Программа воспитательной работы
Содержание программы.
1. Пояснительная записка. Цель и задачи программы…………………………………………………………….. стр.
2. Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика………………………………………………………... стр.
3. План-сетка работы по направлениям……………………………….. стр.
4. Работа классного самоуправления ………………………………… стр.
5. Работа с детьми «группы риска» класса…………………………….стр.
6. Система работы с родителями………………….………………..…. стр.
7. Оценка результатов реализации программы …………………….... стр.
8. Оценка системы работы классного руководителя………………… стр.
9. Список используемой литературы…………………………………. стр.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.
А. С. Макаренко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура- это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель моей программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
Программа рассчитана на учащихся начального звена.
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:
Направление
I. «Моя семья»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение
интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Моя семья »:
-Организация
и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий
для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного
процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей
умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »:
- тематические
классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в
воспоминаниях родных» и др.
- Праздники семьи,
спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
- Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя,
день Победы и др.)
- Походы выходного
дня, экскурсии.
Направление II. «Моё Отечество».
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся
соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения
человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё
Отечество»
-Обучение
решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у
учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере
правовых отношений с обществом.
- Формирование
гуманистического мировоззрения.
Формы работы с классным коллективом в
направлении «Моё Отечество»:
- Тематические
классные часы.
- Встречи с
представителями правоохранительных органов.
- Посещение воинских
частей.
- Конкурсы,
праздники по правовой тематике.
Направление
III. «Мой образ жизни»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся
пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования
других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения
людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи работы классного руководителя в
направлении
«Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у
учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и
своей роли в нем.
-Знакомить учащихся с традициями и
обычаями общения различных поколений.
- Формировать у
учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»,
«взрослый-ребенок».
- Создавать в
детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
Формы работы с классным
коллективом в направлении
«Мой образ жизни»:
- Тематические
классные часы по нравственной тематике.
- Спецкурсы по
нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Интерактивные игры, тематические классные
часы
- Самопрезентация и
самопредставление
- Праздники,
конкурсы, ролевые игры.
- Шефская помощь
учащихся в доме ветеранов, участникам Великой Отечественной войны.
- Изучение
нравственного наследия мира.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы классного
руководителя: использование
педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости
физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности
здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у
учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся
с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
физического и психического здоровья.
Формы работы с
классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
- спортивные
конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
-марафоны, турниры;
- встречи с
победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно
занимающимися спортом;
- походы выходного дня,
дни здоровья, туристические походы;
- предметные
утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по
спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
- беседы и дискуссии
по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира»,
«История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
- психолого-педагогические
консилиумы и тематические консультации по вопросам
сохранения здоровья учащихся.
Направление V. « Моя учёба»
Цель работы
классного руководителя в
этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе
способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные
умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Моя учёба»»:
- Определить круг
реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития
- Создать условия
для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать
интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
-Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:
- внутриклассные конкурсы по развитию
внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные
марафоны внутри класса;
- интеллектуальные
бои;
- школы
интеллектуального развития.
Направление
VI. « Мой досуг»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для
проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности,
искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Мой досуг»:
-Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных
способностей во внеурочной деятельности.
- Использование
активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их
интересам и возможностям.
- Развитие
способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим
успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы с классным коллективом в
направлении «Мой досуг»:
- празднование
памятных дат в жизни учащихся;
- празднование
памятных дат календаря;
-посещение театров, музеев, выставок;
-театрализованные представления.;
- фестивали,
презентации, дискотеки, танцевальные вечера.
