1. Статус программы
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность младших школьников 1-х классов. Для 1-х классов программа составлена с учетом авторского тематического планирования учебного материала Холодовой О.А. «Занимательная математика» ,программы курса «Заниматика»/ О.А. Холодова – М.: Издательство РОСТ. – 279 с. (Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»). Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся раз в неделю. Курс изучения рассчитан на учащихся первых классов. Всего 29 часов.
1 класс
Личностные результаты
- осознание роли математики в жизни людей;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1) определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2) высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
3) работать по предложенному учителем плану;
4) сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
5) моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
6) применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;
7) анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Познавательные УУД
· осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
· осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
· высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
· слушать и понимать речь других;
· работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Предметные результаты
- понимать как люди учились считать;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта;
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Учащиеся должны уметь:
· Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
· делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
· находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
· называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
· точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, универсальными фигурами;
· уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
· узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
· узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
· решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
· составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
· заполнять магические квадраты размером3×3;
· находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
· находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по2);
· находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству,а другой – второму множеству;
· проходить числовые лабиринты.
· объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
· решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
· уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
· Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс (29 ч., 1ч. в неделю)
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки.
Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
2. Числа. Арифметические действия (7 ч)
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета).
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось
заданное число и др.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
3.В мире ребусов (6 ч)
Числовые головоломки. Заполнение судоку Разгадывание математических ребусов.
Составление простейших математических ребусов.
4. Мир занимательных задач (8ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов»
(алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки.
Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика (4 ч)
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму):
путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его
описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей
конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей
фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Танграм.
6. Формы и режим занятий
На занятия в 1 классе отводится 40 минут.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
1) «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
2)игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
3)игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
4) игры с набором «Карточки- считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
5) математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
6) работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
7) игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково - символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково -символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Учебно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»
1 класс, 2019-2020 уч.год
29 часов, 1 час в неделю.
Учитель: Фролова И.Н.
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Всего часов |
Из них |
|
|
|
|
Теоретических |
Практических |
1 |
Исторические сведения о математике |
4 |
2 |
2 |
2 |
Числа. Арифметические действия |
7 |
2 |
5 |
3 |
В мире ребусов |
6 |
1 |
5 |
4 |
Мир занимательных задач |
8 |
- |
8 |
5 |
Геометрическая мозаика |
4 |
1 |
3 |
|
|
29 |
6 |
23 |
Календарно- тематическое планирование ( 29 часов)
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий
|
Кол-во часов |
Характеристика деятельности |
Сроки проведения |
|
|
план |
факт |
|
||||
I четверть (4 часа) |
|
|||||
1. |
Математика – это интересно
|
1 |
Решение нестандартных
задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по |
07/10 |
|
|
2. |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
Составление
картинки с заданным разбиением на части; с частично
|
14/10 |
|
|
3. |
Путешествие точки |
1 |
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
|
21/10 |
|
|
4. |
Игры с кубиками |
1 |
Подсчёт
числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
|
28/10 |
|
|
II четверть ( 8 часов) |
|
|||||
5. |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
Составление
картинки с заданным разбиением на части; с частично
|
04/11 |
|
|
6 |
Волшебная линейка |
1 |
Шкала
линейки. Сведения из истории математики: история возник-
|
11/11 |
|
|
7 |
Праздник числа 10 |
1 |
Игры:
«Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
|
18/11 |
|
|
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма
|
1 |
Составление
многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
|
25/11 |
|
|
9 |
Игра-соревнование «Весёлый счёт» |
1 |
Найти, показать и назвать
числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
|
02/12 |
|
|
10 |
Игры с кубиками |
1 |
Подсчёт
числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
|
09/12 |
|
|
11-12 |
Конструкторы лего |
2 |
Знакомство
с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
|
16,23/12 |
|
|
III четверть ( 10 часов) |
||||||
13 |
Весёлая геометрия |
1 |
Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.
|
03/12 |
|
|
14 |
Математические игры |
1 |
Построение
«математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
|
30/12 |
|
|
15-16 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
Построение
конструкции по заданному образцу. Перекладывание
|
13,20/ 01 |
|
|
17 |
Задачи-смекалки |
1 |
Задачи
с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
|
27/01 |
|
|
18 |
Прятки с фигурами |
1 |
Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
|
03/02 |
|
|
19 |
Математические игры |
1 |
Построение
«математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
|
10/02 |
|
|
20 |
Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
|
17/02 |
|
|
21-22 |
Математическая карусель |
2 |
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
|
02 03,09/03 |
|
|
IV четверть ( 7 часов) |
||||||
23 |
Уголки |
1 |
Составление фигур из 4, 5,
6, 7 уголков: по образцу, по собственному |
16/03 |
|
|
24 |
Игра в магазин. Монеты |
1 |
Сложение и вычитание в пределах 20.
|
23/03 |
|
|
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма |
1 |
Составление
фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
|
30/03 |
|
|
26 |
Игры с кубиками |
1 |
Сложение
и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
|
06/04 |
|
|
27 |
Математическое путешествие |
1 |
Сложение
и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
|
13/04 |
|
|
28 |
Математические игры |
1 |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
20/04 |
|
|
29 |
Секреты задач |
1 |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
27/04 |
|
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
1. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ;,2018г.
2. Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
3. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
6. Холодова О.А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ,2018г.
7. Программа курса «Заниматика»/ О.А. Холодова – М.: Издательство РОСТ. – 279 с. (Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»)2015г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.