Программа "Занимательная математика" 1 класс
Оценка 5

Программа "Занимательная математика" 1 класс

Оценка 5
docx
09.05.2021
Программа "Занимательная математика" 1 класс
Программа.docx

Ковалева Марина Ивановна

 

 

 

 

Рабочая  программа по математике «Занимательная математика»

(в соответствии с ФГОС) для 1 класса

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» для  1 класса разработана на основе:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

·         Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебные годы ОУ.

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

·         Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

 

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

 

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель:

 

·         развивать математический образ мышления

 

Задачи:

 

·         расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·         расширять математические знания в области многозначных чисел;

·         содействовать умелому использованию символики;

·         учить правильно применять математическую терминологию;

·         развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

·         уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

 

·         решение занимательных задач;

·         оформление математических газет;

·         участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·         знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·         проектная деятельность

·         самостоятельная работа;

·         работа в парах, в группах;

·         творческие работы

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

 

С каждым занятием задания усложняются.

Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы она проводилась в малой группе с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 

Программа создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

 

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.

МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз 40 минут в 1 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2020 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1 класс - 1 часа в неделю, всего 33 часа (33 учебных недель).

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

9ч.

7ч.

9ч.

8ч.

33ч.

 

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема

 

Количество часов

1.

2

 

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

 

20

21

22

 

Математика – это интересно.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Путешествие точки.

Игры с кубиками.    

Волшебная линейка.

 Праздник числа 10.

Конструирование многоугольников из деталей танграмам.

Игра-соревнование «веселый счёт».

Лего-конструкторы.

Весёлая геометрия.

Математические игры.

«Спичечный» конструктор.

Задачи-смекалки.

Прятки с фигурами.

Числовые головоломки.

Математическая карусель.

Уголки.

Игра в магазин.

Конструирование фигур из деталей танграма.

Математическое путешествие.

Секреты задач.

Числовые  головоломки.

 

1

 

2

1

3

1

1

 

1

1

2

1

3

2

1

1

1

2

1

1

 

1

1

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Всего:                                                                         33 ч.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО – 1ч.

«влево», «вправо», «вверх», «вниз»

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

 

ТАНГРАМ: ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА – 2ч.

Танграм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз»       Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ТОЧКИ – 1ч.

Алгоритм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз»    Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

 

ИГРЫ С КУБИКАМИ – 3ч.

«влево», «вправо», «вверх», «вниз»         

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

 

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЙКА – 1ч.

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

 

ПРАЗДНИК ЧИСЛА 10 – 1ч.

Шкала линейки,«влево», «вправо», «вверх», «вниз»      Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ МНОГОУГОЛЬНИКОВ ИЗ ДЕТАЛЕЙ ТАНГРАМАМ – 1ч.

Многоугольник,«влево», «вправо», «вверх», «вниз»     .

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

 

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЙ СЧЁТ» - 1ч.

«влево», «вправо», «вверх», «вниз»         

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20) Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

 

ЛЕГО-КОНСТРУКТОРЫ – 2ч.

Треугольник, ромб, квадрат. Знакомство с треугольником. Выполнение постройки по собственному замыслу. Выполнение постройки по собственному замыслу.

 

ВЕСЁЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ – 1ч.

Геометрия      Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – 3ч.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

 

«СПИЧЕЧНЫЙ» КОНСТРУКТОР  - 2ч.

Конструкция.  Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

 

ЗАДАЧИ-СМЕКАЛКИ – 1ч.

Задачи-смекалки.      Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

 

ПРЯТКИ С ФИГУРАМИ – 1ч.

Заданная фигура.      Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

 

ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ – 1ч.

Числовые       головоломки

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ – 2ч.

«Математические головоломки», «Занимательные задачи».  Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

 

УГОЛКИ – 1ч.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

 

ИГРА В МАГАЗИН – 1ч.

«Математические головоломки», «Занимательные задачи».     Сложение и вычитание в пределах 20.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ФИГУР ИЗ ДЕТАЛЕЙ ТАНГРАМА – 1ч.

Фигуры с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Математическое путешествие.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – 1ч.

Сложение и вычитание в пределах 20.

 

СЕКРЕТЫ ЗАДАЧ – 1ч.

Нестандартных задачи         Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

 

ЧИСЛОВЫЕ  ГОЛОВОЛОМКИ – 3ч.

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка,

изобразительное искусство.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

·         Усвоение базовых знания по математике; её ключевые понятия.

·         Овладения способами исследовательской деятельности.

·         Формирование творческого  мышления.

·         Способствование улучшения  качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1 КЛАСС

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

1

Математика – это интересно

1

 

 

2

Танграм: древняя    китайская

головоломка

1

 

 

3

Путешествие точки.

1

 

 

4

Игры с кубиками.

1

 

 

5

Танграм: древняя     китайская

головоломка.

1

 

 

6

Волшебная линейка

1

 

 

7

Праздник числа 10

1

 

 

8

Конструирование многоугольников

из деталей танграма

1

 

 

9

Игра-соревнование «Веселый счёт»

1

 

 

10

Игры с кубиками.

1

 

 

11

ЛЕГО-конструкторы.

1

 

 

12

ЛЕГО-конструкторы.

1

 

 

13

Весёлая геометрия

1

 

 

14

Математические игры

1

 

 

15

«Спичечный» конструктор

1

 

 

16

«Спичечный» конструктор

1

 

 

17

Задачи-смекалки.

1

 

 

18

Прятки с фигурами

1

 

 

19

Математические игры

1

 

 

20

Числовые головоломки

1

 

 

21

Математическая карусель.

1

 

 

22

Математическая карусель.

1

 

 

23

Уголки

1

 

 

24

Игра в магазин.

1

 

 

25

Конструирование фигур из деталей

танграма

1

 

 

26

Игры с кубиками.

1

 

 

27

Математическое путешествие.

1

 

 

28

Математические игры

1

 

 

29

Секреты задач

1

 

 

30

Математическая карусель.

1

 

 

 31

Числовые Головоломки

1

 

 

32

Числовые Головоломки

1

 

 

33

Числовые Головоломки

1

 

 

 

 

 

материально – техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса

 

 

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

4. Аменицкий Н.Н., Сахаров  И.П. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.

5. 6. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.

6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2005

12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

13. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

 

 

 

 

 

          


 

Ковалева Марина Ивановна

Ковалева Марина Ивановна

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации…

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации…

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

Алгоритм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз»

Алгоритм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ – 2ч. «Математические головоломки», «Занимательные задачи»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ – 2ч. «Математические головоломки», «Занимательные задачи»

Математика – это интересно 1 2

Математика – это интересно 1 2

Игнатьев Е.И. Математическая смекалка

Игнатьев Е.И. Математическая смекалка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2021