План-сетка по направлениям
Направление «Моя семья»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
«Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» |
Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» |
Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного села» |
Классный час «Пойми меня правильно» |
|
Октябрь
|
Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) |
Исследовате-льская работа «Моя родословная» |
Участие в акции «Ветеран живет рядом» |
«За что уважают в семье и обществе?» |
|
Ноябрь
|
Организация экскурсионной поездки в кинотеатр «Октябрь» |
Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) |
Кл. час «Самые дорогие для нас слова : мама, Родина, мир» |
Кл. час «Я песню милой маме пою» |
|
Декабрь |
«Что означает моё имя?» |
Устный журнал «Загляните в семейный альбом» |
Беседа «Что означает моя фамилия?» |
Кл. час «А у нас в семье» |
|
Январь |
Беседа «Новый год в моей семье» |
Беседа «Семья- это семь «Я» |
Устный журнал «Семейные ценности» |
Анкетирование «Главное в семье- это…» |
|
Февраль
|
Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» |
«Папа, мама, я- спортивная семья» |
Поисковая операция «Как образовалась моя семья» |
Сбор экспонатов для школьного краеведческого музея |
|
Март
|
Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр |
Утренник для мам «Мамин день» |
Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» |
Устный журнал «История одного ордена ( медали)» |
|
Апрель
|
Организация с родителями похода по родным местам |
Организация экскурсион-ной поездки в г. Ростов-на-Дону |
Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» |
Семейный вечер «Классный звездопад» |
|
Май
|
Заочное путешествие «Казачья семья». |
Организация с родителями похода по родным местам |
«Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) |
Праздник «Прощание с начальной школой» |
|
Направление «Моё Отечество»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
Кл час «С чего начинается Родина» |
Праздник «Родина любимая моя» |
«С любовью к России» |
Кл. час «На казачьем кругу» |
|
Октябрь
|
Экскурсия «Люблю тебя, моё село» |
Заочное путешествие «Чем богат наш край» |
«Быт и праздники донских казаков» |
Фольклорный праздник «Милые сердцу места» |
|
Ноябрь
|
Утренник «Краски Тихого Дона» |
«Фольклор родного края» |
«Живем в мире и согласии» |
Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин» |
|
Декабрь
|
Игра –викторина «Знаю ли я свою страну» |
Праздник «Казачьи посиделки» |
Беседа «Символы Российского государства» |
Кл. час «Ими славен наш край»( ко Дню казачки) |
|
Январь
|
Кл. час «Города и станицы Дона» |
«Газетное слово о жизни в мире» |
«Родился в Таганроге» ( к юбилею А.П. Чехова) |
«Что значит быть счастливым в своей стране?» |
|
Февраль
|
Игровая программа «Служу России» |
Инфочас «Чем живет планета Земля» |
Утренник «Юные герои» ( ко дню памяти Героя –антифашиста) |
Встреча с воинами-земляками « И я буду солдатом!» |
|
Март
|
Утренник «Мы- земляне» |
Кл. час «Весенние праздник и обряды на Дону» |
«Воспитание детей в семье казаков» |
«Кем и чем прославлено моё село» |
|
Апрель
|
«Человек- хозяин природы» |
«Праздник русской березки» |
Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» |
Кл. час «Природоохранные традиции донских казаков» |
|
Май
|
Утренник «Давно закончилась война» |
Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» |
Кл. час «Поговорим о земляках!» |
Игра-викторина»Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!» |
|
Направление «Мой образ жизни»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» |
Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» |
Кл. час «Дружба крепкая» |
Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» |
|
Октябрь
|
Кл. час «Правила поведения в школе» |
Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» |
«Правила поведения в транспорте» |
Беседа «Мир моих увлечений» |
|
Ноябрь
|
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» |
«Ярмарка талантов» |
Путешествие в страну «Именинник» |
Кл. час «Поговорим о наших мамах» |
|
Декабрь
|
Праздник «Откуда берутся грязнули?» |
Беседа «Спешите делать добро» |
Концертное представление «Я и мои таланты» |
Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» |
|
Январь
|
Кл. час «Ежели вы вежливы…» |
Музыкальная гостиная «Времена года» |
Круглый стол «Поговорим мо вежливости» |
Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» |
|
Февраль
|
Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» |
Кл. час «Делу- время, потехе-час» |
Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» |
Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
|
Март
|
