Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук»

  • doc
  • 25.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План воспит.работы 3 класс.doc

 

 

Программа воспитательной работы

«Школа вежливых наук»

 

 

 

Пояснительная записка

 

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Целью данной программы является  развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.  

В задачи обучения входит формирование у учащихся 1-4 классов патриотических чувств, осознания ими необходимости ведения здорового образа жизни, потребности нравственного поведения, умения правильно ориентироваться в современной жизни,  понимания учащимися необходимости быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Программа предусматривает также разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога.

Программа включает в себя общие для каждого класса циклы: «Школа вежливых наук», «Школа – территория толерантности», «В здоровом теле - здоровый дух», «Семь – Я», «В союзе с родителями», составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. В конце программы для каждого класса перечислены основные знания и навыки, которыми должны овладеть учащиеся.

Программа «Школа вежливых наук» рассчитана на четыре года (1-4кл.) обучения.

 

 

Психолого - педагогическая характеристика 3 класса.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Третий  год обучения

1.     Школа вежливых наук

Этикет разговора. Разрешите обратиться. М.Бартенев «Самый вежливый». Путешествие в страну невежд. Я не могу согласиться. Этикетные ситуации. Я не могу не согласиться. Этикетные ситуации. Умеете ли вы спорить? Б.Заходер «Буква Я». Культура общения в семье. Практикум. Играем роль воспитанного человека.

 

 

2. Школа – территория толерантности

 

Экология личности. Быть белой вороной легко? Понятие и доверие. Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание. Народы разные нужны, народы всякие важны! Дискуссия «Мы хотим быть». Сделай мир хоть капельку лучше! Посещение театра. Психологическая игра «Репортаж об однокласснике». Игра «Экипаж одного корабля» С.Я.Маршак «Всемирный хоровод»

 

 

    3. В здоровом теле – здоровый дух

Психологическое здоровье. Профилактика вредных привычек. Мы -  туристы. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?» Береги здоровье с молоду. Викторина «Так поступают настоящие мужчины». Викторина «Мойдодыр». Интеллектуальная игра «Тайны вокруг нас». Учимся быть здоровыми.

 

4. «Семь – Я»

Что значит взаимопонимание в семье. Наши дедушки – наши бабушки. О семейных ценностях. Лгать нельзя, но если…? М.Гартман «Белое покрывало». Заповеди: как мы их исполняем. Праздник «Красота спасет мир». Практикум «Родительский дом, начало- начал». Орден твоего деда (прадеда). Друзья мои, прекрасен наш союз.

 

 

5.     В союзе с родителями

 

Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках (тест). Гражданский долг родителей в воспитании детей. Как воспитать успешного человека. Взаимоотношения в семье и развитие ребенка. Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности. Воспитание духовных потребностей ребенка в семье. Что такое акселерация. Как воспитать помощника. О воспитании мужественности и женственности.

Индивидуальные консультации для родителей. Консультации психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания и навыки к концу учебного года

 

Дети должны знать:

1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. О людях разных национальностях

3. Как обращаться к разным людям.

4. Правила вежливого отказа, несогласия.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Семейные ценности.

7. О правилах здорового образа жизни.

 

Должны уметь:

  1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
  2. На правилах применять методы самовоспитания и самоконтроля.
  3. Уважать чужое мнение.
  4. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
  5. Быть сострадательным к чужому горю.
  6. Различать добро и зло.
  7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12
  2. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/Начальная школа.-2004, №3
  3. Гаврилычева Г.Ф. Это желанное слово «сам». Развитие самостоятельности у детей /Начальная школа.-1992,№2
  4. Добрович А. Глаза в глаза /М.,1982
  5. Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности /Воспитание школьников.-2005г., №9
  6. Айзенк Г. Проверь свои способности /М., 1972
  7. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов); библиотечка «Семейный круг». –М.1989
  8. Исаенко В.П. Рыцарский турнир вежливости /Начальная школа. – 1990.-№8
  9. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших пед.учеб.заведений, учителей нач. классов и родителей /3-е изд. – М.:Издат. центр «Академия», 1998
  10. Коломинский Я.Л. Познай самого себя /Минск,1981
  11. Крушельницкая О. Школьный стресс /Народное образование. -2001, №6
  12. Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12
  13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002
  14. Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002, №10
  15. Малиованов А.Л. Педагогический такт в семейном воспитании / М., «Просвещение», 1964
  16. Полянская О.В. Школа и родители: рекомендация родителям по подготовке домашних заданий /Директор школы.-2005.-№7
  17. Популярная психология для родителей /под ред. А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой.- М.:Флинта, 1998
  18. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007
  19. Семенов Г. Изучать и просвещать (из опыта работы с семьей) /Воспитание школьников.-2002,№2
  20. Степанов Е.Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, №7
  21. Степанова М.И. Режим дня первоклассника (методические рекомендации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН) /Вестник образования.-2003, №19
  22. Тесты для всех /сост. Т.М.Орлова. - Киев, 1993
  23. Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка (младший школьник) / М.: Рольф, 2000
  24. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007
  25. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /М.,1994

 

 

 

 

Третий год обучения  

Планирование работы на сентябрь

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Этикет разговора

8.09- Международный  День грамотности 09.09 – Всемирный день красоты

 

 

Школа - территория

толерант-

ности

3.09. День солидарности в борьбе с терроризмом»

 

Экология личности

 

 

В здоровом теле - здоровый дух

 

 

Психологическое здоровье

24.09 – Всемирный день моря

 

27.09 – Всемирный день туризма

«Семь-Я»

 

 

 

Что значит взаимопонимание в семье

В союзе с родителями

Заседание родительского собрания

Родительское собрание №1

Тема: Гражданский долг родителей в воспитании детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на октябрь

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

01.10. – Международный день пожилых людей

 

 

Разрешите обратиться

22.10 - Международный день школьных библиотек

 

Школа - территория

толерант-

ности

04.10 – Всемирный день защиты животных

 

Быть белой вороной легко?

