Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»
Сахалинской области
694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная,18
Тел./факс 8(42441) 54-273
РАССМОТРЕНО На заседании МО ….. МБОУ СОШ №3 с.Огоньки ________________________ Протокол № __ От «___» ___________ 20__ г
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки _________________ /_____________ «___» _____________________20__г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Занимательная математика»
на уровень начального общего образования.
Срок освоения 4 года
Разработала:
Боева Ирина Викторовна
учитель начальных классов
высшая категории
с.Огоньки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для первой ступени образования разработана на основе :
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Ø СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»
Ø Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Ø Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Ø Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2011 г.);
Ø Рабочей программы по внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Ø Авторской программы внеурочной деятельности Е.Э. Кочуровой, «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2015г.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Срок реализации программы 4 года.
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 135часов: 1 класс - 33 часа , 2-4 классы – 34 часа.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· развитие краткости речи;
· умелое использование символики;
· правильное применение математической терминологии;
· умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
· умение делать доступные выводы и обобщения;
· обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
1 класс
Обучающийся научится:
- понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
2 класс
Обучающийся научится:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
3 класс
Обучающийся научится:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
4 класс
Обучающийся научится:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС ( 33 ч)
1. Числа. Арифметические действия. Величины. ( 14 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
2. Мир занимательных задач.( 6 ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3. Геометрическая мозаика. ( 13 ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 КЛАСС (34 ч)
1.Числа. Арифметические действия. Величины. (12 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2. Мир занимательных задач. (10ч)
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
3. Геометрическая мозаика. (12 ч)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
3 КЛАСС ( 34 ч)
1.Числа. Арифметические действия. Величины. ( 14 ч)
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
2. Мир занимательных задач. (14 ч)
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
3. Геометрическая мозаика. ( 8 ч)
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
4 КЛАСС ( 34 ч)
1.Числа. Арифметические действия. Величины. ( 10ч)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2. Мир занимательных задач. (18 ч)
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
3. Геометрическая мозаика. (6 ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору обучающихся
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Разделы |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения
|
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины |
14 |
12 |
12 |
10 |
2. |
Мир занимательных задач |
6 |
10 |
14 |
18 |
3. |
Геометрическая мозаика |
13 |
12 |
8 |
6 |
|
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
План. |
Факт. |
|||
Числа. Арифметические действия. Величины ( 14 ч)
|
||||
1/1 |
Математика – это интересно. |
1 |
|
|
2/2 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 |
|
|
3/3 |
Путешествиек точки. |
1 |
|
|
4/4 |
Игры с кубиками. |
1 |
|
|
5/5 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 |
|
|
6/6 |
Волшебная линейка. |
1 |
|
|
7/7 |
Праздник числа 10. |
1 |
|
|
8/8 |
Конструирование многоугольника из деталей танграма. |
1 |
|
|
9/9 |
Игры – соревнования «Веселый счет». |
1 |
|
|
10/10 |
Игры с кубиками. |
1 |
|
|
11/11 |
Конструкторы лего. |
1 |
|
|
12/12 |
Конструкторы лего. |
1 |
|
|
13/13 |
Веселая геометрия. |
1 |
|
|
14/14 |
Математические игры. |