Доверительная беседа- «Друг- это..» |
Праздник «Мамочка, милая мама» |
Конкурс «Коса-девичья краса» |
Кл. час «все работы хороши» |
|
Апрель
|
Ролевая игра «Разговор о честности» |
Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» |
Кл. час «Праздник –проказник» |
Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!» |
|
Май
|
Игра-путешествие «На волшебном поезде» |
Утренник «Праздник цветов» |
Познаватель-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» |
Кл. час «Благодарность- это…» |
|
Направление «Моё здоровье»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
День здоровья ( поход) |
День здоровья ( поход) |
День здоровья ( поход) |
День здоровья ( поход) |
|
Октябрь
|
Игры на свежем воздухе «Веселые старты» |
Кл. час «Режим дня» |
Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь» |
Беседа «Азбука безопасного поведения» |
|
Ноябрь
|
Утренник «Откуда берутся грязнули?» |
«История возникнове-ния Правил дорожного движения» |
«Тормозной путь автомобиля» |
Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» |
|
Декабрь
|
«Дорога и её главные составные части» |
Праздник «В гостях у Мойдодыра» |
Кл. час «Огонь- друг и враг человека» |
Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» |
|
Январь
|
Зимние игры |
«Дорожные знаки и их виды» |
Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом» |
«Сигналы светофора с дополнительными секциями» |
|
Февраль
|
«Знакомство с дорожными знаками» |
Игры-состязания «Богатырская сила наша» |
Беседа «Жизнь прожить- не море перейти» |
«А ну-ка, мальчики!» |
|
Март
|
Игра –путешествие с Карлсоном «Наше питание» |
Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» |
Беседа «Что такое перекрёсток?» |
Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
|
Апрель
|
Беседа «Мы-пассажиры!» |
Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» |
«Веселый урок здоровья» |
Игра-викторина «Олимпийские игры» |
|
Май
|
«Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» |
«Правила перехода улиц и дорог» |
Спортивный праздник «Казачьи народные игры» |
Беседа «Причины несчастных случаев» |
|
Направление «Моя учеба»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» |
«Путешествие по рекам, странам, городам» |
Игра «Что нам стоит дом построить» |
Игра-викторина «Русская печь» |
|
Октябрь
|
«Путешествие в библиотечную страну» |
Кл. час «В песне душа народа» |
Литературная гостиная |
Конкурс веселых математиков» |
|
Ноябрь
|
Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» |
Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» |
Игра-исследование «Больше-меньше» |
Игра «Слабое звено» |
|
Декабрь
|
Праздник поэзии |
Игровая программа «Огонек» |
КВН по русскому языку |
Литературный ринг «Смеять-ся , право, не грешно над тем, кажется смешно» |
|
Январь
|
Час загадок и отгадок |
Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» |
Экскурсия «Встреча с прекрасным» |
КВН «Волшебный мир» |
|
Февраль
|
Кл. час «Животные родного края» |
Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» |
«Путешествие по стране Геометрии» |
Литературный праздник «А как у Вас говорят?» |
|
Март
|
Предметно-тематический праздник «5+5» |
«Путешест-вие по сказкам» |
Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» |
Олимпиады по предметам |
|
Апрель
|
Внеклассное занятие «На лесной поляне» |
«Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие |
Устный журнал «У лукоморья» |
КВН по русскому языку |
|
Май
|
Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» |
Экскурсия «Ищем клад» |
«Вечер веселых вопросов и ответов» |
Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!» |
|
Направление «Мой досуг»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» |
Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» |
Урок знаний «Звездный час» |
«Здравствуй, 4 класс!» |
|
Октябрь
|
Утренник «Здравствуй, осень!» |
Праздник «Хлеб –всей жизни голова» |
Конкурс поделок из природного материала |
Кл. час «Наполним музыкой сердца» |
|
Ноябрь
|
«Герои любимых мультфильмов» |
Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» |
Кл. час «Мир моих увлечений» |
Поездка в г.Ростов в дельфинарий |
|
Декабрь
|
Утренник «Здравствуй, Новый год!» |
«Гостиная деда Мороза» |
Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах» |
Новогоднее представление «Цирк, цирк..» |
|
Январь
|
«праздник «Азбука, прощай!» |
Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» |
«Путешествие по телепередачам» |
Кл. час «Как на масляной неделе» |
|
Февраль
|
Праздник «Папа может» |
«Строим снежный город» |
День святого Валентина |
Спортивная игра «Дослужись до генерала» |
|
Март
|
Праздник девочек и мам |
