Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для учащихся 5 класса Автор - Магомедова Патимат Г
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для учащихся 5 класса Автор - Магомедова Патимат Г

Оценка 4.9
docx
03.04.2020
Программа внеурочной деятельности  «Занимательная грамматика» для учащихся 5 класса Автор -  Магомедова Патимат Г
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5-kl-vneurochka-CHichuga.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                      Гутатлинская средняя общеобразовательная школа  с. Гутатли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

для учащихся 5 класса

Автор -  Магомедова Патимат Г

 

 

 

форма –  кружковые занятия

 

вид деятельности –  Познавательный

 

направление воспитания –Общеинтеллектуальное

 

срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019- 2020 уч. год.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана  Магомедовой Патимат Гаджимагомедовой   на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012

Цель:  -развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:  -вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-   развивать умение работать с разными типами словарей и справочной литературой (орфографический,  орфоэпический,  словообразовательный,  этимологический словари).

- формировать  потребность в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков),

- формировать  практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

  -  формировать  умения решать творческие задачи;

-  научить  работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др. ).

Содержание программы:

тема занятия

Кол-во часов

форма

1

Организационное занятие

1

Беседа-диалог

2 -3

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2

Фронтальная работа

4-5

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

Состязание

6

Какова роль интонации в устной речи

1

Дискуссия

7

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1

Устный журнал

8

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

Лекция, дебаты

9

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

Публичная лекция

10

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

Дискуссия

11

Этимология слов. Работа со словарями

1

Работа в парах

12

Сказочные превращения.

1

Ток-шоу

13-14

Презентация творческой работы.

2

Презентация

15

Зачем нужно знать алфавит

1

Фронтальная работа

16

В чём секрет правописания морфем

1

Круглый стол

17

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

Панорама

18

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

Микрофон

19

Бенефис знаний.

1

Пресс-конференция

20

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

Аукцион

21

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

Ролевая игра

22

О чём рассказывают фразеологизмы

1

Панельная дискуссия

23

Фразеология в художественных произведениях.

1

Мозговая атака

24

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа.

25

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

Регламентированная дискуссия

26

В чём секрет глагола и его форм.

1

Самостоятельная групповая работа

27

Как отличать грамматические омонимы.

1

Открытый микрофон

28

Какими бывают предложения.

1

Дискуссия

29-30

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

Рапорт

31-32

Правила речевого этикета.

2

Деловая игра

33

Формулы речевого этикета.

1

Телемост

34

Аукцион знаний.

1

Бенефис

 

 

Краткое описание содержания тем

тема занятия

Описание содержания темы занятия

1

Организационное занятие

Лекционное занятие

2 -3

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Буквенные  написания слова с ее транскрипция, их  отличие

4-5

Для чего используют звуковые повторы в речи.

 Звукопись, аллитерация , звуковая метафора.  Нахождение их  в предложенных текстах.

6

Какова роль интонации в устной речи

Смысловые  оттенки  фразы. Роль интонации в выражении   различных  коммуникативных целей: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

7

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

Подготовка сообщений, практические задания

8

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Построение производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. 

9

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, частотная выборка слов данной тематической группы из словарей различных типов.

10

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Дискуссия Исторические изменения в морфемной структуре слова. Морфемные  изменения:  опрощение, переразложение, усложнение. 

11

Этимология слов. Работа со словарями

Этимология и история слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем русского языка.

12

Сказочные превращения.

Как и когда возникли  слова  в русском языке  и   как их значения изменились  со временем.

13-14

Презентация творческой работы.

Показ подготовленных презентаций

15

Зачем нужно знать алфавит

Алфавит - это система, порядок, экономия времени. Не  будешь  знать алфавит - не сможешь читать и писать, находить нужную книгу в библиотеке,
пользоваться   словарём,  энциклопедией, каталогом.

16

В чём секрет правописания морфем

Орфография как система правописания. Система правил, связанных с правописанием морфем. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Основной закон правописания морфем – требование единообразного написания морфем.

17

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Смысло- различительные,   интонационно-экпрессивные функции знаков препинания.  Виды знаков препинания: знаки завершения , знаки разделения, знаки выделения

18

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

 Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

19

Бенефис знаний.

Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква»

20

На какие группы делится словарный состав русского языка

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами 

21

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Высказывание на тему «Использование переносного значения слов для создания тропов».

