Программа "Занимательная математика" 2 класс
Оценка 5

Программа "Занимательная математика" 2 класс

Оценка 5
docx
09.05.2021
Программа "Занимательная математика" 2 класс
Программа.docx

Ковалева Марина Ивановна

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(в соответствии с ФГОС)

для 2 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» для  2 класса разработана на основе:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

·         Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

·         Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

 

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

 

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель:

 

·         развивать математический образ мышления

 

Задачи:

 

·         расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·         расширять математические знания в области многозначных чисел;

·         содействовать умелому использованию символики;

·         учить правильно применять математическую терминологию;

·         развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

·         уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

 

·         решение занимательных задач;

·         оформление математических газет;

·         участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·         знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·         проектная деятельность

·         самостоятельная работа;

·         работа в парах, в группах;

·         творческие работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

 

С каждым занятием задания усложняются.

Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы она проводилась в малой группе с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 

Программа создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

 

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.

 

 

 

МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2017 год. 2 класс - 1 часа в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

9ч.

7ч.

10ч.

8ч.

34ч.

 

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка,

изобразительное искусство.

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

·         Усвоение базовых знания по математике; её ключевые понятия.

·         Овладения способами исследовательской деятельности.

·         Формирование творческого  мышления.

·         Способствование улучшения  качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 2-м классе является формирование следующих умений:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование  тем

Часы учебного времени

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

3

2

Форма организации обучения — математические игры:

6

3

Геометрическая мозаика

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

1

«Удивительная снежинка»

1

6.09

6.09

2

Крестики-нолики

1

13.09

13.09

3

Математические игры

1

20.09

20.09

4

Прятки с фигурами

1

27.09

27.09

5

Секреты задач

1

4.10

4.10

6

«Спичечный» конструктор

2

11.10,

 18.10

11.10,

18.10

7

Геометрический калейдоскоп

1

25.10

25.10

8

Числовые головоломки

1

8.11

8.11

9

«Шаг в будущее»

1

15.11

15.11

10

Геометрия вокруг нас

1

22.11

22.11

11

Путешествие точки

1

29.11

29.11

12

«Шаг в будущее»

1

6.12

6.12

13

Тайны окружности

1

13.12

13.12

14

Математическое путешествие

1

20.12

20.12

15

«Новогодний серпантин»

2

27.12

17.01

27.12

17.01

16

Математические игры

1

24.01

24.01

17

«Часы нас будят по утрам»

1

31.01

31.01

18

Геометрический калейдоскоп

1

07.02

07.02

19

Головоломки

1

14.02

14.02

20

Секреты задач

1

21.02

21.02

21

«Что скрывает сорока?»

1

28.02

28.02

22

Интеллектуальная разминка

1

07.03

07.03

23

Интеллектуальная разминка

1

14.03

14.03

24

Дважды два — четыре

2

21.03

04.04

21.03

04.04

25

В царстве смекалки

2

11.04

18.04

11.04

18.04

26

Математическая эстафета

1

25.04

25.04

27

Составь квадрат

1

02.05

02.05

28

Мир занимательных задач

1

16.05

16.05

29

Математические фокусы

1

23.05

23.05

30

Интеллектуальная разминка

1

30.05

30.05

 

Всего:

34

 

 

 

 

 

 

 

материально – техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса

 

 

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

4. Аменицкий Н.Н., Сахаров  И.П. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.

5. 6. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.

6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2005

12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

13. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

 

 

 

 

 

          


 

Ковалева Марина Ивановна

Ковалева Марина Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» для 2 класса разработана на основе: ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» для 2 класса разработана на основе: ·

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель: · развивать математический образ мышления

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель: · развивать математический образ мышления

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на 4 года

Программа рассчитана на 4 года

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 2-м классе является формирование следующих умений: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать…

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» в 2-м классе является формирование следующих умений: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать…

Наименование тем Часы учебного времени 1

Наименование тем Часы учебного времени 1

Числа. Арифметические действия

Числа. Арифметические действия

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС № п/п

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС № п/п

Агаркова Н. В. Нескучная математика

Агаркова Н. В. Нескучная математика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2021