1 |
|
|
Мир занимательных задач ( 6 ч)
|
||||
15/1 |
«Спичечный» конструктор. |
1 |
|
|
16/2 |
«Спичечный» конструктор. |
1 |
|
|
17/3 |
Задачи –смекалки. |
1 |
|
|
18/4 |
Прятки с фигурами. |
1 |
|
|
19/5 |
Математические игры. |
1 |
|
|
20/6 |
Числовые головоломки. |
1 |
|
|
Геометрическая мозаика ( 13 ч)
|
||||
21/1 |
Математическая карусель. |
1 |
|
|
22/2 |
Математическая карусель. |
1 |
|
|
23/3 |
Уголки. |
1 |
|
|
24/4 |
Игры в магазин.Монеты. |
1 |
|
|
25/5 |
Конструирование многоугольника из деталей танграма. |
1 |
|
|
26/6 |
Игры с кубиками. |
1 |
|
|
27/7 |
Математическое путешествие. |
1 |
|
|
28/8 |
Математические игры. |
1 |
|
|
29/9 |
Секреты задач. |
1 |
|
|
30/10 |
Математическая карусель. |
1 |
|
|
31/11 |
Числовые головоломки. |
1 |
|
|
32/12 |
Математические игры. |
1 |
|
|
33/13 |
Математические игры. |
1 |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Геометрическая мозаика ( 12 ч)
|
||||
1 |
Удивительная снежинка. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. |
1 |
|
|
2 |
Крестики-нолики. |
1 |
|
|
3 |
Математические игры. |
1 |
|
|
4 |
Прятки с фигурами. |
1 |
|
|
5 |
Тайны окружности. |
1 |
|
|
6-7 |
«Спичечный» конструктор . |
2 |
|
|
8 |
Геометрический калейдоскоп. |
1 |
|
|
9 |
Составь квадрат . |
1 |
|
|
10-11 |
Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
2 |
|
|
12 |
Путешествие точки. Построение геометрической фигуры. |
1 |
|
|
Мир занимательных задач ( 10 ч)
|
||||
13-14 |
Секреты задач. Решение нестандартных и занимательных задач. |
2 |
|
|
15 |
Математическое путешествие в страну задач. |
1 |
|
|
16-17 |
Новогодний серпантин. Решение математических головоломок, занимательных задач. |
2 |
|
|
18 |
Математические игры. Построение математических пирамид |
1 |
|
|
19-20 |
Часы нас будят по утрам. Определение времени по часам с точностью до часа. |
2 |
|
|
21 |
Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров. |
1 |
|
|
22 |
Секреты задач. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Числа. Арифметические действия. Величины ( 12 ч)
|
||||
23 |
Круговые примеры. |
1 |
|
|
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
|
|
25 |
Дважды два — четыре . Таблица умножения однозначных чисел. |
1 |
|
|
26-27 |
Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел. |
2 |
|
|
28-29 |
В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты. |
2 |
|
|
30 |
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов. |
1 |
|
|
31-32 |
Мир занимательных задач |
2 |
|
|
33 |
Математические фокусы. |
1 |
|
|
34 |
Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач |
1 |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
3 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Геометрическая мозаика ( 8 ч)
|
||||
1 |
Интеллектуальная разминка. |
1 |
|
|
2 |
Крестики-нолики. |
1 |
|
|
3 |
Математические игры. |
1 |
|
|
4 |
Прятки с фигурами. |
1 |
|
|
5 |
Тайны окружности. |
1 |
|
|
6-7 |
«Спичечный» конструктор . |
2 |
|
|
8 |
Геометрический калейдоскоп. |
1 |
|
|
9 |
Составь квадрат . |
1 |
|
|
10-11 |
Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
2 |
|
|
12 |
Путешествие точки. Построение геометрической фигуры. |
1 |
|
|
13-14 |
Секреты задач. Решение нестандартных и занимательных задач. |
2 |
|
|
Мир занимательных задач ( 14 ч)
|
||||
15 |
Математическое путешествие в страну задач. |
1 |
|
|
16-17 |
Новогодний серпантин. Решение математических головоломок, занимательных задач. |
2 |
|
|
18 |
Математические игры. Построение математических пирамид |
1 |
|
|
19-20 |
Часы нас будят по утрам. Определение времени по часам с точностью до часа. |
2 |
|
|
21 |
Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров.
|
1 |
|
|
22 |
Секреты задач. Нестандартные задачи.
|
1 |
|
|
Числа. Арифметические действия. Величины ( 12 ч)
|
||||
23 |
Круговые примеры. |
1 |
|
|
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
|
|
25 |
Дважды два — четыре . Таблица умножения однозначных чисел. |
1 |
|
|
26-27 |
Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел. |
2 |
|
|
28-29 |
В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты. |
2 |
|
|
30 |
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов. |
1 |
|
|
31-32 |
Мир занимательных задач |
2 |
|
|
33 |
Математические фокусы. |
1 |
|
|
34 |
Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.