Праздник «В светлый день 8 марта» |
Экологический КВН |
Игровая программа «А ну-ка, подружки!» |
|
Апрель
|
Кл. час «Мы весну встречаем» |
«Полюбуйся, весна наступает» |
Праздник «Чаем угощаем» |
Праздник «Картофельный банкет» |
|
Май
|
«Стали мы на год взрослее!» |
Игровая программа «Здравствуй, Лето!» |
Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!» |
Утренник «До свиданья, начальная школа!» |
|
Классное ученическое самоуправление.
Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества ( классный руководитель, родительский комитет ) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.
Детского самоуправление класса является частицей школьной детской организации «Радуга».
С декабря 2008 года МОУ Волошинская СОШ получила статус «казачья» школа. В рамках реализации историко-культурных традиций Донского казачества и региональных особенностей Донского края работу по ученическому самоуправлению строю в соответствии с традициями жизни казаков . Класс имеет название- «Дончаки»
Работа классного самоуправления распределена по следующим казачьим станицам:
1. Станица Патриотическая. Предназначена для формирования у учащихся гражданских качеств личности, отношения к патриотизму как к высокой нравственной категории.
Функции:
- планирует вместе с классным руководителем проведение мероприятий на патриотическую тему,
- занимается подготовкой и непосредственным проведением данных мероприятий;
- организует акции посильной трудовой помощи ветеранам;
- вместе с учителями-предметниками организует экскурсии по достопримечательным местам родного края;
- готовит и проводит политинформации.
2. Станица Образовательная. Предназначена для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Функции:
- организует и планирует совместно с классным руководителем и школьным
министерством познавательные дела;
- помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;
- ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;
- ведет контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости);
- ведет учет пропусков уроков;
- образует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
- совместно с классным руководителем проводить на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас»;
- помогает станице образовательной в оформлении альбома «Мир вокруг нас»
3. Станица Оздоровительная. Предназначена для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований,
- праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
- ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
- совместно со станицей Печатной выпускает стенгазету «Наши достижения»;
- заботится о проведении физкультминуток на уроках;
- совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;
- ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
4. Станица Культурная. Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
- ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
- предоставляет информацию о проводимых в слободе выставках, концертах, организует посещение музеев;
- организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т. д.);
- помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам этика и гуманизма;
- организует акции гуманитарной помощи малообеспеченным семьям.
5. Станица Правоохранительная. Предназначена для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Функции:
- следит за соблюдением Устава школы;
- вносит предложения по внесению изменений и дополнений в Устав школы;
- участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса;
- отвечает за дежурство по школе;
- следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий;
- совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
6. Станица Печатная. Предназначена для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
Функции:
- выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;
- готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;
- отвечает за оформление газет к
предметным олимпиадам;
- оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;
- ведет фотоальбом «Наш класс»
- обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;
- предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.
За работой Станиц следит Атаман, его помощник- Есаул
Устав казачьего класса.
1. Мы и наша Родина.
· Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой
· Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.
· Мы заботимся о природе.
· Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.
· Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.
2. Мы и школа.
· Наш класс – структурное поздравление школы.
· Мы активные участники всех общественных дел.
· Наш адрес: кабинет № 3, самый красивый и уютный кабинет в школе.
· Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.
3. Только мы.
Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.
Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали.
Правила нашей жизни:
· Мы - самые дружные.
· Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.
· Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.
4. Мы и наш классный руководитель.
· Нашим классным руководителем может быть не каждый учитель, а лишь тот, который нас хорошо знает, любит, понимает и верит в нас.
5. Мы и наши родители.
Родители – наши помощники и друзья.
Мы всегда вместе:
· Мы в школе – они переживают.
· Мы дома – они контролируют.
· Мы трудимся – они помогают советом и делом.
· Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами.
Нельзя огорчать своих родителей!
6 . Мы и наши учителя.
· Уважаем всех учителей школы.
Стараемся, чтоб учителям было интересно с
нами работать.
7. Мы и наши младшие товарищи.
· Никогда не обидим наших младших друзей!
· Поможем и защитим!
Классная газета как средство развития детского самоуправления
Очень эффективным помощником в моей работе стала классная газета, в которой отражается жизнь ребенка, проявляются его таланты, развиваются умения сотрудничества и творчества. Работа в газете способствует привитию любви к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения , активизирует творческую деятельность детей, создаёт ситуацию успешности. Более того, выпуск классной газеты- это то дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление.
Мы начали выпуск классной газеты в 1 классе. Первоначальная её цель была накопление радостного, положительного опыта ребят с целью адаптации к начальному звену обучения, своеобразная «копилка» радости. Газета помещалась в уголке класса. В этой газете помещались фотографии различных классных мероприятий, походов и соревнований, делались краткие пояснения к ним. На первом этапе это была самая приемлемая форма газеты. Но время шло. Ребята подрастали, и в 4 классе назрела необходимость перехода нашей газеты на более высокий качественный уровень. В связи с этим на классном собрании выбрали редактора, журналистов по разным рубрикам- какие были интересны ребятам.
Мы с детьми придумали следующие рубрики для нашей газеты:
♦ учебный марафон ( здесь рассказывается об учебе ребят, даются советы по учебным вопросам, ведутся репортажи, даётся информация из библиотеки, информация о проверке состояния дневников);
♦ отдыхай-ка ( как мы проводим внеклассные мероприятия, участвуем в спортивных соревнованиях, организуем разные интеллектуальные конкурсы в газете, придумываем кроссворды с призами);
♦ наш взгляд ( делимся мнениями, высказываем свои мысли по разным вопросам);
♦ копилка добрых слов ( поздравляем с победами в соревнованиях и в конкурсах, отмечаем именинников;
♦ семья .ru. ( колонка для родителей)
Чем же может помочь классная газета классному руководителю?
Работа с родителями учеников.
1.Газета- это своеобразный отчет о работе с классом. В ней рассказывается о мероприятиях в классе. На фотографиях в газете родители видят участие их детей в жизни класса.
2.В газете может даваться информация об особенностях детей этого возраста. Информация для родителей по разным вопросам, которые их интересуют.
3.В газете можно поместить анкеты для родителей.
4.Можно предложить родителям написать заметку для газеты или пожелание детям.
Развитие самоуправления в классе.
1.Ребята сами выбирают редактора и секретаря газеты. Ребята оценивают свою индивидуальную и групповую деятельность, дают интервью. Кстати, через газету я анализирую и «удовлетворенность» учащихся классным мероприятием.
2.Ребята пишут в газете статьи о мероприятиях, которые организовали и провели самостоятельно.
3.Делятся мнениями о проведённых классных делах.
Развитие творчества.
1.Самостоятельная подготовка заметок в газету.
2.Оформление номеров газеты.
3.Проведение в газете творческих конкурсов.
Связь с учителями, администрацией школы.
1.Опрос учителей.
2.Советы учителей ученикам.
Доведение информации до сведения учеников.
1.Планирование работы на четверть.
2.Поздравления.
3. Объявления.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
Примерная тематика
проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1«Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.