 

В здоровом теле - здоровый дух

 

 

Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД

Профилактика вредных привычек

«Семь-Я»

Наши дедушки – наши бабушки

 

 

 

В союзе с родителями

 

Консультация психолога

 

Диспут на тему: «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках» (тест)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на ноябрь

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

М.Бартенев «Самый вежливый»

Праздник «День гимназии»

21.11 - Всемирный день приветствий

 

Школа - территория

толерант-

ности

4. 11- День народного единства

 

16.11 - Международный день толерантности

Понятие и доверие

В здоровом теле - здоровый дух

 

Мы -  туристы

 

 

«Семь-Я»

 

 

20. 11 Всемирный день ребёнка

 

О семейных ценностях

29.11. – День матери

 

 

В союзе с родителями

Заседание родительского собрания

Родительское собрание №2

Тема: «Как воспитать успешного человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на декабрь

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Путешествие в страну невежд

 

 

 

Школа - территория

толерант-

ности

 

10.12 - День прав человека

 

12. 12- День конституции РФ

 

27.12- День спасателя РФ

 

Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание.

В здоровом теле - здоровый дух

 

 

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»

 

Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД

«Семь-Я»

 

Лгать нельзя, но если…?

М.Гартман «Белое покрывало»

 

Проведение Новогодних утренников

 

 

В союзе с родителями

Консультация психолога

 

Индивидуальные консультации «Взаимоотношения в семье и развитие ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на январь

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Я не могу согласиться. Этикетные ситуации

13.01 – День российской печати

 

15.01 – 85 лет со дня рождения Евгения Николаевича Носова

 

 

Школа - территория

толерант-

ности

01.01         –  День былинного богатыря Ильи Муромца

 

 

 

Народы разные нужны, народы всякие важны!

В здоровом теле - здоровый дух

 

 

Береги здоровье с молоду

 

«Семь-Я»

 

Друзья мои, прекрасен наш союз

 

 

В союзе с родителями

Заседание родительского собрания

Родительское собрание №3

Тема: «Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на февраль

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Я не могу не согласиться. Этикетные ситуации

08.02 – 110лет со дня рождения Л.В.Успенского

 

 

 

Школа - территория

толерант-

ности

 

12. 02 день освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

 

 

21.02- Междуна-

родный день родного языка

Дискуссия «Мы хотим быть»

В здоровом теле - здоровый дух

 

.

Викторина «Так поступают настоящие мужчины»

«Весёлые старты», посвящённые Дню защитника Отечества

«Семь-Я»

 

Заповеди: как мы их исполняем

 

 

В союзе с родителями

Лекторий на тему: «Воспитание духовных потребностей ребенка в семье»

 

Консультация психолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на март

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Умеете ли вы спорить?

Б.Заходер «Буква Я»

Подготовка и празднование Международного женского Дня. «Поздравляем наших мам»

 

21.03 Всемирный день поэзии. «Проба пера»-конкурс начинающих поэтов

 

24-30 / 03. неделя детской и юношеской книги. Посещение районной и школьной библиотек.

 

Школа - территория

толерант-

ности

3.03 – Всемирный день писателя, встречи с писателями края.

 

Сделай мир хоть капельку лучше!

 

Посещение театра

21.03. - Всемирный день Земли

 

 

В здоровом теле - здоровый дух

01.03. – Всемирный день гражданской обороны

 

Викторина «Мойдодыр»

22. 03 – Всемирный день воды. ОСВОД

«Семь-Я»

 

Праздник «Красота спасет мир»

 

 

В союзе с родителями

 

Диспут на тему: «Как воспитать помощника»

 

Консультация психолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на апрель

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Культура общения в семье

 

15.04. - Всемирный день культуры

 

Школа - территория

толерант-

ности

1.04 –День смеха. Шуточные викторины, праздники, КВН.

 

 

Психологическая игра «Репортаж об однокласснике»

 

18. 04 – Всемирный день памятников. Посещение памятных мест г. Краснодара.

18.04. - Международный день памятников и исторических мест

 

В здоровом теле - здоровый дух

 

7.04 – всемирный день здоровья.

 

12. 04  - Всемирный день авиации и космонавтики

 

Интеллектуальная игра «Тайны вокруг нас»

29.04. - международный день танца

«Семь-Я»

 

 

 

Практикум «Родительский дом, начало- начал»

В союзе с родителями

Заседание родительского собрания

Родительское собрание №4

Тема: «Что такое акселерация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы на май

 

Направление

восп. работы

 

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

 

Практикум. Играем роль воспитанного человека

 

24.05 – День славянской письменности и культуры

Школа - территория

толерант-

ности

1.05 – Праздник весны и труда.

 

 

Игра «Экипаж одного корабля»

С.Я.Маршак «Всемирный хоровод»

В здоровом теле - здоровый дух

 

 

Учимся быть здоровыми

31.05. - Всемирный день без табака

Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД

«Семь-Я»

Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы.

Орден твоего деда (прадеда)

15.05. - Международный день семьи

 

 

В союзе с родителями

Индивидуальные консультации

 

Лекторий на тему: «О воспитании мужественности и женственности»