Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Гутатлинская средняя общеобразовательная школа с. Гутатли
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
для учащихся 5 класса
Автор - Магомедова Патимат Г
форма – кружковые занятия
вид деятельности – Познавательный
направление воспитания –Общеинтеллектуальное
срок реализации – 1 год
2019- 2020 уч. год.
Пояснительная записка
Программа разработана Магомедовой Патимат Гаджимагомедовой на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012
Цель: -развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи: -вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- развивать умение работать с разными типами словарей и справочной литературой (орфографический, орфоэпический, словообразовательный, этимологический словари).
- формировать потребность в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков),
- формировать практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
- формировать умения решать творческие задачи;
- научить работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др. ).
Содержание программы:
№ |
тема занятия |
Кол-во часов |
форма |
1 |
Организационное занятие |
1 |
Беседа-диалог |
2 -3 |
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
2 |
Фронтальная работа |
4-5 |
Для чего используют звуковые повторы в речи. |
2 |
Состязание |
6 |
Какова роль интонации в устной речи |
1 |
Дискуссия |
7 |
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» |
1 |
Устный журнал |
8 |
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
1 |
Лекция, дебаты |
9 |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов |
1 |
Публичная лекция |
10 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова |
1 |
Дискуссия |
11 |
Этимология слов. Работа со словарями |
1 |
Работа в парах |
12 |
Сказочные превращения. |
1 |
Ток-шоу |
13-14 |
Презентация творческой работы. |
2 |
Презентация |
15 |
Зачем нужно знать алфавит |
1 |
Фронтальная работа |
16 |
В чём секрет правописания морфем |
1 |
Круглый стол |
17 |
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания |
1 |
Панорама |
18 |
Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
1 |
Микрофон |
19 |
Бенефис знаний. |
1 |
Пресс-конференция |
20 |
На какие группы делится словарный состав русского языка |
1 |
Аукцион |
21 |
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
1 |
Ролевая игра |
22 |
О чём рассказывают фразеологизмы |
1 |
Панельная дискуссия |
23 |
Фразеология в художественных произведениях. |
1 |
Мозговая атака |
24 |
Лабораторная работа. |
1 |
Лабораторная работа. |
25 |
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. |
1 |
Регламентированная дискуссия |
26 |
В чём секрет глагола и его форм. |
1 |
Самостоятельная групповая работа |
27 |
Как отличать грамматические омонимы. |
1 |
Открытый микрофон |
28 |
Какими бывают предложения. |
1 |
Дискуссия |
29-30 |
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. |
2 |
Рапорт |
31-32 |
Правила речевого этикета. |
2 |
Деловая игра |
33 |
Формулы речевого этикета. |
1 |
Телемост |
34 |
Аукцион знаний. |
1 |
Бенефис |
Краткое описание содержания тем
№ |
тема занятия |
Описание содержания темы занятия |
1 |
Организационное занятие |
Лекционное занятие |
2 -3 |
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
Буквенные написания слова с ее транскрипция, их отличие |
4-5 |
Для чего используют звуковые повторы в речи. |
Звукопись, аллитерация , звуковая метафора. Нахождение их в предложенных текстах. |
6 |
Какова роль интонации в устной речи |
Смысловые оттенки фразы. Роль интонации в выражении различных коммуникативных целей: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. |
7 |
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» |
Подготовка сообщений, практические задания |
8 |
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
Построение производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. |
9 |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов |
Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, частотная выборка слов данной тематической группы из словарей различных типов. |
10 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова |
Дискуссия Исторические изменения в морфемной структуре слова. Морфемные изменения: опрощение, переразложение, усложнение. |
11 |
Этимология слов. Работа со словарями |
Этимология и история слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем русского языка. |
12 |
Сказочные превращения. |
Как и когда возникли слова в русском языке и как их значения изменились со временем. |
13-14 |
Презентация творческой работы. |
Показ подготовленных презентаций |
15 |
Зачем нужно знать алфавит |
Алфавит - это система, порядок, экономия времени. Не
будешь знать алфавит - не сможешь читать и писать, находить нужную книгу в
библиотеке, |
16 |
В чём секрет правописания морфем |