2.Детские страхи.
3. Телевизор в жизни семьи и 1- классника.
4. Мотивы учения младших школьников.
5. Режим дня школьника.
6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
7. Эмоциональные состояния взрослого и ребенка.Что стоит за этим?
8. Перелистывая страницы учебного года…
2 класс
1Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.
2.Причины и последствия детской агрессии.
3. Поощрения и наказания детей в семье.
4. Праздники и будни нашей жизни.
5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
6. О разумной родительской любви.
7. Как вырастить ребенка нравственным?
3 класс
1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.
2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.
3.Мой ребенок становится трудным…
4. Эстетическое воспитание в семье- школа высококультурного человека.
5. Домашняя школа интеллектуального развития. Значениевоображения.
6. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
7. Мужчины нашего дома.
8. Поощрение и наказание как методы воспитания.
4 класс
1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
3. О родных и близких с любовью.
4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?
5. Как уберечь ребенка о насилия?
6. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?
7. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»
Работа с детьми «группы риска»
Особого внимания требуют к себе учащиеся,
которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет
быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате
семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы
родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной
ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти
ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения
ученика?
- Какие
неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
- Какие неблагоприятные
обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может
оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:
· посещение семей;
· индивидуальные беседы с детьми и родителями;
· педагогическая диагностика( тестирование, анкетирование, наблюдение);
· привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;
· работа школьного Совета профилактики правонарушений;
· привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
Количество учащихся группы «риска»
|
2007-2008 год |
2008-2009 год |
2009-2010 год |
2010-2011 год |
Количество детей группы «риска» |
0 |
2 |
1 |
1 |
При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.
Число семей переселенцев ________чел. ( из стран ближнего зарубежья)
В них детей______чел.
12. Число семей , пострадавших от аварии на ЧАЭС _____чел.
12.1. родители-ликвидаторы аварии ______чел.
12.2. дети, переселившиеся из зоны ЧАЭС _____чел.
13. Число родителей, принимавших участие в военных действиях в горячих точках планеты ____чел.
14.Образовательный уровень родителей
14.1 . среднее образование 5чел.
14.2. среднее специальное 6чел.
14.3. неполное высшее _______чел.
14.4. высшее 2 чел.
14.5. ученая степень ________чел.
15. Количество компьютеров- 6
16. Национальный состав учащихся – аварец – 1 человек, украинка– 1 человек,руссские-10 чел.
Оценка результатов реализации программы.
Уровень воспитанности в классе
Цель: Определить уровень воспитанности в классе.
Стержневые качества личности:
1.трудолюбие
2.эрудиция
3.прилежание
4.отношение к природе
5.эстетические вкусы
6.нравственные качества
7.самовоспитание.
Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.
«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.
Карта воспитанности за 2 класс
При оценке уровня воспитанности участвовало 14 человек.
Оценка
|
Стержневые качества личности |
|||||
Трудолю- бие |
Эрудиция |
Прилежа- ние |
Эстетические вкусы |
Нрав- ственные качества |
Само- воспита-ние |
|
«3» |
30% |
25% |
42% |
23% |
21% |
43% |
«4» |
33% |
44% |
37% |
32% |
46% |
32% |
«5» |
37% |
31% |
21% |
45 % |
33% |
25 % |
Вывод: при рассмотрении карты воспитанности классного коллектива самыми высокими процентами ( 45% и 46% ) являются развитие эстетических вкусов и нравственные качества, остальные качества составляют от 30-42%. Самым низким показателем является самовоспитание(25%, 32%)
Задача на следующий учебный год: учитывая возрастные особенности учащихся, спланировать воспитательную работу в классе на следующий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребенком необходимости самостоятельной корректировки своего поведения, развивая в себе лучшие качества.
Карта воспитанности за 3 класс
При оценке уровня воспитанности участвовало 14 человек.
