встреча с Радугой

12.

В Стране Говорящих Скал

13.

В глубь веков на машине времени

14.

В Королевстве Ошибок

15.

В Стране Слогов

16.

Неожиданная остановка в пути

17.

В удивительном Городе Неслове

18.

Чудеса в Стране Слов

19.

Чудеса в Стране Слов

20.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

21.

На карнавале слов

22.

На карнавале слов

23.

В театре близнецов

24.

Конкурс знающих

25.

Новое представление

26.

Необычный урок

27.

Следопыты развлекают гостей

28.

В Клубе веселых человечков

29.

К словам-родственникам. Почему их так назвали?

30.

К словам-родственникам. Почему их так назвали?

31.

Экскурсия в прошлое

32.

Полет в будущее

33.

Итоговое занятие «Чему мы научились в этом году?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Занимательная грамматика»

Тематическое планирование

2 класс

(второй год обучения)

35 часов

 

Тема

1.

Как обходились без письма?

2.

Древние письмена

3.

Как возникла наша письменность?

4.

Меня зовут Фонема

5.

Меня зовут Фонема

6.

Для всех ли фонем есть буквы?

7.

Для всех ли фонем есть буквы?

8.

«Ошибкоопасные» места

9.

«Ошибкоопасные» места

10.

Тайны фонемы

11.

Опасные согласные

12.

Опасные согласные

13.

На сцене гласные

14.

«Фонемы повелевают буквами»

15.

«Фонемы повелевают буквами»

16.

Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется?

17.

Ваши старые знакомые

18.

Ваши старые знакомые

19.

Правила о непроизносимых согласных

20.

Правила о непроизносимых согласных

21.

Волшебное средство – «самоинструкция»

22.

Строительная работа морфем

23.

Где же хранятся слова?

24.

Где же хранятся слова?

25.

Поговорим обо всех приставках сразу

26.

Поговорим обо всех приставках сразу

27.

Слова-родственники

28.

Слова-родственники

29.

Кто командует корнями?

30.

Кто командует корнями?

31.

«Не лезьте за словом в карман!»

32.

«Не лезьте за словом в карман!»

33.

«Пересаженные» корни

34.

«Пересаженные» корни

35.

Итоговое занятие «Чему мы научились в этом году?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Занимательная грамматика»

Тематическое планирование

3 класс

(третий год обучения)

35 часов

 

Тема

1.

Сказочное Царство слов 

2.

Путешествие в Страну Слов

3.

Путешествие в Страну Слов

4.

Чудесные превращения слов

5.

Чудесные превращения слов

6.

В гостях у слов-родственников

7.

В гостях у слов-родственников

8.

«Добрые слова»

9.

«Добрые слова»

10.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова

11.

Новые слова в русском языке

12.

Новые слова в русском языке

13.

Встреча с зарубежными друзьями

14.

Синонимы в русском языке

15.

Синонимы в русском языке

16.

Антонимы в русском языке

17.

Омонимы в русском языке

18.

Крылатые слова

19.

В Королевстве Ошибок

20.

В Королевстве Ошибок

21.

В Стране Сочинителей

22.

В Стране Сочинителей

23.

Искусство красноречия

24.

Искусство красноречия

25.

Праздник творчества и игры

26.

Трудные слова

27.

Трудные слова

28.

Анаграммы и метаграммы

29.

Анаграммы и метаграммы

30.

Шарады и логогрифы

31.

Шарады и логогрифы

32.

Откуда пришли наши имена?

33.

Откуда пришли наши имена?

34.

Занимательное словообразование

35.

КВН по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Занимательная грамматика»

Тематическое планирование

4 класс

(четвертый год обучения)

35 часов

 

Тема

1.

Фонетика и орфоэпия – 7 часов

1.

Что такое орфоэпия?

2.

Что такое фонография или звукозапись?

3.

Звуки – не буквы!

4.

Звучащая строка

5.

«Банты» и «шарфы»

6.

«Пигмалион» учит орфоэпии

7.

Кое-что о звукоподражаниях

2.

Лексикология – 28 часов

8.

Имена вещей

9.

О словарях энциклопедических и лингвистических

10.

В царстве смыслов много дорог

11.

Как и почему появляются новые слова?

12.

Многозначность слова

13.

«Откуда катится каракатица?». О словарях, которые рассказывают об истории слов

14.

Об одном и том же разными словами

15.

Как возникают названия?

16.

Слова-антиподы

17.

Фразеологические обороты

18.

Словари «чужих» слов

19.

«Капитан» и «капуста»

20.

«Он весь свободы торжество»

21.

Мы говорим его стихами

22.

Слова, придуманные писателями

23.

Слова уходящие и слова-новички

24.

Словарь языка Пушкина

25.

Смуглая Чернавка

26.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова»

27.

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика»

28.

Какой словарь поможет избежать ошибок?

29.

Словарь-грамотей

30.

Научная этимология

31.

Какие бывают имена?

32.

Древнерусские имена

33.

Отчество и фамилия

34.

Надо ли останавливаться перед «зеброй»?

35.

Что мы узнали? Чему мы научились? Обобщение изученного за год

 

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Коммуникативные: ·

Коммуникативные: ·

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ

Неожиданная остановка в пути (1 час)

Неожиданная остановка в пути (1 час)

Содержание программы 2 класс (второй год обучения) «Секреты орфографии» 35 часов

Содержание программы 2 класс (второй год обучения) «Секреты орфографии» 35 часов

Волшебное средство – «самоинструкция» (2 часа)

Волшебное средство – «самоинструкция» (2 часа)

Содержание программы 3 класс (третий год обучения) «Занимательное словообразование» 35 часов

Содержание программы 3 класс (третий год обучения) «Занимательное словообразование» 35 часов

В Королевстве Ошибок (2 часа)

В Королевстве Ошибок (2 часа)

Содержание программы 4 класс (четвертый год обучения) «Занимательная лингвистика» 35 часов

Содержание программы 4 класс (четвертый год обучения) «Занимательная лингвистика» 35 часов

Как и почему появляются новые слова? (1 час)

Как и почему появляются новые слова? (1 час)

Словарь языка Пушкина (1 час)

Словарь языка Пушкина (1 час)

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 класс (первый год обучения) 33 часа №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 класс (первый год обучения) 33 часа №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс (второй год обучения) 35 часов №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс (второй год обучения) 35 часов №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 3 класс (третий год обучения) 35 часов №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 3 класс (третий год обучения) 35 часов №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 4 класс (четвертый год обучения) 35 часов №

Распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 4 класс (четвертый год обучения) 35 часов №

Научная этимология 1 24

Научная этимология 1 24

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ

К словам-родственникам. Почему их так назвали? 30

К словам-родственникам. Почему их так назвали? 30

Занимательная грамматика» Тематическое планирование 2 класс (второй год обучения) 35 часов №

Занимательная грамматика» Тематическое планирование 2 класс (второй год обучения) 35 часов №

Не лезьте за словом в карман!» 32

Не лезьте за словом в карман!» 32

Занимательная грамматика» Тематическое планирование 3 класс (третий год обучения) 35 часов №

Занимательная грамматика» Тематическое планирование 3 класс (третий год обучения) 35 часов №

Шарады и логогрифы 32

Шарады и логогрифы 32

Занимательная грамматика» Тематическое планирование 4 класс (четвертый год обучения) 35 часов №

Занимательная грамматика» Тематическое планирование 4 класс (четвертый год обучения) 35 часов №

Словарь-грамотей 30.

Словарь-грамотей 30.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021