Ковалева Марина Ивановна
Рабочая программа по математике «Занимательная математика»
(в соответствии с ФГОС) для 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» для 1 класса разработана на основе:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
· развивать математический образ мышления
Задачи:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· расширять математические знания в области многозначных чисел;
· содействовать умелому использованию символики;
· учить правильно применять математическую терминологию;
· развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
· уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы она проводилась в малой группе с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.
МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз 40 минут в 1 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2020 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1 класс - 1 часа в неделю, всего 33 часа (33 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
9ч. |
8ч. |
33ч. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Всего: 33 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО – 1ч.
«влево», «вправо», «вверх», «вниз»
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
ТАНГРАМ: ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА – 2ч.
Танграм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
ПУТЕШЕСТВИЕ ТОЧКИ – 1ч.
Алгоритм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
ИГРЫ С КУБИКАМИ – 3ч.
«влево», «вправо», «вверх», «вниз»
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЙКА – 1ч.
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
ПРАЗДНИК ЧИСЛА 10 – 1ч.
Шкала линейки,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
КОНСТРУИРОВАНИЕ МНОГОУГОЛЬНИКОВ ИЗ ДЕТАЛЕЙ ТАНГРАМАМ – 1ч.
Многоугольник,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» .
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЙ СЧЁТ» - 1ч.
«влево», «вправо», «вверх», «вниз»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20) Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРЫ – 2ч.
Треугольник, ромб, квадрат. Знакомство с треугольником. Выполнение постройки по собственному замыслу. Выполнение постройки по собственному замыслу.
ВЕСЁЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ – 1ч.
Геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – 3ч.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».
«СПИЧЕЧНЫЙ» КОНСТРУКТОР - 2ч.
Конструкция. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
ЗАДАЧИ-СМЕКАЛКИ – 1ч.
Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
ПРЯТКИ С ФИГУРАМИ – 1ч.
Заданная фигура. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ – 1ч.
Числовые головоломки
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ – 2ч.
«Математические головоломки», «Занимательные задачи». Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».
УГОЛКИ – 1ч.
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
ИГРА В МАГАЗИН – 1ч.
«Математические головоломки», «Занимательные задачи». Сложение и вычитание в пределах 20.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ФИГУР ИЗ ДЕТАЛЕЙ ТАНГРАМА – 1ч.
Фигуры с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Математическое путешествие.
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – 1ч.
Сложение и вычитание в пределах 20.
СЕКРЕТЫ ЗАДАЧ – 1ч.
Нестандартных задачи Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ – 3ч.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка,
изобразительное искусство.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
· Усвоение базовых знания по математике; её ключевые понятия.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения (плановая) |
Дата проведения (фактическая) |
|
1 |
Математика – это интересно |
1 |
|
|
|
2 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
|
|
|
3 |
Путешествие точки. |
1 |
|
|
|
4 |
Игры с кубиками. |
1 |
|
|
|
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 |
|
|
|
6 |
Волшебная линейка |
1 |
|
|
|
7 |
Праздник числа 10 |
1 |
|
|
|
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
1 |
|
|
|
9 |
Игра-соревнование «Веселый счёт» |
1 |
|
|
|
10 |
Игры с кубиками. |
1 |
|
|
|
11 |
ЛЕГО-конструкторы. |
1 |
|
|
|
12 |
ЛЕГО-конструкторы. |
1 |
|
|
|
13 |
Весёлая геометрия |
1 |
|
|
|
14 |
Математические игры |
1 |
|
|
|
15 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
|
|
|
16 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
|
|
|
17 |
Задачи-смекалки. |
1 |
|
|
|
18 |
Прятки с фигурами |
1 |
|
|
|
19 |
Математические игры |
1 |
|
|
|
20 |
Числовые головоломки |
1 |
|
|
|
21 |
Математическая карусель. |
1 |
|
|
|
22 |
Математическая карусель. |
1 |
|
|
|
23 |
Уголки |
1 |
|
|
|
24 |
Игра в магазин. |
1 |
|
|
|
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма |
1 |
|
|
|
26 |
Игры с кубиками. |
1 |
|
|
|
27 |
Математическое путешествие. |
1 |
|
|
|
28 |
Математические игры |
1 |
|
|
|
29 |
Секреты задач |
1 |
|
|
|
30 |
Математическая карусель. |
1 |
|
|
|
31 |
Числовые Головоломки |
1 |
|
|
|
32 |
Числовые Головоломки |
1 |
|
|
|
33 |
Числовые Головоломки |
1 |
|
|
|
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
4. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.
5. 6. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.
6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2005
12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
13. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.