Оценка
|
Стержневые качества личности |
|||||
Трудолю- бие |
Эрудиция |
Прилежа- ние |
Эстетические вкусы |
Нрав- ственные качества |
Само- воспита-ние |
|
«3» |
29% |
23% |
39% |
23% |
20% |
38% |
«4» |
33,2% |
45% |
39% |
32% |
46% |
34% |
«5» |
37,8% |
32% |
22% |
45 % |
34% |
28 % |
Вывод: При рассмотрении карты воспитанности классного коллектива самыми высокими процентами (45%и 46%) остаются эстетические вкусы и нравственные качества. Повысился процент такого качества, как самовоспитание ( с 28-34%), а также степень прилежания – с 22-39%.
Задача на следующий учебный год: продолжить работу по воспитанию у учащихся умения критически оценивать своё поведение , ответственного отношения к самостоятельному выполнению домашнего задания и подготовке к урокам в целом.
Тест «Незаконченный тезис»
( методика «Свободный выбор»)
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
1. Я иду утром в школу……………………………………………………….
2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…
3. Быть человеком- значит……………………………………………………
4. Самое главное в жизни……………………………………………………..
5. Нельзя прожить жизнь………………………………………………………
6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..
7. В хорошей школе……………………………………………………………
8. Когда есть свободное время, я………………………………………………
9. Музыка нужна, так как……………………………………………………….
10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………………………
Результаты анкетирования во 2 классе
Позитивное отношение к жизни |
Негативное отношение к жизни |
62% |
38% |
Результаты анкетирования в 3 классе
Позитивное отношение к жизни |
Негативное отношение к жизни |
64% |
36% |
Вывод: результаты анкетирования за 2 года свидетельствуют о положительной динамике повышения позитивного отношения обучающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в целом.
Оценка системы работы классного руководителя
В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 3 лет практикую введение портфолио ученика начальной школы.
Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.
И я вот как определяю основные цели и
задачи ведения портфолио в начальных классах:
●
создание
ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
●
максимальное
раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных
интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию,
● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
●
приобретение
навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями («я реальный», «я идеальный»;
●
формирование
жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав
основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио
творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать
основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй
план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный
творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная
ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки
ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить
для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за
дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не его результат.
Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не
существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность
проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое,
оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по
оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика
начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и
т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально
подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
Мы вместе с родителями выработали такой
вариант составления портфолио для ученика начальной школы
Титульный лист. Содержит основную
информацию (фамилия, имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную
информацию и фото ученика.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не
стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему
возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим.
Раздел «Мой мир».Здесь можно
поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
- «Мое имя» - информация о том, что означает имя,
можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка
редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
- «Моя семья» -
здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о
своей семье.
- «Мое село» - рассказ о
родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно
разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы
Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
- «Мои друзья» - фотографии
друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- «Мои увлечения» - небольшой
рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в
спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях
дополнительного образования.
- «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
- «Мои любимые школьные предметы»
- небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по
принципу «мне нравится..., потому что...». Также неплох вариант с названием «Школьные
предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём
что-то важное и нужное для себя.
Раздел «Моя учеба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости
чтения, творческими работами.
Раздел «Моя общественная
работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в
школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил
стенгазету к празднику или выступал на утреннике... Вариантов очень много.
Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких
сообщений на тему.
Раздел «Мое творчество».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого
раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе,
также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем
проводилось.
Раздел «Мои увлечения».
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение
экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя
которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность
выразить свои впечатления.
Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, диплом, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не разделяю
по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте
(диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в
хронологическом порядке.
Заключительный раздел «Отзывы и предложения». В портфолио
ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не
повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний.
Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию
«Цена Победы». Или: « Выучил и великолепно рассказал стихотворение»,
«Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих
товарищей.»
Важно помнить! В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Советую родителям, чтобы они старались с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Список используемой литературы
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
назад
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.