Орфография как система правописания. Система правил, связанных с правописанием морфем. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Основной закон правописания морфем – требование единообразного написания морфем. |
17 |
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания |
Смысло- различительные, интонационно-экпрессивные функции знаков препинания. Виды знаков препинания: знаки завершения , знаки разделения, знаки выделения |
18 |
Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте». |
19 |
Бенефис знаний. |
Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква» |
20 |
На какие группы делится словарный состав русского языка |
Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами |
21 |
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Высказывание на тему «Использование переносного значения слов для создания тропов». |
22 |
О чём рассказывают фразеологизмы |
Особенности фразеологизмов как средства языковой выразительности. Отражение фразеологизмов в истории народа. Синтаксические фразеологизмы. |
23 |
Фразеология в художественных произведениях. |
1. Основные типы фразеологических единиц в русском языке. 1. Использование фразеологизмов в художественных произведениях. |
24 |
Лабораторная работа. |
Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. Нахождение фразеологизмов в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». |
25 |
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. |
Самостоятельные и служебные части речи. Отличительные признаки склоняемых частей речи. Алгоритм определения частей речи. |
26 |
В чём секрет глагола и его форм. |
Инфинитив. Формы глагола. Способ действия для нахождения неопределённой формы глагола и образования временной формы от заданной неопределённой. |
27 |
Как отличать грамматические омонимы. |
Грамматические омонимы или омоформы. Способы различия грамматических омонимов. |
28 |
Какими бывают предложения. |
Предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения, простые и сложные. |
29-30 |
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. |
Тестовые задания. |
31-32 |
Правила речевого этикета. |
Специфика русского речевого этикетаТехника реализации этикетных формВзаимодействие речевого и поведенческого этикета |
33 |
Формулы речевого этикета. |
Формулы речевого этикета Специфика формул речевого этикета Примеры формул речевого этикета |
34 |
Аукцион знаний. |
1. Создание самодельных книжек-раскладушек по фонетике, лексике, фразеологии, морфологии. 2. Защита проектов. |
Календарно-тематическое планирование
план |
факт |
тема |
01.09-04.09 |
|
Организационное занятие |
07.09-11.09 14.09-18.09 |
|
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
21.09-25.09 28.09-02.10 |
|
Для чего используют звуковые повторы в речи. |
05.10-09.10 |
|
Какова роль интонации в устной речи |
12.10-16.10 |
|
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» |
19.10-23.10 |
|
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
26.10-30.10 |
|
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов |
09.11-13.11 |
|
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова |
16.11-20.11 |
|
Этимология слов. Работа со словарями |
23.11-27.11 |
|
Сказочные превращения. |
30.11-04.12 07.12-11.12 |
|
Презентация творческой работы. |
14.12-18.12 |
|
Зачем нужно знать алфавит |
21.12-25.12 |
|
В чём секрет правописания морфем |
11.01-15.01 |
|
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания |
18.01-22.01 |
|
Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
25.01-29.01 |
|
Бенефис знаний. |
01.02-05.02 |
|
На какие группы делится словарный состав русского языка |
08.02-12.02 |
|
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
15.02-19.02 |
|
О чём рассказывают фразеологизмы |
22.02-26.02 |
|
Фразеология в художественных произведениях. |
29.02-04.03 |
|
Лабораторная работа. |
07.03-11.03 |
|
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. |
14.03-18.03 |
|
В чём секрет глагола и его форм. |
21.03-24.03 |
|
Как отличать грамматические омонимы. |
04.04-08.04 |
|
Какими бывают предложения. |
11.04-15.04 18.04-22.04 |
|
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. |
25.04-29.04 02.05-06.05 |
|
Правила речевого этикета. |
09.05-13.05 |
|
Формулы речевого этикета. |
16.05-20.05 |
|
Аукцион знаний. |
Контроль: курс завершается проектной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Материально-техническое обеспечение
Список литературы для педагога:
3. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
6. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
7. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
9. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
13. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
Список литературы для учащихся
Технические средства обучения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.