Программа воспитательной работы в начальной школе
Классный руководитель:
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы в 1-4 классе составлена на основе:
- ФГОС НОО и ООО второго поколения;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основной образовательной программы начального общего образования __________________________________________________________________________
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
- Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- личного опыта учителя;
- Закона РФ “Об образовании”,
- Декларации прав и свобод человека;
- Конвенции о правах ребенка;
- Устава школы.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
§ общеобразовательных дисциплин;
§ произведений искусства и кино;
§ традиционных российских религий;
§ периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
§ фольклора народов России;
§ истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
§ истории своей семьи;
§ жизненного опыта своих родителей и прародителей;
§ общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
§ других источников информации и научного знания.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В соответствии со стандартами приоритетные направления работы на 4 года начальной школы следующие:
§ патриотическое воспитание;
§ нравственно-этическое воспитание;
§ воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности;
§ воспитание основ здорового образа жизни;
§ экологическое воспитание;
§ эстетическое воспитание.
Патриотическое воспитание
Цель: формирование гражданских и патриотических качеств личности младших школьников.
Задачи:
§ воспитывать ценностное отношение к своей Родине, отечественному культурно-историческому наследию;
§ формировать элементарные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
§ помочь обрести опыт социальной и межкультурной коммуникации.
Формы работы:
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Нравственно-этическое воспитание
Цель: формирование начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Задачи:
§ помочь обрести нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
§ дать представление об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Формы работы:
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
Воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности
Цель: воспитание ценностного отношения к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества.
Задачи:
Формы работы:
в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Воспитание здорового образа жизни
Задачи:
§ воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
§ дать элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
§ помочь обрести первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Формы работы:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями.
Экологическое воспитание
Цель: формирование основ экологической культуры.
Задачи:
Формы работы:
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, совместно с родителями, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.).
Эстетическое воспитание
Задачи:
§ дать элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
§ помочь в обретении первоначального опыта эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
§ создать мотивацию к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Формы работы:
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, тематических выставок);
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
В воспитательной работе с учащимися организую разнообразные виды деятельности:
Ожидаемый результат реализации программы:
Подведение итогов реализации программы проводится путем:
§ организации выставок работ учащихся,
§ участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, концертах, соревнованиях школьного и муниципального уровня,
§ организации КТД,
§ тестирования и анкетирования учащихся,
§ открытых классных часов и открытых уроков,
§ организации КТД.
План воспитательной работы на 2014-2015 учебный год
1 Г класс
26 учащийся
15 девочек, 11 мальчиков
Цель: формирование классного коллектива через включение учащихся в различные виды деятельности приоритетных направлений.
Задачи:
· формировать элементарные представления о правах и обязанностях человека;
· помочь обрести нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· создать условия для самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
· помочь обрести первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
· провести мониторинг воспитательной системы в классе.
Направления |
Содержание работы |
Сентябрь |
|
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание. Работа с семьей |
Классный час «Урок МИРА» «Дружба начинается с улыбки» тематическая беседа «Веселый звонок» Праздник первоклассника
ПДД «Дорога в школу и домой» игровое занятие
Экскурсия во двор школы «Золотая Осень» Организация сотрудничества с театрами и музеями Операция «Контакт» Анкетирование, заполнение социального паспорта класса Педагогическая консультация «Стартовый уровень первоклассника» |
|
Октябрь |
патриотическое воспитание;
нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
«Город, устремленный в будущее» просмотр фрагментов фильма Участие в Декаде пожилых людей «» совместно с 5 классом
«Режим дня» Уроки здоровья Классные час «Дорожная мозаика» Экскурсия в Заельцовский парк Театр «Глобус» Беседа с родителями «Организация рабочего места» |
|
ноябрь |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
Посвящение в гимназисты «Разговор об очень важном» Беседа с элементами игры «День Именинника» КТД
«Конкурс физминуток»
«Экологическая ромашка» Классный час Посещение школьной библиотеки «Литературная гостиная» Родительское собрание «Адаптация первоклассников» |
|
декабрь |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
Экскурсия в Краеведческий музей Операция «Кормушка» «Самый умный» викторина по чтению Классный час
«В гостях у Мойдодыра» Уроки здоровья
Экскурсия во двор школы «Зимняя прогулка» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Новогодний калейдоскоп» Семейный праздник |
|
январь |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
«Российские традиции» Классный час «Неразлучные друзья» Игровое занятие Семейное творчество Конкурс поделок
«Разговор о правильном питании» Уроки здоровья
Проект «Мир вокруг нас» Классный час Выпуск «Первоклассной газеты» КТД День Семьи |
|
февраль |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
«Защитники Отечества» Классный час «Дом Дружбы» игровое занятие «Прощание с Азбукой» Праздник на параллели
«Здоровая улыбка» Уроки здоровья
Продолжение работы над проектом «Мир вокруг нас» Театр музыкальной комедии Родительское собрание «Учимся учиться в школе и дома» |
|
март |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
«Мы гимназией гордимся» Школьный музей «Задушевный разговор» Этическая беседа «Масленица» Народные традиции
«Как настроение» Уроки здоровья День ГО Презентация проекта «Мир вокруг нас» Поздравление к празднику 8 марта Классный час Операция «Контакт» |
|
апрель |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни;
экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
«Космос и человек» Классный час «Уроки общения» Практикум Проект «Азбука» «День именинника»
«Безопасность в школе» Уроки здоровья Конкурс физминуток «Здравствуй, первый листок!» КТД Театр «Сердце детям» Родительское собрание «Как научиться быть здоровым» |
|
май |
патриотическое воспитание; нравственно-этическое воспитание; воспитание трудолюбия, творческой и познавательной активности; воспитание основ здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание Работа с семьей |
«Салют, Победа!» КТД «Азбука вежливости» Классный час «Прощание с первым классом» Классный праздник
«Закаливание» Уроки здоровья
Экскурсия «Достопримечательности Новосибирска» Конкурс рисунков ко Дню Победы Педагогическая консультация «Итоги года» |
Кружок «Развитие познавательных способностей» 1 раз в неделю
Кружок «Мой Новосибирск» 1 раз в неделю
Проектная деятельность 1 раз в неделю
Индивидуальная работа с учащимися 2 ч в неделю
Консультации для родителей 1 раз в неделю
Индивидуальная деятельность:
РРабота по самообразованию: семинары для классных руководителей (в течение года), изучение методической литературы.
аРабота с документацией:
сдача планов ВР (сентябрь),
операция «Контакт» (сентябрь, март),
диагностика адаптации первоклассников (октябрь),
заполнение карты воспитанности (апрель – май),
диагностика межличностных отношений младших школьников (апрель),
составление отчета по воспитательной работе,
мониторинг воспитательной системы в классе (май).а по самообразованию
Литература:
1. Н. Ф. Дик. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Н. Ф. Дик Веселые классные часы и родительские собрания – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов н/Д: творческий центр «Учитель», 2000.
4. Л. С. Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников Владос-пресс, 2002.
5. М. А. Давыдова Оригинальные праздники в начальных классах. – М.: ТЦ сфера , 2005.
6. М. С. Коган Любимые детские праздники – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008.
7. В содружестве с родителями: Сборник. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
8. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
9. Л. В. Мищенкова Калейдоскоп увлекательных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.