22

О чём рассказывают фразеологизмы

Особенности фразеологизмов как средства языковой выразительности. Отражение фразеологизмов в истории народа. Синтаксические фразеологизмы.

23

Фразеология в художественных произведениях.

1.        Основные типы фразеологических единиц в русском языке.     

1.      Использование фразеологизмов в художественных произведениях.  

24

Лабораторная работа.

Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. Нахождение фразеологизмов в сказке К.Г.Паустовского  «Теплый хлеб».

25

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.  Отличительные признаки склоняемых частей речи. Алгоритм определения  частей речи.

26

В чём секрет глагола и его форм.

Инфинитив. Формы глагола. Способ действия для нахождения неопределённой формы глагола и образования временной формы от заданной неопределённой.

27

Как отличать грамматические омонимы.

Грамматические омонимы или омоформы. Способы различия грамматических омонимов.

28

Какими бывают предложения.

Предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения, простые и сложные.

29-30

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Тестовые задания.

31-32

Правила речевого этикета.

Специфика русского речевого этикета

Техника реализации этикетных форм

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

33

Формулы речевого этикета.

Формулы речевого этикета

Специфика формул речевого этикета

Примеры формул речевого этикета

34

Аукцион знаний.

1. Создание самодельных книжек-раскладушек  по фонетике,  лексике, фразеологии,  морфологии.

2. Защита проектов.

Календарно-тематическое планирование

план

факт

тема

01.09-04.09

 

Организационное занятие

07.09-11.09  14.09-18.09

 

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

21.09-25.09 28.09-02.10

 

Для чего используют звуковые повторы в речи.

05.10-09.10

 

Какова роль интонации в устной речи

12.10-16.10

 

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

19.10-23.10

 

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

26.10-30.10

 

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

09.11-13.11

 

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

16.11-20.11

 

Этимология слов. Работа со словарями

23.11-27.11

 

Сказочные превращения.

30.11-04.12  07.12-11.12

 

Презентация творческой работы.

14.12-18.12

 

Зачем нужно знать алфавит

21.12-25.12

 

В чём секрет правописания морфем

11.01-15.01

 

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

18.01-22.01

 

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

25.01-29.01

 

Бенефис знаний.

01.02-05.02

 

На какие группы делится словарный состав русского языка

08.02-12.02

 

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

15.02-19.02

 

О чём рассказывают фразеологизмы

22.02-26.02

 

Фразеология в художественных произведениях.

29.02-04.03

 

Лабораторная работа.

07.03-11.03

 

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

14.03-18.03

 

В чём секрет глагола и его форм.

21.03-24.03

 

Как отличать грамматические омонимы.

04.04-08.04

 

Какими бывают предложения.

11.04-15.04   18.04-22.04

 

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

25.04-29.04   02.05-06.05

 

Правила речевого этикета.

09.05-13.05

 

Формулы речевого этикета.

16.05-20.05

 

Аукцион знаний.

Контроль: курс завершается проектной  работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

 Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Материально-техническое обеспечение

Список литературы для педагога:

  1. Авторская программа «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5 – 8 классы» автор Р. И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2011г.

3.      Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

  1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991г
  2. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2010г.

6.      Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

7.      Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

  1. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2012г.

9.      Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

  1. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2012г.
  2. Рик Т. Занимательные учебники по русскому языку. «Здравствуй, дядюшка глагол!» - М.: РИО «Самовар», 2012г.
  3. Рик Т. Занимательные учебники по русскому языку. «Доброе утро, имя прилагательное!» - М.: РИО «Самовар», 2012г.

13.  Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

  1. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2011г.
  2. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2011г.

Список литературы для учащихся

  1. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. –  М: Просвещение, 2014.
  2. Рик Т. Занимательные учебники по русскому языку. «Здравствуй, дядюшка глагол!» - М.: РИО «Самовар», 2012г.
  3. Рик Т. Занимательные учебники по русскому языку. «Доброе утро, имя прилагательное!» - М.: РИО «Самовар», 2012г.
  4. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2012г.
  5. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2010г.
  6. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2011г.

 

Технические средства обучения

  1. Проектор
  2. Ноутбук
  3. Аудиодиски

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Программа разработана

Пояснительная записка Программа разработана

Краткое описание содержания тем № тема занятия

Краткое описание содержания тем № тема занятия

Фразеология в художественных произведениях

Фразеология в художественных произведениях

Правила речевого этикета. 09

Правила речевого этикета. 09
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020